Развитие профессионального образования в Республике АлтайС развитием профессионального образования президент и правительство страны связывают будущее России. Занять 25 млн. рабочих мест, необходимых экономике и социальной сфере, должны в основном выпускники колледжей и техникумов. Но чтобы их подготовить, каждому региону придется основательно перестроить свою систему подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Просмотров: 889
Большие шаги впередС развитием профессионального образования президент и правительство страны связывают будущее России. Занять 25 млн. рабочих мест, необходимых экономике и социальной сфере, должны в основном выпускники колледжей и техникумов. Но чтобы их подготовить, каждому региону придется основательно перестроить свою систему подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Какие шаги делаются в этом направлении, каких успехов удалось добиться и над чем придется основательно поработать в будущем, рассказывает министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, кандидат педагогических наук Наталья ГУСЕЛЬНИКОВА.
– Наталья Владимировна, насколько остро сегодня стоит вопрос развития в Республике Алтай профессионального образования? – Еще когда принимался закон «Об образовании», было немало споров о путях развития СПО. Не секрет, что работодатели давно бьют тревогу, утверждая, что профессиональные кадры недостаточно подготовлены и не оправдывают их надежд. Нареканий к подготовке и обучению студентов ссузов достаточно много. Именно поэтому правительством республики принято решение уделить особое внимание подготовке рабочих и специалистов среднего звена, направить все силы на создание эффективной системы профессионального образования. В 2009 году региональным министерством экономического развития и инвестиций разработана пятилетняя целевая программа развития кадрового потенциала, в которой обозначены потребности экономики и социальной сферы. Также в республике сформирован прогноз потребности рынка труда в специалистах различных направлений на 2014-2020 годы. Программа и прогноз – два указателя, с ориентацией на которые развивается профессиональное образование республики. Но при этом не сбрасывается со счетов и такой важный фактор, как потребности граждан. – На чем сделан акцент в кадровой политике? В каких секторах экономики и социальной сферы наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных специалистов среднего звена и рабочих? – В Республике Алтай реализуется несколько инвестиционных проектов, нацеленных на развитие трех кластеров: туристического, агропромышленного и строительного. Создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Алтайская долина», строятся каскады малых гидроэлектростанций на реках Мульта и Чуя, завод по производству белкового концентрата и молочно-товарный комплекс на 2 тыс. голов. Усилия образовательных организаций сосредоточатся на подготовке кадров для новых предприятий и их строительства, для работы жилищно-коммунального, газового и транспортного комплексов. – Что конкретно предпринимается для обеспечения кластеров специалистами востребованных профессий и квалификаций? – В учреждениях СПО открыты новые специальности, базирующиеся на основном общем образовании, реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на переподготовку и повышение квалификации.
В ноябре прошлого года на базе Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа создан многофункциональный центр прикладных квалификаций. Несмотря на то, что с момента открытия прошло совсем немного времени, он стал действенным механизмом профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона. Сроки и формы обучения в центре устанавливаются с учетом потребностей заказчика и уточняются в специальном договоре. Новая инфраструктурная единица работает на интересы государства, бизнеса и конкретного человека. Центр активно взаимодействует с преподавателями, образовательными учреждениями и организациями республики. На конец 2013 года здесь прошли профессиональную подготовку и переподготовку 959 человек. Помимо этого, действуют учебный центр профессиональных квалификаций – на базе Горно-Алтайского педагогического колледжа, ресурсный центр по подготовке квалифицированных рабочих кадров для сельского хозяйства и развития народных ремесел – на базе техникума отраслевых технологий (с. Усть-Кокса). – Развитие региональной системы профессионального образования, наряду с удовлетворением экономических потребностей, предполагает и решение социальных задач. Например, поддержку людей с ограниченными возможностями здоровья. Какие шаги делаются в этом направлении? – Региональным министерством образования, науки и молодежной политики совместно с комитетом занятости населения разработан комплекс мер по содействию трудоустройству инвалидов и обеспечению доступности профессионального образования на 2012¬2015 годы, рассчитанный на удовлетворение потребностей не только инвесторов и общества, но и самого человека. Например, в Горно-Алтайском техникуме строительной индустрии и сервиса ежегодно осуществляется набор в группу по специальности «маляр строительный». Возможно, большой потребности в таких работниках у инвесторов нашего региона нет, зато выпускникам коррекционных школ это дает возможность получить профессию. Подобные группы – в частности, по специальностям «социальный работник», «портной», «мастер сельскохозяйственного производства» – имеются и в ряде других учебных заведений. Так решается проблема социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Помимо основной деятельности, учреждения СПО занимаются обучением неработающего населения, проводят профессиональную подготовку и переподготовку граждан, которая в 2012-2013 учебном году осуществлялась по 107 программам. На сегодня уже прошли обучение около 700 безработных по 45 специальностям. – Реализовать программу развития кадрового потенциала, удовлетворить запросы экономики и социальной сферы помогает взаимодействие с социальными партнерами, в первую очередь с работодателями. Что в этой сфере можно обозначить как достижения, а что – как проблемы или трудности? – Важно отметить, что в наши дни работодатели принимают непосредственное участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, являются не только доминирующими заказчиками кадров, но и оценивают качество подготовки специалистов, которые завтра займут недостающие места в цехах и учреждениях. Более разнообразными становятся формы взаимодействия образовательных организаций и бизнеса. Экспертиза ФГОС, итоговая государственная аттестация, независимая внешняя оценка программ, разработка учебных курсов, формирование предметных компетенций, чтение лекций, проведение мастер-классов и семинаров, практика студентов, конкурсы профессионального мастерства, конференции, круглые столы – все это не обходится без участия представителей предприятий и организаций. Говоря о социальном партнерстве, хочется обратить внимание на тенденцию к увеличению количества договоров на производственную практику. Так, налажен тесный контакт с парком-отелем «Ая», турбазами «Алтын», «Высотник», «Семинский перевал», компаниями «Алтай», «Улала», «Горно-Строй», Горно-Алтайской ПМК. В этих организациях с удовольствием принимают студентов на практику и рассматривают это как инструмент закрепления и адаптации молодежи на рабочих местах. К сожалению, большинство работодателей сегодня не готово вкладывать средства в материально-техническое оснащение образовательных учреждений, в связи с чем приходится ставить перед ними вопрос о том, чтобы на предприятиях бесплатно предоставлялись производственные площади для практики студентов, проводились стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения. Эффективность работы образовательных организаций во многом определяется трудоустройством выпускников, включая и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных организациях созданы отделы, которые содействуют молодым специалистам в устройстве на работу. Ежегодно проводится мониторинг качества подготовки кадров путем сбора и обобщения информации от работодателей. На базе техникума туризма и сферы услуг (г. Горно-Алтайск) создан центр карьеры. За три года более 2 тыс. человек получили здесь консультативную помощь по профессиональному самоопределению и вопросам трудоустройства. – На каких главных направлениях будет сосредоточена работа в текущем году? – В настоящее время заложена довольно прочная база для развития профессионального образования. Но, несмотря на достигнутое, инфраструктуру предстоит совершенствовать, а качество образования улучшать. Будем разрабатывать процедуры и методики оценки профессиональных компетенций выпускников, увеличивать объем консультационных, информационных и маркетинговых услуг, развивать систему повышения квалификации специалистов различного профиля и уровня подготовки. Сделаем упор на развитие инновационной деятельности образовательных организаций. В нашем регионе есть учебные заведения, наработавшие солидный опыт в этом направлении. Большие надежды в достижении поставленных целей возлагаем на Совет директоров профессиональных образовательных организаций Республики Алтай, деятельность которого в последнее время заметно активизировалась. Надеемся, все получится. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|