Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей

В 2017 году НСК исполнилось пять лет. За это время произошли серьезные институциональные изменения. Открылись новые возможности для системы образования, рынка труда и каждого работника. Принято более 1 тыс. профстандартов, открыто свыше 100 центров независимой оценки квалификаций.

Просмотров: 223

Материал опубликован в журнале №99 от 27.11.2017.

БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович 

директор Приволжского института развития профессиональных квалификаций и компетенций, советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор, член Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Серьезные институциональные изменения. Новые возможности для системы образования, рынка труда и каждого работника. Глубокая вовлеченность профессиональных сообществ в формирование требований к специалистам. Более 1 тыс. профстандартов, свыше 100 центров независимой оценки квалификаций. В этом году НСК исполняется пять лет.

НАЧАЛО новой кадровой стратегии положил указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В соответствии с ним уже в декабре 2012 года был разработан и утвержден комплекс мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере, технических специалистов и инженеров, а также привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов. Эти вопросы нашли отражение и в законе «Об образовании в Российской Федерации». Поставленная в указе задача – до 1 декабря утвердить план разработки профессиональных стандартов (ПС) – выполнена. В частности, принят федеральный закон от 3 декабря 2012 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» (в части законодательного определения понятия ПС, порядка его разработки и утверждения).

Правительство РФ в своем постановлении от 22 января 2013 года «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» установило порядок применения ПС работодателями. В дальнейшем, в соответствии с законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» от 2 мая 2015 года, ТК был дополнен статьями 195.1. «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» и 195.3. «Порядок применения профессиональных стандартов».

Кардинальным для развития Национальной системы квалификаций (НСК) стал указ Президента РФ от 16 апреля 2014 года «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (НСПК). Документ стал точкой отсчета формирования единой системы профессиональных квалификаций (ПК) на федеральном и региональном уровнях. Были организованы 5 рабочих групп НСПК, стали создаваться отраслевые советы по профквалификациям (СПК). Одним из первых полномочиями совета по профессиональным квалификациям в строительстве НСПК наделил Национальное объединение строителей.

Завершил формирование законодательной базы единой НСК федеральный закон от 3 июля 2016 года «О независимой оценке квалификаций». Он установил правовые основы и организационный механизм оценки ПК на соответствие ПС или квалификационным требованиям, установленные законом и иными нормативными актами РФ. Таким образом, в России сложились этапы появления профессии: 1 – разработка профессионального стандарта; 2 – формирование профессиональных квалификаций; 3 – разработка комп­лекта оценочных средств; 4 – создание центра оценки квалификаций; 5 – внесение в «Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий».

Справочник профессий – проект, ориентирующий молодых людей в выборе востребованных профессий. Сегодня здесь отражены более 1,6 тыс. наиболее актуальных профессий, отобранных с учетом требований и перспектив развития отраслей экономики.

ВАЖНО, что за пять лет профессиональные сообщества успешно справились с ключевой задачей – формулировать требования к профессиям, знаниям, умениям и навыкам. Работодатели, отраслевые советы по профессиональным квалификациям НСПК освоили азы экспертизы ФГОС ВО и СПО.Сегодня есть все необходимое, для того чтобы формировать требования к специалисту. Эту задачу можно решить путем участия профессионального сообщества через площадку СПК в процессах разработки и внедрения ПС, актуализации ФГОС и программ ДПО на соответствие ПС, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ как ВО, так и СПО, ДПО, общественной аккредитации образовательных организаций, проведения независимой оценки квалификаций на соответствие ПС.Согласно Концепции развития системы ДПО для программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, работодателями должны быть четко сформулированы результаты обучения, согласующиеся с целями и задачами образовательной программы, а также их соответствие требованиям соответствующих ПС и/или квалификационных должностных характеристик по составу формируемых программой компетенций. Все эти требования учитываются при проведении работодателями профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций, их реализующих.

Межотраслевым центрам компетенций отводится ведущая роль в выявлении, формировании и широком распространении в системе профессионального образования и обучения подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями не менее чем в половине профессиональных образовательных организаций в контексте приоритетного проекта Минобрнауки РФ «Рабочие кадры для передовых технологий».

В будущем программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации должны соответствовать квалификационным стандартам, которые являются внутренними документами отраслевого профессионального сообщества и определяют характеристики квалификации (требуемый уровень знаний, умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовых операций, дифференцированных в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления соответствующих трудовых функций.

В строительной отрасли, например, намечены следующие этапы работ по созданию системы квалификационных стандартов:

• внесение изменений в систему СТО НОСТРОЙ; установление порядка разработки требований к содержанию квалификационных стандартов;

• разработка Отраслевой рамки квалификаций и Перечня профессиональных стандартов;

• утверждение Перечня ПС;

• разработка: квалификационных стандартов на базе действующих ПС, ПС в соответствии с Отраслевой рамкой квалификации, квалификационных стандартов на основе вновь разрабатываемых ПС.

Майский указ Президента РФ 2012 года обратил внимание на создание базовых центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В рамках этого направления в июле 2017 года в Москве прошло заседание Координационного совета Минобрнауки РФ по организации системы подготовки кадров по 50 наиболее востребованным профессиям и специальностям СПО. Координационный совет рассмотрел результаты деятельности межотраслевых центров компетенций (МЦК), созданных в 7 субъектах РФ. Именно МЦК отводится ведущая роль в выявлении, формировании и широком распространении в системе профессионального образования и обучения подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями не менее чем в половине профессиональных образовательных организаций в контексте приоритетного проекта Минобрнауки РФ «Рабочие кадры для передовых технологий». При внедрении новых 44 ФГОС СПО созданные в рамках МЦК учебные центры выполняют функции экспериментальных и координационных площадок федеральных учебно-методических объединений СПО. Также они являются практическими площадками для отработки методик внедрения и проведения демонстрационного экзамена по профессиям и специальностям, в том числе и для подготовки национальной сборной и команд отдельных субъектов РФ к участию в национальных и международных чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkills. Эта работа уже принесла победу российской команды на чемпионате мира в ОАЭ по профессиональному мастерству WorldSkills.

Важно, что за пять лет профессиональные сообщества успешно справились с ключевой задачей – формулировать требования к профессиям, знаниям, умениям и навыкам. Работодатели, отраслевые советы по профессиональным квалификациям НСПК освоили азы экспертизы ФГОС ВО и СПО.

В настоящее время сеть партнерских организаций МЦК включает 358 профессиональных образовательных организаций, расположенных в 68 субъектах РФ. В 2018 году регионам будет оказана государственная поддержка по внедрению программы модернизации систем профессионального образования в направлениях, связанных с совершенствованием содержания образования, внедрения актуальных методик, новых образовательных технологий и нового инструмента оценки качества подготовки кадров – демонстрационного экзамена.

В будущем программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации должны соответствовать квалификационным стандартам, которые являются внутренними документами отраслевого профессионального сообщества и определяют характеристики квалификации, необходимой работникам для осуществления соответствующих трудовых функций.

 

ПУТИН Владимир Владимирович, Президент РФ:

– Создание независимой оценки квалификаций, совершенствование профессиональных и образовательных стандартов в соответствии с передовыми технологиями служат основой формирования конкурентоспособного кадрового ресурса, отвечающего требованиям современной экономики.

ГОЛОДЕЦ Ольга Юрьевна, заместитель председателя Правительства РФ:

– Качественные изменения подходов к формированию требований к профессиям – важный итог прошедшего периода. Утверждено 1087 стандартов, более 1100 квалификаций. И это прорыв. Работодателям и работникам понятно, что такое профессиональные стандарты, налажена система их актуализации.

ТОПИЛИН Максим Анатольевич, министр труда и социальной защиты РФ:

– За последние пять лет совместными усилиями мы сделали неожиданный для нас рывок, сформировав новые институты. Нужно было добиться, чтобы подходы и требования к квалификациям работников формировали не чиновники, а представители профессионального сообщества, в том числе профсоюзы.

Межотраслевым центрам компетенций отводится ведущая роль в выявлении, формировании и широком распространении в системе профессионального образования и обучения подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями не менее чем в половине профессиональных образовательных организаций в контексте приоритетного проекта Минобрнауки РФ «Рабочие кадры для передовых технологий». Важно, что за пять лет профессиональные сообщества успешно справились с ключевой задачей – формулировать требования к профессиям, знаниям, умениям и навыкам. Работодатели, отраслевые советы по профессиональным квалификациям НСПК освоили азы экспертизы ФГОС ВО и СПО. В будущем программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации должны соответствовать квалификационным стандартам, которые являются внутренними документами отраслевого профессионального сообщества и определяют характеристики квалификации, необходимой работникам для осуществления соответствующих трудовых функций. В 2018 году регионам будет оказана государственная поддержка по внедрению программы модернизации систем профессионального образования в направлениях, связанных с совершенствованием содержания образования, внедрения актуальных методик, новых образовательных технологий и нового инструмента оценки качества подготовки кадров – демонстрационного экзамена.

В 2018 году регионам будет оказана государственная поддержка по внедрению программы модернизации систем профессионального образования в направлениях, связанных с совершенствованием содержания образования, внедрения актуальных методик, новых образовательных технологий и нового инструмента оценки качества подготовки кадров – демонстрационного экзамена. 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Организация системы профессиональных квалификаций
Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
Новые аспекты развития Национальной системы квалификаций в 2019 году
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
В Москве прошел II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»
Владимир Путин осмотрел лаборатории ДВФУ
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
Владимир Путин посетил лаборатории Университета машиностроения в детском технопарке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ