Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Удачный эксперимент, отличные перспективы

С целью расширения международного сотрудничества и углубления языковой подготовки студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава в ЮРГТУ (НПИ) был создан институт международного образования. Для вуза создание нового подразделения является своего рода экспериментом. Каковы же результаты?

20.07.2012
Просмотров: 1226
Е.В. Сусименко , директор Института международного образования Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), доктор философских наук, профессор

В 2010 году с целью расширения международного сотрудничества и углубления языковой подготовки студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава в Южно-Российском государственном техническом университете (Новочеркасском политехническом институте) решением ученого совета был создан институт международного образования (ИМО). Для вуза создание нового подразделения является своего рода экспериментом. Каковы же результаты?

В состав института вошли 4 кафедры – русского языка и культуры речи, немецкого, английского и французского языков, иностранных языков в профессиональной коммуникации, 3 сектора – учебно-методический, международного сотрудничества, академической мобильности и ресурсный центр иностранных языков, где все желающие могут улучшить знания на платной основе. В ИМО работают 35 преподавателей, в том числе 3 доктора наук, профессора, и 24 доцента, среди которых 17 кандидатов наук.

В задачи института входит не только языковая подготовка студентов и научных кадров, но и организация международных научных и образовательных обменов и стажировок, а также разработка новых инструментов образовательного и научно-инновационного сотрудничества с другими государствами.

В настоящее время по программам высшего профессионального образования в магистратуре и аспирантуре вуза обучаются 193 гражданина из 26 государств ближнего и дальнего зарубежья, причем только в 2012 году контингент иностранных студентов увеличился на 85 человек. Важно отметить, что в ЮРГТУ (НПИ) созданы все необходимые условия для их обучения, проживания и адаптации к российским условиям: работает подготовительное отделение, где иностранные граждане изучают русский язык и основы научной и профессиональной терминологии, регулярно организуются научные конференции, олимпиады по русскому языку, поездки в театр, экскурсии. По окончании аспирантуры граждане иностранных государств имеют возможность защитить кандидатские диссертации по техническим и гуманитарным наукам.

Делегации из вузов-партнеров и компаний иностранных государств регулярно приезжают в университет для осуществления образовательного и научно-технического сотрудничества. Весной 2012 года учебное заведение посетил глава Представительства Европейского Союза в Российской Федерации Фернандо Валенсуэла. Он был впечатлен не только масштабом и уровнем внедряемых в вузе инноваций, но и красотой его архитектурного ансамбля.

Университетом заключены 30 договоров о сотрудничестве в области образования, научных исследований, культурных связей, академических обменов с вузами-партнерами и компаниями в Германии, КНР, Италии, Венгрии, Швейцарии, Польше, Ираке, Украине, Таджикистане, Беларуси и других странах.

Студенты и аспиранты проходят стажировки в западных университетах в рамках стипендиальных программ «Михаил Ломоносов», «Леонард Эйлер», «Иммануил Кант», «Альберт-Людвиг-Франс», реализуемых Немецкой службой академических обменов, а также программ фондов Александра Гумбольдта, Земли Северный Рейн-Вестфалия, программы Евросоюза «Эразмус Мундус». Около 50 стипендиатов ежегодно выезжают в Германию, Италию и другие европейские страны. Регулярно проводятся совместные научные конференции, коллоквиумы, семинары и другие мероприятия.

Студенты могут параллельно с базовым образованием получить платное дополнительное образование по направлению «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Ряд выпускников, имеющих квалификацию в этой области, успешно работает в крупных фирмах региона, Москвы, Санкт-Петербурга, а также за рубежом: в Канаде, США, Германии. Некоторые защитили кандидатские диссертации в Германии и устроились в немецкие фирмы и университеты.

На протяжении последних пятнадцати лет студенты и аспиранты экономических специальностей получают приглашение представлять Россию в транснациональном проекте ежегодной Международной студенческой школы-семинара (WORKSHOP с деловой компьютерной игрой в области международного бизнеса) с участием десятка университетов США и Европы, причем мероприятия проходят в разных странах мира. ЮРГТУ (НПИ) – единственный участник этого уникального проекта от нашей страны.

В ходе деловой игры моделируется деятельность транснациональных компаний на различных рынках, проводятся итоговые конференции, организуется посещение таких всемирных организаций, как ООН, ВТО, ЮНЕСКО, Европарламент и других.

Рабочий язык WORKSHOP – английский. Участники имеют возможность применить свои знания в области финансов, логистики, планирования производства и закупок, управления персоналом в рамках бизнес-симуляции компьютерной лицензионной программы BO-Cash, имитирующей деятельность реального предприятия. Перед началом деловой игры путем «перемешивания» национальных студенческих команд формируются мультинациональные компании. Таким образом, в ходе семинара решаются сразу несколько задач: моделируются реальные деловые ситуации, участники игры, общаясь и принимая решения, погружаются в единую языковую среду. Последний WORKSHOP состоялся весной 2012 года в Португалии и Испании, а в 2013 году пройдет в США на базе Нью-Йоркского технологического университета.

Южно-Российский государственный технический университет интегрирован в европейское научное и образовательное пространство, принимает активное участие в международных проектах по программе TEMPUS. В последние несколько лет здесь реализуются два проекта этой программы. Один, рассчитанный на 2009-2011 годы, называется «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в технических вузах России». Он воплощается в жизнь совместно с университетами городов Дрезден, Веймар (Германия), Вена (Австрия) и Марибор (Словения).

Цель проекта – расширение учебных программ для инженеров-строителей в области прикладных информационных и коммуникационных технологий. Это касается как обучения (подготовки) в области программного обеспечения, так и поддержки для введения новых информационных и коммуникационных технологий передачи знаний (российское воплощение европейского e-learning).

В рамках рабочих визитов университет неоднократно посещала Барбара Хауптенбухнер, один из координаторов проекта, представитель технического университета Дрездена. Оценивая реализацию методов электронного обучения, во время одного из визитов она отметила: «В Новочеркасске инсталлирован главный сервер программы, который оплачен Европейским сообществом в рамках проекта «Темпус». На нем размещено швейцарское программное обеспечение, которое широко используется в различных странах мира. При его помощи организуется учебный процесс. В проекте участвуют три российских университета – ЮРГТУ (НПИ), Воронежский государственный строительный университет и Орловский государственный технический университет. Сейчас проводится обучение студентов инженерно-строительных специальностей, нацеленное на достижение устойчивых результатов. Но важно, чтобы данная программа использовалась и другими факультетами, способствуя внедрению современных электронных методов обучения в образовательный процесс по всем специальностям. Все промежуточные отчёты, направленные нами в Европейское сообщество, получили положительную оценку за хорошие результаты. Программа уже работает, специалисты прекрасно справились с задачей».

Второй проект TEMPUS, «Интернационализация учебных планов на уровне магистра в российских вузах в южном регионе», реализуется совместно с университетами городов Линчепинг (Швеция), Твенте (Голландия), Лаппеенранта (Финляндия), Брауншвейг (Германия). С российской стороны, кроме ЮРГТУ, в работе участвуют Южный федеральный университет, Кубанский государственный университет, Воронежский государственный университет, а также ряд производственных компаний и научных организаций – Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (г. Новочеркасск), Учебный центр «Софтлайн» (г. Москва), Siemens IT Solutions and Services LLC (Воронежское отделение). Проект рассчитан на три года. Предполагается, что за это время будут разработаны и апробированы четыре учебные программы магистерской подготовки по информационным технологиям в инженерии, а именно: «Информационные технологии в электротехнике», «ИТ в промышленной технике», «ИТ в биомеханике», «ИТ в программировании».

Еще об одном перспективном проекте, реализуемом в университете и базирующемся на углубленной языковой подготовке, следует сказать особо.

В 2011 году в ЮРГТУ (НПИ) начало работать новое образовательное подразделение – институт «Высшая школа управления», решающий задачу углубленной магистерской подготовки специалистов высокого класса, сочетающих качества хорошего инженера и грамотного управленца. Направления подготовки – «Менеджмент», «Инноватика», «Организация и управление наукоемким производством». Претенденты на обучение в Высшей школе управления проходят серьезный конкурсный отбор. Углубленная языковая подготовка слушателей – еще одна обязанность института международного образования. Магистранты обучаются методом погружения в языковую среду с упором на ситуативное профессиональное общение. Кроме того, им регулярно читают лекции носители языка из зарубежных вузов-партнеров. В 2011-2012 учебном году слушатели Высшей школы управления прошли стажировки на ведущих производственных предприятиях России, Германии, Китая, Португалии и Испании.

При ИМО работают клубы английского, немецкого, русского языков. Посещая их, интересующиеся языками и культурой зарубежных стран бесплатно совершенствуют знания иностранного языка.

Институт международного образования принимает активное участие в организации не только стажировок российских студентов за рубежом, но и иностранных студентов и специалистов в ЮРГТУ (НПИ). Так, например, весной 2012 года группа профессоров-энергетиков из Чаньчуньского инженерно-технологического института КНР проходила стажировку на энергетическом факультете университета, старейшем на юге России.

С момента организации института международного образования прошло только два года, однако этого оказалось достаточно, чтобы подтвердилась эффективность эксперимента и правильность выбранного направления по интеграции учебных подразделений и подразделений управления (языковых кафедр и секторов – учебно-методического, международного сотрудничества, академической мобильности). Впереди у института новые задачи. Главные из них три: дальнейшее расширение контингента иностранных студентов с использованием такого нетрадиционного подхода, как установление прямых договорных связей с посольствами зарубежных государств в РФ, а также углубленная языковая подготовка российских студентов в области профессиональной коммуникации и расширение академической мобильности обучающихся.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-57, личный опыт, международное сотрудничество, ЮРГТУ (НПИ)

Похожие материалы:
Прикладная информатика: разработка и реализация программ двойных дипломов
САФУ: геополитический вектор
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Международная деятельность Новгородского государственного университета
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
Международное сотрудничество Российской академии музыки
Кому нужна независимость аккредитационных агентств?
Международные перекрестки вуза
Создать «финское чудо» в российских условиях
Стратегия – развитие международных связей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
Тканевая инженерия – будущее медицины
Ученые Политехнического университета разрабатывают уникальные материалы, восстанавливающие...
МАИ создал беспилотник для безопасных полётов с аппаратурой
Разработчики постоянно находятся в поисках оптимизации и усовершенствования характеристик своих...
В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
Изучение моделей подобных систем может пролить свет на то, как функционируют их живые аналоги,...
Нейросеть обучили определять пол человека по написанному тексту
Многочисленные научные исследования показывают, что в письменном тексте неизбежно отражаются...
Из журнала
#92Образовательный марафон ДПО
#93Педагогика опережающего развития
#91Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
#90Перспективы независимой экспертизы качества образования
#91Первый вуз искусств нового типа
Информационная лента
08:22Конкурс инновационных проектов в области цифровых и промышленных технологий
08:54ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
08:45САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
09:25В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
09:03Нейросеть обучили определять пол человека по написанному тексту