Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Качество определяет конкурентоспособность

Главный вектор развития Поволжского государст­венного технологического университета – подготовка конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики страны. О роли механизмов независимой оценки качества образования рассказывает первый проректор ПГТУ, кандидат технических наук Виктор ШЕБАШЕВ.

Просмотров: 133

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Главный вектор развития Поволжского государст­венного технологического университета – подготовка конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики страны.

О роли механизмов независимой оценки качества образования рассказывает первый проректор ПГТУ, кандидат технических наук Виктор ШЕБАШЕВ.

ШЕБАШЕВ Виктор Евгеньевич ШЕБАШЕВ Виктор Евгеньевич – первый проректор Поволжского государственного технологического университета, кандидат технических наук, доцент.

Родился в 1954 году в городе Йошкар-Оле. Окончил Марийский политехнический институт (ныне – ПГТУ) по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

Трудовую биографию начал в альма-матер в 1977 году ассистентом кафедры начертательной геометрии и графики. С 1988 года – заведующий этой кафедрой, с 2002 года – проректор, с 2005 года – первый проректор ПГТУ.

Автор более 230 научных и методических публикаций, в том числе соавтор 5 учебников и 12 учебных пособий.

Научные интересы: применение информационных технологий в образовании, педагогика высшей школы.

Заслуженный работник образования Республики Марий Эл. Почетный работник выс­шей школы Российской Федерации.

Жизненное кредо: стремиться делать людям добро.

– Известно, что ПГТУ (Волгатех) намерен стать ведущим инженерно-технологическим вузом Поволжья и всей страны. Какие механизмы оценки качества высшего образования применяются в университете?

– Качество образовательных услуг ПГТУ подтверждено международным сертификатом системы менеджмента качества (СМК) – ISO 9001:2008, признаваемым в 38 развитых странах мира. Этот документ вуз получил летом 2009 года и раз в три года успешно проходит ресертификацию в Ассоциации «Русский Регистр – Поволжье».

Ряд образовательных программ Волгатеха, наряду с государственной, прошел международную профессионально-общественную аккредитацию, в частности 15.03.01 – Машиностроение, 11.03.02 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи, 38.03.01 (080100.62) – Экономика, 38.04.01 (080100.68) – Экономика, 27.04.02 – Управление качеством.

В настоящее время университет продолжает активную работу по использованию технологий электронного обучения и открытых курсов. Особое внимание уделяется реализации смешанной модели обучения и совершенствованию инструментов мониторинга и анализа результатов образовательной деятельности.

С целью повышения качества обучения практикуются социологические опросы студентов и преподавателей. Наиболее важные темы для исследования: оценка качества организации подготовительного модуля, организация учебного процесса по заочной форме обучения, вопросы социализации учащихся.

Большое значение руководство Волгатеха придает оценке деятельности университета со стороны работодателей. Проводятся мониторинги, опросы – как среди выпускников, так и среди руководителей предприятий и организаций.

– Как вы оцениваете эффективность такого сравнительно нового инструмента внешней независимой оценки качества образования, как ФИЭБ? Каковы ваши пожелания, предложения его оператору?

– В 2015 и 2016 годах Волгатех являлся одной из базовых площадок для проведения Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). Руководство вуза рассматривает его как эффективный инструмент внешней независимой оценки качества подготовки выпускников, позволяющий, с одной стороны, увидеть результаты деятельности на фоне других организаций высшего образования, с другой – получить информацию об уровне сформированности тех или иных компетенций у выпускников. Важен и прикладной аспект – по результатам ФИЭБ преподаватели получают объективную информацию для внесения корректив в организацию учебного процесса.

Не скрою, поначалу мы отнеслись к ФИЭБ с некоторой долей сомнения. Возможно, по этой причине участвовать в экзамене в 2015 году вызвались не более 20 студентов университета. Однако, оценив идею эксперимента, а также ознакомившись с представленной оператором проекта аналитикой, руководство ПГТУ развернуло широкую разъяснительную работу среди студентов выпускных курсов. Результат не замедлил сказаться: в 2016 году участниками ФИЭБ стали уже 117 студентов по 8 направлениям подготовки. Число участников по разным направлениям подготовки колебалось от 3 до 48 человек.

Итоги ФИЭБ этого года мы оцениваем как удовлетворительные. Многие студенты Волгатеха удостоены сертификатов «с благородным отливом»: бронзовые – получили 42 человека (35,9 процента участников), серебряные – 25 человек (21,4), золотые – 8 человек (6,8). Лучшие результаты показали участники интернет-экзамена по направлению подготовки «Строительство». Из 48 человек 36 стали обладателями престижных сертификатов, среди которых 6 золотых, 13 серебряных и 17 бронзовых.

Однако эти результаты не дают руководству ПГТУ повода для самоуспокоенности и благодушия. На фоне неплохого уровня оценок по первой части ФИЭБ (полидисциплинарным тестам) результаты участников по второй части заданий, ориентированных на виды будущей профессиональной деятельности, откровенно тревожат. Процент правильно выполненных заданий оказался не слишком высоким. А по ряду образовательных программ процент студентов, показавших уровень сформированности профессиональных компетенций не ниже базового, оказался более низким, чем в среднем по вузам – участникам ФИЭБ.

По отдельным направлениям подготовки студенты ПГТУ, участвовавшие в интернет-экзамене, не выбрали ряд видов профессиональной деятельности, что не позволило, к сожалению, оценить уровень освоения отдельных профессиональных компетенций.

По имеющимся данным, более 90 процентов участников ФИЭБ из Волгатеха продолжили обучение в магистратуре, причем не только в альма-матер. Что касается нашего университета, то результаты ФИЭБ были учтены при поступлении в магистратуру в виде дополнительных баллов: от одного балла – участнику ФИЭБ, до 7 – обладателю золотого сертификата. На ряде факультетов по решению ученых советов результаты ФИЭБ были зачтены в процессе итоговой аттестации – как междисциплинарный экзамен.

Не подлежит сомнению, в 2017 году Волгатех примет самое активное участие в следующем этапе ФИЭБ. Одно из главных пожеланий оператору экзамена – расширить перечень направлений подготовки, в первую очередь за счет инженерных направлений. Надеемся, что будут также учтены замечания по содержанию заданий, высказанные участниками ФИЭБ-2016. Было бы крайне желательно при использовании тренажеров иметь возможность работать не только с одним «нулевым» вариантом. По нашей оценке, реализация этих пожеланий и замечаний будет способствовать повышению эффективности Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата.

– Волгатех в течение многих лет успешно выступает в роли базовой площадки для проведения финальных этапов открытых международных студенческих интернет-олимпиад, результаты которых, по сути, являются оценкой качества подготовки студентов на международном уровне. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Около десяти лет наш университет является базовой площадкой для проведения финальных этапов интернет-олимпиад, принимая ежегодно более 400 студентов вузов из всех федеральных округов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Примечательно, что суперфинал олимпиады по математике, признанной, как известно, царицей наук, проводится совместно с Ариэльским университетом (Израиль). Финалы олимпиад на базе Волгатеха завоевали авторитет у профессионального сообщества, превратившись в настоящий праздник молодости и знаний самого высокого уровня.

Студенческие олимпиады традиционно проходят в ПГТУ, в том числе и всероссийские, а с 2009 года – в формате интернет-олимпиад.

Использование интернет-технологий при проведении студенческих олимпиад позволило значительно расширить географию и увеличить число студентов и вузов-участников, а также расширить перечень олимпиад. Проект интернет-олимпиад был предложен заведующим кафедрой прикладной математики ПГТУ, доктором технических наук, профессором В.Г. Наводновым.

В процессе реализации перспективного проекта олимпиады проводятся в тесном сотрудничестве с Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования (НИИ МКО) и Национальным фондом поддержки инноваций в сфере образования (НФПИ). Совместно с этими организациями ПГТУ успешно провел олимпиады в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: «Инфокоммуникационные технологии в сложных технических системах» (2009), «Информационные технологии в сложных системах» (2010, 2012), «Информатика и программирование» (2012).

Сегодня система открытых международных студенческих интернет-олимпиад включает 15 дисциплинарных и междисциплинарную олимпиаду инновационного характера «Информационные технологии в сложных системах», а также интернет-олимпиады для обучающихся СПО.

Необходимо подчеркнуть, что студенты Волгатеха также принимают активное участие в интернет-олимпиадах. Только в первом туре дисциплинарных и междисциплинарных олимпиад ежегодно участвуют более 1,5 тыс. студентов ПГТУ, а 103 студента стали призерами финальных состязаний.

– На решении каких первоочередных задач сосредоточен сегодня коллектив Поволжского государственного технологического университета?

– Волгатех имеет в образовательном пространстве России свое неповторимое лицо. Успешно завершив в 2015 году реализацию второй пятилетней программы развития вуза, ПГТУ фактически стал ведущим в РФ интегрированным научно-образовательным комплексом в области рацио­нального природопользования на основе нано-, био-, энергосберегающих и инфокоммуникационных технологий.

Вектор разрабатываемой программы развития ПГТУ на период до 2020 года направлен на укрепление позиций в образовательном пространстве страны в качестве одного из авторитетных инженерных университетов. И для этого есть все предпосылки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, поволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола), ао-88, личный опыт

Похожие материалы:
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Политика качества в вузе: цели и результаты
Прямая оценка качества подготовки
Оценка качества подготовки выпускников Финуниверситета
Интернационализация как фактор конкурентоспособности классического университета
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Повышение качества предоставляемых услуг
Международная деятельность Новгородского государственного университета
Актуальность и перспективы дуального обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Мир исследователей и повседневность встретятся на Летней школе ТюмГУ “Пересечения”
Старт регистрации. Школа организована Институтом социально-гуманитарных наук при поддержке...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Из журнала
#97Баварско-российская конференция по экономическим наукам
#98Студенческая оценка качества образования
#100Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
#94Институт правоведения и предпринимательства дает качественное высшее образование
#97Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
Информационная лента
09:19Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
09:14Проект музея в Ту-144 презентовали членам правительства России
09:13Эффективная работа с научной информацией: инструменты Web of Science
09:11Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
09:09В ТюмГУ начинают готовить регионоведов