Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни

Программы прикладного бакалавриата изначально формировались в странах с развитой системой квалификаций, основанных на компетенциях. В мировой практике квалификации прикладного бакалавриата имеют четко обозначенное место в национальной рамке квалификаций. В России – другая ситуация.

Просмотров: 4905

М. АКСЕНОВА, заместитель директора Центра изучения проблем профессионального образования (National Observatory on Vocational Education & Training)

А.А. МУРАВЬЕВА, ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования, кандидат филологических наук

Формула подготовки выпускников системы профессионального и высшего образования в постиндустриальном обществе выглядит так: «одна профессия – множество карьерных возможностей». Это означает такую подготовку выпускника, которая позволяет ему эффективно работать на различных предприятиях и в организациях.

Как правило, современные российские работодатели наиболее динамично развивающихся отраслей промышленности и значительного сегмента традиционных отраслей высказывают к молодым специалистам требования, которые в целом сводятся к следующему:

  • высокий общий уровень развития и хорошие базовые знания;
  • способность системно мыслить, перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное;
  • умение применять на практике полученные знания, работать в команде, умение и желание постоянно учиться;
  • нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность самооценки как специалиста.
  • Очевидно, что это комплекс компетенций, который в первую очередь определяет способность выпускника быстро приобрести недостающие для работы знания и умения, включиться в производственную жизнь.

Одновременно работодатели далеко не всегда довольны качеством подготовки в системах среднего профессионального и высшего образования и часто считают, что выпускники не соответствуют современным требованиям развития экономики и социальной сферы страны. В этой связи постоянно обсуждается вопрос, кто же нужен рынку труда и как обучить такого специалиста.

В качестве ответа предлагаются различные решения. Одно из предложений – реализация программ прикладного бакалавриата.

В экономически развитых странах прикладной бакалавриат (он же профессиональный, а также технический) появился около сорока лет назад, вслед за изменениями, потребовавшими серьезной реформы в структуре рынка труда. В 70-е годы прошлого века снизилась потребность в рабочей силе, имеющей базовые профессиональные квалификации, и возросла потребность в высококвалифицированных профессионалах среднего уровня. Эти тенденции были характерны не только для высокотехнологичных отраслей экономики и динамично развивающегося сектора услуг (туризм, бытовые услуги, банковское дело и финансы, страхование, общественный транспорт, здравоохранение, социальное обеспечение), но и для традиционных сфер, таких как управление, производство, торговля, строительство.

Однако особенную популярность программы прикладного бакалавриата приобрели в технических областях – там, где осуществляется практическое применение технологий.

Понятие «прикладной бакалавриат» в практику российского образования вошло в 2009 году, вместе с соответствующим экспериментом, который проводился в отдельных образовательных учреждениях высшего и среднего звена.

Дискуссии о назначении, проектировании, организации программ прикладного бакалавриата, о том, к какому сектору системы образования они относятся, идут с самого начала эксперимента. По сути, в стране осуществляется поиск эффективных моделей и технологий третичного профессионального неакадемического образования, которые соответствовали бы потребностям экономики и повышали возможности трудоустройства выпускников. Каков результат? Хотя сами программы прикладного бакалавриата находятся на стыке высшего и среднего профессионального образования и уже имеют признанный официальный статус, для них отсутствуют ФГОСы. Получается, что на сегодняшний день нет четкого понимания, какими должны быть эти программы. Такова серьезная проблема, отражающая ситуацию комплексно.

В целом в России достигнуто согласие относительно того, что практикоориентированный характер – главная особенность программ прикладного бакалавриата. Однако многие считают, что они направлены на углубленную подготовку специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики. Также часто говорят, что основой прикладного бакалавриата служат образовательные программы СПО, ориентированные на овладение практическими умениями работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки.

В общем виде подобное представление вполне сопоставимо с международным, правда, с небольшими, но существенными отличиями. Во-первых, за рубежом аналогичные программы никогда не создаются для поднятия статуса третичного неуниверситетского образования, путем приравнивания к высшему образованию некоторых специальностей СПО, соответствующих инновационному развитию экономики. Во-вторых, прикладной бакалавриат не заменяет квалификации, которые осваиваются в системе среднего профессионального образования. В-третьих, заявления о том, что технологии в ряде отраслей сильно усложняются и для них недостаточно среднего профессионального образования, голословны, как и утверждения, что многие вузовские знания теоретического характера прикладному бакалавру не нужны, а значит нужно экономить время на обучение.

И, наконец, самое важное – в мире такие программы не возникают из абстрактных представлений, а диктуются потребностями рынка труда и, как правило, создаются по инициативе работодателей. Они имеют собственную идентичность и четко отграничиваются от программ академического бакалавра. Но не по количеству часов, дисциплин и лет обучения, а по актуальным для сферы труда результатам, которых должны достичь обучающиеся. Именно в зависимости от этого устанавливается продолжительность программ (от двух до четырех лет). У нас же суть всех обсуждений проблемы в основном сводится к увеличению часов на практическую подготовку.

Программы прикладного бакалавриата изначально формировались в странах с развитой системой квалификаций, основанных на компетенциях. В мировой практике квалификации прикладного бакалавра имеют четко обозначенное место в национальной рамке квалификаций. В России – другая ситуация. В 2013 году профильное министерство рекомендовало всем вузам вводить образовательные программы прикладного бакалавриата и поставило количественные цели по их внедрению. В частности, к 2018 году по таким программам должно обучаться не менее 30 процентов студентов-бакалавров. Происхождение этого показателя непонятно, поскольку у нас пока еще не созданы механизмы качественной оценки потребностей в квалификациях на перспективу. Вот почему массовое внедрение квалификаций прикладного бакалавра вызывает серьезное опасение.

Очевидно, было бы логичнее и целесообразнее сначала определить области деятельности, где необходимы подобные квалификации, их статус и содержание, чтобы четко отграничить их от квалификаций как более низкого, так и более высокого уровня. А для этого нужна национальная рамка квалификаций, которая пока еще не разработана. Структура уровней квалификаций, принятая Минтрудом РФ, – это двухмерная конструкция, не имеющая модернизационного потенциала, необходимого для современной рамки квалификаций.

Также могли бы помочь делу профессиональные стандарты, но с оговоркой: если они будут разработаны для целостной области профессиональной деятельности, а не для отдельных должностей или узких профессий, как это происходит в настоящее время.

В ситуации, сложившейся в нашей стране, реальной опорой может стать Рамка квалификаций для европейского пространства высшего образования (так называемые Дублинские дескрипторы) или Европейская рамка квалификаций (ЕРК) для обучения в течение всей жизни. Согласно Дублинским дескрипторам, прикладной бакалавриат соответствует короткому циклу программ подготовки бакалавров, а по ЕРК – пятому уровню рамки. По крайней мере, это некие реперные точки для определения результатов обучения при разработке программ, а не общие рассуждения об их практической ориентированности.

Международный опыт показывает: программы прикладного бакалавриата предназначены для подготовки специалистов, обладающих компетенциями как в конкретной области профессиональной деятельности, так и управленческими, – линейных менеджеров, менеджеров среднего звена. Они, как правило, предусматривают практикоориентированное обучение и подготовку дипломного проекта, посвященного решению производственной проблемы предприятия, где студент проходит практику. Именно практическая нацеленность является их отличительной особенностью.

Главный принцип обучения по программам прикладного бакалавриата – обеспечить студентам возможность проверять пригодность и уровень своих знаний и умений на рабочих местах, участвуя в выполнении различных заданий. Ориентация на практические действия позволяет осваивать такие общие компетенции, как работа в команде, готовность принимать решения, ответственность за качество труда. У студентов формируются самостоятельность, способность планировать и организовывать собственную учебную и трудовую деятельность, руководить другими людьми. Иными словами, программы прикладного бакалавриата обеспечивают:

  • освоение широких практических и теоретических знаний в области будущей профессиональной деятельности, необходимых для определения способов поведения в различных сложных ситуациях;
  • приобретение умений проводить исследования для эффективного выполнения профессиональных задач, выбирать из большого диапазона методов такие, которые необходимы для решения сложных проблем, оценивать действия и результаты деятельности собственной и подчиненных.

Все это снижает срок адаптации выпускников на предприятии.

Программы практикоориентированного бакалавриата эффективны, поскольку разрабатываются совместно с представителями работодателей, формулирующих требования к компетенциям и выпускникам. Во всех странах, где проводится обучение по таким программам, действует законодательство, регулирующее этот вид образования. Особо стоит отметить, что все законодательные акты приняты в последние годы. Данный факт свидетельствует: прикладной бакалавриат находится в стадии становления. Большинство последних изменений в законодательстве касается содержания и обеспечения качества обучения, системы переноса зачетных единиц, прозрачности программ и расширения доступа к ним.

Болонский процесс явился особым стимулом к развитию третичного неуниверситетского образования, имеющего ценность с точки зрения соответствия получаемых квалификаций требованиям рынка труда и повышения возможностей трудоустройства выпускников. В этом процессе особую роль сыграли страны, в которых развита сеть колледжей и политехникумов: Италия, Финляндия, Эстония, Словакия. К ним присоединилась Франция, введя степени licence professionelle и практикоориентированных бакалавров (трехлетнее обучение).

В целом программы подготовки практикоориентированных бакалавров:

  • позволяют продолжать обучение на уровне магистра;
  • могут реализовываться как в вузах, так и ссузах, а также совместно;
  • имеют целью подготовку высококвалифицированных работников;
  • основаны на сотрудничестве между учебными заведениями и предприятиями, а также на результатах обучения;
  • включают обязательный период работы в компании (обычно не менее двенадцати-шестнадцати недель);
  • предполагают участие в преподавании сотрудников предприятий/компаний.

Подчеркнем также, что программы подготовки прикладных бакалавров являются существенным элементом системы обучения в течение всей жизни. Так как они ориентированы на удовлетворение потребностей рынка труда, работодатели с готовностью предоставляют своим сотрудникам возможность повысить квалификацию. Эти программы также эффективно используются для обучения и переподготовки взрослого населения, что важно в условиях демографической ситуации, свойственной нашему времени.

Но, как показывает зарубежный опыт, становление практикоориентированного бакалавриата в странах ЕС проходило достаточно сложно из-за сопротивления со стороны академического высшего образования, которое традиционно пользуется большим влиянием на тех, кто формирует образовательную политику. Однако требования, исходящие от рынка труда и от самих обучающихся, были настолько аргументированными, что, в конце концов, программы третичного неуниверситетского образования получили широкое признание. В странах ЕС около 20 процентов выпускников системы начального профессионального образования впоследствии выбирают такую образовательную траекторию.

Помимо непосредственной реакции на экономические изменения, сектор прикладного бакалавриата доказал свою эффективность и в обеспечении квалифицированными кадрами менее экономически развитых регионов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: центр изучения проблем профессионального образования, прикладной бакалавриат, качество образования, СПО, компетентно, ао-67

Похожие материалы:
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Заметки на полях ФГОС СПО
«ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества
СПО: диагноз ставят аналитики
Об особенностях современной системы образования в КНР
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам
Оценка качества образования: точки зрения
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
Виктор Блажеев: Главное, что у нас есть национальная система образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В Москве проходит международная онлайн-олимпиада по математике BRICSMath
14 октября состоялось торжественное открытие пробного тура третьей международной онлайн-олимпиады...
Из журнала
#102Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института
#112Тарский филиал ОмГАУ им. П.А. Столыпина: острый вопрос
#104Ежегодная конференция ассоциации IREG состоялась в Бельгии
#105Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
#103В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ