Психологические проблемы непрерывного образованияВ результате слияния образовательных организаций разного уровня и создания комплексов, оптимизирующих управленческие, организационные, материально-технические аспекты подготовки кадров в соответствии с потребностями региона, во многих вузах открываются отделения СПО. Дмитровский институт непрерывного образования (филиал) Университета «Дубна» также активно реализует программы СПО и работает над решением возникающих на этом уровне педагогических и психологических проблем. Просмотров: 176
Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018. В результате слияния образовательных организаций разного уровня и создания комплексов, оптимизирующих управленческие, организационные, материально-технические аспекты подготовки кадров в соответствии с потребностями региона, во многих вузах открываются отделения СПО. Дмитровский институт непрерывного образования (филиал) Университета «Дубна» также активно реализует программы СПО и работает над решением возникающих на этом уровне педагогических и психологических проблем.
Психологические проблемы профессионального образования Традиционно в СПО осуществлялся законченный цикл подготовки молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой выбранной специальности. Ответственность за продолжение обучения выпускника СПО возлагалась не на образовательную организацию, а на самого учащегося, его семью, центры профориентации. Во многом острота решения этой проблемы обусловлена так называемым кризисом юношеского возраста, связанным с потребностью самоидентификации. Он сильно отличается от кризиса подросткового возраста. Подросток декларирует миру: «Я взрослый!», – требуя при этом, чтобы к нему относились уважительно, не запрещали поступать так, как принято у взрослых (например, самостоятельно определять любые виды деятельности, самому выбирать круг общения и пр.), и, в конце концов, добивается своего. Как правило, этот конфликт протекает открыто, с вовлечением родителей, педагогов, соседей и других близких людей. Конфликт юношеского возраста, напротив, не имеет ярко выраженного внешнего проявления и может быть незаметен окружающим. Казалось бы, юноша добился признания права на личную жизнь, независимость в суждениях и поступках, но чувство взрослости и уверенности в себе так и не приходит. Ему предстоит ответить на череду сложных вопросов: «Кто я? На что способен, какое место займу в обществе?». Профессиональное самоопределение играет в этом поиске, как правило, центральную роль. К размышлениям побуждает и сравнение себя со сверстниками. Психологическое благополучие в этом возрасте зависит от того, какую социальную планку установит для себя молодой человек в своих жизненных планах. Для некоторых учащихся перспективы связаны с избранной профессией, которую они начали осваивать в учебном заведении. В учреждениях непрерывного образования для хорошо успевающих студентов открылась возможность продолжить обучение в вузе без психологического напряжения и стрессов, связанных с экзаменами.
Опросы показывают, что многие студенты с воодушевлением относятся к такой перспективе. В этом, в частности, состоит их положительное отличие от сверстников, обучающихся в школе. Однако среди них есть те, кто еще не определился с выбором профессии. Некоторые имеют высокий уровень притязаний, и для них главное – убедиться, насколько будущая профессия позволит проявить себя в качестве творческой личности, и понять, станет ли она трамплином для дальнейшей деловой карьеры. Другим важно обрести уверенность в том, что они окажутся успешными, востребованными специалистами, способными обеспечить семью. Они выбирают путь совершенствования профессионального мастерства, не делая ставку на продвижение к высоким должностям и общественному положению. Для этих групп молодых людей внутренняя работа носит созидательный характер. Часто поиск собственного «Я» проходит драматично. Кризис особенно тяжело протекает у юношей, пришедших из школы с невысоким уровнем предметных знаний, и, как следствие, обучаясь в СПО, они вновь испытывают затруднения в учебе. Комплекс неполноценности у таких учащихся приобретает хронический характер. Выход из этого состояния они находят в уходе из образовательного пространства вуза, формально оставаясь в его стенах, а удовлетворение своих жизненных амбиций ищут на стороне, порой со значительными рисками и потерей возможностей для личностного и профессионального развития. Доля таких первокурсников составляет 10-15%, по оценкам специалистов. Пути преодоления психологического кризиса Предполагается, что справиться с кризисными состояниями, вызванными неверием в свои силы, можно благодаря правильной организации дополнительного образования студентов. Зачастую оно рассматривается лишь как деятельность, отвечающая субъективным интересам обучающихся. Такое понимание верно только отчасти, так как дополнительное образование может работать и на достижение иных, более широких педагогических целей. В отечественной и гуманистически ориентированной европейской педагогике обозначены приоритеты образовательной политики, которые сгруппированы в четыре главных умения. Во-первых, это умение учиться, особенно важное в эпоху стремительно возрастающих знаний о мире и технологиях. Во-вторых, умение трудиться, во многом утраченное многими молодыми людьми по причине позднего приобщения к производительной, общественно полезной деятельности. В-третьих, это умение жить в обществе в согласии с его культурными нормами и общечеловеческими ценностями. И, наконец, умение жить. Эта компетентность подразумевает осознанное приобщение молодого человека к позитивной наполненности и радостному ощущению жизни. Иными словами, необходимо создать такую ситуацию развития, при которой сегодняшняя жизнь студента была бы не только подготовкой к будущему проявлению себя как успешного профессионала, а позволяла бы испытывать положительные эмоции от взаимодействия с социальным окружением здесь и сейчас. Многое в этом процессе зависит от работников образовательной организации: учителей, психологов, воспитателей, наставников. Наиболее значимые их компетенции могут быть совмещены в одном авторитетном лице – педагоге дополнительного образования. На него целесообразно возложить и миссию интеграции всех вышеперечисленных целей образования, с разработкой для каждого учащегося траектории его жизненного развития. Следует отметить, что этим требованиям отвечают многие специалисты, высвобождаемые из сфер науки, высокотехнологического производства и управления и нашедшие новое поприще деятельности в сфере образования. Переориентация их на педагогическую деятельность позволяет во многом усилить воспитательную работу среди контингента учащихся института. Для этого необходимо пройти специальный курс профессиональной переподготовки – как для ведения общеобразовательных дисциплин, так и для осуществления руководства проектной деятельностью и овладения приемами педагогического воздействия с опорой на принципы неформального социального образования учащейся молодежи.
Опыт практического решения проблем студентов Обозначенные выше цели легли в основу программы курса дополнительного образования «Как мы познаем мир и самих себя», разработанного в Дмитровском институте непрерывного образования. Курс имеет рефлексивную направленность, дающую студенту основы понимания методов преобразования мира и закономерностей развития себя как личности. В последние годы институтом отрабатывается модель интеграции основного и дополнительного образования в соответствии с эргатической (от греч. ergon – работа, труд) концепцией психического развития человека. Ее суть заключается в том, что диагностику и педагогическое воздействие на учащихся целесообразно проводить в направлениях, отвечающих основным характеристикам, отражающим социальную природу человека. Первая из них описывает содержание ценностных ориентаций учащегося. Работа с учениками ставит задачу оказания им помощи в осознании привлекательного для них образа жизни, выборе образца для подражания из реальных или виртуальных персон и принятии на этой основе увлекательной и перспективной жизненной идеи. Иными словами, это направление связано с формированием внутренней субъектной позиции идеолога, то есть осознанием и выработкой идеи собственной жизни. Вторая позиция в данной концепции характеризует учащегося как исполнителя физического или умственного действия. Человека, обладающего высоким уровнем исполнительских умений, называют виртуозом. Пути формирования виртуозного действия подробно описаны в известной теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Третья позиция характеризует волевую сторону жизнедеятельности подростка, юноши, зрелого человека. Известно, что человек способен к волевому усилию в различных областях жизнедеятельности не в равной степени. Например, ответственный и настойчивый в своем деле инженер далеко не всегда может быть успешным в руководстве даже небольшим коллективом. Точно так же крупный ученый может оказаться слабохарактерным при столкновении с житейскими трудностями. И, наконец, стратегические качества человека. Они характеризуют степень осознания траектории устройства своей жизни, умение расставить вехи в реализации перспективных планов. Упомянутые компетенции формируются институтом в совместной проектной деятельности педагогов и студентов. Это самая удобная форма работы, сочетающая деловое общение и неформальную беседу, групповую дискуссию и разговор тет-а-тет по волнующей ученика теме. В фокусе внимания оказывается и инновационный замысел проекта, и ликвидация пробелов в знаниях. Работа с предметным материалом и распределение обязанностей в коллективе сопровождаются рефлексией названных психологических характеристик человека как субъекта деятельности. Это осуществляется в коллективной и индивидуальной формах. При этом постоянно возникают поводы обсудить затруднения или порадоваться успеху в продвижении дела. Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет формулировка темы проекта, поскольку она задает отправную для всей работы идеологическую компоненту деятельности. Бывают случаи, когда учащийся впервые в жизни принимает на себя ответственность за получение общественно значимого продукта. При этом впервые осознается необходимость коллективного участия в деле, согласования интересов и возможностей друг друга. Возникновению положительного эмоционального фона в группе способствует добровольность участия и публичное представление хода выполнения и результатов проекта, привлечение внимания сверстников, родителей, педагогов. Важно, чтобы тематика проекта имела общественное звучание, затрагивала интересы широких групп населения, а каждый участник проекта вносил творческий вклад в решение возникающих задач. Например, речь может идти о поиске альтернативных источников энергии, о разработке действующих моделей инновационных транспортных средств, о создании мобильных пунктов сохранения здоровья, необходимых для спасения жителей городов и сел в периоды особо жаркого лета и лесных пожаров. Подобные проекты можно назвать дерзновенными. Они активизируют названные субъектные позиции молодого человека и придают коллективному делу позитивный личностный смысл. В данной ситуации наиболее эффективными оказываются известные приемы педагогического воздействия. Весьма действенным в воспитательном плане является соблюдение принципов неформального социального образования. Эргасистема человека, объединяющая идею, волю, нацеленность на результат и усердие, формирует его как субъект учебной и трудовой деятельности. По большому счету, эта изменившаяся личность и есть главный результат дополнительного образования. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|