Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Психологические проблемы непрерывного образования

В результате слияния образовательных организаций разного уровня и создания комплексов, оптимизирующих управленческие, организационные, материально-технические аспекты подготовки кадров в соответствии с потребностями региона, во многих вузах открываются отделения СПО. Дмитровский институт непрерывного образования (филиал) Университета «Дубна» также активно реализует программы СПО и работает над решением возникающих на этом уровне педагогических и психологических проблем.

Просмотров: 77

Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.

В результате слияния образовательных организаций разного уровня и создания комплексов, оптимизирующих управленческие, организационные, материально-технические аспекты подготовки кадров в соответствии с потребностями региона, во многих вузах открываются отделения СПО. Дмитровский институт непрерывного образования (филиал) Университета «Дубна» также активно реализует программы СПО и работает над решением возникающих на этом уровне педагогических и психологических проблем.

БАРИНОВ Василий Константинович – директор Дмитровского института непрерывного образования (филиала) Университета «Дубна», кандидат педагогических наук.
САМОНЕНКО Юрий Анатольевич – научный руководитель программы курса дополнительного образования «Как мы познаем мир и самих себя», доктор педагогических наук.
ЖИЛЬЦОВА Ольга Александровна – преподаватель-методист Дмитровского института непрерывного образования (филиала) Университета «Дубна», кандидат химических наук.

Психологические проблемы профессионального образования

Традиционно в СПО осуществлялся законченный цикл подготовки молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой выбранной специальности. Ответственность за продолжение обучения выпускника СПО возлагалась не на образовательную организацию, а на самого учащегося, его семью, центры профориентации.

Во многом острота решения этой проблемы обусловлена так называемым кризисом юношеского возраста, связанным с потребностью самоидентификации. Он сильно отличается от кризиса подросткового возраста. Подросток декларирует миру: «Я взрослый!», – требуя при этом, чтобы к нему относились уважительно, не запрещали поступать так, как принято у взрослых (например, самостоятельно определять любые виды деятельности, самому выбирать круг общения и пр.), и, в конце концов, добивается своего. Как правило, этот конфликт протекает открыто, с вовлечением родителей, педагогов, соседей и других близких людей. Конфликт юношеского возраста, напротив, не имеет ярко выраженного внешнего проявления и может быть незаметен окружающим. Казалось бы, юноша добился признания права на личную жизнь, независимость в суждениях и поступках, но чувство взрослости и уверенности в себе так и не приходит. Ему предстоит ответить на череду сложных вопросов: «Кто я? На что способен, какое место займу в обществе?». Профессиональное самоопределение играет в этом поиске, как правило, центральную роль. К размышлениям побуждает и сравнение себя со сверстниками.

Психологическое благополучие в этом возрасте зависит от того, какую социальную планку установит для себя молодой человек в своих жизненных планах. Для некоторых учащихся перспективы связаны с избранной профессией, которую они начали осваивать в учебном заведении. В учреждениях непрерывного образования для хорошо успевающих студентов открылась возможность продолжить обучение в вузе без психологического напряжения и стрессов, связанных с экзаменами.

​Институтом активно отрабатывается модель интеграции основного и дополнительного образования в соответствии с эргатической концепцией психического развития человека, в рамках которой диагностика и педагогическое воздействие на учащихся осуществляется в направлениях, отвечающих основным характеристикам, отражающим социальную природу человека.

Опросы показывают, что многие студенты с воодушевлением относятся к такой перспективе. В этом, в частности, состоит их положительное отличие от сверстников, обучающихся в школе. Однако среди них есть те, кто еще не определился с выбором профессии. Некоторые имеют высокий уровень притязаний, и для них главное – убедиться, насколько будущая профессия позволит проявить себя в качестве творческой личности, и понять, станет ли она трамплином для дальнейшей деловой карьеры. Другим важно обрести уверенность в том, что они окажутся успешными, востребованными специалистами, способными обеспечить семью. Они выбирают путь совершенствования профессионального мастерства, не делая ставку на продвижение к высоким должностям и общественному положению. Для этих групп молодых людей внутренняя работа носит созидательный характер.

Часто поиск собственного «Я» проходит драматично. Кризис особенно тяжело протекает у юношей, пришедших из школы с невысоким уровнем предметных знаний, и, как следствие, обучаясь в СПО, они вновь испытывают затруднения в учебе. Комплекс неполноценности у таких учащихся приобретает хронический характер. Выход из этого состояния они находят в уходе из образовательного пространства вуза, формально оставаясь в его стенах, а удовлетворение своих жизненных амбиций ищут на стороне, порой со значительными рисками и потерей возможностей для личностного и профессионального развития. Доля таких первокурсников составляет 10-15%, по оценкам специалистов.

Пути преодоления психологического кризиса

Предполагается, что справиться с кризисными состояниями, вызванными неверием в свои силы, можно благодаря правильной организации дополнительного образования студентов. Зачастую оно рассматривается лишь как деятельность, отвечающая субъективным интересам обучающихся. Такое понимание верно только отчасти, так как дополнительное образование может работать и на достижение иных, более широких педагогических целей.

В отечественной и гуманистически ориентированной европейской педагогике обозначены приоритеты образовательной политики, которые сгруппированы в четыре главных умения. Во-первых, это умение учиться, особенно важное в эпоху стремительно возрастающих знаний о мире и технологиях. Во-вторых, умение трудиться, во многом утраченное многими молодыми людьми по причине позднего приобщения к производительной, общественно полезной деятельности. В-третьих, это умение жить в обществе в согласии с его культурными нормами и общечеловеческими ценностями. И, наконец, умение жить. Эта компетентность подразумевает осознанное приобщение молодого человека к позитивной наполненности и радостному ощущению жизни. Иными словами, необходимо создать такую ситуацию развития, при которой сегодняшняя жизнь студента была бы не только подготовкой к будущему проявлению себя как успешного профессионала, а позволяла бы испытывать положительные эмоции от взаимодействия с социальным окружением здесь и сейчас. Многое в этом процессе зависит от работников образовательной организации: учителей, психологов, воспитателей, наставников. Наиболее значимые их компетенции могут быть совмещены в одном авторитетном лице – педагоге дополнительного образования. На него целесообразно возложить и миссию интеграции всех вышеперечисленных целей образования, с разработкой для каждого учащегося траектории его жизненного развития. Следует отметить, что этим требованиям отвечают многие специалисты, высвобождаемые из сфер науки, высокотехнологического производства и управления и нашедшие новое поприще деятельности в сфере образования. Переориентация их на педагогическую деятельность позволяет во многом усилить воспитательную работу среди контингента учащихся института. Для этого необходимо пройти специальный курс профессиональной переподготовки – как для ведения общеобразовательных дисциплин, так и для осуществления руководства проектной деятельностью и овладения приемами педагогического воздействия с опорой на принципы неформального социального образования учащейся молодежи.

​Эргасистема человека, объединяющая идею, волю, нацеленность на результат и усердие, формирует его как субъект учебной и трудовой деятельности. По большому счету, эта изменившаяся личность и есть главный результат дополнительного образования.

Опыт практического решения проблем студентов

Обозначенные выше цели легли в основу программы курса дополнительного образования «Как мы познаем мир и самих себя», разработанного в Дмитровском институте непрерывного образования. Курс имеет рефлексивную направленность, дающую студенту основы понимания методов преобразования мира и закономерностей развития себя как личности.

В последние годы институтом отрабатывается модель интеграции основного и дополнительного образования в соответствии с эргатической (от греч. ergon – работа, труд) концепцией психического развития человека. Ее суть заключается в том, что диагностику и педагогическое воздействие на учащихся целесообразно проводить в направлениях, отвечающих основным характеристикам, отражающим социальную природу человека. Первая из них описывает содержание ценностных ориентаций учащегося. Работа с учениками ставит задачу оказания им помощи в осознании привлекательного для них образа жизни, выборе образца для подражания из реальных или виртуальных персон и принятии на этой основе увлекательной и перспективной жизненной идеи. Иными словами, это направление связано с формированием внутренней субъектной позиции идеолога, то есть осознанием и выработкой идеи собственной жизни. Вторая позиция в данной концепции характеризует учащегося как исполнителя физического или умственного действия. Человека, обладающего высоким уровнем исполнительских умений, называют виртуозом. Пути формирования виртуозного действия подробно описаны в известной теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Третья позиция характеризует волевую сторону жизнедеятельности подростка, юноши, зрелого человека. Известно, что человек способен к волевому усилию в различных областях жизнедеятельности не в равной степени. Например, ответственный и настойчивый в своем деле инженер далеко не всегда может быть успешным в руководстве даже небольшим коллективом. Точно так же крупный ученый может оказаться слабохарактерным при столкновении с житейскими трудностями. И, наконец, стратегические качества человека. Они характеризуют степень осознания траектории устройства своей жизни, умение расставить вехи в реализации перспективных планов.

Упомянутые компетенции формируются институтом в совместной проектной деятельности педагогов и студентов. Это самая удобная форма работы, сочетающая деловое общение и неформальную беседу, групповую дискуссию и разговор тет-а-тет по волнующей ученика теме. В фокусе внимания оказывается и инновационный замысел проекта, и ликвидация пробелов в знаниях. Работа с предметным материалом и распределение обязанностей в коллективе сопровождаются рефлексией названных психологических характеристик человека как субъекта деятельности. Это осуществляется в коллективной и индивидуальной формах. При этом постоянно возникают поводы обсудить затруднения или порадоваться успеху в продвижении дела.

Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет формулировка темы проекта, поскольку она задает отправную для всей работы идеологическую компоненту деятельности. Бывают случаи, когда учащийся впервые в жизни принимает на себя ответственность за получение общественно значимого продукта. При этом впервые осознается необходимость коллективного участия в деле, согласования интересов и возможностей друг друга. Возникновению положительного эмоционального фона в группе способствует добровольность участия и публичное представление хода выполнения и результатов проекта, привлечение внимания сверстников, родителей, педагогов.

Важно, чтобы тематика проекта имела общественное звучание, затрагивала интересы широких групп населения, а каждый участник проекта вносил творческий вклад в решение возникающих задач. Например, речь может идти о поиске альтернативных источников энергии, о разработке действующих моделей инновационных транспортных средств, о создании мобильных пунктов сохранения здоровья, необходимых для спасения жителей городов и сел в периоды особо жаркого лета и лесных пожаров.

Подобные проекты можно назвать дерзновенными. Они активизируют названные субъектные позиции молодого человека и придают коллективному делу позитивный личностный смысл. В данной ситуации наиболее эффективными оказываются известные приемы педагогического воздействия. Весьма действенным в воспитательном плане является соблюдение принципов неформального социального образования. Эргасистема человека, объединяющая идею, волю, нацеленность на результат и усердие, формирует его как субъект учебной и трудовой деятельности. По большому счету, эта изменившаяся личность и есть главный результат дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Эргатическая модель зоны ближайшего развития: проектирование и освоение // «Национальный психологический журнал». – 2017. – № 3 (27). – С. 82-91.
  2. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Человеческий фактор в организационной культуре образовательного учреждения // «Мир психологии». – 2017. – №3 (2017). – С. 157-166.
  3. Глава 7. Психология формирования профессионализма // С. 152-171 в учебнике «Психология труда, инженерная психология и эргономика» и дополнительные материалы в ЭБС: учебник для академического бакалавриата // Климов Е.А. [и др.]. Под ред. Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Г.Н. Солнцевой. – М.: Юрайт, 2017. – 529 с. – (Серия «Бакалавр. Академический курс»). – ISBN 978-5-534-02312-1. Список авторского коллектива, С. 10.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: университет дубна, ао-103, высшее образование, московская область, дополнительное профессиональное образование, СПО

Похожие материалы:
О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
От маркшейдеров до переводчиков: современные кадры для ведущих отраслей
Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
В Индии состоялась конференция APQN
Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
Отраслевая наука в большом долгу у практики
Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
Воронежский государственный университет отметил столетний юбилей
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#107Качественная подготовка специалистов в Приморском политехническом колледже
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
#105Дайджест № 105 «Аккредитация в образовании»
#100Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний