Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Формирование компетентности молодого специалиста

Сегодня к профессиональной компетенции выпускника колледжа предъявляются высокие требования по решению производственных задач, в основе которых интеграция знаний и умений в единое целое. Знания стали не целью, а средством формирования компетентности молодого специалиста.

Просмотров: 3993

Свобода выбора повышает ответственность

О.С. КИРСАНОВА, методист ГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»

Т.И. КОРЫПАЕВА, преподаватель колледжа

Е.В. НАВОДКИНА, преподаватель колледжа

Основой профессионального мышления педагогов ГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж» является стремление к повышению педагогического мастерства, живой интерес к инновациям. Инновациям предшествует кропотливая работа по совершенствованию содержания обучения в соответствии с требованиями времени.

ПЕРЕХОД на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения диктует переход системы СПО на модульно-компетентностные принципы организации профессиональной подготовки будущих специалистов.

Система среднего профессионального образования традиционно является практико-ориентированной. Однако незыблемые основы обучения долгое время хранили верность традиционной предметной дифференциации отдельных учебных дисциплин. Соответственно, и приоритет тех или иных знаний и умений определялся исключительно в рамках конкретного предмета. Издержки такого подхода нивелировались уже на производстве, в процессе приобретения молодым специалистом опыта по решению комплексных профессиональных задач.

С развитием в России рыночной экономики несостоятельность такого подхода стала очевидна. Сегодня к профессиональной квалификации выпускника колледжа предъявляются высокие требования по решению производственных задач, в основе которых интеграция знаний и умений из отдельных дисциплин в единое целое. Поэтому в профессиональном обучении произошло неизбежное смещение акцентов: знания стали не целью, а средством формирования компетентности современного специалиста.

ПРИНЦИПЫ модульно-компетентностного подхода педагогами колледжа были основательно изучены еще в 2002 году, после выхода известного пакета правительственных документов в области образования. И сегодня, в условиях внедрения ФГОС нового поколения, педагогический коллектив колледжа способен подойти к инновационной работе с заданной степенью мотивационной и технологической готовности, особенно в условиях конкурентной борьбы учебных заведений за качество профессиональной подготовки выпускников.

В 2006 году на базе Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа была открыта краевая экспериментальная площадка по теме «Обновление содержания обучения на основании компетентностного подхода и концепции непрерывного образования». Результаты опытно-экспериментальной работы колледжа в 2006 и 2008 годах получили положительную оценку краевого экспертного совета министерства образования Хабаровского края и были опубликованы в качестве методических и дидактических материалов.

Принципы модульно-компетентностного подхода основательно проработаны педагогами колледжа при разработке экспериментальных учебных планов по специальностям «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и «Техническая эксплуатация подъeмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (в строительстве)», а также при разработке научно-методических рекомендаций и непосредственно модульных программ учебных дисциплин, комплексных учебно-производственных задач и ситуаций. В 2009 году краевой экспериментальной площадке на базе колледжа присвоен статус внедренческой.

В колледже непрерывно действуют временные творческие группы преподавателей-экспериментаторов, основной целью которых стало создание и апробирование пилотного учебного плана и модели специалиста нового поколения по специальностям колледжа, в числе которых как профилирующая специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Начальный этап этой работы был посвящен анализу потребностей в умениях современных специалистов у работодателей, и поэтому основывался на опыте совместной экспериментальной работы колледжа и его социальных партнеров. В ходе эксперимента педагогами использовались разнообразные формы сбора необходимых данных: анкетирование, устный опрос, интервьюирование на предмет выявления практической значимости конкретных учебных дисциплин, круглые столы с обсуждением профессиональных компетенций будущего специалиста, наблюдение, анализ документов, изучение научной литературы. Итогом этой работы стало издание на уровне министерства образования Хабаровского края методических рекомендаций «Маркетинговые исследования». Сформулированные выводы послужили для педагогического коллектива новым импульсом в деятельности по достижению поставленной цели – моделирования специальностей колледжа на модульно-компетентностной основе.

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ этап этой деятельности закономерно основывался на разработке согласно принципам модульно-компетентностного подхода экспериментальных учебных планов по вышеуказанным специальностям, а также учебно-планирующей документации преподавателей – модульных экспериментальных рабочих программ. Параллельно в экспериментальных группах этих специальностей проводилось внедрение результатов научно-методической деятельности в учебный процесс, что позволило начать работу по формированию у студентов ключевых и профессиональных компетенций. В частности, преподаватели специальных дисциплин разработали и включили в контекст обучения учебно-производственные и коллизийные ситуации, комплексные учебно-производственные задачи. Проектировочные задания для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» были разработаны с ориентацией на их выполнение в компьютерных программах T-FLEX 9, AutoCAD ТО, которые широко применяются строительными предприятиями города.

В ходе экспериментальной работы была решена важная задача – формирования соответствующего типа мотивационной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. На первом этапе диагностировался уровень осознания студентами целей обучения в контексте будущей профессии, на втором – с помощью набора дидактических средств и тренингов формировалась собственно мотивация, на третьем – проводились контроль и оценка динамики сформированности профессионально значимых качеств студентов.

Правильность выбранного подхода подтверждает положительная динамика качества обучения. В 2010 году зарегистрировано стопроцентное выполнение выпускниками специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» дипломных проектов с использованием профессиональных компьютерных программ.

Положительные итоги экспериментальной работы педагогов не остались незамеченными работодателями, неизменно отмечающими высокий уровень профессиональной подготовки выпускников Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа. В декабре 2010 года в ежегодном краевом конкурсе профессионального мастерства студенты колледжа специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» заняли второе место, в марте 2011 года – первое.

Современный уровень профессионального педагогического мышления преподавателей колледжа подтверждается их победами в краевых состязаниях профессионального мастерства. В 2009 году преподаватель И.В. Сокотова заняла первое место в конкурсе «Самый «классный» классный». Первого места по итогам краевого конкурса между преподавателями черчения удостоена Г.В. Богданова. Молодой перспективный педагог колледжа Д.Р. Поддубный, победитель краевого конкурса «Преподаватель года» в 2010 году, продемонстрировал тип мышления поистине современного преподавателя.

УБЫСТРЯЮЩИЙСЯ темп окружающей жизни не позволяет педагогам почивать на лаврах. Экспериментальная работа по обновлению содержания обучения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения – это напряженный труд. Стандарт нового поколения обеспечивает образовательному учреждению тот уровень самостоятельности, который позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся реалии сегодняшнего дня. Эта возможность была реализована при формировании профессиональной образовательной программы по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», в которой были максимально учтены рекомендации работодателей, обусловленные особенностями регионального строительного комплекса:

  • расширен состав и содержание профессиональных модулей, что позволило запланировать работу по таким важным для региона проблемам, как монолитное домостроение, конструирование и возведение зданий из стальных термопрофилей;
  • запланировано более детальное изучение использования теплоизоляционных материалов, производимых в регионе;
  • предусмотрено использование информационных технологий во всех профессиональных модулях.

Сроки прохождения производственной практики, являющейся составной частью профессионального цикла, и формы отчётности по ее результатам согласовываются колледжем с работодателями. Для приближения форм промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам к условиям будущей профессиональной деятельности предусматриваются такие формы контроля, как открытая защита проектных и исследовательских работ. При этом в качестве внешних экспертов предполагается привлекать работодателей или преподавателей смежных дисциплин.

Преподаватели Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа, имея за плечами основательный опыт экспериментальной деятельности, могут компетентно утверждать, что в условиях внедрения ФГОС нового поколения при формировании профессиональной образовательной программы по специальности СПО необходимо осознавать: свобода образовательного учреждения при разработке программ сопряжена со значительным повышением уровня ответственности при их реализации.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Дистанционное обучение: методологическая культура преподавателя
Два в одном, или Главный по социализации – руководитель группы
Опыт изменений системы ФУМО в СПО
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
ФГОС нового поколения в системе СПО
Через тернии – к звёздам
Олег Арефьев – гость рубрики «Выбор за вами»
Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
Управление введением ФГОС в ссузе
Социальное партнерство: колледж – работодатели

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ