Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК

Национальная система квалификаций (НСК) входит в очередную фазу своего становления: разработан Перечень первоочередных задач по ее развитию в 2018-2020 годах. Свои замечания и предложения по документу представил эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, член Совета по профессиональным квалификациям в строительстве В.В.Бородачев.

Просмотров: 2

Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.

БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович 

Первоочередные задачи развития Национальной системы квалификаций РФ
 

Национальная система квалификаций (НСК) входит в очередную фазу своего становления [1]: разработан Перечень первоочередных задач по ее развитию в 2018-2020 годах [2]. Свои замечания и предложения по документу представил эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, член Совета по профессио­нальным квалификациям в строительстве Владислав БОРОДАЧЕВ.

ПЕРЕЧЕНЬ первоочередных задач имеет целью «устранение правовых пробелов в вопросах применения профстандартов и результатов независимой оценки квалификаций».

На самом деле преждевременно говорить о том, что в отраслевые двухсторонние и трехсторонние соглашения уже включены положения о применении процедур независимой оценки квалификации (НОК) работников и для приоритетных секторов экономики введено обязательное применение профстандартов (ПС) и профквалификаций, а также обязательная периодическая НОК по видам профессиональной деятельности.

Пока это благие намерения, которые необходимо осуществить в ближайшие два-три года. Сегодня для нас более важно в каждой отрасли экономики определить конкретное объединение работодателей, ответственное за реализацию НСК и уже его обязать ликвидировать правовые пробелы в вопросах применения профстандартов и результатов НОК. Иначе и поставленные задачи, и ожидаемые результаты останутся только на бумаге, а на практике их решать никто не будет.

Например, сегодня в строительной отрасли нет объединения работодателей, способного на федеральном уровне решать эти задачи. Если говорить о действующем отраслевом СПК, то совет не располагает штатными сотрудниками, способными организовать эту деятельность на федеральном и региональном уровнях.

​Региональные образовательные организации высшего и среднего профессионального образования практически не имеют понятия о Национальной системе квалификаций, располагая только информацией из СМИ, поэтому очень важно обучить кадры ВО и СПО механизму реализации НСК в стране, отрасли, регионе и непосредственно в самом учебном заведении.

Еще одна задача в документе, на мой взгляд, формулируется некорректно, а именно «формирование перспективной структуры занятости населения».

В ожидаемых результатах утвердительно говорится о том, что разработан новый универсальный инструмент для проведения мониторинга рынка квалификаций, и постоянный мониторинг уже внедрен и проводится. Указывается также, что на основе результатов этого мониторинга работают отраслевые рынки квалификаций, соответствующие задачам формирования эффективной занятости (не менее 15 приоритетных направлений). Более того, констатируется факт внедрения дос­тупного для граждан и работодателей Национального реестра квалификаций.

По сути, универсальный инструмент для проведения мониторинга рынка квалификаций существует только в теории, владеют которой лишь сотрудники Национального агентства развития квалификаций. Отраслевым структурам на федеральном уровне и тем более в субъектах федерации этот механизм незнаком, поэтому говорить о реализации мониторинга на постоянной основе не представляется корректным.

Рано говорить и о внедрении Национального реестра квалификаций. На сегодняшний день механизм его формирования разработан, однако сведения направляют единицы ЦОКов. К сожалению, общая политика формирования реестра не доведена до объединений работодателей ни на федеральном, ни на региональном уровнях.

ОТНОСИТЕЛЬНО проблемы обновления профессиональных стандартов и квалификаций с учетом применения общепрофессиональных компетенций, включая цифровые, также ставятся в основном перспективные вопросы, так как говорить о применении ОК для решения задач управления персоналом в СПО преждевременно.

Указывать, что в цифровой формат переведены процедуры разработки, утверждения и применения ПС и другие, также некорректно, как, впрочем, и делать вывод о синхронизации процедур разработки профстандартов, квалификаций и требований к ФГОС и образовательным программам профессионального образования и обучения. Эти важные, безусловно, мероприятия – дело ближайшего, но будущего.

На будущее ориентирована и задача внедрения квалификационного лифта, повышения вертикальной и горизонтальной мобильности на рынке квалификаций. Она очень важна, но, по аналогии с предыдущими, рассчитана на перспективу. Кто этим будет заниматься на федеральном и региональном уровнях – тоже пока не ясно.​

В регионах независимая оценка квалификаций практически отсутствует, так как не решен вопрос ее финансирования, нет средств для открытия ЦОКов, не найден источник финансовой помощи претендентам на оценку.

В перечне правильно говорится о необходимости повышения «ответственности системы профессиональной подготовки кадров за соответствие требованиям рынка труда». Однако утверждение о том, что уже произошла модернизация показателей для оценки региональных систем подготовки кадров с учетом подтверждения качества подготовки выпускников результатами НОК, сильно преувеличено, как и вывод о реализации всего профессионального образования и обучения на основе профстандартов.

В реальности дело обстоит иначе. Региональные образовательные организации высшего и среднего профессионального образования практически не имеют понятия о Национальной системе квалификаций, располагая только информацией из СМИ, поэтому очень важно обучить кадры ВО и СПО механизму реализации НСК в стране, отрасли, регионе и непосредственно в самом учебном заведении. Необходимо также решить вопросы взаимодействия работодателей с образовательными организациями в этом процессе.

К сожалению, вопрос, посвященный проблемам работодателей, не содержит обобщенных и главных направлений их участия в реализации НСК.

НЕКОТОРЫЕ пункты документа содержат выводы о якобы реализованных мероприятиях по внедрению НСК. На самом же деле они рассчитаны на ближайшую и даже отдаленную перспективы.

Так, в перечне говорится, что сформулированы критерии применения отраслевых систем оценки квалификации работников, и в большинстве отраслей они уже успешно введены, а результаты отражаются в Реестре НСК. Однако в регионах НОК практически отсутствует, так как не решен вопрос ее финансирования, нет средств для открытия ЦОКов, не найден источник финансовой помощи претендентам на оценку.

Правильно и своевременно в перечне ставится вопрос о НОК для иностранных рабочих, но в данный момент с миграционными службами регионов не проводится никакой разъяснительной работы, и есть сложности с финансированием.

Актуальна и проблема использования Реестра сведений НОК для повышения эффективности функционирования рынка труда. Вместе с тем большая часть тех, кто будет проходить НОК, не испытывает проблем с трудоустройством, поэтому в дорожной карте необходимо показать, как будет использоваться реестр в отношении этой категории граждан.

В документе есть пункт, посвященный продвижению НСК, в том числе в рамках профориентации школьников и молодежи. Однако констатировать, что PR-стратегия эффективно работает, не приходится. Необходимо серьезнее подойти к этому вопросу и активизировать PR-систему на всех уровнях управления.

Таким образом, можно заключить, что отраженные в документе мероприятия, направленные на развитие НСК в регионах, очень важны и актуальны, однако все они рассчитаны на перспективу. Необходимо своевременно и грамотно продолжить процесс их реализации на федеральном, отраслевом и региональном уровнях.

 

[1] Об итогах реализации первого этапа развития НСК читайте в статье В.В. Бородачева «Национальная система профессиональных квалификаций отмечает первый юбилей» // «Аккредитация в образовании». – 2017. – № 7(99). – С. 30-32.

[2] Подробнее на www.srrosatom.ru/sites/default/files/photos/vp2.PDF

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-103, владислав бородачев, национальная система квалификаций, высшее образование, ФГОС, СПО

Похожие материалы:
Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
Психологические проблемы непрерывного образования
В Институте водного транспорта им. Г.Я.Седова реализуется концепция непрерывного флотского образования
Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б. Васильева реализует эффективную образовательную стратегию
Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
Опыт дуального обучения и перспективы его развития
Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
Управление введением ФГОС в ссузе
Олег Арефьев – гость рубрики «Выбор за вами»

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (106) 2018

«Перемен! Мы ждем перемен». В контексте трансформаций российской системы госаккредитации строчка известной песни приобретает отличный от первоначального эмоциональный оттенок. Так случилось, что связанные с оценкой качества образования перемены врываются в жизнь научно-педагогического сообщества чуть ли не каждую пятилетку. Судя по всему, на очереди следующая. Об этом и не только читайте в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
На официальном сайте Дагестанского государственного университета (ДГУ) завершается работа над...
Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
В мае 2018 года на острове Маврикий состоялся форум Международной сети агентств гарантии качества...
Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
Тетюшский сельскохозяйственный техникум – динамично развивающаяся образовательная организация...
Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
Более девятоста лет колледж обеспечивает качественное образование и личностное развитие...
Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
В серии статей мы знакомим читателей «АО» с пятью ключевыми моделями экспорта образования,...
Из журнала
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
#104Профориентационная работа в информационно-коммуникационном пространстве «школа – вуз»
#95Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
#104Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
#95Выпускники СГУГиТ востребованы на всех континентах
Информационная лента
10:06В ТГТУ продолжаются разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности
10:03В ВГСПУ стартовали новые онлайн курсы по различной тематике
10:02Конкурсы в сфере общественно-политических наук, проводимые РФФИ и АНО ЭИСИ
10:01Подписано соглашение о сотрудничестве между ПетрГУ и ЗС РК
09:58Новая старая дружба АГУ с турецким вузом