Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Психологические проблемы непрерывного образования

В результате слияния образовательных организаций разного уровня и создания комплексов, оптимизирующих управленческие, организационные, материально-технические аспекты подготовки кадров в соответствии с потребностями региона, во многих вузах открываются отделения СПО. Дмитровский институт непрерывного образования (филиал) Университета «Дубна» также активно реализует программы СПО и работает над решением возникающих на этом уровне педагогических и психологических проблем.

Просмотров: 185

Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.

В результате слияния образовательных организаций разного уровня и создания комплексов, оптимизирующих управленческие, организационные, материально-технические аспекты подготовки кадров в соответствии с потребностями региона, во многих вузах открываются отделения СПО. Дмитровский институт непрерывного образования (филиал) Университета «Дубна» также активно реализует программы СПО и работает над решением возникающих на этом уровне педагогических и психологических проблем.

БАРИНОВ Василий Константинович – директор Дмитровского института непрерывного образования (филиала) Университета «Дубна», кандидат педагогических наук.
САМОНЕНКО Юрий Анатольевич – научный руководитель программы курса дополнительного образования «Как мы познаем мир и самих себя», доктор педагогических наук.
ЖИЛЬЦОВА Ольга Александровна – преподаватель-методист Дмитровского института непрерывного образования (филиала) Университета «Дубна», кандидат химических наук.

Психологические проблемы профессионального образования

Традиционно в СПО осуществлялся законченный цикл подготовки молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой выбранной специальности. Ответственность за продолжение обучения выпускника СПО возлагалась не на образовательную организацию, а на самого учащегося, его семью, центры профориентации.

Во многом острота решения этой проблемы обусловлена так называемым кризисом юношеского возраста, связанным с потребностью самоидентификации. Он сильно отличается от кризиса подросткового возраста. Подросток декларирует миру: «Я взрослый!», – требуя при этом, чтобы к нему относились уважительно, не запрещали поступать так, как принято у взрослых (например, самостоятельно определять любые виды деятельности, самому выбирать круг общения и пр.), и, в конце концов, добивается своего. Как правило, этот конфликт протекает открыто, с вовлечением родителей, педагогов, соседей и других близких людей. Конфликт юношеского возраста, напротив, не имеет ярко выраженного внешнего проявления и может быть незаметен окружающим. Казалось бы, юноша добился признания права на личную жизнь, независимость в суждениях и поступках, но чувство взрослости и уверенности в себе так и не приходит. Ему предстоит ответить на череду сложных вопросов: «Кто я? На что способен, какое место займу в обществе?». Профессиональное самоопределение играет в этом поиске, как правило, центральную роль. К размышлениям побуждает и сравнение себя со сверстниками.

Психологическое благополучие в этом возрасте зависит от того, какую социальную планку установит для себя молодой человек в своих жизненных планах. Для некоторых учащихся перспективы связаны с избранной профессией, которую они начали осваивать в учебном заведении. В учреждениях непрерывного образования для хорошо успевающих студентов открылась возможность продолжить обучение в вузе без психологического напряжения и стрессов, связанных с экзаменами.

​Институтом активно отрабатывается модель интеграции основного и дополнительного образования в соответствии с эргатической концепцией психического развития человека, в рамках которой диагностика и педагогическое воздействие на учащихся осуществляется в направлениях, отвечающих основным характеристикам, отражающим социальную природу человека.

Опросы показывают, что многие студенты с воодушевлением относятся к такой перспективе. В этом, в частности, состоит их положительное отличие от сверстников, обучающихся в школе. Однако среди них есть те, кто еще не определился с выбором профессии. Некоторые имеют высокий уровень притязаний, и для них главное – убедиться, насколько будущая профессия позволит проявить себя в качестве творческой личности, и понять, станет ли она трамплином для дальнейшей деловой карьеры. Другим важно обрести уверенность в том, что они окажутся успешными, востребованными специалистами, способными обеспечить семью. Они выбирают путь совершенствования профессионального мастерства, не делая ставку на продвижение к высоким должностям и общественному положению. Для этих групп молодых людей внутренняя работа носит созидательный характер.

Часто поиск собственного «Я» проходит драматично. Кризис особенно тяжело протекает у юношей, пришедших из школы с невысоким уровнем предметных знаний, и, как следствие, обучаясь в СПО, они вновь испытывают затруднения в учебе. Комплекс неполноценности у таких учащихся приобретает хронический характер. Выход из этого состояния они находят в уходе из образовательного пространства вуза, формально оставаясь в его стенах, а удовлетворение своих жизненных амбиций ищут на стороне, порой со значительными рисками и потерей возможностей для личностного и профессионального развития. Доля таких первокурсников составляет 10-15%, по оценкам специалистов.

Пути преодоления психологического кризиса

Предполагается, что справиться с кризисными состояниями, вызванными неверием в свои силы, можно благодаря правильной организации дополнительного образования студентов. Зачастую оно рассматривается лишь как деятельность, отвечающая субъективным интересам обучающихся. Такое понимание верно только отчасти, так как дополнительное образование может работать и на достижение иных, более широких педагогических целей.

В отечественной и гуманистически ориентированной европейской педагогике обозначены приоритеты образовательной политики, которые сгруппированы в четыре главных умения. Во-первых, это умение учиться, особенно важное в эпоху стремительно возрастающих знаний о мире и технологиях. Во-вторых, умение трудиться, во многом утраченное многими молодыми людьми по причине позднего приобщения к производительной, общественно полезной деятельности. В-третьих, это умение жить в обществе в согласии с его культурными нормами и общечеловеческими ценностями. И, наконец, умение жить. Эта компетентность подразумевает осознанное приобщение молодого человека к позитивной наполненности и радостному ощущению жизни. Иными словами, необходимо создать такую ситуацию развития, при которой сегодняшняя жизнь студента была бы не только подготовкой к будущему проявлению себя как успешного профессионала, а позволяла бы испытывать положительные эмоции от взаимодействия с социальным окружением здесь и сейчас. Многое в этом процессе зависит от работников образовательной организации: учителей, психологов, воспитателей, наставников. Наиболее значимые их компетенции могут быть совмещены в одном авторитетном лице – педагоге дополнительного образования. На него целесообразно возложить и миссию интеграции всех вышеперечисленных целей образования, с разработкой для каждого учащегося траектории его жизненного развития. Следует отметить, что этим требованиям отвечают многие специалисты, высвобождаемые из сфер науки, высокотехнологического производства и управления и нашедшие новое поприще деятельности в сфере образования. Переориентация их на педагогическую деятельность позволяет во многом усилить воспитательную работу среди контингента учащихся института. Для этого необходимо пройти специальный курс профессиональной переподготовки – как для ведения общеобразовательных дисциплин, так и для осуществления руководства проектной деятельностью и овладения приемами педагогического воздействия с опорой на принципы неформального социального образования учащейся молодежи.

​Эргасистема человека, объединяющая идею, волю, нацеленность на результат и усердие, формирует его как субъект учебной и трудовой деятельности. По большому счету, эта изменившаяся личность и есть главный результат дополнительного образования.

Опыт практического решения проблем студентов

Обозначенные выше цели легли в основу программы курса дополнительного образования «Как мы познаем мир и самих себя», разработанного в Дмитровском институте непрерывного образования. Курс имеет рефлексивную направленность, дающую студенту основы понимания методов преобразования мира и закономерностей развития себя как личности.

В последние годы институтом отрабатывается модель интеграции основного и дополнительного образования в соответствии с эргатической (от греч. ergon – работа, труд) концепцией психического развития человека. Ее суть заключается в том, что диагностику и педагогическое воздействие на учащихся целесообразно проводить в направлениях, отвечающих основным характеристикам, отражающим социальную природу человека. Первая из них описывает содержание ценностных ориентаций учащегося. Работа с учениками ставит задачу оказания им помощи в осознании привлекательного для них образа жизни, выборе образца для подражания из реальных или виртуальных персон и принятии на этой основе увлекательной и перспективной жизненной идеи. Иными словами, это направление связано с формированием внутренней субъектной позиции идеолога, то есть осознанием и выработкой идеи собственной жизни. Вторая позиция в данной концепции характеризует учащегося как исполнителя физического или умственного действия. Человека, обладающего высоким уровнем исполнительских умений, называют виртуозом. Пути формирования виртуозного действия подробно описаны в известной теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Третья позиция характеризует волевую сторону жизнедеятельности подростка, юноши, зрелого человека. Известно, что человек способен к волевому усилию в различных областях жизнедеятельности не в равной степени. Например, ответственный и настойчивый в своем деле инженер далеко не всегда может быть успешным в руководстве даже небольшим коллективом. Точно так же крупный ученый может оказаться слабохарактерным при столкновении с житейскими трудностями. И, наконец, стратегические качества человека. Они характеризуют степень осознания траектории устройства своей жизни, умение расставить вехи в реализации перспективных планов.

Упомянутые компетенции формируются институтом в совместной проектной деятельности педагогов и студентов. Это самая удобная форма работы, сочетающая деловое общение и неформальную беседу, групповую дискуссию и разговор тет-а-тет по волнующей ученика теме. В фокусе внимания оказывается и инновационный замысел проекта, и ликвидация пробелов в знаниях. Работа с предметным материалом и распределение обязанностей в коллективе сопровождаются рефлексией названных психологических характеристик человека как субъекта деятельности. Это осуществляется в коллективной и индивидуальной формах. При этом постоянно возникают поводы обсудить затруднения или порадоваться успеху в продвижении дела.

Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет формулировка темы проекта, поскольку она задает отправную для всей работы идеологическую компоненту деятельности. Бывают случаи, когда учащийся впервые в жизни принимает на себя ответственность за получение общественно значимого продукта. При этом впервые осознается необходимость коллективного участия в деле, согласования интересов и возможностей друг друга. Возникновению положительного эмоционального фона в группе способствует добровольность участия и публичное представление хода выполнения и результатов проекта, привлечение внимания сверстников, родителей, педагогов.

Важно, чтобы тематика проекта имела общественное звучание, затрагивала интересы широких групп населения, а каждый участник проекта вносил творческий вклад в решение возникающих задач. Например, речь может идти о поиске альтернативных источников энергии, о разработке действующих моделей инновационных транспортных средств, о создании мобильных пунктов сохранения здоровья, необходимых для спасения жителей городов и сел в периоды особо жаркого лета и лесных пожаров.

Подобные проекты можно назвать дерзновенными. Они активизируют названные субъектные позиции молодого человека и придают коллективному делу позитивный личностный смысл. В данной ситуации наиболее эффективными оказываются известные приемы педагогического воздействия. Весьма действенным в воспитательном плане является соблюдение принципов неформального социального образования. Эргасистема человека, объединяющая идею, волю, нацеленность на результат и усердие, формирует его как субъект учебной и трудовой деятельности. По большому счету, эта изменившаяся личность и есть главный результат дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Эргатическая модель зоны ближайшего развития: проектирование и освоение // «Национальный психологический журнал». – 2017. – № 3 (27). – С. 82-91.
  2. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Человеческий фактор в организационной культуре образовательного учреждения // «Мир психологии». – 2017. – №3 (2017). – С. 157-166.
  3. Глава 7. Психология формирования профессионализма // С. 152-171 в учебнике «Психология труда, инженерная психология и эргономика» и дополнительные материалы в ЭБС: учебник для академического бакалавриата // Климов Е.А. [и др.]. Под ред. Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Г.Н. Солнцевой. – М.: Юрайт, 2017. – 529 с. – (Серия «Бакалавр. Академический курс»). – ISBN 978-5-534-02312-1. Список авторского коллектива, С. 10.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Серпуховский колледж успешно участвует в чемпионатах WSR
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
К чему ведет глобальная автоматизация профессий СПО?
Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б. Васильева реализует эффективную образовательную стратегию
Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
Отраслевая наука в большом долгу у практики
Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ