Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

КГУ: задачи и перспективы

Казанский государственный университет (КГУ) – неоспоримый лидер республики Татарстан – принимает активное участие в многочисленных региональных и федеральных программах, работает с зарубежными партнерами в рамках международного сотрудничества.

Просмотров: 2480

Университет в эпоху прорывных технологий и инноваций

М.Х. САЛАХОВ, председатель Совета ректоров вузов
Республики Татарстан, ректор Казанского государственного университета

Размышляя о деятельности и перспективах развития отечественного классического университета, никак нельзя миновать вопросы, связанные с характерными чертами и особенностями его социально-экономического и культурного бэкграунда, в том числе международного характера. В условиях глобализирующегося мира классический университет как тип учебного заведения, вызванный к жизни потребностями эпохи индустриального общества, столкнулся с крупными проблемами. Явственно обозначился разрыв между возможностями системы образования и насущными потребностями развития общества, а заботы нашей высшей школы имеют немало общего с положением дел в других странах. На новой образовательной карте мира снижается доля университетов в инновационных исследовательских сетях, их научные сметы заметно уступают бюджетам НИОКР мегакорпораций, которые всё более берут на себя функции профессиональной подготовки и переподготовки специалистов посредством краткосрочных учебных программ, курсов, мастер-классов, получает распространение past-education, ориентированное на конкретную профессиональную функцию. Однако, на вопрос о значении современного университетского образования ответ даёт сама жизнь: в США, Западной Европе, а также и в других частях мира – Азии, Латинской Америке – университеты продолжают играть ключевые роли в процессах производства знаний, обеспечивая создание каналов связи между фундаментальной наукой и промышленными фирмами.

У отечественной высшей школы есть и свои, особые сложности. Возникшая сегодня задача превратить университет, исследовательский вуз из двигателя прогресса науки в контрапункт научно-технического прогресса, системообразующий элемент инновационной деятельности – это процесс, который протекает весьма непросто уже в силу переходного, в широком смысле, характера современной социальноэкономической системы в стране. Дело не только в том, что пока не сформировался устойчивый спрос на коммерческое использование знаний со стороны отечественного бизнес-сообщества. Перед вызовами постиндустриальной эпохи мы располагаем не самым эффективным образованием, соответственно, имеем далеко не самую результативную науку. Достаточно напомнить, что удельный вес инновационной продукции в общих объёмах отгруженной продукции промышленности в стране составляет сегодня порядка 5 процентов.

«В новой модели образования существенно возрастает роль ведущих университетов, «эталонных» научно-образовательных структур, которые должны представлять собой своего рода форпосты подготовки кадров для построения инновационной экономики».

В ходе реализации национального проекта «Образование» выявлены новые подходы к решению этой большой проблемы. Доминирующее положение в системе инновационного развития должны занять институты, ответственные за создание новых знаний, их накопление, а также управление знанием, информационными потоками. Признание системообразующей роли университетов, высшей школы в целом в процессах утверждения «экономики знаний» с неизбежностью подвело к вопросу о подготовке новой модели организации образовательной сферы. В новой модели образования существенно возрастает роль ведущих университетов, «эталонных» научнообразовательных структур, которые должны представлять собой своего рода форпосты подготовки кадров для построения инновационной экономики. При ранжировании вузов первостепенную роль приобретает система внешней оценки образовательной деятельности, где предстоит создать механизмы обратной связи образования и общества. Показательно, что свыше 80 процентов вузов европейского континента проходит процедуру внешнего обеспечения качества своей деятельности.

Казанский университет, другие вузы Республики Татарстан и её столицы, города Казани, уже имеют определённый опыт международного аудита самого высокого уровня. Благодаря позиции руководства республики и города, был проведён уникальный научный мониторинг высшей школы нашего региона. Занималась этим группа экспертов Всемирного банка, Национального фонда подготовки кадров, а также Высшей школы экономики. Представленный диагностический доклад был вынесен на обсуждение, в котором приняли участие руководители органов управления, ректоры вузов, специалисты, представители научно-педагогической общественности.

Что, прежде всего, обращает на себя внимание? Наш университет в глазах международных аналитиков выглядит как безусловный лидер системы высшей школы в Татарстане и один из самых эффективно действующих классических университетов страны: доля ППС высшей квалификации (75,2 процента докторов и кандидатов), наличие шести ведущих научных школ России, успешная работа свыше двух десятков специализированных докторских советов (только сотрудники КГУ ежегодно защищают порядка 60 докторских и кандидатских диссертаций), ряд других позиций заметно превышают обще-Rankings. Типичную для всей высшей школы страны проблему закрепления молодых преподавателей университет последовательно решает на основе своей программы «Молодые кадры».

Вместе с тем, в докладе Всемирного банка говорится и о том, что инновационный потенциал КГУ остаётся недостаточно реализованным. Собственно, это соответствует и нашим представлениям о проблемах и перспективах развития университета. Поэтому коллектив последовательно осуществляет инновационную образовательную программу, выполняет взятые на себя обязательства, стратегическая цель которых – формирование кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития Республики Татарстан и Поволжского макрорегиона. Осуществляя системную модернизацию высшего и послевузовского образования, согласованную с программой социально-экономического развития Татарстана, университет эффективно взаимодействует со стратегическими партнёрами, среди которых нефтехимический, машиностроительный, геологоразведывательный комплексы республики.

«При ранжировании вузов первостепенную роль приобретает система внешней оценки образовательной деятельности, где предстоит создать механизмы обратной связи образования и общества. Показательно, что свыше 80 процентов вузов европейского континента проходит процедуру внешнего обеспечения качества своей деятельности».

Казанский государственный университет позиционирует себя как вуз исследовательского типа, где образовательный процесс интегрирован с научными разработками, поэтому расходы на НИОКР, составляющие в консолидированном бюджете около 20 процентов, имеют явную тенденцию к увеличению. В новом отечественном рейтинге для определения научного лидерства среди российских вузов, в основу которого положен такой наукометрический показатель, как индекс Хирша (Н-индекс), Казанский университет (Н– 2) располагается на шестом месте, вслед за МФТИ (Н– 5). Некоторое время тому назад была утверждена концепция
развития информационно-коммуникационных технологий в университете, которая нацелена на внедрение образовательных модулей в учебный процесс. На ведущих факультетах КГУ, факультете повышения квалификации свыше 30 процентов курсов охвачено электронными научно-образовательными комплексами (ЭНОК). Университет входит в первую десятку российских вузов, фигурирующих в мировом Интернет-рейтинге Webometrics. Опираясь на развитую инфраструктуру, КГУ усиливает свою привлекательность для студентов из субъектов федерации, доля которых в 2002 году составляла 7 процентов, в 2007 году – 13, в 2008 году – 15, а в 2009 году приближается к 25. В результате постоянного наращивания университетом инновационных проектов и услуг для широкого сектора потребителей в Татарстане, России и за её пределами, доходы от этих видов деятельности составляют ныне свыше 0 процентов величины годового бюджета КГУ.

У вуза большие планы, связанные с активным участием в реализации одобренной руководством республики и города стратегии повышения инновационной привлекательности столицы Татарстана. Несомненно, победа Казани в борьбе за право принять у себя Всемирные летние студенческие игры 2013 года, – а в этом есть и весомый вклад университета, всей высшей школы республики – заметный шаг на пути решения обозначенных проблем. Дело в том, что Казани предстоит серьёзное преобразование всей городской среды, в том числе возведение современной спортивной «деревни». А резон здесь для образовательной сферы такой. Руководство республики, мэрия города пришли к согласованному мнению: строить деревню с таким расчётом, чтобы потом превратить её в университетский кампус на 13-15 тыс. мест, который бы соответствовал мировому уровню: инфраструктура, бытовое обслуживание, общепит, спортивные блоки, всё остальное.

Значительное внимание уделяется в университете укреплению его позиций в мировом научно-образовательном пространстве. КГУ
установлены партнёрские отношения с более чем 50 университетами других стран и международными образовательными структурами из двух десятков государств, действуют Региональный центр международного сотрудничества вузов Республики Татарстан, Центр европейской документации, Центр социологии культуры, центры тестирования «TestDaf» и TOEFL. Университет имеет наиболее высокий показатель академической мобильности среди вузов Поволжья. Действуют договоры о партнёрстве с ведущими вузами и научными центрами страны: МГУ, СПбГУ, Томским государственным университетом, Курчатовским институтом, РФЯЦ ВНИИЭФ и др.

«Формирование доступных электронных ресурсов – надёжный базис непрерывного образования. В инновационном обществе человек должен учиться всё время, соответственно, обучение студентов надлежит организовать в логике «учить учиться», то есть уметь запрашивать информацию, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, искать способы их проверки и т.д.»

Заслуживает внимания опыт сотрудничества учёных и педагогов физического факультета с Высшим институтом современного материаловедения в городе Ле-Ман (Франция). Уже несколько лет наши учёные и французские коллеги во главе с директором Института, почётным доктором Казанского университета господином Аленом Меотом ведут совместную магистерскую программу, а недавно подписали соглашение о создании совместного Института перспективных исследований. Речь идёт о нестандартной подготовке специалистов в системе «магистратура – аспирантура – докторантура». В основу этой подготовки положена разработанная профессором Меотом концепция высшего образования под условным названием «Инжениум». Это название отсылает к идеям итальянского учёного XVIII века Джамбаттисты Вико, который стремился превзойти картезианскую рациональность и логику, учитывая многомерный характер природных и социальных процессов. Подготовленные в Институте специалисты должны будут демонстрировать ярко выраженный креативный подход, первопроходческую активность в избранных ими областях знания, умение принимать решение в условиях сильной неопределённости. Это уже реальный шаг к новой модели образования. Значительная роль в ней принадлежит электронному обучению: электронные учебники и пособия, цифровые библиотеки, образовательные услуги он-лайн и т.д. Здесь у нас есть серьёзные заделы, поэтому комитет Государственной думы по образованию, его экспертный совет по электронному обучению и информационным технологиям весной 2008 года провели на базе КГУ совместное заседание с советом ректоров вузов республики, а также научно-практический семинар по проблемам IT-технологий в вузе.

Формирование доступных электронных ресурсов – надёжный базис непрерывного образования. В инновационном обществе человек должен учиться всё время, соответственно, обучение студентов надлежит организовать в логике «учить учиться», то есть уметь запрашивать информацию, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, искать способы их проверки и т.д. Непрерывное образование до сих пор нередко воспринимается в виде некой надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает, тогда как в современной концепции образования оно рассматривается в качестве принципиально незавершённого процесса, устремлённого в будущее. На это сегодня и ориентируется Казанский госуниверситет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, ВПО, казанский государственный университет, республика татарстан, личный опыт, ао-33

Похожие материалы:
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Содержание профессиональной подготовки педагогов
Автономное учреждение: плюсы и минусы
ТИСБИ: инновационный рост
Автономные учреждения в Набережных Челнах
Международные перекрестки вуза
НГТТИ: от техникума до института
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Автономия Сибирского федерального университета
Место и роль новой модели образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
Специалисты Российского университета дружбы народов (г.Москва) работают над проектом...
Из журнала
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
#96Международная аккредитация должна стать обязательной
#100Как учить поколение Z
#101Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
#96Цифровая трансформация в образовании
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов