Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Организация системы профессиональных квалификаций

О создании оптимальной модели функционирования и дальнейшего развития национальной системы профессиональных квалификаций в субъектах РФ рассказывает эксперт рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профобразования и обучения НСПК Владислав Бородачев.

Просмотров: 359

Материал опубликован в журнале №89 от 30.09.2016.

В связи с переходом к практическому использованию национальной системы профессиональных квалификаций возрастает потребность в координации деятельности Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), его структурных подразделений, Национального агентства развития квалификаций с органами государственной власти, работодателями, экспертным и образовательным сообществом.

О создании оптимальной модели функционирования и дальнейшего развития национальной системы профессиональных квалификаций в субъектах РФ рассказывает эксперт рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профобразования и обучения НСПК, председатель экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон».

Бородачев Владислав Владимирович Бородачев Владислав Владимирович – советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор.

Координирующая деятельность

Базовыми направлениями взаимодействия НСПК и его структурных подразделений с партнерами в субъектах РФ по вопросам развития национальной системы профессиональных квалификаций являются:

  • координация деятельности федеральных структур НСПК и региональных органов государственной власти по вопросам реализации единой политики;
  • организация взаимодействия объединений работодателей, профессиональных сообществ и союзов, общественных организаций общероссийского, межрегионального и регионального уровней;
  • консультационная поддержка проведения мониторинга и анализа региональной ситуации в сфере применения национальной системы профессиональных квалификаций и ее влияния на социально- экономические процессы;
  • помощь в определении потребностей и организации в регионах подготовки экспертов по оценке квалификаций и технических экспертов с участием базовых организаций НСПК.

Главное звено региональной структуры НСПК – сформированный при главе региона Координационный совет субъекта РФ по развитию региональной системы профессиональных квалификаций. Его задача заключается в формировании региональной организационной и нормативной правовой среды, обеспечивающей эффективное внедрение основных элементов национальной системы профес­сиональных квалификаций на региональном уровне. Кроме того, в субъектах федерации из уже функ­ционирующих организаций создается или выбирается постоянно действующий рабочий орган – межотраслевой региональный консультационно-методический центр по профессиональным квалификациям, который становится своего рода региональным центром компетенций по всему спектру межотраслевых вопросов, возникающих при внедрении профессиональных стандартов, проведении оценки квалификаций и прочих процедур. При этом межотраслевой региональный центр не дублирует функциональные связи отраслевых систем профессиональных квалификаций в регионах: в частности, региональных отраслевых советов по профессиональным квалификациям (РОСПК), центров оценки квалификаций (ЦОК) и других.

Рабочими группами НСПК разработаны определенные входные требования к межотраслевому региональному центру по профессиональным квалификациям, в частности:

  • наличие опыта в области развития системы профессиональных квалификаций, а также участие в деятельности рабочих групп и отраслевых советов по профессиональным квалификациям НСПК;
  • наличие высококвалифицированного учебно-методического и экспертного потенциала, необходимого для устойчивого развития кадрового состава системы профессиональных квалификаций (руководителей и штатных сотрудников РОСПК, отраслевых ЦОК, экспертов по оценке квалификаций, технических экспертов, прочих).

С учетом данных рекомендаций функции межотраслевого регионального центра по профессиональным квалификациям может, например, выполнять головная образовательная организация региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров, при которой функционирует совет директоров образовательных организаций ДПО.

Думается, создание подобных центров возможно на базе регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) или иных деловых межотраслевых объединений (торгово-промышленной палаты, межотраслевого союза и других), а также специально созданной организации, учрежденной с участием объединений работодателей, государственных органов, других социальных партнеров: например, региональное агентство развития квалификаций.

Региональная модель

НСПК сформулировал и основные задачи межотраслевых региональных центров по профессиональным квалификациям.

  • Трансляция деятельности НСПК и отраслевых советов по профессиональным квалификациям (СПК).
  • Формирование предложений для региональной администрации, НСПК, НАРК, отраслевых СПК.
  • Мониторинг основных параметров системы профессиональных квалификаций в субъекте РФ, предоставление соответствующей информации в Координационный совет субъекта РФ по профессиональным квалификациям и НАРК для обобщения и анализа.
  • Организация работы по формированию и развитию учебно-методического и экспертного потенциала, необходимого для функционирования национальной системы профессиональных квалификаций на уровне субъекта РФ.
  • Анализ и использование лучшего опыта других регионов в сфере развития системы профессиональных квалификаций. Укрепление горизонтальных связей с соседними регионами по вопросам функционирования и развития системы межотраслевых, региональных профессиональных квалификаций.

Модель организации работы по внедрению национальной системы профессиональных квалификаций на региональном уровне предполагает взаимодействие значительного числа субъектов, среди которых НСПК, отраслевые СПК, НАРК, координационный совет по профессиональным квалификациям субъекта РФ при главе региона, меж­отраслевой региональный центр профессиональных квалификациий и другие. Основные функциональные и информационные связи участников взаимодействия в области практического применения национальной системы профессиональных квалификаций на региональном уровне показаны на рисунке 1.

Рисунок 1.

Общая схема взаимодействия НСПК

Например, для строительной отрасли Нижегородской области в общую межотраслевую региональную систему профессиональных квалификаций самостоятельными структурными элементами входят отраслевые региональные системы профессиональных квалификаций. Центральным звеном здесь является областной координационный совет по развитию профессиональных квалификаций в строительстве, определяющий стратегию и тактику развития профессиональных квалификаций в строительном комплексе региона, координирующий и контролирующий ее реализацию.

Региональный координационный совет поддерживает постоянный контакт с Советом по профессиональным квалификациям в строительстве НСПК и организует реализацию федеральной политики в развитии профессиональных квалификаций в строительстве Нижегородской области. Координационный совет формирует постоянно действующий исполнительный орган – областной организационно-методический центр по профессиональным квалификациям в строительстве при объединении работодателей «Союз нижегородских строителей». Этот центр в свою очередь организует реализацию профессиональных стандартов строительного профиля в производственной и образовательной сферах, а также работу отраслевого областного центра оценки квалификаций ИТР и рабочих строителей.

Структура управления развитием системы профессиональных квалификаций для строительной отрасли региона представлена на рисунке 2. Аналогичным образом формируется управленческая структура и для других отраслей региональной экономики.

Рисунок 2.

Структура управления развитием профессиональных квалификаций

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
Управление качеством в сфере ДПО
Аккредитационные коллизии ДПО
Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
Итоги приeмной кампании опорных вузов
Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Нужно вернуть свободу вузам
Технология внедрения профессиональных стандартов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ