Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капиталаФормирование национальной системы квалификаций началось более шести лет назад. За эти годы был создан необходимый задел для перехода к широкому внедрению НСК в отраслях экономики страны и субъектах федерации. Предстоит серьезная работа по обновлению системы квалификаций в реальном секторе экономики. Просмотров: 202
Материал опубликован в журнале №105 от 24.09.2018. Формирование национальной системы квалификаций началось более шести лет назад. За эти годы был создан необходимый задел для перехода к широкому внедрению НСК в отраслях экономики страны и субъектах федерации. Предстоит серьезная работа по обновлению системы квалификаций в реальном секторе экономики.
НАЧАЛО работе по формированию новой национальной системы квалификаций (далее – НСК) положили первые майские указы главы государства. Сегодня НСК внедряют Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее – НСПК) и более 30 отраслевых советов по профессиональным квалификациям. Эпицентрами развития являются общероссийские отраслевые объединения работодателей, крупнейшие компании, ведущие образовательные организации, представители профсоюзов и органов государственной власти. Необходимый задел для перехода к широкому внедрению новой НСК в отраслях экономики страны и субъектах федерации уже создан. По состоянию на 1 мая 2018 года утверждены 1150 профессиональных стандартов и 1373 соответствующие профессиональные квалификации, работают 228 центров оценки квалификаций, причем их количество постоянно увеличивается. Прошли независимую оценку квалификаций более 12,3 тыс. рабочих и специалистов. Предстоит серьезная работа по обновлению системы квалификаций в реальном секторе экономики. Следует создать механизмы постепенного вывода из обращения устаревших квалификаций, обеспечить ускоренное развитие инфраструктуры независимой оценки и признания новых квалификаций. НСК должна стать катализатором роста человеческого капитала и повышения прозрачности рынка труда для российских и зарубежных инвесторов. Обеспечение высоких темпов обновления квалификаций требует принятия ряда решений нормативно-правового, организационного и инфраструктурного характера на федеральном и региональном уровнях. С этой целью НСПК разрабатывает дорожную карту дальнейшего совершенствования национальной системы квалификаций. Среди первоочередных задач содействие росту производительности труда за счет реализации системного подхода к управлению качеством трудовых ресурсов; создание безбарьерной среды для широкого применения работодателями и образовательными организациями регулярно обновляемых в соответствии c потребностями рынка профессиональных стандартов и квалификаций, а также их своевременная трансформация во ФГОСы и образовательные программы; повышение заинтересованности предприятий и организаций в повышении качества трудовых ресурсов и наращивании инвестиций в развитие НСК. Для реализации этих и других инициатив необходимо тесное взаимодействие объединений работодателей, профсоюзов, образовательного комплекса, федеральных и региональных органов управления, использование механизмов государственно-частного партнерства, массовая переподготовка и повышение квалификации кадров в сферах управления персоналом, профессионального образования и обучения. РЫНОК труда претерпевает серьезные изменения в результате развития и внедрения прогрессивных технологий, включая цифровые. Работодатели предъявляют новые требования к соискателям и сотрудникам, появляются новые профессии, а содержание некоторых «старых» существенно трансформируется. Это требует скорейшей модернизации системы профессионального образования и обучения, тем более что сегодня эксперты отмечают разительный контраст между объемом человеческого капитала (4-е место в мире) и доступностью квалифицированных работников (89-е место). Кроме того, только треть выпускников российских вузов работает по специальности [1]. Этот разрыв НСПК пытается сократить через стыковку образовательных и профессиональных стандартов, а также путем актуализации образовательных программ и модернизации процедур итоговых аттестаций.
Принципиально новые задачи необходимо решать на уровне бизнеса, отраслей экономики и субъектов федерации. Например, создавать условия для участия работодателей в формировании кадрового потенциала не только на предприятиях, но и рынке труда в целом. Сейчас налоговые стимулы введены для предприятий, участвующих в сетевых образовательных программах, но применение этих стимулов обставлено многими барьерами. Так, завышены лицензионные требования к филиалам образовательных организаций на производстве: с них требуют создания библиотек и медицинских кабинетов. Для учащихся это излишне, для бизнеса, наоборот, налоговые преференции следует вводить обязательно. – Нужно вывести все затраты компаний на образование из-под налога на прибыль. При этом бизнес должен видеть, как используются в сфере образования те налоги, которые он вносит в бюджет. Здесь также много резервов. Создавая условия для новых инвестиций в образование, надо повышать и эффективность использования уже имеющихся ресурсов. Опыт крупных компаний, реализующих образовательные проекты, также мог бы пригодиться, – считает президент НСПК Александр Шохин [2]. По мнению эксперта, в особом внимании нуждается система непрерывного образования, так как на сегодняшний день она является ключевым условием повышения производительности труда. В результате объединения усилий работодателей и образовательных организаций должны быть созданы условия для переквалификации населения на базе передовых предприятий и ведущих научно-образовательных учреждений с последующей объективной оценкой квалификации и помощью в трудоустройстве. Для этого будут сформированы современные методически и технологически оснащенные центры образования, а также центры оценки (сертификации) компетенций и квалификаций.
ОПЕРАТИВНОГО решения ждут и другие задачи. Например, недостаточно внимания уделяется подготовке и повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Мало проектов по более тесной интеграции университетов и крупнейших компаний. Между тем финансирование бизнесом высокотехнологичных проектов и практическое внедрение результатов исследований во всем мире связано, прежде всего, с тонкой настройкой механизмов взаимодействия университетов и научных организаций с крупным бизнесом. Необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична. Этот процесс связан с системой квалификаций, которая используется для регулирования рынка труда и организации подготовки кадров. Одной из первых в России к комплексному решению перечисленных выше задач приступила Нижегородская область. В проекте «Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» впервые сформулирована задача по трансформации системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Планируются формирование ответственного за развитие НСК уполномоченного органа – эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для нужд экономики и оценки квалификаций; создание актуального перечня востребованных на региональном рынке новых и перспективных профессий, профессиональных квалификаций, требующих ВО и СПО, а также системы прогнозирования потребности в кадрах с учетом различных сценариев социально-экономического развития региона; ряд других инициатив. Областные властные структуры, объединения работодателей, образовательный комплекс, общественные организации и активные граждане делают все для того, чтобы поддержать эти инициативы и способствовать их эффективной реализации. Подобные маяки передового опыта загораются во многих регионах России.
[1]Согласно данным доклада НИУ ВШЭ и Центра стратегических разработок «Двенадцать решений для нового образования». [2]Подробнее см. bit.ly/ao105B1. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|