Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу

В декабре 2017 года прошла внешняя экспертиза образовательных программ «Журналистика» и «Реклама» Университета Цзинань. Процедура проводилась совместно двумя аккредитационными агентствами – Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Россия) и Центром по оценке высшего образования Министерства образования (Китай).

Просмотров: 94

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Совместно о совместной аккредитации

КОЛЬЦОВА Дарья Олеговна

менеджер отдела аккредитации Национального центра профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр, Россия)

НАЦАККРЕДЦЕНТР поддерживает долговременные отношения с китайским центром-партнером. С момента

В начале декабря прошла внешняя экспертиза образовательных программ «Журналистика» и «Реклама» Университета Цзинань. Процедура проводилась совместно двумя аккредитационными агентствами – Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Россия) и Центром по оценке высшего образования Министерства образования (Китай).

В состав комиссий, работавших в Университете Цзинань, входили 10 китайских экспертов, а также 4 российских, представлявших ведущие вузы нашей страны: декан филологического факультета РУДН, профессор В.В.Барабаш, профессор кафедры массовых коммуникаций РУДН В.Л.Музыкант, проректор по научной работе МГЛУ И.А. Гусейнова и доцент кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки СПбГУ П.И.Рысакова. Среди членов комиссии с китайской стороны в роли экспертов выступили не только ученые ведущих вузов страны – Fudan University, Shenzhen University, Renmin University of China, но и уполномоченные профессионального сообщества по профилю аккредитуемых программ – Beijing Daily, Shenzhen Daily, Shenzhen MediaGroup, Guangming Daily.Университет Цзинань (Jinan University) – один из старейших вузов Китая. Создан в 1906 году, находится в Гуанчжоу. Входит в состав университетов-участников «Проекта 211» – государственной программы, нацеленной на продвижение ста китайских университетов на мировой уровень. Также это первый университет в Китае, который начал принимать иностранных студентов на языковые программы китайского языка, в частности, из Макао, Тайваня и Гонконга. Университет Цзинань входит в топ-150 рейтинга университетов стран БРИКС (QS University Rankings: BRICS 2017) и топ-200 рейтинга университетов Азии (QS University Rankings: Asia 2017). подписания соглашения в 2015 году успешно проведен ряд совместных оценочных процедур. Как для России, так и для Китая опыт совместной внешней экспертизы образовательных программ китайских вузов является уникальным. В России такую процедуру уже прошли два ведущих вуза страны (Дальневосточный федеральный университет и Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского). В 2016 году процедуру совместной аккредитации прошел также китайский университет (Университет международного бизнеса и экономики, Пекин).

Совместная процедура включала большую предварительную работу по согласованию стандартов и критериев. Координация всей работы комиссии проводилась представителями двух агентств. Программа аккредитации включала изучение отчетов о самообследовании, осмотр материально-технической базы, посещение занятий и многочисленные встречи с руководством вуза, преподавателями, студентами, выпускниками и работодателями.

ГУСЕЙНОВА Иннара Алиевна

проректор по научной работе Московского государственного лингвистического университета, доктор филологических наук, профессор

– Мы сотрудничали с Национальным центром профессионально-общественной аккредитации впервые, но есть вещи, которые являются определяющими с самого начала.

Во-первых, Нацаккредцентр имеет право проведения международной экспертизы наряду с аналогичными зарубежными центрами.

Во-вторых, сотрудники – профессионалы, причем высокий уровень менеджмента был задан сразу: от установления первого контакта, продолжения в ходе организации и сопровождения экспертизы – и не завершается, потому что коммуникация поддерживается и после окончания трудной экспертной работы.

Наша поездка в Гуанчжоу не стала исключением. Программа пребывания была очень насыщенной, каждый день заполнен встречами, интервью, собеседованиями и анализом огромного количества самых разнообразных документов. Основное условие международной аккредитации – это фактическое подтверждение заявленного материала в отчете по самообследованию вуза. По этой причине визуальный осмотр материально-технической базы является необходимым элементом международной аккредитации образовательной программы, в нашем случае– по журналистике. Нацаккредцентр объединил в одну экспертную группу три ведущих университета России – РУДН, МГЛУ и СПбГУ. Хотя наш рабочий день начинался ранним утром, а завершался поздним вечером, усталость не чувствовалась, было желание хорошо выполнить задачи, чтобы у китайских коллег сложилось позитивное отношение к российским экспертам, способным в сжатые сроки качественно выполнять свою работу. И, кажется, нам это удалось благодаря коллегиальности и умению работать в команде.

Любая экспертная работа способствует профессиональному росту ее исполнителя. Важно, что международная экспертиза дает возможность проявить себя и свои знания в интернациональном сообществе. Приобретенные ранее профессиональные компетенции раскрываются в полном объеме, потому что аккредитация требует навыков межкультурной коммуникации, знаний особенностей построения образовательного процесса, умения вести переговоры, задавать вопросы на иностранном языке и обобщать полученные данные в аналитическом отчете. Все это необходимо для выполнения экспертных работ международного уровня. Но самое важное– бесценный опыт общения с людьми, близкими по духу, которые одновременно являются серьезными специалистами в области университетского образования и науки.

МУЗЫКАНТ Валерий Леонидович

профессор кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов, доктор социологических наук, профессор

– Аккредитация программы – всегда дело ответственное, а если дело касается международного проекта, то ответственность двойная, если не тройная. Ведь, кроме подготовленных в срок принимающей стороной документов для аккредитации, необходим колоссальный труд, который и был, собственно, проделан Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации (NCPA, Russia). Подготовка шла не один месяц, и мне как участнику этого процесса было доверено участвовать в совместной международной аккредитации программы «Реклама школы журналистики и коммуникаций» университета Jinan (JNU), известного с 1906 года как Jinan School провинции Гуанчжоу KHP, с целью определения качества образовательного процесса и его соответствия самым высоким международным стандартам.

Отмечу, что протокольная часть мероприятия заслуживает детального рассмотрения. Университет, расположенный в городе с 14-миллионным населением, является крупнейшим образовательным центром юга КНР. Попасть сюда на учебу – огромная честь для молодых китайцев. Всеобщая атмосфера знаний и стремления к цифровому будущему – отличительные черты всей китайской молодежи, но студенты, с которыми довелось пообщаться в ходе аккредитации, оказались настоящими фанатами знаний. Было очевидно, что это не красивая картинка к аккредитации, это образ жизни студента, преподавателя и выпускника JNU. Кстати, официальная статистка свидетельствует о стопроцентном трудоустройстве выпускников университета, тогда как по стране эта цифра составляет 94%.

Конечно, хочется рассказывать о людях, а не многочисленных опросных листах и другом инст­рументарии, являющемся необходимым атрибутом международных аккредитаций. Это, прежде всего, профессионалы: преподаватели и руководство университета, с которыми проводились собеседования, студенты и выпускники университета, обслуживающий персонал лабораторий и научной библиотеки. Примечательно, что работодатели в ходе глубинных интервью выступили с инициативой учредить именные стипендии студентам, что явилось приятным сюрпризом для руководства JNU.

Будет справедливым отметить ряд программ и назвать имена китайских коллег, кто ежедневным трудом заинтересовывает молодое поколение страны: профессор Lin Aijun (курс «Laws and Ethics, Journalism Department Communication), профессор Chen Guanguao (курс Market Research) профессор Chen Yunbo (Advertising MediaResearch), профессор Xing Liang (курс Вrand Strategy and Management) и другие. Это не просто громкая похвала. Поскольку я сам веду подобные предметы, то профессиональная и всесторонне взвешенная оценка моих китайских коллег, преподающих курс «Реклама», анализ выпускных аттестационных и творческих работ показали уровень, достойный современных вызовов цифровой экономики. Поэтому не удивляет, что аккредитуемая программа заняла в 2015-2016 годах, по данным Центра оценки образовательных программ КНР (Research Center for Chinese Science Evaluation), 7-е место среди подобных программ в Поднебесной.

Двадцать лет назад я первым в России защитил докторскую диссертацию по рекламной проблематике «Реклама как социальный институт». Анализируя пройденный нашей страной путь и экстраполируя российский опыт на китайский рекламный рынок, отчетливо видишь существующие сходства и различия, требующие, безусловно, дальнейшего детального изучения. Аккредитация обнажила и слабые места, которые трудно было выявить китайским коллегам собственными силами. Это, прежде всего, определенная замкнутость на внутренней проблематике и недостаток интернационализации, частично компенсируемый приглашением иност­ранных специалистов. Об этом неоднократно говорили и китайские эксперты, представлявшие крупнейшие китайские университеты и СМИ Китая.

Что дальше? Изучение и продолжение аналитических наработок с китайскими коллегами через научные обмены, программы студенческой мобильности, совместные научные публикации, участие в образовательных программах БРИКС, начало которым, кстати, было положено и в ходе проведенной аккредитации.

БАРАБАШ Виктор Владимирович

декан филологического факультета Российского университета дружбы народов, доктор филологических наук, профессор

– Следует признать, что вуз произвел очень хорошее впечатление: огромный кампус, ухоженная территория, разветвленная инфраструктура, великолепное техническое оснащение, современная и, главное, заполненная студентами библиотека, мотивированные на получение знаний студенты, квалифицированный преподавательский состав. Неслучайно, вуз входит в пятерку лучших университетов по направлению «Журналистика». В этой связи выбор Национальным аккредагентством КНР именно Цзинаньского университета в качестве пионера по международной аккредитации направления «Журналистика» совершенно оправдан.

С точки зрения организации процедуры аккредитации,  университет заслуживает наивысших оценок. Штат помощников, состоящий из аспирантов и молодых преподавателей, был готов предоставить по просьбе эксперта любые материалы, связаться тут же с любым представителем администрации. Причем, в силу сжатых сроков, работа зачастую затягивалась до позднего вечера (финальный доклад распечатывался во втором часу ночи), но нам всегда было к кому обратиться за помощью. Вуз позиционирует себя как международный, и тут экспертам из-за рубежа было что предложить в качестве рекомендаций, чтобы заявленная миссия в скором время стала реальной.

РУДН и Цзинаньский университет связывает договор о сотрудничестве от 2003 года. За это время уже сотни российских и китайских студентов занимались по программам включенного обучения в обоих вузах. Очень приятно было встретить среди администрации, преподавателей, выпускников и нынешних студентов тех, кто учился или приезжал с визитом в РУДН. К сожалению, до этого момента у меня не было возможности побывать в вузе-партнере. Поэтому согласие на участие в процедуре аккредитации – это, с одной стороны, удовлетворение любопытства, действительно ли Цзинаньский университет так хорош, как описывали его коллеги, с другой стороны – в ходе контактов с руководством университета удалось обсудить новые формы взаимодействия вузов. Была подготовлена и подписана рабочая программа сотрудничества между филологическим факультетом РУДН и Школой журналистики и коммуникаций Цзинаньского университета, предусматривающая, например, кроме традиционных форм сотрудничества, создание совместного мультимедийного центра по информационной поддержке телеканала BRICS. Кстати, сюжет о совместной аккредитации уже готовится к выходу.

ДЖОУ Айцзюнь

заместитель директора Центра по оценке высшего образования Министерства образования КНР (HEEC)

– Развитие мобильности студентов и преподавателей – один из ведущих аспектов международного сотрудничества, который становится в настоящее время трендом по всему миру. Совместная международная аккредитация, проводимая Национальным центром профессионально-общественной аккредитации и Центром по оценке высшего образования Министерства образования КНР (HEEC), создает идеальную платформу для взаимного международного признания систем образования двух стран.

Совместная работа по аккредитации образовательных программ между Нацаккредцентром и HEEC длится уже третий год. За это время аккредитацию прошли 14 образовательных программ в 5 ведущих вузах России и Китая. Образовательные программы, успешно прошедшие подобную процедуру, были удостоены международных свидетельств и получили признание и с китайской, и российской стороны.

В декабре 2017 года один из старейших вузов Китая, Университет Цзинань, вышел с инициативой прохождения независимой оценки образовательных программ в рамках совместной аккредитации с участием российских специалистов из ведущих вузов страны.

В настоящее время вузы Китая проявляют огромный интерес в прохождении совместных процедур с Национальным центром профессионально-общественной аккредитации. Мы искренне верим, что предыдущий опыт сотрудничества между двумя центрами может быть продолжен в более глубокой и долгосрочной перспективе и привнесет огромный вклад в российско-китайские отношения в области гарантии качества в высшем образовании.

ЛИНЬ Жу Пэн

вице-президент Университета Цзинань

– Совместная экспертиза способствует развитию образовательных программ и образовательной организации в целом. Программы получают возможность проверить качество на высоком международном уровне и получить рекомендации лучших зарубежных экспертов. И самое главное – результаты такой экспертизы подтверждаются свидетельствами о совместной аккредитации двух стран.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ао-100, международная аккредитация, аккредитация в образовании, нацаккредцентр, галина мотова, владимир наводнов, международное сотрудничество

Похожие материалы:
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Если доверить «сомелье» оценку качества образования…
Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
Стенограмма пресс-конференции по качеству образования
Стандарты будущего: гармония в условиях глобализации
Россия вошла в Европейский реестр гарантии качества образования
Кому нужна независимость аккредитационных агентств?
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Россия и Китай договорились о проведении совместной аккредитации вузов
Гарантия качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#104Арктические перспективы Университета Аммосова
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
#99Свердловскому художественному училищу им. И.Д. Шадра исполнилось 115 лет
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний