Первые результаты новых проектовКак уменьшить отток талантливых абитуриентов в федеральные центры? Что сделать для развития магистратуры и аспирантуры? С кем вместе создать сильные научные центры, ориентированные на региональную исследовательскую повестку? Просмотров: 202
Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016. Как уменьшить отток талантливых абитуриентов в федеральные центры? Что сделать для развития магистратуры и аспирантуры? С кем вместе создать сильные научные центры, ориентированные на региональную исследовательскую повестку? Кто и что может стать драйверами позитивных изменений городской и региональной среды? Отвечая на эти ключевые вызовы, менее чем за год опорные университеты добились значительных результатов. Представляем некоторые из них. Началась реализация образовательной программы «Технологическое предпринимательство». Результат: для студентов – новые знания, для работодателей – проектные команды. К 2030 году по программе планируется обучить 2,8 тыс. человек. «В науке результат не должен пылиться на полках – это не просто патент, научная статья или диссертация <…> Две из первых пяти прорывных технологий, признанных в университете приоритетными, выведены на опытно-промышленные испытания» (подробнее в статье О.А. Новоселова «Проект развития» // «Аккредитация в образовании», № 6 (89), 2016). Биотехнологии – традиционное направление, которое получило интенсивное развитие при создании опорного университета. Ученые ВятГУ работают с металлическими материалами, способными возвращать себе исходную конфигурацию после деформации. Проведенные исследования показывают возможность создания материалов с эффектом «интеллектуальности» на основе недорогих и доступных металлов – таких как медь, олово, марганец и другие. Полученные сплавы пока уступают по ряду характеристик такому, например, лидеру среди современных «умных» материалов, как нитинол, но уже могут найти свое применение для изготовления элементов медицинской и специальной техники (подробнее http://bit.ly/AO91VatSU2). Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
И.о. ректора Пилипенко Ольга Васильевна http://www.oreluniver.ru Двадцать лет назад в структуре классического университета возник мединститут, теперь начала работу университетская клиника. На её базе в этом году удалось провести такое широкомасштабное популяционное исследование, которого не было сорок лет. Мы берем тематики НИР, которые представляют интерес для бизнеса, и осуществляем в соответствии с ними целевую подготовку студентов, вовлекая их в реализацию научно-исследовательских проектов (подробнее в интервью О.В. Пилипенко «Принципиально новый уровень» // «Аккредитация в образовании», № 1 (85), 2016). В числе новых проектов, пользующихся огромной популярностью и приносящих ощутимые результаты, – «Детский университет» и «Родительский университет». Коллектив университета сегодня – это настоящая большая семья, стать частью которой мечтают многие горожане. Но самый уважаемый человек в Донском государственном техническом университете – заявляю как ректор, – это студент. Да, молодой человек, который приходит к нам учиться. Он должен выйти из наших стен не просто квалифицированным специалистом, но и патриотом своей страны и своего региона. Для этого мы работаем, более того – для этого живем (подробнее в интервью Б.Ч. Месхи «Мы не имеем права отступать» // «Аккредитация в образовании», № 6 (89), 2016). Костромской государственный университет
И.о. ректора Наумов Александр Рудольфович http://kstu.edu.ru Точки приложения сил – машиностроение, ювелирное производство, образование и туризм. Что касается образования, следует отметить богатейший опыт университета по подготовке вожатых. Естественно, что современный учебный центр для организаторов детского движения – один из самых востребованных проектов вуза. Это направление востребовано, прежде всего, в рамках активно развивающегося Российского движения школьников, призванного усилить роль воспитания и социализации учеников (подробнее http://минобрнауки.рф/новости/9036). Один из основных проектов университета – создание междисциплинарных проектных команд. Проектный подход начал применяться в университете не только в образовательной, но и в управленческой деятельности. С целью обеспечения реализации образовательной политики, отвечающей миссии и стратегическим задачам вуза в части мероприятий Программы по диверсификации портфеля профессиональных образовательных программ и перестройки модели учебного процесса, в СамГТУ создан центр проектного обучения (подробнее http://cpo.samgtu.ru). В университете открылся центр подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для Роскосмоса и производства ракет-носителей семейства «Ангара». Финансирование осуществляется за счет федеральных средств в рамках программы «Новые кадры для ОПК». При кафедре авиа- и ракетостроения действует студенческое конструкторское бюро «ОмГТУ – «Полет», малое КБ», ведется оснащение современных лабораторий для отрасли, отрабатывается система профессиональной ориентации абитуриентов, направленная на популяризацию технического образования (подробнее http://bk55.ru/news/article/77571/). Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева
Ректор Ковалев Игорь Владимирович http://www.sibsau.ru «Решетнев-центр» – флагманский проект опорного университета, научно-образовательный и инновационный центр, концентрирующий на своей территории компетенции и ресурсы исследовательских, производственных и образовательных организаций региона. Здесь будет реализован полный цикл формирования наукоемкого продукта и технологии: подготовка кадров и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских исследований, техническое внедрение и мелкосерийное производство, коммерциализация результатов НИОКР и подготовка стартапов, а также выставка-презентация инновационных разработок и технических достижений для привлечения инвесторов и реализации «третьей миссии» университета (подробнее http://bit.ly/AO91SibSAU). Уфимский государственный нефтяной технический университет
Ректор Бахтизин Рамиль Назифович http://www.rusoil.net Более 117 млн. рублей выделила компания «Башнефть» на строительство и закупку оборудования для молодёжного технопарка, который открылся при университете. Здесь располагается инжиниринговый центр, который работает с реальными заказчиками. Благодаря этому проекту создано более 100 рабочих мест для выпускников. Технопарк сотрудничает с инновационным центром «Сколково», Российской венчурной компанией и другими организациями. Спектр решаемых задач: профориентация школьников, проектная деятельность студентов, переподготовка специалистов (подробнее http://bit.ly/AO91Ufa). Волгоградский государственный технический университет
Ректор Лысак Владимир Ильич http://www.vstu.ru Одна из приоритетных задач – форсирование прикладных исследований и перевод максимального количества полученных результатов в реально действующие инновации по четырем ключевым научным направлениям. Совместно с представителями малого бизнеса в университете организован проектный офис. Ведется работа по созданию пакета прикладных, инжиниринговых и экспертных услуг и наукоемкой продукции по приоритетным отраслям экономики Волгоградской области, определяющим инновационное развитие региона: химическое производство и нефтепереработка, машиностроение, металлургия, производство стройматериалов, пищевое производство, сельское хозяйство, легкая промышленность, транспорт и логистика (подробнее http://bit.ly/AO91VSTU). Воронежский государственный технический университет
И.о. ректора Колодяжный Сергей Александрович http://www.vorstu.ru Одним из стратегических проектов опорного университета является создание комфортной среды для жизнедеятельности воронежцев и их успешного предпринимательства. Рабочее название проекта – «Умная территория». По инициативе университета при правительстве Воронежской области сформирован совет по формированию повестки и созданию территории опережающего развития. Социальные концепции сотрудничества между муниципальными, общественными и бизнес-структурами реализуются во всех сферах деятельности. Так, например, в рамках указанной концепции опорный университет реализует проект «Народный институт», где уже более 1 тыс. человек обучены на безвозмездной основе (подробнее http://bit.ly/AO91VorSTU). Значимым результатом можно также считать стремление к развитию взаимодействия между опорными университетами. В Тюмени 8-9 ноября в рамках нескольких совещаний для участников проекта и на специальной панельной дискуссии обсуждались не только промежуточные результаты реализации программ развития, итоги мониторинговых визитов в вузы экспертов Национального фонда подготовки кадров и предложения по корректировке дорожных карт, но и форматы межвузовского взаимодействия. Представители Самарского государственного технического университета предложили создать консорциум опорных университетов. В целом эта идея была поддержана коллегами, но вопрос о форме объединения пока остался открытым. Очевидно, и механизмы взаимодействия могут быть разные. Так, например, президент Омского государственного технического университета В.В. Шалай предложил всем вместе посетить по очереди каждый опорный вуз. Будет ли это ассоциация, союз или просто план совместных мероприятий не суть важно. Важно, что это происходит. Обзор подготовила Екатерина СИНДЕЕВА. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|