Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Международная деятельность Новгородского государственного университета

Стратегия интернационализации – важный вектор модернизации современного российского высшего образования, несмотря на фундаментальные изменения мирового порядка, сложные внешнеполитические факторы и вызовы.

18.04.2017
Просмотров: 6

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

М.Н. ПЕВЗНЕР, проректор по международной деятельности Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, доктор педагогических наук, профессор

Н.А. ШАЙДОРОВА, начальник отдела управления международных связей Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, кандидат филологических наук, доцент

Стратегия интернационализации – важный вектор модернизации современного российского высшего образования, несмотря на фундаментальные изменения мирового порядка, сложные внешнеполитические факторы и вызовы. Международная деятельность Новгородского государственного университета им.  Ярослава Мудрого представляет собой значимый аспект развития образования и направлена на повышение его качества, содействие инновационным процессам и структурным преобразованиям в вузе.

УВЕЛИЧЕНИЕ количества иностранных студентов в НовГУ становится не только важным социокультурным, но и экономическим фактором в условиях неблагоприятного демографического климата, ведущего к сокращению числа российских абитуриентов. В течение последних трех лет доля иностранных студентов из стран Африки, Ближнего Востока, республик СНГ составила около 7 процентов от общего количества студентов дневной формы обучения.

Значимым аспектом образовательной политики вуза становится инклюзия иностранных студентов в университетскую среду. От того, насколько быстро студенты-иностранцы пройдут период социально-психологической адаптации, в какой мере будут удовлетворены качеством получаемого образования и условиями проживания в России, во многом будет зависеть не только имидж университета на международной арене, но и состояние социально-психологического климата и корпоративной культуры организации. Несмотря на трудности адаптационного периода, подавляющее большинство иностранных студентов НовГУ рекомендует своим соотечественникам обучение в России, в частности, в Великом Новгороде. Университет также является образовательной платформой для желающих изучать русский язык. Такую возможность предоставляет центр русского языка и культуры НовГУ, который активно устанавливает контакты с зарубежными вузами, проводит клубную работу с иностранными студентами, организует ежегодную летнюю школу русского языка и культуры.

МЕЖДУНАРОДНОЕ партнерство на современном этапе быстрее достигает успеха, если имеет характер сетевого взаимодействия. В практике международного сотрудничества российских вузов можно выделить несколько видов сетей, имеющих различную структуру управления: это ко­операция, ассоциация, консорциум.

Принцип кооперации на практике приобретает форму партнерских соглашений или договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами. На данный момент НовГУ имеет договорные отношения с 69 образовательными организациями из 22 стран мира. Более десяти лет назад были установлены партнерские отношения между НовГУ и Фондовым университетом г. Гильдесгейма (Германия), сотрудничество с которым развивается в разных направлениях, основным из которых являются разработка и осуществление совместных образовательных программ. Начиная с 2004 года, университеты-партнеры ведут подготовку бакалавров и магистров в рамках программы «Двойной диплом» по направлению «Педагогика». К настоящему моменту уже более 30 студентов НовГУ и 5 студентов Фондового университета завершили обучение по совместным образовательным программам и стали обладателями двух дипломов университетов-партнеров (государственного диплома РФ и диплома немецкого вуза). С 2014 года НовГУ и Фондовый университет начали реализацию двух новых программ двойных дипломов по направлениям бакалавриата «Лингвистика» и «Педагогическое образование» (профили «Технология» и «Информатика»).

Относительно недавно сложилось партнерство НовГУ с Аппалачским университетом (г. Бун, США). Академическая мобильность между вузами является двусторонней. Немаловажно, что американский университет активно использует привлечение собственных грантовых средств для обеспечения сотрудничества, в частности, организации учебных стажировок своих преподавателей и студентов в Великом Новгороде. Результатом их стали совместные проекты американских и новгородских школ в области инклюзивного образования, межкультурной коммуникации, истории двух стран.

Взаимодействие с зарубежным университетом-партнером происходит в условиях интенсивной межкультурной коммуникации, диалога различных учебных культур, взаимообогащения студентов и преподавателей. Следует отметить, что участие в академических обменах меняет способы идентификации студентов и преподавателей с собственным вузом. Сравнивая различные учебные культуры, студенты и преподаватели критически оценивают зарубежный опыт, находя в нем много позитивного, достойного для использования в социокультурных условиях своей страны. Они возвращаются в свой университет с новыми знаниями и впечатлениями, оказывают определенное влияние на позитивное изменение его учебной и корпоративной культуры.

Членство НовГУ в различных ассоциациях позволяет расширять сотрудничество, выделять надежных партнеров, взаимодействие с которыми в дальнейшем может переходить на стадию совместной проектной деятельности. Университет участвует в ряде международных сетей-ассоциаций, где все страны-участники являются равноправными, но имеют единый орган управления. С 2000 года НовГУ состоит в Ассоциации университетов стран Балтийского региона (BSRUN), объединяющей 32 европейских университета и университеты России и Белоруссии, с 2012 года является членом Ассоциации европейских университетов «Campus Europae», в которой, наряду с 17 университетами из 15 стран Европы, представлены 2 университета из России: НовГУ и СПбГУ.

В сетях, строящихся по принципу консорциума, лидирующее положение занимает университет, являющийся, как правило, заявителем того или иного международного проекта. НовГУ предложил для внедрения модель биполярного управления проектным консорциумом, при которой не только европейский, но и российский вуз активно участвует в менеджменте проекта, осуществляя полноценное управление и научно-методическое сопровождение деятельности вузов «стран-партнеров»: России, Белоруссии, Украины. Примерами такого сетевого взаимодействия и новаторского менеджмента являются консорциумы, созданные с участием НовГУ для реализации в рамках программы «Tempus», начиная с 2006 года, нескольких проектов в области педагогики и образовательного менеджмента.

С 2013 года университет совместно с 20 зарубежными партнерами из стран Европы и СНГ реализует проект программы «Tempus», нацеленный на решение проблем внедрения инклюзивного образования и создание инклюзивной среды в образовательных организациях различного типа. Инклюзивное образование в целом стало новым аспектом международной деятельности НовГУ и предметом сотрудничества с университетом Болл Стейт (г. Манси, США) в рамках Программы партнерства российских и американских университетов, реализуемой в 2016 году.

ВАЖНЫМ элементом сотрудничества НовГУ с зарубежными партнерами является проведение крупных международных мероприятий: конференций, семинаров, зарубежной практики, недель международного сотрудничества.

В прошлом году в вузе прошел российско-германский форум с символическим названием «Сохранить старые мосты, построить новые». В программе были не только доклады, посвященные российско-германским отношениям, но и формальные и неформальные дискуссии по вопросам политики, экономики, культуры и образования в Европе, проблемам воспитания молодежи в духе мира и толерантности, работало дискуссионное кафе, была организована мастерская будущего «Народная дипломатия строит новые мосты», выступал хор немецкой песни.

В этом году состоялась юбилейная десятая Неделя международного сотрудничества в НовГУ, объединившая российских и иностранных гостей из десяти стран мира. Начиная с 2012 года, университет проводит Недели дружбы и сотрудничества и за рубежом, что позволяет реализовать творческий потенциал преподавателей и студентов, способствует развитию их межкультурной компетенции.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ нестабильность в обществе влияет на международную деятельность российских вузов. Думается, есть три варианта развития событий: сохранение и дальнейшая реализация стратегии интернационализации и международной ориентации деятельности вуза; консервация этой стратегии и выжидание; отказ от данной стратегии, ориентация на закрытость, замкнутость национальных образовательных систем на основе антиглобализма.

Каждый вуз имеет право на собственный выбор, но только первый вариант способен дать импульс международной деятельности. Именно такой выбор сделал для себя Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, руководствуясь желанием поддерживать сложившиеся связи с партнерами из различных стран на основе имеющихся общих целей и обязательств. Главный фактор, обеспечивающий успех международной деятельности в будущем – это отношения доверия и дружбы между университетами-партнерами. Если эти отношения окажутся устойчивыми в эпоху политических и экономических турбулентностей, то и международная деятельность будет иметь долговременные перспективы, а её результативность – устойчиво развиваться.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, экспорт образования, НовГУ, высшее образование, ао-88, личный опыт

Похожие материалы:
Образовательная экспансия на мировом рынке
Международное сотрудничество Российской академии музыки
Поколение учащихся за рубежом
Интернационализация как фактор конкурентоспособности классического университета
Качество определяет конкурентоспособность
Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Завершился визит белорусской делегации в НовГУ
Формирование механизма международного сотрудничества в системе СПО
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (94)

Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее.
Анонс журнала


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Международная конференция APQN: Расширяя горизонты гарантии качества
В Москве 26-28 мая 2017 года на базе РАНХиГС при Президенте РФ проходит Международная конференция...
Практическая сессия «Молодёжь устойчивого будущего» в Ростове
26 мая в стенах Южного федерального университета пройдет Практическая сессия «Молодёжь...
V Международный инженерный чемпионат «Case-in» в Москве
30 – 31 мая 2017 в Москве пройдёт Финал V юбилейного Международного инженерного чемпионата...
Дайджест № 94 «Аккредитация в образовании»
Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно,...
Из журнала
#88Отвечая требованиям рынка труда
#87Совет директоров ссузов Республики Мордовия
#86PR-инструменты приемной кампании – 2016
#87Пути модернизации профессионального образования
#88Оценка качества подготовки выпускников Финуниверситета
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров