Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Социальная деятельность как часть воспитательного процесса

На Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», прошедшей в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова, представители вуза рассказали о собственном опыте по организации профессионального воспитания.

Просмотров: 1750

Практическая деятельность в социуме служит воспитанию профессионала

Н.М. РАССАДИН, к.п.н., профессор, ректор Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова

А.Е. ПОДОБИН, к.п.н., доцент, проректор по социальной и воспитательной работе Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова.

На Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», прошедшей в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова, представители принимающего вуза рассказали о собственном опыте по организации профессионального воспитания, получившем высокую оценку научно-педагогического сообщества.

Избежать формализма

Любой вуз нацелен на то, чтобы его студенты получили качественное образование и стали специалистами-профессионалами, но в этих процессах необходимо обращать внимание не только на проблемы подготовленности выпускников к самостоятельной деятельности по избранной специальности. Огромное значение в профессиональном становлении личности имеют мотивы, убеждения и ценности, направленность на самосовершенствование, отношение к профессии – все то, что является предметом профессионального воспитания в вузе. Однако, необходимо отметить, что практически все эти аспекты не находят своего отражения в критериях и показателях аккредитации вузов, а соответственно – ни в практике воспитательной работы многих университетов, ни при разработке и оценке систем качества их деятельности.

Эта проблема стала одной из основных для обсуждения на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», которая прошла в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова 28-30 октября 2009 года. Университет представил свой опыт организации профессионального воспитания, и в резолюции конференции были отмечены серьезные научно-методические и творческие наработки коллектива вуза в этом направлении. Среди важных достижений – опыт организации мотивационно-адаптационных сборов первокурсников и сложившаяся система обеспечения массового включения студентов в процесс профессионального воспитания на основе изменения позиции участников, выстраивания индивидуальных траекторий профессионально-личностного продвижения.

Предметом научных дискуссий на конференции стали критерии оценки профессионального воспитания в рамках государственной аккредитации. Так, воспитательную деятельность в вузе эксперты аккредитационных комиссий оценивают в большей степени по формальным признакам – по нормативной и материальной базам, информационному обеспечению, наличию управляющих структур, общественных объединений и т.п. При этом, если к общему воспитанию эти признаки имеют хоть какое-то отношение, то собственно профессиональное образование остается за рамками анализа и оценки.

К аналогичному выводу можно прийти, если внимательно рассмотреть вопросы анкеты, предлагаемой студентам для оценки воспитательной работы в вузе. В ней мы найдем и удовлетворенность состоянием мест общего пользования, и количество часов проведенных за компьютером и в Интернете, и многое другое. Но лишь один вопрос опосредованно касается профессионального воспитания: «Выбрали бы вы вновь ту же специальность и тот же вуз для обучения?»

Более или менее объективным отражением результатов деятельности вуза в данном направлении являются анкеты выпускников и работодателей, которые рассматриваются в процессе аккредитации. Однако и они являются желательными, но не обязательными для представления комиссии. Соответственно, остро встает вопрос о дополнении аккредитационных показателей, что должно разграничить, а в конечном итоге – стимулировать воспитательную работу, направленную как на повышение общего культурного уровня студенчества, профилактику негативных явлений в молодежной среде и т.п., так и, собственно, профессиональное воспитание. Представляется, что наряду с формальными показателями (база, кадры, структуры) должны появиться еще, как минимум, два аспекта для анализа.

Оценка работы университета

Как показывает опыт КГУ им. Н.А. Некрасова, необходимой составляющей оценки деятельности университета должно стать его влияние на социум, так называемая «сверхнормативная активность», внешняя направленность, которая не может быть сведена к комплексу научных и образовательных программ или к организации тех или иных воспитательных мероприятий со студентами. По нашему глубокому убеждению, невозможно воспитать профессионала без опыта практической деятельности в социуме. В нашем университете практически каждый факультет, в зависимости от своей направленности, выступает инициатором того или иного начинания: рождественские вечера, проводимые на иностранном языке, олимпиады для школьников города (факультет иностранных языков), организация спортивных мероприятий и музыкально-просветительская деятельность для дошкольных и общеобразовательных учреждений (факультет физической культуры и музыкально-педагогический факультет), выставки студенческих работ (художественно-графический факультет), фестиваль социальных акций, работа научно-педагогических отрядов в загородных детских центрах (Институт педагогики и психологии) и т.п. Благодаря студенческому археологическому отряду (исторический факультет) постоянно пополняются экспозиции краеведческого музея, ведутся раскопки в одном из старейших городов России – г. Галиче и на о. Вежи в Костромском районе. Большой вклад в изучение народных говоров вносит организуемая кафедрой русского языка фольклорная экспедиция по деревням костромской глубинки, что находит последующее воплощение в выступлениях фольклорного ансамбля «Гралица».

Говоря о «просоциальной активности» вуза и профессиональном воспитании, нужно понимать, что оно начинается не столько в стенах учебного заведения, сколько за его пределами, еще со школьной скамьи. Конечно, проще всего университету устраниться от этой ступени и сетовать на то, что, дескать, школа и семья не сориентировали подростка, не дали необходимых знаний, умений, не заложили мотивацию к приобретению профессии. Однако, КГУ, выстраивая модельное представление о профессиональном воспитании, исходит из понимания необходимости организации вузом профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки старшеклассников в различных формах:

  • специализированные школы и классы, работающие как на базе общеобразовательных школ, так и на базе университета, в которых основное внимание уделяется именно первоначальным представлениям о будущей профессии (у нас это – базовые экономические классы, школы будущего психолога, журналиста, педагогические классы и т.п.);
  • индивидуальное профконсультирование старшеклассников специалистами университета, проведение тренингов личностного роста;
  • акции, мероприятия и олимпиады различной направленности в зависимости от специфики вуза и факультета, проводимые как для школьников, так и для других жителей региона; различные творческие, волонтерские, временные летние объединения (лагеря) старшеклассников, в которых профориентация проходит опосредованно, через представление образцов профессиональной деятельности студентами и преподавателями, работающими в учреждениях дополнительного образования, загородных детских центрах.

Таким образом, представляется, что, кроме традиционно учитывающихся критериев качества подготовки специалистов в вузе, необходимо включить в систему признаков и оценки вуза реализацию «просоциального вектора» его деятельности, непосредственное (через исследования и организацию социально-культурного пространства региона) и опосредованное (через своих выпускников) влияние университета на социокультурную динамику региона. В оценке этой деятельности университета, прежде всего, должно участвовать местное сообщество, как на уровне органов государственного (муниципального) управления, так и на уровне институтов гражданского общества, бизнес-структур.

Как измерить результат воспитания?

Для измерения собственно результата профессионального воспитания нужен учет (и, соответственно, инструменты для проведения достаточно массовых срезов) отношения студентов к профессии, карьере, профессиональному самосовершенствованию и самореализации. При этом выборка должна предполагать отражение динамики от начала обучения до его окончания, так как в одном варианте включенное в планы множество мероприятий приводит к нулевому результату, а в другом – отсутствие специальных программ и мероприятий не мешает формировать профессионально-значимые качества и свойства личности за счет атмосферы и среды вуза, индивидуального воздействия преподавателей и выпускников на студента.

В «Программе воспитания студентов на цикл обучения в КГУ им. Н.А.Некрасова» предложены количественные индикаторы и качественные показатели для оценки профессионального воспитания. О процессе и результатах деятельности вуза в этом направлении могут свидетельствовать:

  • количество студентов, работающих в свободное от учебы время (вторичная занятость);
  • количество трудоустроившихся выпускников по профилю полученной профессии;
  • количество положительных отзывов на выпускников от работодателей;
  • количество олимпиад и конкурсов профессиональной направленности, в которых приняли участие студенты;
  • количество участников конференций, олимпиад и конкурсов профессиональной направленности;
  • количество студентов, прошедших стажировки по специальности (в т.ч. за рубежом);
  • количество библиотечных выставок по данному направлению.

Индивидуальные результаты профессионального воспитания могут оцениваться по мотивационному критерию через выявление отношения к будущей профессии, специальности, устойчивости профессионального выбора, стремления к профессиональной самореализации и самосовершенствованию, работе по полученной специальности. В когнитивной сфере необходимо диагностировать знание студентом собственных возможностей, способностей, компетенций и способов их реализации в практической деятельности, представления о будущей профессиональной деятельности, ее социальной значимости и требованиях к личности специалиста, возможностях профессионального самосовершенствования, самореализации и трудоустройства, профессиональные планы. Деятельностное воплощение результатов профессионального воспитания происходит через участие в общественной, научной, творческой, профессионально-ориентированной деятельности и работе по специальности в свободное от учебы время.

Актуальность представленных размышлений подтверждается интересом большого круга государственных деятелей, ученых, представителей общественности, принявших участие в конференции по проблемам профессионального воспитания. В ее резолюции было предложено сформировать рабочие группы для разработки концепции целевой программы «Профессиональное воспитание в высшей школе» и основного содержания и критериев оценки профессионального воспитания в рамках государственной аккредитации. Настоящая статья – один из шагов для реализации решений конференции, приглашение к размышлению всех заинтересованных сторон.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: воспитательная работа, костромской государственный университет, конференции, личный опыт, ао-35

Похожие материалы:
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Профилактика наркомании как направление воспитательной работы
Особое пространство формирования личности
Особенности развития воспитательной среды Сибирского профессионального колледжа
Методология создания единого воспитательного пространства
IV Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе
Творчество как элемент воспитательного процесса
Ректор МГТУ рассказал о духовно-нравственном воспитании молодежи
Ставка на патриотическое воспитание
Воспитательная работа в КурскГТУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
Из журнала
#98Ставропольский ГАУ – флагман отечественного аграрного образования и науки
#97ТГУ – лидер глобального образовательного пространства
#103Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
#100Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
#103Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
Информационная лента
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе
10:55Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
10:53Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»