Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

МООК в Тюменском индустриальном университете: проектирование, создание, внедрение

В 2016 году Тюменский индустриальный университет стал опорным инженерным вузом. В программном перечне стратегических направлений развития опорного вуза значится и создание современных цифровых продуктов, в том числе – массовых открытых онлайн-курсов (МООК). ТИУ выполняет взятые на себя обязательства, полагая в числе ближайших приоритетов – адаптацию и активное внедрение созданных МООК в университетскую систему дополнительного образования и переподготовки кадров.

Просмотров: 16

Материал опубликован в журнале №111 от 26.04.2019.

Лаборатория производства МООК ТИУ.

  В 2016 году Тюменский индустриальный университет стал опорным инженерным вузом. В программном перечне стратегических направлений развития опорного вуза значится и создание современных цифровых продуктов, в том числе – массовых открытых онлайн-курсов (МООК). ТИУ выполняет взятые на себя обязательства, полагая в числе ближайших приоритетов – адаптацию и активное внедрение созданных МООК в университетскую систему дополнительного образования и переподготовки кадров.

АХМАДУЛИН Руслан Камильевич – начальник отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Института дополнительного и дистанционного образования Тюменского индустриального университета, кандидат технических наук, доцент.

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии играют важную роль в жизни образовательных организаций. Одни из них предусмотрены для автоматизации процесса администрирования учебной деятельности, другие – обеспечивают информационное сопровождение или предназначены для повышения качества непосредственно образовательного процесса.

Тюменский индустриальный университет (ТИУ), шагая в ногу со временем, активно внедряет новые технологии во все сферы своей деятельности. Особое внимание уделяется разработке и внедрению в учебный процесс современных электронных образовательных ресурсов. О некоторых направлениях этой работы уже рассказывалось ранее (см. «АО», №№ 77, 89), в настоящей статье – о вопросах совершенствования учебного процесса за счёт внедрения в него массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и перспективах реализации на их основе дополнительных образовательных программ в формате дистанционного обучения.

 ПЕРВЫЕ массовые открытые онлайн-курсы в ТИУ были созданы в 2017 году. Университет поставил цель – создать для всех обучающихся наглядные и понятные МООК по основным дисциплинам. Так появились курсы «Отечественная история», «Информатика», «Математика» (3 части), «Физика» (2 части), ставшие для слушателей, помимо прочего, удобным инструментом для организации самостоятельной работы по каждому изучаемому предмету, по каждой конкретной теме. У самого же вуза появилась возможность отладить процесс разработки МООК, что на первом этапе развития новой технологии было важно. В итоге уже в 2018 году Тюменским индустриальным университетом был взят курс на разработку МООК по профильным для ТИУ дисциплинам. Во многом это был уникальный труд, поскольку по ряду дисциплин аналогов, разработанных другими российскими вузами, на национальной платформе открытого образования на тот момент не существовало. Так были созданы онлайн-курсы «Техника и технологии бурения морских скважин», «Основы нефтегазопромыслового дела», «Неразрушающий контроль в строительстве», «Капитальный ремонт скважин» и другие.

 МАССОВЫЕ открытые онлайн-курсы, производимые в Тюменском индустриальном университете, от момента утверждения темы до момента их использования обучающимися проходят три укрупнённых этапа: 1) проектирование онлайн-курса, 2) создание, 3) внедрение.

На первом этапе задачей авторского коллектива и специалистов вуза в области разработки МООК является проектирование онлайн-курса, отвечающего требованиям цифровизации образовательного контента и современным потребностям общества. Формируется структура курса, распределяется нагрузка между различными форматами представления материала, определяются виды контрольно-измерительных материалов. Готовятся стандартные пакеты документов – в частности, педагогический сценарий курса или сценарии видеолекций, – в соответствии с которыми осуществляется создание курса.

Далее задачей команды является разработка качественных и понятных для обучающихся элементов онлайн-курса с применением современных цифровых технологий. К таким элементам могут относиться:

– видеолекции, когда современная, оснащённая всем необходимым оборудованием для видеосъёмок лаборатория снимает их как в традиционном студийном формате, так и на профильных предприятиях или в полевых условиях с необходимыми вставками интервью и/или пояснениями от ведущих специалистов в предметной области, динамических 3D-моделей;

– презентации;

– контрольно-измерительные материалы;

– виртуальные лабораторные работы, позволяющие обучающимся выработать практические навыки путём выполнения практических задач на виртуальных моделях реальных объектов.

На третьем этапе – внедрения – задачей команды является объединение всех элементов курса в один готовый продукт, его размещение на платформе открытого образования ТИУ и обеспечение доступа к нему для всех желающих.

Наличие собственной платформы открытого образования Тюменского индустриального университета позволяет специалистам вуза, с одной стороны, запускать собственные онлайн-курсы как в тестовом, так и рабочем режимах в любые сроки и любом формате (массовом, когортном, по запросу), а с другой – получить доступ к онлайн-курсам всем желающим, независимо от того, являются ли они студентами университета.

Итоговая аттестация для студентов ТИУ проводится в специализированных аудиториях, для сторонних слушателей курса возможна сдача теста с видеотрансляцией процесса. По итогам обучения система выдаёт электронный сертификат с QR-кодом, с помощью которого можно быстро получить подтверждение результатов из самой платформы.

 РАЗРАБОТАНЫ и внедрены в учебный процесс Тюменским индустриальным университетом, по состоянию на май 2019 года, 12 МООК, а обучение с их использованием проходят около 1,5 тыс. студентов в течение каждого семестра. Ещё 6 онлайн-курсов находятся на этапе создания и планируются к запуску в сентябре этого года.

Перспективным направлением развития для вуза является адаптация разрабатываемых онлайн-курсов для программ дополнительного образования. Такое решение особо актуально с учётом развития непрерывного образования для всех категорий граждан.Платформа открытого образования ТИУ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-111, опорный вуз, тюменский индустриальный университет, опорный университет, тюменская область, инженерное образование

Похожие материалы:
Проект «Политехническая школа Тюменской области»
Современное инженерное образование: проблемы модернизации
От маркшейдеров до переводчиков: современные кадры для ведущих отраслей
Ольга Васильева: «Опорные университеты — центры создания инноваций»
Менталитет профессуры и инновации в инженерном образовании
Проект развития Тюменского индустриального университета
Региональный хаб новых компетенций
Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#100Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
#109Воспитывая достойные кадры для республики и страны
#104Дайджест № 104 «Аккредитация в образовании»
#100Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний