Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала

Формирование национальной системы квалификаций началось более шести лет назад. За эти годы был создан необходимый задел для перехода к широкому внедрению НСК в отраслях экономики страны и субъектах федерации. Предстоит серьезная работа по обновлению системы квалификаций в реальном секторе экономики.

Просмотров: 119

Материал опубликован в журнале №105 от 24.09.2018.

Формирование национальной системы квалификаций началось более шести лет назад. За эти годы был создан необходимый задел для перехода к широкому внедрению НСК в отраслях экономики страны и субъектах федерации. Предстоит серьезная работа по обновлению системы квалификаций в реальном секторе экономики.

БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович – директор Приволжского института развития профессиональных квалификаций и компетенций, советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, эксперт Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ, кандидат технических наук, профессор.

НАЧАЛО работе по формированию новой национальной системы квалификаций (далее – НСК) положили первые майские указы главы государства. Сегодня НСК внедряют Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее – НСПК) и более 30 отраслевых советов по профессиональным квалификациям. Эпицентрами развития являются общероссийские отраслевые объединения работодателей, крупнейшие компании, ведущие образовательные организации, представители профсоюзов и органов государственной власти.

Необходимый задел для перехода к широкому внедрению новой НСК в отраслях экономики страны и субъектах федерации уже создан. По состоянию на 1 мая 2018 года утверждены 1150 профессиональных стандартов и 1373 соответствующие профессиональные квалификации, работают 228 центров оценки квалификаций, причем их количество постоянно увеличивается. Прошли независимую оценку квалификаций более 12,3 тыс. рабочих и специалистов. Предстоит серьезная работа по обновлению системы квалификаций в реальном секторе экономики. Следует создать механизмы постепенного вывода из обращения устаревших квалификаций, обеспечить ускоренное развитие инфраструктуры независимой оценки и признания новых квалификаций. НСК должна стать катализатором роста человеческого капитала и повышения прозрачности рынка труда для российских и зарубежных инвесторов.

Обеспечение высоких темпов обновления квалификаций требует принятия ряда решений нормативно-правового, организационного и инфраструктурного характера на федеральном и региональном уровнях. С этой целью НСПК разрабатывает дорожную карту дальнейшего совершенствования национальной системы квалификаций. Среди первоочередных задач содействие росту производительности труда за счет реализации системного подхода к управлению качеством трудовых ресурсов; создание безбарьерной среды для широкого применения работодателями и образовательными организациями регулярно обновляемых в соответствии c потребностями рынка профессиональных стандартов и квалификаций, а также их своевременная трансформация во ФГОСы и образовательные программы; повышение заинтересованности предприятий и организаций в повышении качества трудовых ресурсов и наращивании инвестиций в развитие НСК.

Для реализации этих и других инициатив необходимо тесное взаимодейст­вие объединений работодателей, профсоюзов, образовательного комплекса, федеральных и региональных органов управления, использование механизмов государственно-частного партнерства, массовая переподготовка и повышение квалификации кадров в сферах управления персоналом, профессионального образования и обучения.

РЫНОК труда претерпевает серьезные изменения в результате развития и внедрения прогрессивных технологий, включая цифровые. Работодатели предъявляют новые требования к соискателям и сотрудникам, появляются новые профессии, а содержание некоторых «старых» существенно трансформируется. Это требует скорейшей модернизации системы профессионального образования и обучения, тем более что сегодня эксперты отмечают разительный контраст между объемом человеческого капитала (4-е место в мире) и доступностью квалифицированных работников (89-е место). Кроме того, только треть выпускников российских вузов работает по специальности [1]. Этот разрыв НСПК пытается сократить через стыковку образовательных и профессиональных стандартов, а также путем актуализации образовательных программ и модернизации процедур итоговых аттестаций.

Предстоит серьезная работа по обновлению системы квалификаций в реальном секторе экономики. Следует создать механизмы постепенного вывода из обращения устаревших квалификаций, обеспечить ускоренное развитие инфраструктуры независимой оценки и признания новых квалификаций.

Принципиально новые задачи необходимо решать на уровне бизнеса, отраслей экономики и субъектов федерации. Например, создавать условия для участия работодателей в формировании кадрового потенциала не только на предприятиях, но и рынке труда в целом. Сейчас налоговые стимулы введены для предприятий, участвующих в сетевых образовательных программах, но применение этих стимулов обставлено многими барьерами. Так, завышены лицензионные требования к филиалам образовательных организаций на производстве: с них требуют создания библиотек и медицинских кабинетов. Для учащихся это излишне, для бизнеса, наоборот, налоговые преференции следует вводить обязательно.

– Нужно вывести все затраты компаний на образование из-под налога на прибыль. При этом бизнес должен видеть, как используются в сфере образования те налоги, которые он вносит в бюджет. Здесь также много резервов. Создавая условия для новых инвестиций в образование, надо повышать и эффективность использования уже имеющихся ресурсов. Опыт крупных компаний, реализующих образовательные проекты, также мог бы пригодиться, – считает президент НСПК Александр Шохин [2].

По мнению эксперта, в особом внимании нуждается система непрерывного образования, так как на сегодняшний день она является ключевым условием повышения производительности труда. В результате объединения усилий работодателей и образовательных организаций должны быть созданы условия для переквалификации населения на базе передовых предприятий и ведущих научно-образовательных учреждений с последующей объективной оценкой квалификации и помощью в трудоустройстве. Для этого будут сформированы современные методически и технологически оснащенные центры образования, а также центры оценки (сертификации) компетенций и квалификаций.

В.В. Бородачев и А.Н. Шохин на III Всероссийском форуме "Национальная система квалификаций - 2017"

ОПЕРАТИВНОГО решения ждут и другие задачи. Например, недостаточно внимания уделяется подготовке и повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Мало проектов по более тесной интеграции университетов и крупнейших компаний. Между тем финансирование бизнесом высокотехнологичных проектов и практическое внедрение результатов исследований во всем мире связано, прежде всего, с тонкой настройкой механизмов взаимодействия университетов и научных организаций с крупным бизнесом. Необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична. Этот процесс связан с системой квалификаций, которая используется для регулирования рынка труда и организации подготовки кадров.

Одной из первых в России к комплексному решению перечисленных выше задач приступила Нижегородская область. В проекте «Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» впервые сформулирована задача по трансформации системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Планируются формирование ответственного за развитие НСК уполномоченного органа – эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для нужд экономики и оценки квалификаций; создание актуального перечня востребованных на региональном рынке новых и перспективных профессий, профессиональных квалификаций, требующих ВО и СПО, а также системы прогнозирования потребности в кадрах с учетом различных сценариев социально-экономического развития региона; ряд других инициатив.

Областные властные структуры, объединения работодателей, образовательный комплекс, общественные организации и активные граждане делают все для того, чтобы поддержать эти инициативы и способствовать их эффективной реализации. Подобные маяки передового опыта загораются во многих регионах России.

 

[1]Согласно данным доклада НИУ ВШЭ и Центра стратегических разработок «Двенадцать решений для нового образования».

[2]Подробнее см. bit.ly/ao105B1.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: точка зрения, ао-105, владислав бородачев, национальная система квалификаций, майские указы

Похожие материалы:
Движущая сила реформы – качество
В Москве прошел II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»
Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
Организация системы профессиональных квалификаций
Технология внедрения профессиональных стандартов
Аккредитационные коллизии ДПО
Новые аспекты развития Национальной системы квалификаций в 2019 году

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#107Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
#108РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ: новый раунд реформы
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
#103Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ