Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Социальная деятельность как часть воспитательного процесса

На Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», прошедшей в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова, представители вуза рассказали о собственном опыте по организации профессионального воспитания.

Просмотров: 1747

Практическая деятельность в социуме служит воспитанию профессионала

Н.М. РАССАДИН, к.п.н., профессор, ректор Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова

А.Е. ПОДОБИН, к.п.н., доцент, проректор по социальной и воспитательной работе Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова.

На Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», прошедшей в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова, представители принимающего вуза рассказали о собственном опыте по организации профессионального воспитания, получившем высокую оценку научно-педагогического сообщества.

Избежать формализма

Любой вуз нацелен на то, чтобы его студенты получили качественное образование и стали специалистами-профессионалами, но в этих процессах необходимо обращать внимание не только на проблемы подготовленности выпускников к самостоятельной деятельности по избранной специальности. Огромное значение в профессиональном становлении личности имеют мотивы, убеждения и ценности, направленность на самосовершенствование, отношение к профессии – все то, что является предметом профессионального воспитания в вузе. Однако, необходимо отметить, что практически все эти аспекты не находят своего отражения в критериях и показателях аккредитации вузов, а соответственно – ни в практике воспитательной работы многих университетов, ни при разработке и оценке систем качества их деятельности.

Эта проблема стала одной из основных для обсуждения на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», которая прошла в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова 28-30 октября 2009 года. Университет представил свой опыт организации профессионального воспитания, и в резолюции конференции были отмечены серьезные научно-методические и творческие наработки коллектива вуза в этом направлении. Среди важных достижений – опыт организации мотивационно-адаптационных сборов первокурсников и сложившаяся система обеспечения массового включения студентов в процесс профессионального воспитания на основе изменения позиции участников, выстраивания индивидуальных траекторий профессионально-личностного продвижения.

Предметом научных дискуссий на конференции стали критерии оценки профессионального воспитания в рамках государственной аккредитации. Так, воспитательную деятельность в вузе эксперты аккредитационных комиссий оценивают в большей степени по формальным признакам – по нормативной и материальной базам, информационному обеспечению, наличию управляющих структур, общественных объединений и т.п. При этом, если к общему воспитанию эти признаки имеют хоть какое-то отношение, то собственно профессиональное образование остается за рамками анализа и оценки.

К аналогичному выводу можно прийти, если внимательно рассмотреть вопросы анкеты, предлагаемой студентам для оценки воспитательной работы в вузе. В ней мы найдем и удовлетворенность состоянием мест общего пользования, и количество часов проведенных за компьютером и в Интернете, и многое другое. Но лишь один вопрос опосредованно касается профессионального воспитания: «Выбрали бы вы вновь ту же специальность и тот же вуз для обучения?»

Более или менее объективным отражением результатов деятельности вуза в данном направлении являются анкеты выпускников и работодателей, которые рассматриваются в процессе аккредитации. Однако и они являются желательными, но не обязательными для представления комиссии. Соответственно, остро встает вопрос о дополнении аккредитационных показателей, что должно разграничить, а в конечном итоге – стимулировать воспитательную работу, направленную как на повышение общего культурного уровня студенчества, профилактику негативных явлений в молодежной среде и т.п., так и, собственно, профессиональное воспитание. Представляется, что наряду с формальными показателями (база, кадры, структуры) должны появиться еще, как минимум, два аспекта для анализа.

Оценка работы университета

Как показывает опыт КГУ им. Н.А. Некрасова, необходимой составляющей оценки деятельности университета должно стать его влияние на социум, так называемая «сверхнормативная активность», внешняя направленность, которая не может быть сведена к комплексу научных и образовательных программ или к организации тех или иных воспитательных мероприятий со студентами. По нашему глубокому убеждению, невозможно воспитать профессионала без опыта практической деятельности в социуме. В нашем университете практически каждый факультет, в зависимости от своей направленности, выступает инициатором того или иного начинания: рождественские вечера, проводимые на иностранном языке, олимпиады для школьников города (факультет иностранных языков), организация спортивных мероприятий и музыкально-просветительская деятельность для дошкольных и общеобразовательных учреждений (факультет физической культуры и музыкально-педагогический факультет), выставки студенческих работ (художественно-графический факультет), фестиваль социальных акций, работа научно-педагогических отрядов в загородных детских центрах (Институт педагогики и психологии) и т.п. Благодаря студенческому археологическому отряду (исторический факультет) постоянно пополняются экспозиции краеведческого музея, ведутся раскопки в одном из старейших городов России – г. Галиче и на о. Вежи в Костромском районе. Большой вклад в изучение народных говоров вносит организуемая кафедрой русского языка фольклорная экспедиция по деревням костромской глубинки, что находит последующее воплощение в выступлениях фольклорного ансамбля «Гралица».

Говоря о «просоциальной активности» вуза и профессиональном воспитании, нужно понимать, что оно начинается не столько в стенах учебного заведения, сколько за его пределами, еще со школьной скамьи. Конечно, проще всего университету устраниться от этой ступени и сетовать на то, что, дескать, школа и семья не сориентировали подростка, не дали необходимых знаний, умений, не заложили мотивацию к приобретению профессии. Однако, КГУ, выстраивая модельное представление о профессиональном воспитании, исходит из понимания необходимости организации вузом профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки старшеклассников в различных формах:

  • специализированные школы и классы, работающие как на базе общеобразовательных школ, так и на базе университета, в которых основное внимание уделяется именно первоначальным представлениям о будущей профессии (у нас это – базовые экономические классы, школы будущего психолога, журналиста, педагогические классы и т.п.);
  • индивидуальное профконсультирование старшеклассников специалистами университета, проведение тренингов личностного роста;
  • акции, мероприятия и олимпиады различной направленности в зависимости от специфики вуза и факультета, проводимые как для школьников, так и для других жителей региона; различные творческие, волонтерские, временные летние объединения (лагеря) старшеклассников, в которых профориентация проходит опосредованно, через представление образцов профессиональной деятельности студентами и преподавателями, работающими в учреждениях дополнительного образования, загородных детских центрах.

Таким образом, представляется, что, кроме традиционно учитывающихся критериев качества подготовки специалистов в вузе, необходимо включить в систему признаков и оценки вуза реализацию «просоциального вектора» его деятельности, непосредственное (через исследования и организацию социально-культурного пространства региона) и опосредованное (через своих выпускников) влияние университета на социокультурную динамику региона. В оценке этой деятельности университета, прежде всего, должно участвовать местное сообщество, как на уровне органов государственного (муниципального) управления, так и на уровне институтов гражданского общества, бизнес-структур.

Как измерить результат воспитания?

Для измерения собственно результата профессионального воспитания нужен учет (и, соответственно, инструменты для проведения достаточно массовых срезов) отношения студентов к профессии, карьере, профессиональному самосовершенствованию и самореализации. При этом выборка должна предполагать отражение динамики от начала обучения до его окончания, так как в одном варианте включенное в планы множество мероприятий приводит к нулевому результату, а в другом – отсутствие специальных программ и мероприятий не мешает формировать профессионально-значимые качества и свойства личности за счет атмосферы и среды вуза, индивидуального воздействия преподавателей и выпускников на студента.

В «Программе воспитания студентов на цикл обучения в КГУ им. Н.А.Некрасова» предложены количественные индикаторы и качественные показатели для оценки профессионального воспитания. О процессе и результатах деятельности вуза в этом направлении могут свидетельствовать:

  • количество студентов, работающих в свободное от учебы время (вторичная занятость);
  • количество трудоустроившихся выпускников по профилю полученной профессии;
  • количество положительных отзывов на выпускников от работодателей;
  • количество олимпиад и конкурсов профессиональной направленности, в которых приняли участие студенты;
  • количество участников конференций, олимпиад и конкурсов профессиональной направленности;
  • количество студентов, прошедших стажировки по специальности (в т.ч. за рубежом);
  • количество библиотечных выставок по данному направлению.

Индивидуальные результаты профессионального воспитания могут оцениваться по мотивационному критерию через выявление отношения к будущей профессии, специальности, устойчивости профессионального выбора, стремления к профессиональной самореализации и самосовершенствованию, работе по полученной специальности. В когнитивной сфере необходимо диагностировать знание студентом собственных возможностей, способностей, компетенций и способов их реализации в практической деятельности, представления о будущей профессиональной деятельности, ее социальной значимости и требованиях к личности специалиста, возможностях профессионального самосовершенствования, самореализации и трудоустройства, профессиональные планы. Деятельностное воплощение результатов профессионального воспитания происходит через участие в общественной, научной, творческой, профессионально-ориентированной деятельности и работе по специальности в свободное от учебы время.

Актуальность представленных размышлений подтверждается интересом большого круга государственных деятелей, ученых, представителей общественности, принявших участие в конференции по проблемам профессионального воспитания. В ее резолюции было предложено сформировать рабочие группы для разработки концепции целевой программы «Профессиональное воспитание в высшей школе» и основного содержания и критериев оценки профессионального воспитания в рамках государственной аккредитации. Настоящая статья – один из шагов для реализации решений конференции, приглашение к размышлению всех заинтересованных сторон.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: воспитательная работа, костромской государственный университет, конференции, личный опыт, ао-35

Похожие материалы:
Развитие внеучебной деятельности студентов
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Научить профессии и милосердию
Ректор МГТУ рассказал о духовно-нравственном воспитании молодежи
Воспитательная система КузГТУ: студент не останется равнодушным
IV Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе
Воспитывать профессионалов с гражданской позицией
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Воспитание как настройка на профессиональную компетентность
Процесс совершенствования: традиции и поиск нового

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БашГУ состоялась конференция, посвященная модернизации в России и Китае
1-2 ноября состоялась международная научно-практическая конференция «Политика и практика...
Эксперт в области цифровой гуманитаристики Динара Гагарина: «Надо сломать стены между разными областями знаний»
Главный редактор портала «Занимательная робототехника», доцент ВШЭ Динара Гагарина посетила БФУ...
В БФУ им. И. Канта прошла конференция по русской бардовской песенности
5 ноября в БФУ им. И. Канта стартовала научная конференция «Классика жанра. Окуджава, Высоцкий,...
Представители нефтегазовых компаний рассказали, как сочетают основную деятельность с заботой о морских животных
«Лукойл», «Сахалин Энерджи», «Ямал СПГ», «Роснефть», «Эксон Нефтегаз Лимитед» представили...
БГТУ им.В.Г.Шухова будет сотрудничать с Шаньдунским университетом Китая
Опорный университет с рабочим визитом посетила делегация Шаньдунского университета...
Из журнала
#101ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
#95Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
Информационная лента
10:28Юристы и инженеры об аспектах космического права
09:39Ректор Университета Тромсе о профессиях будущего и партнерстве двух арктических вузов
09:34Япония заинтересована в обмене студентами с Якутией
09:32Сотрудничество АлтГУ и Совета при Президенте России по межнациональным отношениям
09:01КФУ примет симпозиум к 190-летию Толстого в рамках Международного саммита языков и культур