Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Анвир Фаткулин об уровневой подготовке

Об опыте внедрения уровневой системы в Дальневосточном государственном техническом университете как важном факторе усиления международных позиций вуза рассказывает ректор Анвир ФАТКУЛИН

Просмотров: 1666

«Форпост Болоньи» на Дальнем Востоке

Бакалавры и магистры востребованы и в странах АТР

Об опыте внедрения уровневой системы в Дальневосточном государственном техническом университете как важного фактора усиления международных позиций вуза, рассказывает ректор Анвир ФАТКУЛИН

– Анвир Амрулович, из всех вузов региона ДВГТУ имеет самый большой «пул» магистерских программ. Учитывая, что именно в магистратуре научно-исследовательская «компонента» подготовки должна играть решающую роль, как ДВГТУ решает эту непростую проблему?

– Среди вузов региона ДВГТУ, действительно, имеет один из самых больших спектров магистерских программ и успешно их реализует. Так, в 2010 году мы объявили набор в магистратуру ДВГТУ по 30 направлениям подготовки, из них 10 новых. В рамках этих направлений реализуется 45 образовательных программ. Вообще, уровневая подготовка в ДВГТУ ведется с 1994 года, при этом университет постоянно, (а в последнее время – особенно активно), ведет работу в части популяризации уровневой системы. Это дает свои плоды – сегодня и общественное мнение, и сообщество работодателей края уже спокойно воспринимают эту модель подготовки.

Сегодня окончательный переход к уровневой системе образования в ДВГТУ ведется в режиме системной работы – с учетом требований ФГОС, формируется соответствующее учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебно-научного процесса. Если говорить о нашем видении и целях, то кратко сформулирую так: магистратура в ДВГТУ – это прежде всего инновационная образовательная площадка, где обучающиеся встречаются не только с преподавателями, но и с учеными, исследователями, известными и успешными практиками. Магистр ДВГТУ достаточно серьезно ориентирован и на прикладные знания, прежде всего, за счет формирования индивидуальных учебных планов, позволяющих гибко настраивать потенциал выпускника под актуальные потребности реальной экономики.

Здесь следует подчеркнуть, что достижению этих целей очень способствовала реализация инновационной образовательной программы ДВГТУ, в рамках которой мы дополнительно оснастили свои кафедры и лаборатории современными приборами, установками, уникальным оборудованием и сетями более чем на 900 млн рублей. Таким образом, удалось создать необходимую среду для научно-исследовательской работы студентов, что особенно важно в рамках образовательных программ магистратуры.

На эту же задачу – усиление научно-исследовательской составляющей учебного процесса – направлена и совместная работа с Дальневосточным отделением Российской академии наук. У нас созданы совместные научно-образовательные центры, базовые кафедры в НИИ, совместные научные лаборатории, центры коллективного пользования, где задействовано около 2000 студентов старших курсов и магистров. Именно это сотрудничество во многом обеспечивает возможность формирования в магистратуре научно-исследовательских компетенций. Один из примеров эффективной совместной работы вуза, академических институтов и работодателей – подготовка магистров по направлению «Кораблестроение и океанотехника» в филиалах кафедры морских технологий и энергетики в Институте химии ДВО РАН и ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (руководитель магистратуры профессор, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ А. Минаев).

Усиление научной составляющей происходит так же за счет научно-исследовательских семинаров, входящих в учебный план индивидуальной подготовки магистров. Основной целью семинаров является развитие у студентов магистратуры навыков самостоятельной исследовательской работы в профессиональной области. В рамках семинара студенты учатся постановке проблем, критическому осмыслению научных источников и различных баз данных. Студенты овладевают современной методологией исследований, связанных с интенсивным использованием технологий, техники, методов и моделей. Кроме того, студенты получают навыки исследовательской работы в группах, осваивают презентацию результатов исследований, учатся вести научную дискуссию, готовить научные публикации различного формата.

В ходе каждого семестра студенты периодически делают сообщения перед учебной группой о выполнении научно-исследовательской работы, включая работу над магистерской диссертацией. Сообщение сопровождается общей дискуссией под руководством профессора, возглавляющего семинар, и при участии научного руководителя студента. В состав семинара включаются лекции приглашенных специалистов.

«Сегодня и общественное мнение, и сообщество работодателей края уже спокойно воспринимают эту модель подготовки».

Таким образом, в магистратуре ДВГТУ реализуется подготовка не только к проектно-технологической, организационно-управленческой и проектной деятельности, но и к научной и академической. Именно та часть магистров, которая углубленно занимается теоретическими и фундаментальными проблемами, готовится к поступлению в аспирантуру ДВГТУ, и в дальнейшем становится реальным кадровым резервом университета для педагогической и научной деятельности.

В качестве примера развития уровневой подготовки в университете можно привести проект «Высшей школы инновационной экономики и менеджмента», разработанный и реализуемый сегодня в ДВГТУ. Подготовка бакалавров и магистров здесь ведется в условиях творческой среды, проектно-ориентированных технологий, во взаимодействии с инновационной инфраструктурой, технопарковой структурой, направлена на кадровые и научно-технологические потребности приоритетных экономических кластеров региона. И, что важно, связана с интеграцией в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кстати, мощной мотивацией к разработке проектов развития, в том числе проекта «высшей школы» явилось участие университета в конкурсе на присвоение категории «национальный исследовательский университет».

– Одна из «проблемных зон» перехода на уровневую систему – готовность к ней преподавателей…

– Да, поэтому повышение квалификации преподавателей для реализации программ уровневой подготовки является важнейшим направлением работы университета. Целевым образом за два последних года прошли повышение квалификации более 300 человек в различных образовательных центрах не только России, но и за рубежом. Мы сформировали свой сегмент повышения квалификации педагогических кадров и руководящих работников вуза на базе Института переподготовки педагогических кадров при ДВГТУ. Всего реализуется 22 образовательные программы (от 72 до 1080 часов). Среди них: «Инновационная деятельность в образовании», «Современные технологии в образовании», «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям», «Проблемы качества обучения», «Интеллектуальная собственность – основа инновационной деятельности», «Менеджмент в образовании», «Управление инновациями в современном вузе» и др.

– Вуз поставил перед собой цель стать «университетом мирового качества научных исследований, образования, технологических разработок». Какими сильными позициями обладает ДВГТУ в международном образовательном пространстве АТР? И способствует ли этим позициям уровневая система подготовки кадров, ведь принципы Болонского процесса рассчитаны, прежде всего, на построение общеевропейского образовательного пространства?

«Уровневая система подготовки кадров нам хорошо помогает, она более понятна и привычна для иностранных студентов... Качество образования и престиж диплома ДВГТУ подтверждают стопроцентное трудоустройство и успешная карьера иностранных выпускников у себя на родине».

– Безусловно! В настоящее время в вузе обучается около трехсот иностранных граждан из восьми стран. Обучение иностранных студентов осуществляется по всем реализуемым в вузе образовательным программам на протяжении уже более 10 лет. Особой популярностью пользуются программы бакалавриата и магистратуры по техническим направлениям, таким, как строительство, архитектура, информационные технологии и другие. В этом смысле уровневая система подготовки кадров нам хорошо помогает, она более понятна и привычна для иностранных студентов, позволяет учитывать принципы Болонского процесса в части формирования общеобразовательного пространства. Качество образования и престиж диплома ДВГТУ подтверждают стопроцентное трудоустройство и успешная карьера иностранных выпускников у себя на родине. В 2010 году мы продолжаем работу по открытию совместных магистерских программ с зарубежными университетами. Это, прежде всего, те университеты, с которыми у ДВГТУ ведутся совместные научные исследования, с которыми уже налажены обменные программы. В том числе, и с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Новый импульс развитию образовательных и научных связей с зарубежными вузами и организациями, и, прежде всего, стран АТР придала инновационная образовательная программа ДВГТУ. Например, на базе университета при поддержке Минобрнауки и МИД РФ создан Центр научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России и АТЭС (ТехноРАТЭС), главная задача которого – обеспечение сотрудничества между Россией и экономиками стран АТЭС. Представители университета регулярно принимают участие в заседаниях рабочих групп Секретариата АТЭС, а три инициированных при участии ДВГТУ проекта имеют статус проектов АТЭС. В качестве одного из немногих вузов региона ДВГТУ активно развивает программы международного сотрудничества с крупными зарубежными компаниями, имеются соглашения о сотрудничестве с компаниями Мицуи и Ко (Япония), Самсунг (Республика Корея), Нью Софт (США), Дуньшен (КНР). Здесь успешно осуществляется сотрудничество в научно-технической и инновационной сферах по таким направлениям, как энергетика и энергосбережение, деревообработка, нанотехнологии, газохимия, горное дело, строительные технологии, экология, информационные технологии. Все это еще раз подтверждает высокий статус университета и уровень реализуемых образовательных программ.

Если говорить о международном сотрудничестве в целом, оно активно развивается в Дальневосточном государственном техническом университете с 1987 года. На сегодняшний день ДВГТУ имеет более ста договоров об установлении партнерских отношений с зарубежными университетами из 18 стран: США, Японии, КНР, КНДР, Вьетнама, Монголии, Республики Корея, Тайваня, Австрии, Германии, Франции, Великобритании, Канады, Бразилии, Финляндии, Австралии, Италии, Республики Словения.

Университет участвует в различных международных программах, в том числе TEMPUS, DAAD, USIA, NISCUPP, IREX, ACTR, Youth Exchange, является членом международных ассоциаций и обществ, таких как Международная ассоциация президентов университетов, Ассоциация президентов университетов стран АТР, Международное общество инженерной педагогики (IGIP), и многих других.

Таким образом, системная работа по развитию международного сотрудничества обеспечила позиционирование ДВГТУ на международном уровне в качестве крупного динамично развивающегося инновационного вуза, что позволило повысить рейтинг университета за рубежом и привлечь дополнительное внимание к нему со стороны иностранных партнеров – как учебных заведений, так и бизнес-структур. В ДВГТУ много научных школ, где проводятся исследования, имеющие мировое значение. В вуз регулярно приезжают ученые из разных стран мира, в то же время профессора, студенты и аспиранты ДВГТУ становятся все более «академически мобильными» – знакомятся с опытом зарубежных ученых, проводят совместные исследования с профессорами в ведущих мировых образовательных и научных центрах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ирина Свиридова об уровневой подготовке
Институт технологии и бизнеса использует все возможности для развития
Международное сотрудничество Российской академии музыки
Стратегия – развитие международных связей
Опыт проектирования образовательной программы
Сергей Коршунов об уровневой подготовке
База трудоустройства – инновации и хороший менеджмент
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
«ЕГЭ» для бакалавров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ