Потенциал вуза – в развитие регионаПравительство и Совет ректоров вузов Самарской области объединили усилия для повышения статуса региона и его экспортного потенциала. О деятельности по достижению этой цели рассказывает ректор Самарского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук Дмитрий ЖЕЛЕЗНОВ. Просмотров: 102
Самарский государственный университет путей сообщения с успехом решает проблемы инновационного развития областиПравительство и Совет ректоров вузов Самарской области объединили усилия для повышения статуса региона и его экспортного потенциала. О деятельности по достижению этой цели рассказывает ректор Самарского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук Дмитрий ЖЕЛЕЗНОВ. ВКЛАД высшего образования в комплексные стратегии развития регионов способствует становлению региональных инновационных экономик, основу которых составляет знание. Просматривается несколько перспективных направлений интеграции потенциала вуза в социально-экономическое развитие региона: через научно-исследовательскую деятельность, инновации и использование новых технологий и через образование и формирование человеческих ресурсов. Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) – самый молодой государственный вуз региона, единственный из вузов Приволжского федерального округа по комплексной подготовке специалистов для железнодорожного транспорта. Профильная транспортная направленность СамГУПС определила содержание деятельности вуза, в том числе специфику основных образовательных программ, характер научных исследований и поствузовского образования. Несмотря на свою специфику, университет с успехом решает проблемы инновационного развития Самарской области, участвуя в решении многих социально-экономических задач, в том числе путем создания позитивного имиджа региона. В частности, СамГУПС принимает активное участие в международных программах. С 2005 года реализуется программа Европейского Союза TEMPUS, направленная на содействие развитию систем высшего образования в странах-партнерах, и университет участвует в программе академической мобильности Erasmus Mundus. На основе эффективного многолетнего договора с Дрезденским университетом ежегодно осуществляется международный обмен студентами, аспирантами и преподавателями. Студенты и аспиранты СамГУПС – частые гости в Казахстанском университете информационных и телекоммуникационных систем: с 2008 года входит в состав Западно-Казахстанского инженерно-гуманитарного университета. В университете успешно функционирует лингвистический центр, который оказывает услуги по обучению иностранным языкам – в формате краткосрочных и долгосрочных курсов, а также реализует программу «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Эти программы находят отклик не только у студентов, но и жителей Самарского региона, в том числе у работников Куйбышевской железной дороги. В сентябре 2014 года СамГУПС подписал международный меморандум о сотрудничестве с Кембриджским университетом, в рамках которого началась подготовка самарского вуза к международному сертификационному экзамену по английскому языку по модели университета-партнера. Вуз активно участвует в разработке различных программ развития региона. Так, группа ученых СамГУПС принимала участие в разработке раздела, касающегося развития транспорта, Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года. Профессорско-преподавательский состав участвует в ежегодном Самарском межрегиональном экономическом форуме «Кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики» в рамках сессии, посвященной образовательным инициативам. В настоящее время в университете ведутся работы по разработке областных программ развития пассажирского транспорта и транспортно-логистической системы до 2030 года. В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, одним из городов-организаторов которого является Самара, вуз участвует в разработке и реализации программ интермодальных перевозок на маршруте Самара – аэропорт Курумоч – Тольятти и «Городская электричка». В области научно-исследовательских работ ученые СамГУПС во взаимодействии с регионом завершили разработку модели монорельсового транспорта. Многие разработки нашли успешное применение на предприятиях области: «Автоматизированная система автономного электропитания космических летательных аппаратов» – на РКЦ «Прогресс», «Интеллектуальная система автоматизации процесса растяжения проката» – на Самарском металлургическом заводе. По заказу дорожных предприятий выполнены обширные исследования, касающиеся воздействия на экологию вредных выбросов транспорта, и другие. В университете функционирует отраслевой центр обеспечения транспортной безопасности, на уникальном оборудовании которого проходят тренинговые занятия сотрудников Куйбышевской железной дороги и Самарского метрополитена. Почти сорок лет в вузе работают самые крупные по численности в Самарской области студенческие отряды – строительные, педагогические, помощников машинистов, проводников пассажирских вагонов. Неслучайно, в октябре 2014 года на базе СамГУПС прошел Всероссийский слет бойцов студенческих отрядов «Студенческие отряды транспортной отрасли – взгляд в будущее». Почетными гостями форума стали министр транспорта РФ М.Ю. Соколов и губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин. В своем выступлении министр транспорта отметил, что стройотряды, кроме работ на объектах всероссийских строек – БАМ-2 и космодром «Восточный», будут задействованы на строительстве новых объектов транспортной инфраструктуры Самарского региона – Фрунзенского моста и моста через Волгу в Ставропольском районе, а также строительстве стадиона к чемпионату мира по футболу.
В РАМКАХ комплексных научных проектов СамГУПС проводит инновационные исследования по таким актуальным направлениям, как алюмоводородная энергетика и газомоторное топливо, газотурбинные технологии, инновационный подвижной состав, энергосбережение и энергетическая эффективность, транспортная безопасность, высокоскоростная пассажирская транспортная система, монорельсовый эстакадный транспорт, логистический анализ развития региона, организация движения железнодорожного транспорта. Инновационные разработки ученых вуза, направленные на снижение затрат, увеличение экономической эффективности, повышение экологической безопасности, востребованы различными отраслями промышленности, в том числе транспортной системой. В частности, разработанная доктором экономических наук, профессором В.Т. Воловым фрактально-кластерная теория ресурсораспределения в сложных технико-экономических системах и созданная на ее базе технология управления эффективностью использования ресурсов в микро-, мезо- и макроэкономических системах была опробована в финансовых системах предприятий компании «РЖД». Также для использования этим холдингом предложен инновационный способ укладки рельсовых плетей бесстыкового пути, обеспечивающий его устойчивость и повышающий безопасность движения (автор разработки – кандидат технических наук, профессор Г.Г. Жулев). В настоящее время совместно с ОАО «Самараэкотранс» разрабатывается система подвесного монорельсового транспорта. АКТИВНОЕ участие в разработке и реализации всех научно-инновационных проектов университета принимают молодые ученые. Так, совместно с учеными-наставниками в рамках проекта «Алюмоводородная энергетика» молодые исследователи занимаются получением водорода гидролизом алюминия в водных средах. Такого рода технологии способствуют снижению уровня монополизма углеродной энергетики. Над новыми видами топлива ведется работа и в рамках проекта «Газотурбинные технологии и газомоторное топливо» – предлагается создавать топливо для тепловозной тяги на основе пропана, метана, сжиженного и компримированного природного газа. Такое топливо экологично и экономично, его применение позволит снизить удельный расход топлива и уменьшить вредные выбросы в атмосферу. В проекте «Вагоны из композиционных материалов» ведется работа над снижением энергетических затрат при эксплуатации пассажирских и рефрижераторных вагонов. С помощью нанотехнологий создаются ограждающие конструкции кузова вагонов и стенок контейнеров, которые значительно уменьшают коэффициент теплопередачи вагонов. Активно ведутся исследования по таким направлениям, как инновационные технологии для повышения эффективности строительства, эксплуатации и безопасности транспортных систем; информационные технологии проектирования и исследования элементов транспортных систем; новая техника и технологии транспортного машиностроения; высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт. Для повышения привлекательности инновационной деятельности в молодежной среде на базе университета ежегодно проводится региональный молодежный форум «Инновационные технологии повышения эффективности транспортных систем». В его работе принимают участие студенты, аспиранты, магистранты, докторанты, участвующие в разработках, исследованиях, проектировании и реализации научно-инновационных решений для повышения эффективности транспортных систем. Результаты работы молодых исследователей представляются на многочисленных конкурсах инновационных проектов. Среди наиболее значимых конкурсы грантов ОАО «РЖД» для молодых ученых, для студентов – на разработку выпускных квалификационных работ по темам, определяемым компанией, конкурсы «Новое звено», «Молодые ученые – транспортной отрасли», «Транспортная стратегия России», Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» по транспортной проблематике. Молодые ученые СамГУПС неоднократно становились победителями этих конкурсов и получали финансовую поддержку для проведения дальнейших научных исследований. Ежегодно в университете проводится конкурс грантов на выполнение научных работ, в котором принимают участие все категории исследователей. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|