Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»

О рейтингах журнал «Аккредитация в образовании» писал неоднократно. Это относительно новый инструмент оценки качества, появившийся лет двадцать назад. Сегодня в мире насчитывается более 100 рейтингов, официально признанных Международной экспертной группой по ранжированию (IREG). Почему рейтингование в России переживает бум? Какие рейтинги традиционно составляются по итогам этапов проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», и какой был составлен впервые? На эти и другие вопросы «АО» ответили директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации Владимир Наводнов и специалист отдела по работе с экспертами Нацаккредцентра Ольга Рыжакова.

Просмотров: 225

Материал опубликован в журнале №107 от 26.11.2018.

НАВОДНОВ Владимир Григорьевич – директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, доктор технических наук, профессор.
РЫЖАКОВА Ольга Евгеньевна – специалист отдела по работе с экспертами Национального центра профессионально-общественной аккредитации.

О рейтингах журнал «Аккредитация в образовании» писал неоднократно [1]. Это относительно новый инструмент оценки качества, появившийся лет двадцать назад. Сегодня в мире насчитывается более 100 рейтингов, официально признанных Международной экспертной группой по ранжированию (IREG). Почему рейтингование в России переживает бум? Какие рейтинги традиционно составляются по итогам этапов проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», и какой был составлен впервые?

На эти и другие вопросы «АО» ответили директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации Владимир НАВОДНОВ и специалист отдела по работе с экспертами Нацаккредцентра Ольга РЫЖАКОВА.

 

 

– Владимир Григорьевич, можно ли сказать, что рейтингование в России по-прежнему переживает бум?

– Думаю, можно. Да и не только в России. Тенденция эта международная. Должен сказать, что особый интерес к рейтингам возник у нас в стране после издания майских указов президента. Поставленная задача по вхождению как минимум пяти российским вузам в топ-100 мировых рейтингов стимулировала активную работу в этом направлении. Появился проект по повышению конкуренто­способности университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5-100», и 21 вуз включился в его реализацию.

В 2017-2018 учебном году в вузах России реализовывались 23167 образовательных программ, из них лучшими признаны 3682 (15,89%). В динамике общее количество реализующихся образовательных программ, признанных лучшими, растет (см. рис. 1), хотя общее число реализующихся в стране в целом упало. Программ становится меньше, и хочется верить, что отсекаются худшие.

Под международными рейтингами понимаются рейтинги, признающиеся на международной арене. Таких, побольшомусчету, три: Times Higher Education World University Rankings (THE), World University Rankings (QS) и Academic Ranking of World Universities (ARWU) или Шанхайский рейтинг.

Определенные успехи в этой работе есть, но задача полностью не решена. В сотню лучших входит пока только один российский вуз – МГУ им. М.В. Ломоносова. Хотя прогресс, дейст­вительно, есть. И особенно он стал заметен после разработки и введения так называемых предметных рейтингов. По математическим наукам, естественнонаучным, гуманитарным наши высокие достижения очевидны.

Проблема в том, что рейтинги похожи на Олимпийские игры: выступать полезно, важно, знаково, но количество состязающихся очень ограничено. Всего несколько десятков российских университетов могут участвовать в международных рейтингах. Поэтому задача создания национального рейтинга, в котором могут быть представлены все вузы, как никогда актуальна.

Как альтернатива Шанхайскому рейтингу, THE и QS по инициативе Российского союза ректоров разрабатывается Московский международный рейтинг «Три миссии университета». В настоящее время идет подготовка уже третьего выпуска. В его шорт-лист вошло 1640 вузов, представляющих все континенты: всего 112 стран и территорий [2]. Помимо первой миссии – образовательной и второй – научно-исследовательской, этот рейтинг учитывает и третью классическую миссию университета – влияние на регион. И уже видно, результаты российских вузов здесь существенно лучше, чем в других международных рейтингах. Тем не менее, это не снимает задачу создания национального рейтинга, и одно из возможных решений может дать проект «Лучшие образовательные программы инновационной России».

 

– Как известно, этот проект реализуется Национальным центром профессионально-общественной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и информационно-аналитическим журналом «Аккредитация в образовании» уже восемь лет. Каждый последующий этап похож на предыдущий, или происходят какие-либо изменения?

– В этом году произошли существенные изменения. Дело в том, что у проекта есть две особенности. Первая – рейтинги по итогам этапов проекта строятся не по вузу в целом, а по отдельным образовательным программам. Таким образом, сравнивается равное: программы по математике с программами по математике, программы по физической культуре с программами по физической культуре. Вторая особенность – поскольку речь идет об образовательных программах, то важна именно первая миссия вуза.

Главное – качество образования. И первый рейтинг – ориентированный на первую миссию не «по больнице в целом»,а по каждой отдельной образовательной программе – это рейтинг «Первая миссия», созданный по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Проект в основном рассчитан на абитуриентов, студентов, которых интересует, в первую очередь, качество образования, которое они могут получить по выбранной для обучения программе. И все показатели, которые учитываются в этом проекте, как раз и завязаны на оценку качества. Это, например, участие студентов в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах; добровольная сертификация выпускников; получение студентами грантов, именных стипендий и пр.; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и многое другое, что напрямую связано с качеством подготовки.

В этом году впервые при реализации проекта сделан акцент на первую миссию образовательных организаций. Что бы ни происходило, у всех вузов всё равно она основная. Главное – качест­во образования. И первый рейтинг – ориентированный на первую миссию не «по больнице в целом», а по каждой отдельной образовательной программе – это рейтинг «Первая миссия», созданный по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Традиционно составлен рейтинг городов по количеству образовательных программ, признанных лучшими (см. табл. 3). Определена доля образовательных программ, признанных лучшими по направлениям подготовки и специальностям, – рейтинг по направленности лучших программ (см. табл. 4). Предметный рейтинг вузов по итогам проекта был составлен в 2018 году впервые. Приведем здесь топ-10 (см. табл. 5). Полная версия размещена на сайте проекта www.best-edu.ru. Полноэкранную версию справочника, выпускаемого по итогам этапов проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», можно посмотреть на официальном сайте журнала «Аккредитация в образовании» в разделе «Наши проекты». 

– Ольга Евгеньевна, какова динамика изменения доли образовательных программ, признанных лучшими по итогам проекта?

– В 2017-2018 учебном году в вузах России реализовывались 23167 образовательных программ, из них лучшими признаны 3682 (15,89%). В динамике общее количество реализующихся образовательных программ, признанных лучшими, растет (см. рис. 1), хотя общее число реализующихся в стране в целом упало. Программ становится меньше, и хочется верить, что отсекаются худшие.

 

Доля образовательных программ, признанных лучшими по федеральным округам, а также в Москве и Санкт-Петербурге отдельно, представлена в таблице 1, в динамике – в таблице 2. В разрезе по уровням образования долю берем в сравнении с 2017 и 2018 годами (см. диаг. 1). Когда вышел новый классификатор, привязанный к ФГОС3+, стало возможно сравнивать эти два года. Раньше сопоставить трудно, поскольку программы имели разные кодификаторы.

Аналогично в разрезе групп по направлениям подготовки высшего образования. Сейчас их стало 55 (военная не рассматривалась. – Прим. ред.).

 

– Знаете, когда смотришь на список образовательных программ по итогам очередного этапа проекта, вспоминается «per aspera ad astra».

– Да, все программы-лидеры проекта звёздные. Если образовательная программа один раз попадает в список лучших, ей присваивается одна звезда. Если три и более раз – две звезды. Если программа успешно прошла национальную профессионально-общественную аккредитацию (ПОА), то ей присуждается три звезды. Если международную ПОА – четыре. А если совместную – пять.

 

– Владимир Григорьевич, при таких массивах информации естественно возникает вопрос о корректности сравнений. Скажем образно, как сравнить что лучше: пять груш или десять яблок?

– Согласен, всё это непросто. Поэтому мы разрабатывали специальные методы, основываясь на теории голосования в малых группах, но это тема для отдельного обсуждения. Продолжим в ближайшее время, сделав рейтинг по вузам в целом.

 

Скачать рейтинги PDF

 

 

Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА.

 

[1] Так, например:

http://akvobr.ru/vladimir_navodnov_pervy_rossiisky_reiting_saitov_vuzov.html (№ 101)

http://akvobr.ru/reiting_vuzov_po_rezultatam_monitoringa_effektivnosti_2017.html (№ 98)

http://akvobr.ru/v_rossii_sozdan_novyi_reiting_vuzov.html (№ 94)

http://akvobr.ru/novyi_podhod_k_vyboru_luchshih_programm.html (№ 86) и другие.

[2] Подробнее https://mosiur.org/news/#45

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: екатерина синдеева, ао-107, аккредитация в образовании, нацаккредцентр, гильдия экспертов, владимир наводнов, аккредитация

Похожие материалы:
Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу
Новая образовательная политика
Если доверить «сомелье» оценку качества образования…
Комментарии специалиста Нацаккредцентра
"Аккредитация в образовании" приглашает на серию международных вебинаров
В России создан новый рейтинг вузов
Гильдия экспертов в сфере профессионального образования отметила юбилей
Программа вебинара "Интернационализация высшего образования" 5 ноября 2019 г.
Россия и Китай договорились о проведении совместной аккредитации вузов
Аккредитация как «зеркало» российского образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (114) 2019

«Инновации в действии» – история, которая творится на наших глазах, и творится она в российских регионах. Так, в Белгородской области работают над созданием единственного в стране научно-образовательного центра мирового уровня аграрного направления. Входящая в число самых индустриально развитых территорий РФ Самарская область готова представить свой проект НОЦ. Один из ключевых научно-инновационных проектов, реализуемых в Новосибирской области - «Академгородок 2.0» - нацелен на укрепление взаимодействия между наукой, образованием и бизнесом. Факты и цифры, информация из первых уст, эксклюзивные подробности – всё это вы найдёте на страницах нового номера «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Обучение, обращенное в будущее
Пространство больших возможностей, открытое для умных, целеустремленных молодых людей, активно...
«Педагогический парк» как инновационная форма профориентационной деятельности
В 2020 году Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова отмечает 145-летний юбилей. На...
Развитие института как научно-методического центра юга Кузбасса
Становление Института повышения квалификации с момента его основания в 1990 году неразрывно...
Из журнала
#103БАЙХОСТ организует баварско-российские научные конференции
#106Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
#110Хабаровский технический колледж готовит кадры для строительной индустрии региона
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
#107Эффективная реализация инновационных образовательных проектов
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ