Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые аспекты развития Национальной системы квалификаций в 2019 году

Особенности развития российской экономики в текущем году связаны с реализацией двенадцати национальных проектов, которые потребуют дополнительных ресурсов и новых механизмов осуществления. Один из них – Национальная система квалификаций (НСК), внедряемая в стране с 2012 года. На сегодняшний день Центральный штаб НСК – Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям – утвердил более 1,2 тыс. профстандартов, создал 34 отраслевых совета по профессиональным квалификациям. Более 20 тыс. российских рабочих и специалистов прошли новую процедуру – оценку квалификации и получили соответствующие свидетельства Минтруда РФ.

Просмотров: 265

Материал опубликован в журнале №110 от 25.03.2019.

БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович – директор Приволжского института развития профессиональных квалификаций и компетенций, советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, кандидат технических наук, профессор.

Особенности развития российской экономики в текущем году связаны с реализацией двенадцати национальных проектов, которые потребуют дополнительных ресурсов и новых механизмов осуществления. Один из них – Национальная система квалификаций (НСК), внедряемая в стране с 2012 года. На сегодняшний день Центральный штаб НСК – Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям – утвердил более 1,2 тыс. профстандартов, создал 34 отраслевых совета по профессиональным квалификациям. Более 20 тыс. российских рабочих и специалистов прошли новую процедуру – оценку квалификации и получили соответствующие свидетельства Минтруда РФ.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ работы по развитию НСК, проведённой в прошлом году органами власти и общественными формированиями, были одобрены участниками IV Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» (декабрь, 2018).

Напомним: эксперты Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), Минтруда РФ, Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), других объединений и ведомств разрабатывали, обсуждали и актуализировали профессиональные стандарты, проводили информационно-разъяснительную работу по их применению. Разрабатывались квалификации и оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации (НОК), формирования и развития сети центров оценки квалификаций в регионах. Проводилась работа по сопряжению сфер труда и подготовки кадров, в том числе посредством участия в экспертизе ФГОС, примерных основных образовательных программ профобразования и их проектов на основе ПС.

На основании глубокого анализа деятельности органов власти и общественных формирований на федеральном и региональном уровнях по реализации НСК, участники форума рекомендовали НСПК совместно с Минтрудом России, Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) в 2019 году продолжить активную работу: по развитию методологических, нормативных правовых и организационных основ НСК; по совершенствованию механизмов разработки профессиональных стандартов, их применения в сферах труда и образования, включая переход от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профстандартам и квалификациям; по развитию инфраструктуры НОК; по созданию условий для признания квалификаций в рамках международного обмена трудовыми ресурсами, включая формирование учебных и экзаменационных центров на территории государств-участников ЕАЭС и СНГ, по оказанию поддержки субъектам РФ по вопросам внедрения НСК.

С целью усиления координации деятельности организаций, участвующих в реализации Национальной системы квалификаций, НСПК совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами государственной власти, работодателями, профсоюзами и иными организациями было предложено подготовить Стратегию развития НСК до 2030 года и осуществлять координацию исполнения Плана мероприятий (дорожной карты) по развитию Национальной системы квалификаций в РФ на период до 2024 года. Совмест­но с Правительством РФ – подготовить концепцию федерального закона о системе квалификаций и обеспечить учет требований цифровой экономики, разработать механизмы мониторинга состояния и развития НСК, создать условия для интеграции различных систем оценки квалификаций, в том числе аттестации и аккредитации работников, на платформе НОК.

УЧАСТНИКИ форума обратились к Правительству РФ с предложением поручить ряду ведомств реализацию значимых мероприятий.

1. Минтруду РФ:

– подготовить предложения по реализации мер, направленных на развитие института НСК за счет повышения вовлеченности работодателей в процессы ее совершенствования и внедрения;

– с участием НСПК, НАРК, заинтересованных органов исполнительной власти и организаций осуществлять поддержку формирования единой цифровой платформы, обеспечивающей эффективное взаимодействие информационных ресурсов НСК и смежных информационных ресурсов, их доступность для широкого круга пользователей;

– организовать работу по анализу нормативного правового поля и, при необходимости, подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, направленные на дальнейшее развитие НСК с учетом одобренного НСПК Плана мероприятий (дорожной карты) по развитию Национальной системы квалификаций в РФ на период до 2024 года, а также предложения в части разработки, актуализации и применения профстандартов, в том числе макет профстандарта (ПС), требования к организациям, ответственным за разработку и организационно-методическую поддержку применения ПС, порядок эффективного управления жизненным циклом ПС и профессиональных квалификаций, обеспечивающий их соответствие текущим и перспективным потребностям развивающейся российской экономики;

– содействовать применению механизмов НСК для кадрового обеспечения национальных проектов, реализуемых в соответствии с указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, № 204.

2. Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ:

– сформировать нормативные, методические и организационные условия для использования ПС и иных документов, содержащих требования к квалификации, при формировании примерных основных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения;

– подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и формы проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации по профессиональным образовательным программам, предусматривающие применение НОК как одной из форм такой аттестации, проведения ГИА по программам среднего профобразования по модели НОК с использованием оценочных средств, утвержденных советами по профессиональным квалификациям;

– подготовить предложения по внесению изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ:

  •  в части введения учета сведений о НОК обучающихся и выпускников, результатов профессионально-общественной аккредитации (ПОА) основных профессиональных образовательных программ при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
  •  в части закрепления понятия и статуса координационных советов по уровням и областям образования, в том числе для обеспечения участия координационных советов в обсуждении вопросов, связанных с развитием СПО, включая изменение перечней профессий, специальностей, направлений подготовки, регламентацию содержания и оценки качества профобразования;
  •  в части порядка присвоения квалификации по результатам освоения программ профессионального обучения, дополнительного профобразования, соответствующих ПС, с использованием инструментов НОК;

– внести изменения в Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, разработать и утвердить порядок актуализации перечней направлений подготовки (специальностей) высшего образования, профессий и специальностей среднего профобразования, профессионального обучения, дополнив его положениями об учете квалификаций, присваиваемых на основе профстандартов, при определении квалификации, присваиваемой по итогам освоения профессиональных образовательных программ;

– завершить процесс актуализации ФГОС профобразования на основе профстандартов, разработки и утверждения примерных основных образовательных программ на основе актуализированных ФГОС;

– предусмотреть возможности вариативного внесения элементов, отражающих особенности содержания подготовки в зависимости от направленности (профиля), специализации образовательных программ при формировании государственных информационных систем, в которых будут размещаться примерные основные образовательные программы;

– внести в типовые положения о федеральных учебно-методических объединениях (ФУМО) в системах среднего профессионального и высшего образования изменения, предусматривающие возможность закрепления за ведущими образовательными и научными организациями статуса базовых организаций ФУМО, задачей которых будет являться организационное обеспечение деятельности, возможность замены председателей по решению координационных советов, в том числе на основе результатов оценки деятельности;

– разработать механизмы выделения целевых субсидий базовым организациям ФУМО для финансирования деятельности по разработке и актуализации ФГОС и примерных основных образовательных программ;

– совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и НСПК подготовить изменения в нормативные правовые акты, регулирующие организацию процедуры ПОА, предусматривающие формирование критериев для включения в государственный реестр организаций, проводящих ПОА, критериев и порядка исключения организаций из данного реестра, а также механизм применения результатов ПОА при выделении контрольных цифр приёма;

– содействовать развитию практики внедрения промежуточной и итоговой аттестации с использованием механизмов  НОК и стандартов WorldSkills в практико-ориентированных образовательных программах и гармонизации демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills с независимой оценкой квалификации.

3. Минфину РФ:

– совместно с Минэкономразвития РФ и Минтрудом РФ – в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, предусматривающими реализацию мер, направленных на развитие института «Национальная система квалификаций» за счет повышения вовлеченности работодателей в совершенствование, внедрение и использование системы квалификаций, – провести анализ финансовой модели участия работодателей в развитии НСК, включая механизмы НОК, и подготовить предложения по дальнейшему налоговому стимулированию работодателей и их объединений к участию в создании центров оценки квалификаций (ЦОК), разработке и актуализации профстандартов, квалификаций, оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов, а также совершенствования режима налогообложения ЦОК и работодателей в части их затрат при проведении НОК работников и лиц, претендующих на осуществление определенных видов профессиональной деятельности.

 

МНЕНИЯ участников форума, посчитавших необходимым рекомендовать усилить взаимодействие федеральным органам исполнительной власти, общероссийским отраслевым объединениям работодателей и общероссийским отраслевым объединениям профсоюзов, учтены в резолюции. Так, например, организовать с участием НСПК и НАРК взаимодействие с целью формирования советов по профессиональным квалификациям (СПК) в областях профессиональной деятельности, в которых соответствующие советы по профессиональным квалификациям отсутствуют.

Учитывая тот факт, что уже в этом году акцент в реализации НСК перемещается в регионы, в резолюции зафиксирована задача рекомендовать руководителям высших органов государственной власти субъектов РФ:

– совместно с региональными объединениями работодателей и крупными работодателями обеспечить в 2019-2020 годах формирование инфраструктуры НСК в субъектах РФ, включая развитие сети ЦОК, обеспечивающей для соискателей доступность проведения НОК по массовым квалификациям регионального рынка труда;

– обеспечить условия для включения в 2019 году заинтересованных профессиональных образовательных организаций в пилотный проект по использованию НОК при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;

– осуществлять мониторинг применения профстандартов в организациях всех форм собственности и сферах деятельности, созданных с участием субъектов РФ и муниципальных образований.

Уделяется внимание и другим элементам общероссийской структуры функционирования НСК. В частности, рекомендуется общероссийским, региональным объединениям работодателей, иным предпринимательским союзам:

– организовать с участием НАРК, СПК, региональных методических центров работу по внедрению новых механизмов НСК, включая применение профстандартов для повышения эффективности управления персоналом, оптимизации трудовых процессов, роста производительности труда, планирования и организации обучения работников, взаимодействия с организациями сферы профобразования;

– принять активное участие в подготовке предложений по переходу от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профстандартам и квалификациям;

– обеспечить привлечение работодателей в соответствующих отраслях экономики к деятельности СПК, координационных органов НСК в субъектах РФ, к участию в разработке и актуализации профстандартов, организации НОК, мониторинге рынка труда, в том числе для определения новых перспективных квалификаций, влияющих на темпы внедрения новых технологий, цифровой трансформации компаний и отраслей в целом.

А также СПК рекомендуется:

– организовать работу по управлению жизненным циклом профстандартов и квалификаций по закрепленным видам профессиональной деятельности с использованием единого инструментария формирования отраслевых рамок квалификаций, мониторинга востребованности и практики применения утвержденных квалификаций, возникновения новых квалификаций с учетом задач развития соответствующих секторов российской экономики;

– активизировать работу по организационно-методическому обеспечению перехода предприятий и организаций от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профстандартам и квалификациям;

– продолжить с участием региональных методических центров и координационных органов НСК формирование и развитие сети ЦОК, экзаменационных центров, обеспечивая преимущественно межотраслевой характер их деятельности, доступность процедуры НОК для соискателей и организаций, широкое применение цифровых технологий на различных этапах проведения профессионального экзамена.

 

РАБОЧИЕ группы НСПК скорректировали планы своей деятельности с учетом рекомендаций, зафиксированных в Резолюции IV Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».

Так, в решении состоявшегося в марте расширенного заседания рабочей группы по развитию системы профобразования и обучения в Национальной системе квалификаций НСПК зафиксировано одобрение плана деятельности рабочей группы на 2019 год и предложение предусмотреть возможность проведения семинаров, совещаний и иных экспертных и информационных мероприятий на площадках базовых организаций национального совета с целью подготовки к рассмотрению включенных в план вопросов.

Также рабочая группа приняла решение «О создании условий для формирования и реализации основных профессиональных образовательных программ, ориентированных на требования рынка труда (в том числе профессиональные стандарты), приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации».

Что предложила рабочая группа национальному совету для реализации этой цели?

1. Просить Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ:

– обеспечить максимально короткие сроки завершения подготовки, согласования и утверждения проектов ФГОС по направлениям подготовки, специальностям, профессиям, не актуализированным на основе профстандартов;

– ускорить процессы разработки, утверждения и внесения в реестр примерных основных образовательных программ профобразования (ПООП) по направлениям подготовки, специальностям, профессиям, по которым утверждены актуализированные ФГОС;

– разработать механизмы юридической и методической экспертизы ПООП до внесения их в реестр с целью недопущения противоречия ПООП нормативным правовым актам в области образования;

– подготовить изменения в Порядок разработки, проведения экспертизы и ведения реестра ПООП, в том числе включить ФУМО в системах среднего профессионального и высшего образования в число субъектов, наделенных правом разработки ПООП. Предусмотреть механизмы экспертизы проектов ПООП в СПК по соответствующим видам профессиональной деятельности и порядок учета результатов данной экспертизы при доработке и утверждении проектов ПООП.

2. Просить Минобрнауки РФ:

– сформировать рабочую группу по формированию индикаторов достижения универсальных компетенций по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета; включить в состав рабочей группы Минобрнауки РФ представителей национального совета, координационных советов по областям образования, ФУМО в системе высшего образования; представить результаты деятельности рабочей группы на рассмотрение национального совета во II квартале 2019 года;

– провести анализ информации ФУМО в системе высшего образования о работе с конструктором ПООП высшего образования и организовать его доработку и технические регламенты внесения информации; в том числе предусмотреть возможность автоматической проверки соответствия ПООП ФГОС в части норм, которые в полном объеме дублируются из ФГОС; создать возможность для дополнения в ПООП списка профстандартов, помимо перенесенных из ФГОС; предусмотреть возможность размещения нескольких вариантов примерных учебных планов и других элементов, которые могут отличаться в зависимости от направленности (профиля) программы.

  1. Одобрить предложенные НАРК подходы к обновлению перечня профессий и специальностей СПО; предложить Минпросвещения РФ учесть предложенные подходы при обновлении перечня и по мере готовности проекта обновленного перечня внести его на рассмотрение национального совета.
  2. Одобрить проект рекомендаций для образовательных организаций по формированию основных образовательных программ высшего образования на основе профстандартов и иных источников, содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными ФГОС в условиях отсутствия утвержденных примерных основных образовательных программ. Направить рекомендации письмом председателя национального совета ФУМО в системе высшего образования образовательным организациям, реализующим программы высшего образования.
  3. В целом одобрить проект методических рекомендаций по организации, проведению и оформлению результатов экспертизы примерных основных образовательных программ профобразования советами по профессиональным квалификациям.

Поручить рабочей группе Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций:

– сформировать редакционную группу с участием представителей Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ, СПК и ФУМО в системах среднего профессионального и высшего образования и в срок до 30 апреля 2019 года доработать методические рекомендации; утвердить доработанные рекомендации без повторного рассмотрения национальным советом;

– провести в мае 2019 года семинар с участием советов по профессиональным квалификациям по вопросам реализации полномочий по экспертизе ПООП в соответствии с методическими рекомендациями.

Для совершенствования деятельности ФУМО в системах среднего профессионального и высшего образования рабочая группа предложила национальному совету одобрить предложенные Минпросвещения РФ подходы к совершенствованию организации работы ФУМО в системе СПО, а также предложенные координационным советом по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» подходы к регламентации деятельности координационных советов по областям образования и совершенствованию деятельности ФУМО в системе высшего образования. Минобрнауки РФ рекомендовано учесть предложенные подходы при формировании соответствующих нормативных правовых актов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В Москве прошел II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Ивановский колледж культуры развивает таланты
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
Организация системы профессиональных квалификаций
Опыт и традиции подготовки специалистов
В России тоже будет рабочая аристократия
Профессиональная подготовка медицинских специалистов
Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ