Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Развитие профессионального образования в Республике Алтай

С развитием профессионального образования президент и правительство страны связывают будущее России. Занять 25 млн. рабочих мест, необходимых экономике и социальной сфере, должны в основном выпускники колледжей и техникумов. Но чтобы их подготовить, каждому региону придется основательно перестроить свою систему подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Просмотров: 884

Большие шаги вперед

С развитием профессионального образования президент и правительство страны связывают будущее России. Занять 25 млн. рабочих мест, необходимых экономике и социальной сфере, должны в основном выпускники колледжей и техникумов. Но чтобы их подготовить, каждому региону придется основательно перестроить свою систему подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Какие шаги делаются в этом направлении, каких успехов удалось добиться и над чем придется основательно поработать в будущем, рассказывает министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, кандидат педагогических наук Наталья ГУСЕЛЬНИКОВА.

ГУСЕЛЬНИКОВА Наталья Владимировна – министр образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай, кандидат педагогических наук.

Окончила Горно-Алтайский государственный педагогический институт, Сибирскую академию государственной службы. Работала учителем русского языка и литературы средней школы, ассистентом, старшим преподавателем, доцентом Горно-Алтайского государственного университета, директором Республиканского центра довузовской подготовки. С 2008 года – министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.

Награждена Почетной грамотой Минобрнауки РФ. Имеет звания «Министр года – 2009», «Персона года» – 2013».

– Наталья Владимировна, насколько остро сегодня стоит вопрос развития в Республике Алтай профессионального образования?

– Еще когда принимался закон «Об образовании», было немало споров о путях развития СПО. Не секрет, что работодатели давно бьют тревогу, утверждая, что профессиональные кадры недостаточно подготовлены и не оправдывают их надежд. Нареканий к подготовке и обучению студентов ссузов достаточно много. Именно поэтому правительством республики принято решение уделить особое внимание подготовке рабочих и специалистов среднего звена, направить все силы на создание эффективной системы профессионального образования.

В 2009 году региональным министерством экономического развития и инвестиций разработана пятилетняя целевая программа развития кадрового потенциала, в которой обозначены потребности экономики и социальной сферы. Также в республике сформирован прогноз потребности рынка труда в специалистах различных направлений на 2014-2020 годы.

Программа и прогноз – два указателя, с ориентацией на которые развивается профессиональное образование республики. Но при этом не сбрасывается со счетов и такой важный фактор, как потребности граждан.

– На чем сделан акцент в кадровой политике? В каких секторах экономики и социальной сферы наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных специалистов среднего звена и рабочих?

– В Республике Алтай реализуется несколько инвестиционных проектов, нацеленных на развитие трех кластеров: туристического, агропромышленного и строительного. Создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Алтайская долина», строятся каскады малых гидроэлектростанций на реках Мульта и Чуя, завод по производству белкового концентрата и молочно-товарный комплекс на 2 тыс. голов. Усилия образовательных организаций сосредоточатся на подготовке кадров для новых предприятий и их строительства, для работы жилищно-коммунального, газового и транспортного комплексов.

– Что конкретно предпринимается для обеспечения кластеров специалистами востребованных профессий и квалификаций?

– В учреждениях СПО открыты новые специальности, базирующиеся на основном общем образовании, реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на переподготовку и повышение квали­фикации.

В 2013 году для сферы туризма и гостеприимства подготовлено 109 организаторов туризма, поваров, менеджеров, для строительной отрасли – 21 мастер отделочных работ, 9 маляров, 17 сварщиков, для сельскохозяйственных предприятий – 12 агрономов, 26 ветеринаров, 55 трактористов-машинистов и работников других специальностей. Общие для всех кластеров профессии и специальности – такие как бухгалтер, водитель, автомеханик и некоторые другие – получили более 200 человек.

В ноябре прошлого года на базе Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа создан многофункциональный центр прикладных квалификаций. Несмотря на то, что с момента открытия прошло совсем немного времени, он стал действенным механизмом профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона. Сроки и формы обучения в центре устанавливаются с учетом потребностей заказчика и уточняются в специальном договоре. Новая инфраструктурная единица работает на интересы государства, бизнеса и конкретного человека. Центр активно взаимодействует с преподавателями, образовательными учреждениями и организациями республики. На конец 2013 года здесь прошли профессиональную подготовку и переподготовку 959 человек.

Помимо этого, действуют учебный центр профессиональных квалификаций – на базе Горно-Алтайского педагогического колледжа, ресурсный центр по подготовке квалифицированных рабочих кадров для сельского хозяйства и развития народных ремесел – на базе техникума отраслевых технологий (с. Усть-Кокса).

– Развитие региональной системы профессионального образования, наряду с удовлетворением экономических потребностей, предполагает и решение социальных задач. Например, поддержку людей с ограниченными возможностями здоровья. Какие шаги делаются в этом направлении?

– Региональным министерством образования, науки и молодежной политики совместно с комитетом занятости населения разработан комплекс мер по содействию трудоустройству инвалидов и обеспечению доступности профессионального образования на 2012¬2015 годы, рассчитанный на удовлетворение потребностей не только инвесторов и общества, но и самого человека. Например, в Горно-Алтайском техникуме строительной индустрии и сервиса ежегодно осуществляется набор в группу по специальности «маляр строительный». Возможно, большой потребности в таких работниках у инвесторов нашего региона нет, зато выпускникам коррекционных школ это дает возможность получить профессию. Подобные группы – в частности, по специальностям «социальный работник», «портной», «мастер сельскохозяйственного производства» – имеются и в ряде других учебных заведений. Так решается проблема социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Помимо основной деятельности, учреждения СПО занимаются обучением неработающего населения, проводят профессиональную подготовку и переподготовку граждан, которая в 2012-2013 учебном году осуществлялась по 107 программам. На сегодня уже прошли обучение около 700 безработных по 45 специальностям.

– Реализовать программу развития кадрового потенциала, удовлетворить запросы экономики и социальной сферы помогает взаимодействие с социальными партнерами, в первую очередь с работодателями. Что в этой сфере можно обозначить как достижения, а что – как проблемы или трудности?

– Важно отметить, что в наши дни работодатели принимают непосредственное участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, являются не только доминирующими заказчиками кадров, но и оценивают качество подготовки специалистов, которые завтра займут недостающие места в цехах и учреждениях. Более разнообразными становятся формы взаимодействия образовательных организаций и бизнеса. Экспертиза ФГОС, итоговая государственная аттестация, независимая внешняя оценка программ, разработка учебных курсов, формирование предметных компетенций, чтение лекций, проведение мастер-классов и семинаров, практика студентов, конкурсы профессионального мастерства, конференции, круглые столы – все это не обходится без участия представителей предприятий и организаций.

Говоря о социальном партнерстве, хочется обратить внимание на тенденцию к увеличению количества договоров на производственную практику. Так, налажен тесный контакт с парком-отелем «Ая», турбазами «Алтын», «Высотник», «Семинский перевал», компаниями «Алтай», «Улала», «Горно-Строй», Горно-Алтайской ПМК. В этих организациях с удовольствием принимают студентов на практику и рассматривают это как инструмент закрепления и адаптации молодежи на рабочих местах.

К сожалению, большинство работодателей сегодня не готово вкладывать средства в материально-техническое оснащение образовательных учреждений, в связи с чем приходится ставить перед ними вопрос о том, чтобы на предприятиях бесплатно предоставлялись производственные площади для практики студентов, проводились стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения.

Эффективность работы образовательных организаций во многом определяется трудоустройством выпускников, включая и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных организациях созданы отделы, которые содействуют молодым специалистам в устройстве на работу. Ежегодно проводится мониторинг качества подготовки кадров путем сбора и обобщения информации от работодателей. На базе техникума туризма и сферы услуг (г. Горно-Алтайск) создан центр карьеры. За три года более 2 тыс. человек получили здесь консультативную помощь по профессиональному самоопределению и вопросам трудоустройства.

– На каких главных направлениях будет сосредоточена работа в текущем году?

– В настоящее время заложена довольно прочная база для развития профессионального образования. Но, несмотря на достигнутое, инфраструктуру предстоит совершенствовать, а качество образования улучшать. Будем разрабатывать процедуры и методики оценки профессиональных компетенций выпускников, увеличивать объем консультационных, информационных и маркетинговых услуг, развивать систему повышения квалификации специалистов различного профиля и уровня подготовки. Сделаем упор на развитие инновационной деятельности образовательных организаций. В нашем регионе есть учебные заведения, наработавшие солидный опыт в этом направлении.

Большие надежды в достижении поставленных целей возлагаем на Совет директоров профессиональных образовательных организаций Республики Алтай, деятельность которого в последнее время заметно активизировалась.

Надеемся, все получится.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ростовская область: итоги совместного труда
Системный подход к повышению квалификации
Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права: Шаги к успеху
Достойное образование – точка роста специалиста
Обзор рынка труда Чувашской республики
Точки роста рабочих компетенций
Кого, чему и зачем учить?
Региональный аспект профессионального образования
Минобрнауки актуализирован проект приказа об изменениях в Перечне профессий СПО
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ