Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образованияОсобое внимание федерального центра уделяется сегодня развитию и диверсификации экспортной деятельности российских регионов. В частности, приоритетное направление стратегического развития РФ «Международная кооперация и экспорт» предусматривает рост экспорта услуг не менее чем на 20% в 2018 году и не менее чем в 2 раза в 2025 году. Эта задача имеет особую актуальность для Псковской области, где сфера услуг занимает весомую долю в общей структуре экспорта. Просмотров: 224
Материал опубликован в журнале №107 от 26.11.2018.
Особое внимание федерального центра уделяется сегодня развитию и диверсификации экспортной деятельности российских регионов. В частности, приоритетное направление стратегического развития РФ «Международная кооперация и экспорт» предусматривает рост экспорта услуг не менее чем на 20% в 2018 году и не менее чем в 2 раза в 2025 году. Эта задача имеет особую актуальность для Псковской области, где сфера услуг занимает весомую долю в общей структуре экспорта. ПСКОВСКИЙ государственный университет в 2017 году выступил основным разработчиком областной экспортной стратегии, предполагающей развитие регионального потенциала по трем направлениям: – интенсивный рост (развитие рынков и экспортной товарной корзины); – интеграционный рост (интеграция и кооперация с посредниками, конкурентами или поставщиками); – диверсификационный рост (кардинальные изменения в экспортной политике региона). В рамках диверсификации экспортного потенциала Псковской области предложено развитие экспорта услуг, а именно: образовательных, туристских и транспортно-логистических. Одной из приоритетных задач стратегии является усиление экспортной деятельности в сфере образования – как высшего, так и дополнительного. В результате предполагается увеличить: – количество иностранных студентов – в 3,2 раза; – доходы от экспорта образования – в 5,3 раза; – число иностранных школьников, обучившихся по программам дополнительного образования, – в 2 раза; – количество иностранных слушателей онлайн-курсов – в 3,5 раза. Потребителями экспортных образовательных услуг выступают студенты зарубежных вузов-партнеров, обучающиеся по обмену в базовом университете; слушатели дополнительных образовательных программ для иностранных граждан; участники программ образовательного туризма (летние школы, ознакомительные поездки и пр.); иностранные студенты, обучающие в базовом вузе на полном сроке обучения (по форме обучение – очное или заочное, по уровню образования – бакалавриат, магистратура, аспирантура). Для реализации поставленной задачи предусмотрен отдельный раздел «Развитие экспортного потенциала системы образования Псковской области», включающий следующие инструменты. 1. Продвижение российских программ дополнительного образования для иностранных обучающихся, включая детей школьного возраста, в регионе Балтийского моря. 2. Продвижение заочных и дистанционных образовательных программ высшего образования в регионе Балтийского моря. 3. Реализация совместных образовательных программ на базе Псковского государственного университета в сотрудничестве с зарубежными вузами по направлениям подготовки в рамках приоритетных экспортных отраслей. 4. Развитие электронной интернационализации системы образования Псковской области для повышения узнаваемости в глобальном пространстве. 5. Оптимизация условий пребывания иностранных обучающихся на территории субъекта Российской Федерации. 6. Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб региональных образовательных организаций, а также оказания методической поддержки имплементации приоритетного проекта. ОСНОВНОЙ оператор по реализации вышеуказанных мероприятий – Псковский государственный университет. Вуз имеет значительный опыт развития экспортной деятельности, которая связана не только с физическим увеличением количества иностранных студентов и доходов от экспорта, но и с необходимостью адаптации внутренней среды и управленческих процессов к требованиям интернационализации. Как начинали?
Как развивались?
Чего достигли?
Совокупный эффект от экспорта образовательных услуг для Псковской области составил в 2018 году 140 млн. рублей, включая ежемесячные средние расходы иностранного студента на проживание.
В СФЕРЕ внешнеэкономической деятельности коллектив Псковского государственного университета столкнулся с рядом сложностей и барьеров. 1. Проблемы внутренней интернационализации: – адаптация университетской инфраструктуры (таблички на иностранных языках, национальные блюда в университетских столовых, учебная литература на иностранных языках и прочее); – адаптация организационной структуры университета к требованиям, связанным с работой с иностранными обучающимися, а также повышение квалификации научно-педагогического и административно-управленческого персонала; – формирование локальной нормативной базы, регламентирующей отдельные процессы работы с иностранными обучающимися, а также взаимодействие структурных подразделений в рамках этого направления. 2. Проблемы внешней интернационализации: – для развития экспорта образовательных услуг и увеличения количества иностранных обучающихся требовалось качественное участие вуза в выставках, что, в свою очередь, требовало определенной квалификации сотрудников в плане позиционирования вуза в зарубежном пространстве; – для повышения качества иностранных студентов и рекрутинга на программы магистратуры и аспирантуры требовалась активная позиция ученых и руководителей образовательных программ, что проявилось в активном участии в конгрессных мероприятиях за рубежом и позиционировании научного потенциала вуза; – для облегчения интернационализации городской среды (что особенно актуально для региональных вузов, где, в сравнении с федеральными центрами, жители региона менее гибко реагируют на резкое увеличение количества иностранных граждан) требовалось развитие отношений и поддержка городского интернационального сообщества; – для повышения качества отбора иностранных поступающих требовалось развивать отношения с зарубежными школами и вузами (проведение олимпиад, конкурсов, конференций), а также нельзя недооценивать значение межвузовского сотрудничества для рекрутинга иностранных студентов на программы магистратуры и аспирантуры. 3. Проблемы электронной интернационализации: – адаптация содержания и языка сайта к потребностям различных групп иностранных граждан; – активная и системная работа в социальных сетях по осуществлению коммуникаций с иностранными поступающими и обучающимися; – активное присутствие вуза в интернет-пространстве (начиная от позиции на различных образовательных порталах, заканчивая паблисити). В процессе преодоления этого комплекса проблем сформировались лучшие практики. Стратегия интернационализации 2014-2020. Успех реализации каждого этапа интернационализации определяется наличием общей стратегии и системных мер по реализации мероприятий, признанием интернационализации в качестве одной из миссий университета, а также однозначной позицией руководства вуза в отношении приоритетности международной деятельности. Страны – стратегические партнеры и план действий по каждой стране. Для небольшого игрока мирового образовательного рынка эффективнее применять стратегии концентрированного маркетинга, а не продавать все услуги на все рынки. Работа с диаспорами. Интеграция с партнерами внутри страны и за ее пределами позволяет повысить уровень лояльности потенциальных клиентов и доверие к вузу. Создание благоприятной среды для иностранных обучающихся. Преобразование системы управления университетом относительно работы с иностранными студентами невозможно рассматривать в отрыве от процесса интернационализации в целом. Электронная интернационализация и международный маркетинг. Если вуза нет в сети интернет, он не существует для абитуриента. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|