Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования

Особое внимание федерального центра уделяется сегодня развитию и диверсификации экспортной деятельности российских регионов. В частности, приоритетное направление стратегического развития РФ «Международная кооперация и экспорт» предусматривает рост экспорта услуг не менее чем на 20% в 2018 году и не менее чем в 2 раза в 2025 году. Эта задача имеет особую актуальность для Псковской области, где сфера услуг занимает весомую долю в общей структуре экспорта.

Просмотров: 72

Материал опубликован в журнале №107 от 26.11.2018.

МАХОТАЕВА Марина Юрьевна

 врио ректора Псковского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.

Особое внимание федерального центра уделяется сегодня развитию и диверсификации экспортной деятельности российских регионов. В частности, приоритетное направление стратегического развития РФ «Международная кооперация и экспорт» предусматривает рост экспорта услуг не менее чем на 20% в 2018 году и не менее чем в 2 раза в 2025 году. Эта задача имеет особую актуальность для Псковской области, где сфера услуг занимает весомую долю в общей структуре экспорта.

ПСКОВСКИЙ государственный университет в 2017 году выступил основным разработчиком областной экспортной стратегии, предполагающей развитие регионального потенциала по трем направлениям:

– интенсивный рост (развитие рынков и экспортной товарной корзины);

– интеграционный рост (интеграция и кооперация с посредниками, конкурентами или поставщиками);

– диверсификационный рост (кардинальные изменения в экспортной политике региона).

В рамках диверсификации экспортного потенциала Псковской области предложено развитие экспорта услуг, а именно: образовательных, туристских и транспортно-логистических.

Одной из приоритетных задач стратегии является усиление экспортной деятельности в сфере образования – как высшего, так и дополнительного. В результате предполагается увеличить:

– количество иностранных студентов – в 3,2 раза;

– доходы от экспорта образования – в 5,3 раза;

– число иностранных школьников, обучившихся по программам дополнительного образования, – в 2 раза;

– количество иностранных слушателей онлайн-курсов – в 3,5 раза.

Потребителями экспортных образовательных услуг выступают студенты зарубежных вузов-партнеров, обучающиеся по обмену в базовом университете; слушатели дополнительных образовательных программ для иностранных граждан; участники программ образовательного туризма (летние школы, ознакомительные поездки и пр.); иностранные студенты, обучающие в базовом вузе на полном сроке обучения (по форме обучение – очное или заочное, по уровню образования – бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Для реализации поставленной задачи предусмотрен отдельный раздел «Развитие экспортного потенциала системы образования Псковской области», включающий следующие инструменты.

1. Продвижение российских программ дополнительного образования для иностранных обучающихся, включая детей школьного возраста, в регионе Балтийского моря.

2. Продвижение заочных и дистанционных образовательных программ высшего образования в регионе Балтийского моря.

3. Реализация совместных образовательных программ на базе Псковского государственного университета в сотрудничестве с зарубежными вузами по направлениям подготовки в рамках приоритетных экспортных отраслей.

4. Развитие электронной интернационализации системы образования Псковской области для повышения узнаваемости в глобальном пространстве.

5. Оптимизация условий пребывания иностранных обучающихся на территории субъекта Российской Федерации.

6. Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб региональных образовательных организаций, а также оказания методической поддержки имплементации приоритетного проекта.

ОСНОВНОЙ оператор по реализации вышеуказанных мероприятий – Псковский государственный университет. Вуз имеет значительный опыт развития экспортной деятельности, которая связана не только с физическим увеличением количества иностранных студентов и доходов от экспорта, но и с необходимостью адаптации внутренней среды и управленческих процессов к требованиям интернационализации.

Как начинали?

  •  2011 год – создание университета и управления международной деятельности.
  •  Международная деятельность централизована.
  •  43 иностранных студента, 9 стран мира.
  •  Этап рефлексии: куда двигаться и зачем?

Как развивались?

  •  Резкий рост количества иностранных обучающихся и динамики приема.
  •  Необходимость быстрой адаптации университетской среды к потребностям иностранных обучающихся.
  •  Ежегодное изменение управленческих процессов, связанных с обслуживанием международной деятельности.
  •  Переход от централизации к децентрализации.
  •  Этап самосознания: интернационализация – это состояние университета, а не отдельный процесс.

Чего достигли?

  •  Увеличили число иностранных студентов и слушателей до 1300 человек из 46 стран мира.
  •  Поднялись в национальном рейтинге университетов в блоке оценки «Интернационализация» со 191-го на 45-е место.
  •  Увеличили доходы от обучения иностранных граждан.

Совокупный эффект от экспорта образовательных услуг для Псковской области составил в 2018 году 140 млн. рублей, включая ежемесячные средние расходы иностранного студента на проживание.

 

В СФЕРЕ внешнеэкономической деятельности коллектив Псковского государственного университета столкнулся с рядом сложностей и барьеров.

1. Проблемы внутренней интернационализации:

– адаптация университетской инфраструктуры (таблички на иностранных языках, национальные блюда в университетских столовых, учебная литература на иностранных языках и прочее);

– адаптация организационной структуры университета к требованиям, связанным с работой с иностранными обучающимися, а также повышение квалификации научно-педагогического и административно-управленческого персонала;

– формирование локальной нормативной базы, регламентирующей отдельные процессы работы с иностранными обучающимися, а также взаимодействие структурных подразделений в рамках этого направления.

2. Проблемы внешней интернационализации:

– для развития экспорта образовательных услуг и увеличения количества иностранных обучающихся требовалось качественное участие вуза в выставках, что, в свою очередь, требовало определенной квалификации сотрудников в плане позиционирования вуза в зарубежном пространстве;

– для повышения качества иностранных студентов и рекрутинга на программы магистратуры и аспирантуры требовалась активная позиция ученых и руководителей образовательных программ, что проявилось в активном участии в конгрессных мероприятиях за рубежом и позиционировании научного потенциала вуза;

– для облегчения интернационализации городской среды (что особенно актуально для региональных вузов, где, в сравнении с федеральными центрами, жители региона менее гибко реагируют на резкое увеличение количества иностранных граждан) требовалось развитие отношений и поддержка городского интернационального сообщества;

– для повышения качества отбора иностранных поступающих требовалось развивать отношения с зарубежными школами и вузами (проведение олимпиад, конкурсов, конференций), а также нельзя недооценивать значение межвузовского сотрудничества для рекрутинга иностранных студентов на программы магистратуры и аспирантуры.

3. Проблемы электронной интернационализации:

– адаптация содержания и языка сайта к потребностям различных групп иностранных граждан;

– активная и системная работа в социальных сетях по осуществлению коммуникаций с иностранными поступающими и обучающимися;

– активное присутствие вуза в интернет-пространстве (начиная от позиции на различных образовательных порталах, заканчивая паблисити).

В процессе преодоления этого комплекса проблем сформировались лучшие практики.

Стратегия интернационализации 2014-2020. Успех реализации каждого этапа интернационализации определяется наличием общей стратегии и системных мер по реализации мероприятий, признанием интернационализации в качестве одной из миссий университета, а также однозначной позицией руководства вуза в отношении приоритетности международной деятельности.

Страны – стратегические партнеры и план действий по каждой стране. Для небольшого игрока мирового образовательного рынка эффективнее применять стратегии концентрированного маркетинга, а не продавать все услуги на все рынки.

Работа с диаспорами. Интеграция с партнерами внутри страны и за ее пределами позволяет повысить уровень лояльности потенциальных клиентов и доверие к вузу.

Создание благоприятной среды для иностранных обучающихся. Преобразование системы управления университетом относительно работы с иност­ранными студентами невозможно рассматривать в отрыве от процесса интернационализации в целом.

Электронная интернационализация и международный маркетинг. Если вуза нет в сети интернет, он не существует для абитуриента.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: опорный университет, ао-107, опорный вуз, вуз, псковская область

Похожие материалы:
Формирование сети опорных университетов
Опорные университеты: от объединения к развитию
От маркшейдеров до переводчиков: современные кадры для ведущих отраслей
Качественная подготовка специалистов в Приморском политехническом колледже
Региональный хаб новых компетенций
МООК в Тюменском индустриальном университете: проектирование, создание, внедрение
Эффективная реализация инновационных образовательных проектов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В «Сколково» пройдет восьмой форум «Открытые инновации»
МОСКВА, 7 октября 2019 года. — С 21 по 23 октября в Технопарке «Сколково» состоится VIII...
III Уфимский международный салон образования
С 6 по 9 ноября в г. Уфа Республики Башкортостан на площадке ВК «ВДНХ-ЭКСПО» состоится III...
В «Сколково» обсудят будущее медицины
МОСКВА, 4 октября 2019 года. —Цифровизация здравоохранения и внедрение инноваций в области...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#101Тобольский медицинский колледж отметил 140-летие
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
#106Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
#101Медицинский колледж Управделами Президента РФ готовит конкурентоспособных специалистов
#103Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ