Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

ФГОС нового поколения в системе СПО

В связи с введением ФГОС третьего поколения в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. В Технологическом колледже № 14 г. Москвы в ходе эксперимента были разработаны новые подходы к оценке профессиональных и общих компетенций.

Просмотров: 49717

ФГОС нового поколения в системе СПО решаем задачу оценивания

Е.И. СОКОЛОВА, методист Технологического колледжа №14 г. Москвы
О.А. КАРПОВА, заместитель директора по учебно-методической работе
Е.В. МАКСИМОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

В технологическом колледже № 14 г. Москвы в ходе эксперимента разработаны новые подходы к оценке профессиональных и общих компетенций студентов

Еще не отшумели страсти по ЕГЭ, еще не сложилось однозначное отношение в обществе к этому нововведению, а перед системой образования встают уже новые задачи – переход на обучение по новым ФГОС третьего поколения.

Что же означает переход на новые образовательные стандарты? Чем ФГОСы отличаются от старых образовательных стандартов, и какие задачи в связи с этим встают перед профессиональным колледжем?

Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

Таким образом, в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Оценка сформированности этих качеств нашла отражение в показателях оценки и, соответственно, в разработанных на основе этих показателей заданиях. При разработке заданий был применен продуктный подход, когда результатом выполненного задания является готовая продукция или услуга. Задания составлены так, что оценка сформированности компетенций производится поэтапно в соответствии с логикой выполняемых профессиональных задач и в соответствии с разработанными критериями оценки, нашедшими отражение в оценочных листах.

Так как оценка должна носить комплексный, интегративный характер, в колледже была разработана методика определения показателей оценки, позволяющая подразделить их по различным формам контроля: текущего, промежуточного и итогового. Это было сделано с целью избежать дублирования как в формах, так и в методах оценки для различных этапов контроля. Были выявлены наиболее актуальные в модульно-компетентностном обучении формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: экзамен (устный, письменный, практический и т.д.), защита портфолио, аттестация, защита проекта (индивидуального, группового), выпускная квалификационная работа (ВКР), деловая игра. А в соответствии с отобранными формами были определены методы, наиболее отвечающие задачам комплексной оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: это экспертное наблюдение, экспертная оценка, собеседование (интервьюирование), анкетирование, тестирование, презентация.

В технологическом колледже № 14 г. Москвы в 2010-2011 учебном году в ходе эксперимента по реализации программ профессиональных модулей на базе факультета «Ресторанный бизнес» были разработаны подходы к оценке сформированности профессиональных и общих компетенций. Эксперимент показал, что оценку следует производить поэтапно.

Очень важное значение, на наш взгляд, имеет первый этап – сопровождающее оценивание. Он обеспечивает мониторинг поэтапного формирования профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций в процессе теоретического обучения, учебной и производственной практики и проводится как наставником (тьютором), так и самим обучающимся (самооценка).

Для этого этапа разрабатывается фонд оценочных средств текущего контроля освоения знаний, умений, практического опыта, входящих в ПК осваиваемого ВПД. Виды заданий для текущего контроля составляются таким образом, чтобы они отвечали не только задачам формирования профессиональных компетенций с учетом принципа индивидуализации обучения (различной степени сложности), но были направлены и на постепенное развитие личностно значимых качеств.

На этом же этапе большое значение отводится формированию умений производить самооценку и оценку выполненных работ коллегами по учебным парам, малым группам.

Большое значение придается ведению дневника достижений, который обучающийся получает в начале обучения. В нем зафиксированы все группы умений, которые должны быть освоены. Поэтому с первого дня обучения студенты, видя весь объем требуемых умений, могут самостоятельно или с помощью мастеров-наставников и преподавателей выстроить оптимальную для себя последовательность их освоения. Кроме того, дневник позволяет осуществлять мониторинг сформированности компетенций в течение всего периода обучения и выявлять затруднения на ранних стадиях, когда обучающемуся легко осуществить процесс коррекции.

Второй этап – промежуточная оценка сформированности профессиональных и общих компетенций – проходит в виде экзамена или зачета по завершении освоения программы каждого МДК. Этот вид оценки проводится, в нашем случае, в два этапа: тестирование позволяет быстро и точно оценить усвоение всей суммы знаний, входящих в ПК данного междисциплинарного курса, второй этап – моделирование профессиональной деятельности – позволяет оценить степень сформированности практических умений. Этот вид контроля осуществляется до выхода на производственную практику, а задания носят практикоориентированный характер и показывают степень готовности обучающегося к выполнению заданий на производстве, непосредственно на рабочем месте.

На третьем этапе осуществляется итоговая оценка сформированности ПК и ОК в ходе экзамена квалификационного (ЭК), который носит комплексный характер, включающий одновременную оценку как профессиональных, так и общих компетенций. Это меняет структуру традиционного экзамена, подходы к его методическому обеспечению, разработке оценочных средств и процедуры экзамена (см. рис. 1). В нашем случае мы выбрали сочетание двух форм: практического экзамена – комплексной демонстрации практических умений на рабочем месте (или в среде, имитирующей рабочее место) и защиты портфолио достижений.

Рисунок 1. Структура экзамена квалификационного.

В настоящий момент уже сложился комплекс требований как к процедуре оценки сформированности профессиональных и общих компетенций, так и к самим оценочным средствам:

  • валидность оценочных материалов;
  • соответствие содержания материалов требованиям к уровню знаний, умений, практическому опыту ПК, входящих в профессиональный модуль;
  • четкая формулировка критериев (показателей) оценки;
  • максимальная объективность форм и методов оценки;
  • прозрачность процедуры оценки;
  • участие высококвалифицированных специалистов и работодателей в процедуре оценки;
  • однозначное заключение по результатам оценки (ВПД освоен/не освоен).

На рисунке 2 показана логика и последовательность отбора форм и методов оценки сформированности ПК и ОК. Вначале нами был проанализирован комплекс требований к уровню знаний, умений, практического опыта по всем ПК, входящим в оцениваемый ВПД, с учетом требований ФГОС, требований, вошедших в программу ПМ за счет часов вариативной части по рекомендациям социальных партнеров колледжа, а также требований профессионального стандарта (для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»).

Затем были разработаны показатели оценки, соответствующие пункту 5 программы ПМ для каждой ПК и ОК. А уже на основании их разработаны комплексные показатели оценки, позволившие сформировать фонд оценочных средств, наиболее полно отражающий весь комплекс как профессиональных, так и общих компетенций.

Рисунок 2. Логика разработки форм и методов оценки сформированности ПК и ОК.

Методическое обеспечение экзамена квалификационного (ЭК). Для обеспечения прозрачности процедуры экзамена (учитывая отсутствие в настоящий момент конкретных методических рекомендаций), в колледже было разработано положение о квалификационном экзамене. В соответствии с ним программа экзамена разрабатывается непосредственно по каждому профессиональному модулю. Также был разработан пакет документов по процедуре квалификационного экзамена: протокол заседания экзаменационной квалификационной комиссии, оценочные листы по ПК, входящим в освоенный профессиональный модуль, образец сертификата, выдаваемый студентам по результатам экзамена. Оценочные средства, помимо экзаменационных билетов, включают карточки-задания с пошаговыми рекомендациями, что позволяет провести поэтапную оценку всех практических умений в соответствии с разработанными показателями и внести их в оценочный лист.

Помимо этого, были разработаны рекомендации по разработке и методам презентации портфолио достижений. Портфолио включает три части: портфолио учебно-профессиональных достижений, портфолио творческих достижений и портфолио социальных достижений. Это позволяет экспертной комиссии оценить сформированность всего комплекса общих компетенций.

Портфолио учебно-профессиональных достижений включает свидетельства освоения ПК и ОК (фото, видеоматериалы, экзаменационные ведомости, оценочные листы по лабораторно-практическим работам, дневник достижений с оценкой наставника/тьютора).

Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, свидетельствующих о наличии устойчивого интереса к избранной профессии, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.

Портфолио социальных достижений содержит свидетельства коммуникативной активности (характеристики с производства), свидетельства участия в студенческом самоуправлении, активной социальной позиции.

Провести квалификационный экзамен без использования налаженного механизма взаимовыгодного партнерства колледжа с ведущими предприятиями региона просто невозможно. Работодатель участвует как в разработке программы квалификационного экзамена на стадии согласования процедуры экзамена и собственно оценочных материалов, так и в самой процедуре оценки. Особенно велика роль работодателя при оценке сформированности профессиональных компетенций, когда дается оценка навыкам и умениям, необходимым для быстрой адаптации к условиям реального производства.

Наш опыт работы по реализации программ профессиональных модулей, проведению квалификационного экзамена, результаты анкетирования студентов, оценка социальных партнеров, показали, что технология модульно-компетентностного обучения принимается положительно как самими обучающимися, так и работодателями. Но реализация ФГОС на модульно-компетентностной основе требует от педагогического коллектива профессиональных колледжей больших усилий по разработке комплексного методического обеспечения программ профессиональных модулей, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию практикоориентированной образовательной среды.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-54, ноу-хау, технологический колледж № 14 (Москва), ФГОС, СПО

Похожие материалы:
Дальновидность преобразований
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Заметки на полях ФГОС СПО
Формирование компетентности молодого специалиста
Учебный банк - форма практико-ориентированной подготовки
Время «Ч» для ФГОС нового поколения
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы
Прикладной бакалавриат в колледже
Заметки экспертов на полях государственных стандартов СПО
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 14 Оставить комментарий
Доцент Незарегистрированный пользователь
Переписываю программы под новые ФГОС чисто формально, слепил тяп-ляп и ну их в баню.. Правда сейчас в вузе наняли на проверяющие должности вчерашних студентов проверять эту байду! Пришлют замечание - я через неделю-две отвечу, пришлют новое замечание еще через неделю-две - я отвечаю через две. Короче три месяца вялотекущая переписка, правда у студентов уже сессия по этим дисциплинам, а обучающие программы так и не приняты. А у меня уже и трудовой договор истекает, забавно.. Доцент ИТМО.

2017-01-21 14:19:22 Ответить пользователю

Сергей Незарегистрированный пользователь
Я прочитал 20.07.16.Умно написанная статья про ФГОС. Коментарии к статье отрицательные.Вопрос к преподавателям--кто будет менять положение в образовательном процессе. Если не устраивает стандарт не используйте его.(боитесь)А если нет, тогда пишите руководству,правительству,что нибудь предпринимайте для укрепления страны.Ведь уже сейчас на улицах много неграмотных с корочками.Их выдали вы. У работодателя скоро кончится запас специалистов.

2016-07-26 04:16:47 Ответить пользователю

Гость Незарегистрированный пользователь
Добрый день уважаемые коллеги. Мы только в 2015 году внедрили ФГОС 3+, а уже где-то внедрен ФГОС 4, где-то внедряется. Кто может ответить мне на вопрос? Сколько лет можно работать с одним ФГОС и в какие сроки необходимо переходить на новый?

2016-05-10 13:05:45 Ответить пользователю

Гость Незарегистрированный пользователь
У них даже старое доброе слово учитель/преподаватель низведено до тьютера-вот мы кто для них.Враги в родной хате.

2016-02-01 19:18:45 Ответить пользователю

Малькова Р.Г.преподавтель КИТУ-КАИ (филиал) г.Зеле Незарегистрированный пользователь
Почему в техническом учреждении так мало часов по физике?((96)против 169 по ФГОС3+????

2015-02-11 09:38:19 Ответить пользователю

111 Незарегистрированный пользователь
Вы не запутались , речь идет об экзамене квалификационном, или о квалификационном экзамене????

2014-11-17 04:27:16 Ответить пользователю

Ольга Незарегистрированный пользователь
Здорово все описано, но с новыми ФГОС 3 нас колбасит четвертый год, со студентами работать некогда. А с 1 сентября опять новые ФГОС 3+, а хоть кто-нибудь проверял, что там написано. Специальность 180407, по-новому 26-02-06 не стыковка по неделям и срокам обучения заложена в стандарте

2014-11-17 04:22:42 Ответить пользователю

КЛИО Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: Гость
ответ гостю с одобрением. Раз одобряет эту программу, значит не разу не читал лекции, не проводил практических занятий, не готовил контрольных,не знает что это такое. Начиная с фурсенко и иже с ним и после него всех отправить на преподавательскую работу со ставкой 120 руб. в час, с окладом 8000 руб и посмотреть на них после рабочего дня со всем ворохом придуманных ими бумажек.Одни только по новому образцу дурацкие программы и КТП составлять сколько времени надо. А пользы от этого ни какой. Вернитесь к нормальному советскому образованию, что бы готовить грамотных специалистов, а не выпускать полубезграмотных непонятно кого.

2014-07-02 17:23:12 Ответить пользователю

Дмитрий Незарегистрированный пользователь
Бооольше документов, преподаватели должны писать каждое своё действие, должны записывать каждый шаг. Никому не нужен творческий подход, всем наверху нужна отчётность и формализм. Из за ваших сраных бумажек, уважаемые авторы ФГОС, у нас не хватает времени на детей. Что вы напрягаетесь, выдумывая компетентностные подходы и прочую ересь. Мы должны научить студентов специальности, а не тому чтобы он знал компетенции из ФГОС. Объединили две дисциплины и назвали это моделем, прицепив к обязанностям писать по модулям еще овердохрена бумажек. Да бобры в лесу столько дерева не сгрызают, сколько преподавателям приходится расходовать с вашим бумагомарательством. Мы хотим учить студентов, а не писать вам в письменном виде после работы о том, чему мы их учим. Мы написали рабочую программу и КТП по дисциплине, сделали билеты, и отвалите от нас со своими отчётами! Вы всё равно некомпетентны в той области, по которой преподают преподаватели специальных дисциплин, так и не суйте свой нос.

2014-06-25 19:28:12 Ответить пользователю

Гость Незарегистрированный пользователь
Я разумный,надеюсь, преподаватель техникума провинциального городка. Очень мне интересно кто и сколько получил наград, премий. званий выдумав все эти новшества. Люди все это придумавшие, посмотрите мне в глаза и придите в техникум преподавать. Я работаю на двух ставках,т. к. мой оклад 8 тыс. без вычета налогов - преподаватель высшей категории.

2014-04-29 22:18:43 Ответить пользователю

Александр, преподаватель, Коломна Незарегистрированный пользователь
УМК и вся, связанная с ним документация - праздник формализма и бюрократии. У подавляющего большинства преподавателей ВУЗов вызывет резко отрицательную реакцию. Отнимает время от творческой работы и работы со студентами. Необходимость формализовать и описать каждый свой шаг предполагает недоверие к преподавателю и унижает его достоинство. Никакого положительного образовательного эффекта это не даст.

2014-02-04 22:46:22 Ответить пользователю

Ирина Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: преподаватель
Абсолютно согласна. Реальный, сегодняшний студент СПО со всеми его специфическими особенностями и все эти стандарты находятся совершенно в разных измерениях (((

2013-09-18 20:31:54 Ответить пользователю

преподаватель Незарегистрированный пользователь
"Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область"
К сожалению, главными являются не учитель и не ученик, а образовательная область, зафиксированная в планах и отчетах. Вместо реального обучения и воспитания - написание какого-то бреда для проверяющих

2013-09-05 11:03:11 Ответить пользователю

Гость Незарегистрированный пользователь
замечательная статья, с толком все рассказано и показано на схемах, одобрено!!!!

2013-01-09 21:35:59 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
23 ноября в выставочном комплексе «Экспо-Волга» открылась восьмая межрегиональная выставка-форум...
Из журнала
#91Опорные университеты: от объединения к развитию
#89«Агроцивилизация» - эффективная модель профориентационной модели
#87Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
#89Тюменский медицинский колледж - лучший в России
#92Залог достойного будущего
Информационная лента
10:58СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена