Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интернационализация как фактор конкурентоспособности классического университета

Псковский государственный университет входит в число российских вузов, активно завоевывающих мировое образовательное пространство. О ключевых аспектах интернационализации университета рассказал ректор Юрий Демьяненко.

Просмотров: 235

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Псковский государственный университет (ПсковГУ) – молодой вуз с богатыми традициями, в этом году отмечающий пятилетие. За столь короткий срок стал флагманом образовательной системы области и одним из центров ее социально-экономического развития. Сегодня ПсковГУ входит в число российских вузов, активно завоевывающих мировое образовательное пространство. О ключевых аспектах интернационализации университета рассказал ректор Юрий Демьяненко.

Демьяненко Юрий Демьяненко Юрий Анатольевич – ректор Псковского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент, председатель Совета ректоров вузов Псковской области, заслуженный учитель школы РФ, награждён Орденом Дружбы.

– Юрий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о целевых ориентирах международной деятельности Псков­ского государственного университета.

– Международная деятельность любого университета – одно из приоритетных направлений его развития. Высшее образование и наука проходят сейчас этап глобализации, поэтому российские вузы, в том числе и Псковский государственный университет, стараются развиваться в русле актуальных тенденций, осуществляя образовательную экспансию на мировом рынке.

Миссией ПсковГУ в сфере международной деятельности является интернационализация региона как приграничной территории РФ через внедрение международного измерения в образовательный процесс, подготовку кадров для нужд мирового бизнес-сообщества, создание имиджа университета как центра международной научной и образовательной деятельности в регионе Балтийского моря и пространстве СНГ, экспорт образовательных услуг.

В университете обучается 1,1 тыс. ино­стран­ных студентов из 32 стран мира по 43 направлениям и специальностям высшего образования и 8 специальностям профессионального образования. За последние пять лет количество обучающихся из-за рубежа увеличилось в 25 раз (см. рис. 1). Обучение в интернациональной среде дает нашим студентам возможность получить компетенции межкультурной коммуникации и познакомиться с особенностями разных менталитетов.

Экспорт образования

С целью адаптации иностранных граждан в период их обучения ПсковГУ проводит целый ряд мероприятий культурного и социально-психологического характера. Создаются сообщества студентов-иностранцев, систематически проводятся такие меро­приятия, как форум иностранных студентов, день родного языка, фестиваль «Университет звезд» и другие, функционирует система тьюторства.

В последние годы активно ведется работа по обучению русскому языку как иностранному. Выпускники таких подготовительных программ успешно сдают вступительные экзамены и проходят дальнейшее обучение по программам высшего и среднего профессионального образования – как в нашем университете, так и в других вузах страны. Кроме того, на базе ПсковГУ совместно с СПбГУ проводится тестирование иностранных граждан по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, а также подготовка иностранных граждан и лиц без гражданства к сдаче экзаменов по указанным дисциплинам.

– Академическая мобильность – один из факторов, способствующих повышению доступности, качества и эффективности образования. Каких результатов вы достигли в реализации этого направления?

– Итогом работы последних пяти лет стало увеличение количества участников программ как въездной, так и выездной академической мобильности – более чем в 6 раз! Так, с 2012 года потоки академической мобильности увеличились с 20 до 400 человек в год, а в 2015 году, для сравнения, потоки въездной мобильности составляли около 300 человек, а выездной – 100 человек в год.

Преимущественно университет реализует программы академической мобильности на английском и немецком языках, однако планируется расширение спектра международных программ, предлагаемых для студентов, аспирантов и преподавателей ПсковГУ и вузов-партнеров. Кроме того, в последние годы вуз активно внедряет такое направление академической мобильности, как стажировка иностранных студентов.

В вузе активно развивается как въезд­ная, так и выездная академическая мобильность преподавателей. Мы принимаем преподавателей вузов-парт­неров, которые успешно читают лекции, проводят семинары и практические занятия. За 2015-2016 учебный год ПсковГУ посетили более 70 ведущих иностранных преподавателей из следующих стран: Нидерландов, Беларуси, Эстонии, Германии, Латвии, Польши, США, Словакии, Дании и других. В свою очередь, более 80 преподавателей вуза в прошлом году читали лекции за рубежом и участ­вовали в совместных образовательных проектах.

– ПсковГУ активно реализует стратегию международного сотрудничества. Расскажите подробнее, в каких направлениях проводится эта работа.

– В настоящее время наша образовательная организация имеет более 90 соглашений о сотрудничестве с зарубежными организациями-партнерами из 26 стран мира, среди которых Германия, Франция, США, Нидерланды, Финляндия, Китай, страны Балтии, СНГ и другие.

Одним из важнейших направлений сотрудничества ПсковГУ с зарубежными партнерами является проведение совместных научных исследований и реализация научно-образовательных проектов, основная цель которых – продвижение результатов исследований на международный уровень, а также привлечение финансовых и иных ресурсов.

В университете накоплен большой практический опыт по реализации и сопровождению международных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества, инициатив Совета государств Балтийского моря и Совета министров северных стран, программ Германской службы академических обменов (DAAD), Шведского института, программы Fulbright и других.

За последние пять лет университет принял участие в таких крупных международных проектах, как «Эколо­гическое управление в экологических учебных программах» (TEMPUS), «ERANET-MUNDUS: Европейско-Рос­сийская академическая сеть» и «ERANET-MUNDUS Плюс» («Erasmus Mundus»), «Арена зеленых решений северных стран и северо-запада России», «NotaBene» (Совет министров северных стран) и ряда других.

В декабре 2015 года завершился последний этап проекта «ЕвроФакультет – Псков», реализуемого ПсковГУ при поддержке Совета государств Балтийс­кого моря (СГБМ). Целью являлось повышение конкурентоспособности экономики региона посредством совершенствования структуры и содержания программ высшего образования по направлению «Экономика» и дополнительного профессионального образования в сфере бизнеса в соответствии с международными стандартами качества.

Проект «ЕвроФакультет» был инициирован с целью развития Псковской области не только в образовательной сфере, но в интересах роста экономики региона посредством поддержки бизнес-идей студентов и научно-педагогических работников с возможностью последующего создания предприятий. В рамках проекта были разработаны и апробированы бакалаврские и магистерские программы по направлению «Экономика», в том числе международная сетевая магистерская программа «Между­народный бизнес: бизнес в регионе Балтийского моря» на английском языке, а также международная сетевая программа развития бизнеса для представителей бизнес-сообществ, заинтересованных в развитии внешнеэкономической деятельности в регионе Балтийского моря.

ПсковГУ является членом ряда крупных международных профессиональных сетей, в том числе Программы Балтийского университета, партнерской сети университетов стран региона Балтийского моря, Университета Арктики, Ганзейского экономического союза и некоторых других. Членство в этих сетях способствует успешной интеграции университета в мировое образовательное пространство, а использование международного опыта – решению профессиональных вопросов.

Экспорт образования

В Псковском госуниверситете обучается 1,1 тыс. иностранных студентов из 32 стран мира по 43 направлениям и специальностям высшего образования и 8 специальностям СПО. За последние пять лет количество обучающихся из-за рубежа увеличилось в 25 раз.

– Развитие экспорта образовательных услуг – вопрос, широко обсуждаемый сегодня на государ­ственном уровне. Согласны ли вы с тем, что данное направление необходимо развивать в интересах повышения качества и конкуренто­способности национальной образовательной системы?

Несомненно, так как задача развития экспорта образовательных услуг провозглашена в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и является актуальным требованием современного общества. Конкуренто­способность российской системы образования может быть достигнута путем реализации эффективной стратегии экспорта образовательных услуг, который является прибыльной отраслью экономики, важным направлением политики и показателем социо­культурного развития в условиях интернационализации российского образования, обеспечивающей повышение его уровня и качества. Наш вуз обладает достаточными потенциальными возможностями для повышения конкурентоспособности отечественной системы образования на международном рынке.

Целью развития экспорта образовательных услуг является позиционирование университета в мировом образовательном пространстве. ПсковГУ реализует как пассивный экспорт услуг в формате обучения по своим программам граждан иностранных государств, так и активный, в формате проведения занятий в вузах-партнерах преподавателями университета. Мы гордимся тем, что с каждым годом количество приглашений от наших партнеров увеличивается в разы.

Для регионального вуза экспорт образовательных услуг может стать условием устойчивого развития в современных условиях. Университеты, находящие­ся в регионах, сильнее страдают от влия­ния демографического кризиса, вынуж­дены конкурировать между собой за привлечение абитуриентов, уезжающих на учебу в более престижные «столичные» университеты. Привлечение же иностранных граждан в вуз на обучение позволяет решить проблему рекрутинга абитуриентов и способствует под­держанию его конкуренто­способности.

Какие формы экспорта наиболее активно реализуются ПсковГУ?

  • Обучение по программе вуза. Наиболее популярны образовательные программы ПсковГУ в Прибалтийских государствах, странах Центральной Азии (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан), а также в Армении, Украине, Беларуси, Молдове.
  • Подготовка абитуриентов. Готовиться к поступлению в вузы РФ приезжают граждане Китая, Японии, Таиланда, Сербии, Болгарии, Венесуэлы, Ирака, Конго, Боснии и Герцеговины, Коста-Рики, Греции, Вьетнама и других стран.
  • Летние школы. В летних школах при ПсковГУ традиционно обучаются граждане Финляндии, Южной Кореи, Аргентины, Франции, Китая, США.
  • Обмен. Каждый семестр в университете обучаются студенты зарубежных вузов-партнеров из Финляндии, Германии, Нидерландов, США, Испании и других.
  • Стажировка, практика. На базе вуза ежегодно проходят практику студенты из Нидерландов, Финляндии, Эстонии, Латвии и Италии.
  • Семинары. В них принимают участие как российские студенты, так и студенты партнерских вузов. Подобные семинары чаще всего проводятся в рамках международных образовательных программ, когда вузы-партнеры обмениваются ресурсами для реализации аналогичных программ. Таких программ в университете 11, реализуются они совместно с вузами США, Финляндии, Латвии, Эстонии, Беларуси, Швеции, Нидерландов.
  • Лекции. Только за минувший год с целью чтения лекций и проведения совместных образовательных меро­приятий за рубеж выехали более 80 преподавателей ПсковГУ.

– Вы отметили, что на фоне конкуренции между университетами привлечение иностранных граждан позволяет вузам решать ряд насущных проблем. Какие условия для обучения студентов, в том числе из-за рубежа, созданы на базе ПсковГУ?

– Наш университет обладает мощной инфраструктурой, в которую входят 22 учебно-лабораторных корпуса, 11 студенческих общежитий, дом студента, бассейн «Универсант», медико-реабилитационный центр с университетской поликлиникой. Для студентов работают читальные залы, комнаты отдыха, тренажерные залы, спортивные площадки, центры досуга.

Лучшие студенты ПсковГУ получают стипендии Президента и Правитель­ства РФ, именные стипендии крупных предприятий, финансовых компаний, стипендии администрации Псковской области, дополнительные повышенные стипендии за достижения в учебной, научной, общественной, культурно-массовой и спортивной деятельности.

Студенты университета имеют возможность ежегодно проходить стажировки в ведущих вузах страны и мира. Как уже было сказано, университет ведет совместные образовательные программы, научные и исследовательские проекты, международную конгрессную деятельность.

Приоритетным направлением деятельности вуза является научно-исследовательская работа. В университете созданы 15 научно-образовательных центров, 5 научно-исследовательских лабораторий, 7 базовых кафедр, 3 цент­ра коллективного использования современного оборудования, 8 малых инновационных предприятий.

На базе ПсковГУ работает 18 спортивных секций, есть свой спортивный клуб «Тонус», открыт современный бассейн. В стенах университета проводится много спортивных соревнований, среди которых турнир по плаванию на кубок ректора, универсиада ПсковГУ, спартакиада на приз первокурсника.

В вузе действуют хоровая капелла, театр, фольклорный ансамбль «Плескава», а также 20 творческих коллективов и 12 клубов по интересам. Проводятся фестиваль «Университет звезд», балы, КВН, брейн-ринги, функционируют открытая дискуссионная площадка TOK’ing и ТВ-студия.

Организована работа студенческих строительных и педагогических отрядов. В 2016 году стройотрядами велся ремонт на 9 университетских объектах, педотряды трудились в загородных и пришкольных лагерях по всей области.

В университете работает актив объединенного совета обучающихся, на каждом факультете есть студенческие деканы. Два раза в год проводятся общеуниверситетские студенческие слеты, систематически работает школа студенческого актива. Студенты ПсковГУ – участники Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер», Всероссийского студенческого форума, Международного молодежного форума «Балтийский Артек», Всероссийского общественного проекта по развитию студенческого самоуправления «Ступени».

Благодаря огромной созидательной энергии, высокому профессионализму, умению бережно хранить заложенные традиции коллектив Псковского государственного университета неизменно добивается успехов и готов завоевывать новые горизонты в российском и мировом образовательном пространстве.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Международная деятельность Новгородского государственного университета
Образовательная экспансия на мировом рынке
Совет директоров ссузов Владимирской области
Социальная деятельность как часть воспитательного процесса
Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Качество определяет конкурентоспособность
Поколение учащихся за рубежом
Воспитание личности и гражданина
Педагогические кадры для Башкортостана
Адыгейский педагогический колледж

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ