Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О проблемах российского социологического образовательного пространства

Владимир Зырянов, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, считает, что период становления социологического образования в России завершен. Он представил образовательному сообществу опыт сравнительного анализа учебных планов ведущих вузов по направлению подготовки «Социология» (бакалавриат).

Просмотров: 3760

Квалификация одна, учебные планы – разные

ЗЫРЯНОВ Владимир Викторович –
заместитель декана социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.
Родился в 1955 году в ГДР, в городе Веймар. В 1980 году окончил философско-экономический факультет Казахского государственного университета им. С.М. Кирова по специальности «Политэкономия», в 1990 году – аспирантуру Московского экономико-статистического института.
В 1998-2003 годах – заведующий кафедрой экономики в Самарском ГТУ, в 2004-2008 – ученый секретарь Российской социологической ассоциации (РоСА). С 2008 года – заместитель декана социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Научные интересы: образование, социология образования, социальная статистика, экономическая социология.
Женат, две дочери, внук.

Профессионального стандарта социолога в России пока не существует, а переход на двухуровневую систему ВПО требует совершенствования подготовки выпускников этой специальности. И все-таки период становления социологического образования в стране завершен. Так считает доцент МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир ЗЫРЯНОВ, представивший образовательному сообществу опыт сравнительного анализа учебных планов ведущих вузов по направлению подготовки «Социология» (бакалавриат).

Все больше бакалавров и магистров

Подготовка социологов в стране началась двадцать три года назад на социологических факультетах МГУ и СПбГУ. Сегодня, по данным учебно-методического совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию в России, этим занимается более 140 вузов. В них обучаются специалисты, бакалавры и магистры (040201, 040200) по очной и очно-заочной формам на бюджетной и возмездной основах – всего более 21,5 тыс. будущих социологов.

Анализ динамики контингента студентов, осваивающих специальность или направление «Социология», свидетельствует о том, что с 2006 по 2012 годы он остается довольно стабильным, изменяясь в промежутке от 20 до 21 тыс. человек. При этом понятно, что число специалистов неуклонно уменьшается, а число бакалавров и магистров растет. Такая ситуация говорит о том, что некий баланс рабочих мест для социологов и количества обучаемых по этому направлению подготовки студентов на данном этапе развития системы образования и экономики в целом достигнут. Если суммировать приём бакалавров и магистров, то в 2010 и в 2012 годах рейтинг самых крупных наборов социологов на оба уровня подготовки выглядит следующим образом (табл. 1).

Из анализа следует несколько выводов. Во-первых, большинство вузов начали использовать двухуровневую систему подготовки заблаговременно (за два-три года и более до всеобщего перехода), перенеся туда значительную часть или даже весь приём. Как следствие они получили опыт работы в новых условиях и, – что, наверное, не менее важно – бюджетные места для магистров. Во-вторых, подготовка магистров в подавляющем большинстве вузов либо отсутствует, либо имеет незначительный контингент (7-13 человек), исключения составляют НИУ ВШЭ – 93 человека, СПбГУ – 78 и МПГУ – 35. В-третьих, доля внебюджетных наборов в общей численности приёмов в магистратуру весьма незначительна (7 процентов в СПбГУ), либо равна нулю (МПГУ). В-четвёртых, при создании федеральных университетов – Северный (Арктический) ФУ, Северо-Восточный ФУ им. М.К. Аммосова, Сибирский ФУ, Северо-Кавказский ФУ, – в которых до этого не было подготовки социологов, её почти сразу же открыли или усилили. В-пятых, в 2012 году отмечен спад приёма во всех вузах, кроме СПбГУ и РГСУ, что вызвано особо неблагоприятной демографической ситуацией в 2012 году и возрастанием конкуренции, так как социологические факультеты и отделения продолжают открываться по всей стране.

Критерии – стандарты ФГОС

Задача сегодня состоит в совершенствовании подготовки социологов в связи с переходом на двухуровневую систему ВПО. Можно констатировать, что период становления социологического образования в России завершён. Лучшие вузы страны, занимающиеся подготовкой социологов более пятнадцати лет, знакомы с зарубежным опытом и накопили собственный. Планку социологического образования на протяжении этих лет задавали ведущие университеты России – МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ. Солидные социологические центры сформировались также в РУДН, РГГУ, РГСУ, НИУ ВШЭ, РГПУ им. А.И. Герцена, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Барнауле, Ижевске, Иркутске, Кемерово, Краснодарском крае, Саранске, Нижнем Новгороде, Перми, Самаре, Саратове, Тюмени.

Исходными позициями анализа учебных планов должны были бы стать положения профессионального стандарта социолога, однако его пока в нашей стране нет. Поэтому наиболее приемлемыми критериями анализа учебных планов могут служить только образовательные стандарты – ФГОС и самостоятельно устанавливаемые стандарты (СУС) в тех вузах, которые имеют на это право.

Для сравнительного анализа были изучены учебные планы МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, НИУ ВШЭ, ЮФУ, УрФУ и РГСУ (табл. 2 и 3). Выбор этих вузов продиктован тем, что МГУ и СПбГУ имеют особый статус, НИУ ВШЭ за пять последних лет вышел в лидеры по набору социологов на первый курс, ЮФУ и УрФУ – традиционно сильные и достаточно независимые региональные образовательные центры. При этом все указанные учебные заведения работают по собственным стандартам, а в РГСУ находится один из наиболее самостоятельных социологических факультетов, работающих по ФГОС.

Автор не считает корректным ранжировать рассматриваемые учебные планы и, соответственно, давать им оценку по шкале «хорошо – плохо». Целью предлагаемого анализа является попытка определить, насколько различаются вузовские трактовки содержания знаниевой компоненты компетенций, которые должны быть сформированы в соответствии с ФГОС и СУС. Целесообразность исследования, думается, состоит в том, чтобы осознать, каковы реальные расхождения вузов в понимании профессии «социолог», проявляющиеся в предметной компоновке учебных планов.

Особенности учебных планов

Целесообразно проследить структурные особенности учебных планов исходя из того, как распределяют факультеты зачётные единицы (з.е.) между циклами и между дисциплинами внутри каждого из них (табл. 4). Уже в самых общих циклах, где пристрастия вузов еще не должны были бы сказываться, обнаруживаются серьёзные различия. Профессиональный блок включает циклы общепрофессиональных, специальных и узкоспециальных дисциплин, которые, как правило, предлагаются к изучению «по выбору». Три группы дисциплин, определяющих общепрофессиональную подготовку студентов, являются ключевыми.

  • Основы социологии в ФГОС («Общая социология» в МГУ, «Теоретическая социология» в СПбГУ, «Социологическая теория» в НИУ ВШЭ).
  • «История социологии» (в одной или нескольких дисциплинах).
  • «Методология и методы (методика) социологического исследования» (в одной или нескольких дисциплинах).

Поскольку дисциплины «Общая социология» и «История социологии» во многом содержательно перекликаются, то, наверное, целесообразно показать их суммарный баланс по вузам. Покажем, как представлены в учебных планах другие дисциплины общепрофессиональной подготовки. «Социальная психология» включена в учебные планы всех вузов (от 2 до 4 з.е.) – кроме НИУ ВШЭ; «Социальная статистика» (3-4 з.е.) отсутствует в планах РГСУ и ЮФУ; «Демографии» (3-5 з.е.) нет только в РГСУ; «Политологии» (2-3 з.е.) нет в СПбГУ, НИУ ВШЭ и РГСУ; «Социальная экология» (2-4 з.е.) отсутствует в планах НИУ ВШЭ и ЮФУ, а «Социальная антропология» – лишь в планах ЮФУ. Следующей крупной группой являются специальные профессиональные дисциплины, дающие углублённое представление об отдельных частях социологического знания на основе теорий среднего уровня.

Во всех учебных планах представлена только «Экономическая социология». В большинстве вузов на неё отводится 4 з.е., в ЮФУ– 6 з.е., в НИУ ВШЭ – 9 з.е., в добавление к которым еще запланирован «Практикум по экономической социологии» (5 з.е.). Итого – 14 з.е.

В пяти учебных планах есть «Социология международных отношений» (2-3 з.е.), «Социология образования (и науки)», «Этносоциология», «Политическая социология», «Социология культуры». Не изучают эти дисциплины только в НИУ ВШЭ. «Социология семьи» в учебном плане НИУ ВШЭ представлена как дисциплина по выбору.

В четырёх учебных планах есть «Социология религии» (2-3 з.е.). Предусмотрена она для всех студентов, а в СПбГУ и в НИУ ВШЭ – по выбору. «Социология управления» отсутствует только в НИУ ВШЭ и СПбГУ. Только в МГУ и СПбГУ представлено чрезвычайно актуальное направление – «Социология права».

Все остальные дисциплины, которые в прежних стандартах были если не обязательными, то общепринятыми, теперь игнорируются (в нашей выборке от половины до 5-6 наблюдаемых учебных планов) или выносятся в разряд «по выбору», а значит не закладываются в базу социологического образования. Это «Социология молодёжи», «Социология организаций», «Социология воспитания», «Социолингвистика», «Социология общественного мнения», «Социология труда», «Социология коммуникации».

О «родовых» привязанностях и широких «рамках»

Анализ учебных планов показал, что они отражают некоторые «родовые» привязанности к профилю вуза или к некоторым прежним наработкам. Так, совершенно очевидно, что учебный план НИУ ВШЭ даже до профилизации имел экономический вектор, о чем свидетельствуют данные о количестве зачетных единиц. «Экономика» и «Экономическая социология», а также внесенные в план такие дисциплины, как «Социология потребления», «Социология финансового поведения населения» – основные. «Социология хозяйственного развития», «Экономика труда», «Социология труда и занятости», «Менеджмент», «Маркетинг» – по выбору.

Учебный план РГСУ также достаточно явно отражает тот факт, что приоритетным направлением в вузе является направление подготовки «Социальная работа». Отсюда целый блок дисциплин этой ориентации: «Теория и практика социальной работы», «Теория и методика социальной работы», «Социология социальной работы», «Социология социальной сферы», «Социология социальной политики», «Теория и методика инклюзивного образования». На них выделено 18 з.е.

В учебном плане СПбГУ угадываются значительные наработки факультета в области социальной антропологии, что выражено в соответствующем количестве зачетных единиц. Непосредственно на эту дисциплину – 6 з.е. и на такие дисциплины, как «Социология личности» (её нет в учебных планах других вузов), «Межкультурная коммуникация», «Современные теории культуры», а также «Введение в социальную антропологию», «Антропология города» (дисциплины по выбору).

По планам УрФУ можно предположить, что наличие значительно большего, чем у других, количества зачетных единиц на математические дисциплины, на дисциплины по информатике и на методику и методологию социологических исследований говорит о сознательном желании выпускать ярко выраженных социологов-прикладников.

Наконец, следует сказать о том, что в ходе анализа обнаружились дисциплины, рекомендованные во ФГОС, но не востребованные социологическими факультетами при составлении своих учебных планов: «Экология», «Антропология», «Эволюционная биология», «Массовая коммуникация и общество», «Социальная политика», «Социология общественных движений и гражданского общества». А «Социология общественного мнения» и «Институциональная экономика» использовались только ЮФУ.

Проведённый анализ учебных планов бакалавриата по социологии позволяет сформулировать условия (желательные, но недостаточные), при которых подготовка социологов может вестись наиболее успешно.

  • Отсутствие отраслевой принадлежности вуза. В противном случае выпускающие кафедры часто оказываются под давлением ведущих направлений подготовки и вынуждены вводить дисциплины, не являющиеся основными при подготовке социологов, а также профиль, отражающий отраслевую принадлежность вуза.
  • Введение направления подготовки «Социология» на самостоятельном (социологическом, социо-гуманитарном и т.п.) факультете, что ограждает коллектив от необходимости обеспечивать нагрузку преподавателям кафедр, ведущих подготовку по другим направлениям.
  • Достаточно большие наборы (минимум 40-50 человек на первый курс бакалавриата и 20-25 человек на первый курс магистратуры), что предполагает наличие 5-8 кафедр, имеющих возможность преподавать весь спектр социологических дисциплин и полнее использовать научный и педагогический потенциал преподавателей факультета и университета.
  • Наличие налаженной связи с работодателями для обеспечения оперативного изменения учебных планов в зависимости от их требований.

Кроме того, проведенный анализ обнажил вопросы, которые придётся решать при взаимодействии с работодателями на рынке труда и при определении соответствия ООП на основе ФГОС и будущего профессионального стандарта. Не устанавливает ли современный ФГОС (СУС) по социологии слишком широкие рамки, а значит и слишком большие возможности вариации дисциплин и других элементов ООП, чтобы отвечать требованиям работодателей к выпускнику с квалификацией «социолог»? Другими словами, можно ли считать, что все вузы готовят бакалавров и магистров, которым в равной мере можно присваивать квалификацию «социолог»? Позволяют ли каждый из учебных планов и соответствующие ООП на их основе обеспечить заявленные во ФГОС (или СУС) компетенции и результаты обучения? Можно ли и как осуществлять академическую мобильность при имеющемся различии учебных планов (по набору дисциплин, отводимым на их изучение зачетным единицам, месте дисциплин относительно друг друга в учебном плане)? Сохраняется или размывается в этих условиях российское социологическое образовательное пространство?

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проблемы докторской подготовки и признания квалификаций в европейском образовательном пространстве
Проблемы и перспективы НПО и СПО
Образовательная система: достижения и приоритеты
СПО: приемная кампания - 2013
Экспресс-форум: образование – от форм к содержанию
О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузах
Аккредитация: новый виток или бег по кругу?
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Опыт проектирования образовательной программы
Внешняя экспертиза вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ