Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО

В 2017 году в системе среднего профессионального образования прошла масштабная пилотная апробация проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

Просмотров: 600

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

ЛЬВОВА Лариса Семеновна

аккредитованный эксперт Рособрнадзора, кандидат педагогических наук.

В 2017 году в системе среднего профессионального образования прошла масштабная пилотная апробация проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. В проекте приняли участие 13904 студента из 243 профессиональных образовательных организаций, работающих на территории 26 субъектов Российской Федерации. Координационную работу по 73 компетенциям осуществляли 188 региональных центров демонстрационного экзамена.

НАСТУПАТЕЛЬНОЕ движение WorldSkills в системе среднего профессионального образования с наглядной очевидностью продемонстрировало, что начали работать реальные механизмы неза-висимой оценки компетенций, сопряженные с государст­венной итоговой аттестацией по реализуемым в колледжах и техникумах программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Система СПО в 2017 году, по существу, перешла рубикон: качест­во профессиональной подготовки в колледжах теперь не только оценивается с участием работодателей, но и становится прозрачной процедурой независимой оценки качест­ва подготовки кадров, инструментом объективного анализа потребности в трудовых ресурсах, продвижения молодых специалистов на рынке труда.

По итогам демонстрационного экзамена в летнюю сессию 2017 года результаты участия доступны всем в открытой информационной системе WorldSkills. Здесь отражены сводные сведения по всем субъектам, образовательным учреждениям, по каждому студенту-участнику. Информация классифицирована по компетенциям, набранным баллам, результатам каждого участника с учетом коэффициента перерасчета в соотношении с максимально возможным баллом по каждой из 73 компетенций.

ЧТО дает учащимся участие в демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills, помимо опыта и результата? Как показал масштабный проект, студенты получают Skills Passport – паспорт компетенций с указанием баллов, полученных в результате итоговых испытаний. Это является основанием быть включенным в базы данных для трудоустройства и получить первые предложения на вакансии специалистов среднего звена или квалифицированных рабочих и служащих по при-оритетным востребованным специальностям. Внедрение стандартов WorldSkills позволило интег-рировать и объединить мониторинговые исследования по потребностям в квалифицированных кадрах, которые теперь имеют пополняемую элект­ронную базу данных с включением предприятий, центров занятости, Роструда, профессиональных ассоциаций и иных сообществ, а также служб Head Hunter. Такое тесное сотрудничество и открытые данные о востребованности выпуск-ников, качестве их подготовки, соответствии новым требованиям позволяет увидеть масштабную картину обновления в подготовке профессиональных кадров страны.

В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, что дает профессиональной образовательной организации переход к госу-дарственной итоговой аттестации по форматам демонстрационного экзамена WorldSkills? Этот вопрос мы адресовали директору Московского государственного образовательного комплекса Игорю Артемьеву:

– Стандарты WorldSkills – это своего рода принятая нами современная идеология развития профессионального образования. Например, для нашего образовательного комплекса переход к демонстрационному квалификационному экзамену стал современной формой представления результатов подготовки кадров. На данный момент образовательные организации и предприятия-работодатели в равной степени заинтересованы в высоком качестве формирования компетенций у студентов. Демонстрационный экзамен позволяет оценить эффективность работы коллектива и уровень квалификации выпускников. Этому предшествовала большая совместная работа с нашими партнерами – крупнейшими инновационными предприятиями города Москвы, государственными корпорациями Роскосмос, Ростех (Научно-производственный центр газотурбостроения «САЛЮТ», Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева) и многими другими. Весь процесс от разработки и согласования образовательной программы по каждой специальности до практики и выхода на квалификационные испытания мы прошли вместе с работодателями.

​«Демонстрационный экзамен как форма аттестации снижает риски некомпетентности и стимулирует поиск новых образовательных технологий и методик обучения».

Демонстрационный экзамен как форма аттестации снижает риски некомпетентности и стимулирует поиск новых образовательных технологий и методик обучения. Безусловно, проведение экзамена в такой форме затрагивает эмоциональную сферу, но при этом высоко ценится самими студентами: в ходе соревнований у них возрастает мотивация к улучшению результатов, появля-ется стремление к победе. Именно благодаря мотивации у нас в МГОК такие высокие результаты демонстрационных экзаменов. Чтобы не быть голословным, среди показавших лучшие результаты могу назвать наших студентов Алину Бурову и Виктора Танцюру («Предпринимательство»), Александра Жукова и Владислава Семина («Геодезия»), Веронику Кыдыралиеву и Анну Кобелеву («Графический дизайн»), Семена Князева и Фатиму Эшонкулову («Лабораторный химический анализ»), Александра Демина и Максима Ермакова («Полимеханика и автоматизация»), Александра Винарского («Промышленная робототехника»). Публичная форма демонстрационного экзамена показала конкурентоспособность выпускников в условиях не только квалификационных испытаний, но и открытого трудоустройства.

В нашем образовательном комплексе сложилась эффективная педагогическая команда разных поколений, что и позволило успешно внедрить демонстрационный экзамен в рекордно короткие сроки. Невозможно не отметить В.И. Кожан, Т.С. Панкову, Р.Т. Патееву, О.О. Яшенкову, А.С. Панкратова, В.П. Полубабкина. Демонстрационный экзамен стал испытанием для колледжа на объективность оценки результатов, современность и эффективность.

ДИНАМИКА перехода к демонстрационному экзамену – процесс двусторонний.

Прежде всего, 1 сентября 2017 года вступили в силу новые ФГОС СПО по наиболее востребованным специально-стям и профессиям среднего профессионального образования по Топ-50. Они имеют принципиальные отличия от действовавших: новый макет ФГОС, в котором осуществлен перенос содержания с ФГОС на ПООП – примерную основную образовательную программу. В Топ-50 отражены новые подходы к отбору результатов обучения, формированию возможностей индивидуальных траекторий в рамках ФГОС. Кроме этого, актуализированы особенности условий реализации и как одно из главных условий – проведение государственной итоговой аттестации с применением демонстрационного экзамена. Новые ФГОС СПО сопряжены с профессиональными стандартами, структура и макет стандартов коррелируются с рамкой профстандарта, а потому теперь приоритетными понятиями становятся ведущие виды деятельности, компетенции, минимальные требования к результатам. Положения профессиональных стандартов являются основой для формирования профессиональных компетенций как результатов реализации образовательной программы по соответствующим видам профессиональной деятельности.

Структура нового макета ФГОС, в соответствии с законодательно обоснованными требованиями, включает требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным; к результатам освоения основных образовательных программ. Наряду с этим новым требованием стало строгое нормативное соотнесение с профессиональными стандартами, соответствующими видами профессиональной деятельности выпускников образовательной программы. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности ОП СПО даны на основании рамки квалификаций, в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих. В новых ФГОС СПО, актуализация которых осуществляется в настоящее время, фокус сосредоточен на разработке и апробации примерных основных образовательных программ и учебно-методической документации к ним. Разработка учебно-методической документации по ПООП имеет принципиально новое содержание и включает примерный учебный план; календарный учебный график по профессии или специальности; соотношение обязательной и вариативной части, учебных занятий, практики, самостоятельной работы, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов; требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы или государст­венного экзамена. Колледжи и техникумы, приступившие к внедрению новых ФГОС СПО по Топ-50, осуществляют разработку программ в рамках научно-методической навигации.

В настоящее время системная разработка, координация этого вопроса осуществляется специалистами центра развития профессионального образования (ЦРПО), который создан на базе Московского политехнического университета. Он работает как экспертная и исследовательская площадка, проектный офис по реализации программ Мин­обрнауки РФ в сфере профессионального образования и подготовки кадров. Специалистами ЦРПО осуществляется многогранная работа по актуализации и внедрению ФГОС СПО по новым, наиболее востребованным профессиям и специальностям Топ-50.

КАКОВЫ точки пересечения работы колледжей по активному участию в системе WorldSkills и внедрению новых ФГОС СПО по Топ-50? На этот вопрос дает разъяснения заместитель начальника Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета, кандидат педагогических наук Елена Царькова:

– Точку пересечения WorldSkills и ФГОС среднего профессионального образования по Топ-50, разработанных с учетом профессиональных стандартов сферы труда, было бы правильнее назвать точкой синтеза новых практик в российском образовании, обусловленных абсолютно новыми требованиями к выпускникам колледжей и техникумов России.

Само по себе слияние динамичных разнонаправленных систем – это всегда сложный и неоднозначный процесс, но задача поставлена, а значит, возникает необходимость поиска эффективных решений в новых постоянно развивающихся условиях. И это определяет общую концепцию работы команды нашего центра под руководст­вом А.Ю. Овчинникова.

Начало процессу интеграции международных практик соревновательных движений с практикой работы колледжей Российской Федерации было положено в проекте, связанном с разработкой федеральных государственных стандартов СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (Топ-50). В это число вошли 44 ФГОС СПО, из которых 29 – по специальностям СПО, 15 – по профессиям СПО. Проект подразумевает не только новый подход к формулированию результатов с учетом профессиональных стандартов, но и определил новый подход к оценке результатов с применением методики демонстрационного экзамена, ставшего реальным инструментом современной системы оценки в государственной итоговой аттестации выпускников колледжей.

Впервые воплощается идея ориентации подготовки обучающихся на современные требования российского рынка труда с одновременным измерением качества выполнения итоговых работ в режиме реального времени и в максимально приближенных к реальной производственной ситуации условиях.

Однако остается много «точек роста» для развития системы СПО. Это и проведение организованных в 2017-2018 учебном году по стандартам WorldSkills демонстрационных экзаменов для 12 профессий Топ-50, обеспечение условий реализации образовательных программ путем формирования нового пула педагогических кадров, имеющих реальный опыт производственной деятель-ности. Это и резкое повышение эффективности финансирования образовательных организаций для обеспечения нового уровня оснащенности образовательных организаций СПО с ориентацией на новые условия оценки качества выпускников.

Сегодня в нашем центре на нашем официальном сайте crpo-mpu.com в режиме реального времени проходит общественно-профессиональное обсуждение целого пакета методических рекомендаций по внедрению новых ФГОС. Эта разработка становится общим делом, как и всё, что создается сегодня в системе СПО, ведь каждый может принять участие в этом процессе, и голос специалистов будет обязательно услышан через деятельность федеральных учебно-методических объединений.

А в процессе информационно-методического консалтинга каждый обратившийся в наш центр получит квалифицированный ответ специалиста на вопросы, связанные с внедрением демонстрационных экзаменов, введением новых профессий и специальностей, обеспечением в программах требований рынка труда, и многие другие.

Чем активнее колледжи включены во все процессы, тем логичнее и продуктивнее осуществится переход к новым стандартам и нормам подготовки квалифицированных кадров в последующем.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
Олег Арефьев – гость рубрики «Выбор за вами»
Сертификация квалификаций: процесс пошел
Опыт изменений системы ФУМО в СПО
Почему России нужны федеральные колледжи?
Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж – Региональный координационный центр WSR
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Олимпиады профмастерства: опыт и проблемы
Заметки экспертов на полях государственных стандартов СПО
Якутский технологический техникум сервиса реализует эффективную модель сетевого взаимодействия

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ