Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Учебный банк - форма практико-ориентированной подготовки

Подготовка современных специалистов в области банковского дела требует создания принципиально новой организации учебного процесса. В предлагаемой статье рассказывается о подходе к организации учебного процесса в Санкт-Петербургской банковской школе (колледже) Банка России, основанном на использовании возможностей учебного банка.

Просмотров: 5078

Доказанная эффективность

Учебный банк – современная форма практико-ориентированной подготовки специалиста среднего звена в условиях перехода на ФГОС нового поколения

В.П. ХАЛАНСКИЙ, директор Санкт-Петербургской банковской школы (колледжа) Банка России

М.В. ЗАСИМЕНКО, заместитель директора по учебной работе, аспирант СПбГУЭФ (ФИНЭК)

Н.В. ЛАТЫШЕВА, преподаватель специальных дисциплин банковского дела, аспирант СПбГУЭФ (ФИНЭК)

Сегодня критерием качества профессионального образования является востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Подготовка современных специалистов в области банковского дела требует создания принципиально новой организации учебного процесса. В предлагаемой статье рассказывается о подходе к организации учебного процесса в Санкт-Петербургской банковской школе (колледже) Банка России, основанном на использовании возможностей учебного банка.

В условиях изменяющегося рынка труда, размывания границ между профессиями, внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании и практикоориентированных форм обучения использование возможностей учебного банка становится весьма актуальным.

Применение технологии учебного банка способно обеспечить направленность основной профессиональной образовательной программы на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, «преобразовать» конечные результаты обучения в компетенции, умения и знания, практический опыт выпускников.

В соответствии с этим учебный банк следует рассматривать как одну из новых форм организации образовательного процесса в учебном заведении, соответствующую требованиям современных производственных и образовательных технологий, необходимых для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.

Новые подходы к профессиональному образованию предъявляют повышенные требования к материально-технической базе образовательного учреждения. Для укрепления информационно-коммуникационного и материально-технического оснащения, обеспечивающего проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, Санкт-Петербургской банковской школой решаются задачи по повышению квалификации учебно-вспомогательного персонала, модернизации информационно-коммуникационной среды колледжа и его аудиторного фонда, пополнению парка учебного оборудования. Предпринимаемые в этом направлении шаги способствуют внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий, использованию новых дидактических средств обучения, что является основой подготовки качественно новых специалистов, владеющих инновационными технологиями, способных эффективно решать профессиональные задачи.

Ключевой задачей информационно-технического обеспечения выступает эффективность образовательного процесса, основанная на проведении научно обоснованной технической политики по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательную, научно-исследовательскую и административно-хозяйственную деятельность колледжа.

Руководством Санкт-Петербургской банковской школы среди ряда подходов был выбран путь создания на базе колледжа учебного банка, имитирующего деятельность коммерческого банка и оснащенного реальными аппаратными и программными сред ствами.

Учебный банк функционирует в колледже с ноября 2008 года. Им руководит одна из самых опытных преподавателей – Нина Михайловна Литвиненко, имеющая тридцатилетний стаж практической деятельности в банковской системе, связанной с бухгалтерской работой, организацией и осуществлением банковских операций.

Учебный банк представляет собой специализированную учебную аудиторию общей площадью около 120 кв. метров, с помещениями операционного зала на 16 рабочих мест, кассовым узлом, включающим 3 кабины кассовых работников, хранилищем, имеющим предкладовую и кладовую.

Работа в учебном банке строится на основе интегрированной банковской системы (ИБС) «БИСквит», функциональная полнота которой позволяет автоматизировать множество операций коммерческого банка.

«Организация структуры учебного банка позволяет студентам максимально приблизиться к реальной работе в кредитной организации, повышает качество подготовки специалистов, способствует трудоустройству и сокращает срок адаптации выпускников на рабочем месте».

Именно такая организация структуры учебного банка позволяет студентам максимально приблизиться к реальной работе в кредитной организации, повышает качество подготовки специалистов, способствует трудоустройству и сокращает срок адаптации выпускников на рабочем месте.

В течение 2009 года банк был оснащен 17 персональными компьютерами класса Celeron Dual Core 1.66 GHz, учебно-демонстрационным и другим оборудованием.

С сентября 2009 года на базе учебного банка начался процесс внедрения программного продукта ИБС «БИСквит», предназначенного для автоматизации банковских операций, составления отчётности (бухгалтерской, финансовой, налоговой), анализа и управления кредитной организацией.

План внедрения этого программного продукта разрабатывался с учетом того, что выпускник банковской школы по специальности «Банковское дело», в соответствии с требованиями нового поколения ФГОС СПО, должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности, как:

  • ведение расчетных операций;
  • кредитование физических и юридических лиц;
  • выполнение операций с ценными бумагами;
  • осуществление операций, связан
  • ных с выполнением учреждениями Банка России основных функций;
  • выполнение внутрибанковских операций;
  • выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, а также соответствующих должностным обязанностям служащих.

Процесс внедрения включает несколько этапов, каждый из которых представляет собой набор подключаемых к системе «БИСквит» модулей и содержит ряд функций по работе с определённым перечнем банковских операций.

В 2009 году были внедрены следующие модули:

  • базовый, позволяющий реализовывать основные функции рабочего дня в банке, решать задачи управления платёжным документооборотом, синтетического, аналитического и оперативного учёта, начисления комиссий, ведения нормативно-справочной информации;
  • «Кредиты и депозиты юридических лиц»;
  • «Валютный контроль»;
  • «Выносная операционная касса».

В 2010 году были внедрены модули «Кредиты физических лиц», «Частные вклады», «Административно-хозяйственный отдел», «Учёт материальных ценностей», «Аккредитивы» и ряд других. К внедрению планируются «Подключение филиала», «Финансовый мониторинг», «Дебетовые пластиковые карты» и другие модули. С целью обеспечения функционирования учебного банка в учебном процессе рабочей группой преподавателей профессиональных модулей был разработан комплект локальных актов банка:

  • устав;
  • стратегия развития;
  • структура, включающая исполнительные органы, управления и отделы, закрепленные за преподавателями колледжа;
  • положения об исполнительных органах (наблюдательном совете и правлении банка);
  • положения об управлениях и отделах, составляющих структуру банка;
  • должностные инструкции сотрудников.

Важно отметить, что учебный банк не замкнут только на кассовом и операционном залах. Все учебные кабинеты банковской школы задействованы в работе учебного банка. Параллельно с учебным процессом все учебные кабинеты выполняют функции отделов банка согласно разработанной организационной структуре. Наблюдательный совет учебного банка, состоящий из четырех человек, возглавляет директор колледжа В.П. Халанский. Правлением, которое состоит из семи человек, руководит преподаватель Н.М. Литвиненко.

Технология учебного банка успешно интегрируется в образовательный процесс колледжа. Так, только в 2009 году преподавателями колледжа проведено более 70 учебных занятий по дисциплинам специального и общепрофессионального циклов.

Самыми показательными занятиями стали уроки по дисциплинам, непосредственно связанным с избранной студентами профессией. В колледже ведется видеолетопись создания, становления и развития учебного банка.

Преподаватели, организующие учебные занятия в банке, с удовлетворением отмечают рост профессионального интереса студентов, который способствует формированию и развитию у них общих и профессиональных компетенций.

Работа по внедрению ИБС в учебный процесс колледжа включала целый комплекс системных мероприятий:

  • установку программного обеспечения;
  • обучение преподавателей смежных дисциплин;
  • разработку учебных заданий для студентов, включая методические указания по организации и проведению уроков;
  • проведение учебных занятий со студентами, цель которых – завершение банковских операций без негативных последствий для отчетных форм учебного банка, то есть без красных сальдо по счетам бухгалтерского учета;
  • разработку учебных заданий для практических занятий на перспективу на основе различных методических принципов: деловых игр, диалогового обучения, рейтингового контроля по результатам выполнения совокупности действий, а также с учетом междисциплинарных связей, чтобы не сводить учебные задачи к замкнутому варианту. Это дает возможность обучения студентов проведению активных и пассивных операций в продолжительном периоде времени, с уплатой процентов клиентам по привлеченным депозитам и вкладам, с получением процентов по предоставленным кредитам, комиссий за проведение сделок.

Результаты этой работы предполагают освоение каждым студентом всех модулей ИБС, что позволит обучающимся на завершающей стадии учебы самостоятельно составлять бухгалтерский баланс банка с оценкой (анализом) его параметров.

Можно утверждать, что к началу следующего учебного года банк станет полноценной эффективной платформой, на которой будет строиться весь учебный процесс по профессиональному циклу, в том числе по профессиональным модулям, в соответствии с требованиями новых ФГОС.

«Учебный банк следует рассматривать как одну из новых форм организации образовательного процесса в учебном заведении, соответствующую требованиям современных производственных и образовательных технологий, необходимых для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся».

В процессе работы над проектом учебного банка появились новые идеи и подходы к решению давно наболевших проблем. В совершенно другом свете предстала возможность решения вопросов компьютерной безопасности, системы ввода в ЭВМ машинописной и рукописной информации, методов и средств обработки документов. Идеи, возникшие в ходе реализации проекта и первоначально никак не связанные с исходной задачей, оказались настолько заманчивыми, что учебный банк некоторое время рассматривался как один большой учебный полигон для различных циклов дисциплин. Это объяснялось тем, что возникла реальная возможность в рамках одной предметной области, актуальной и социально востребованной, продемонстрировать прикладные аспекты направления углубленной подготовки «Информационно-коммуникационные технологии».

В результате, круг учебных задач, решаемых банком колледжа (точнее, на базе ИБС), был ограничен, с одной стороны, тематикой практических работ, непосредственно связанных с банковской и финансовой деятельностью, с другой – изучением разнообразных аспектов обработки информации, ее защитой, передачей по внутренним каналам и имитацией обменов с другими объектами финансовой деятельности.

В настоящее время в колледже созданы необходимые условия и предпосылки для достижения намеченных целей деятельности учебного банка: создан уникальный по структуре и возможностям цикл практических работ, разработаны сценарии работ экономического характера, подготовлен курс лекций.

Учебный банк начинает использоваться и как экспериментальная научная база: разрабатываются и испытываются системы автоматического ввода финансовых документов в ЭВМ с анализом их подлинности, исследуются информационные потоки в сетях банкоматов и торговых терминалов при их взаимодействии с банковской системой, осуществляются работы по определению критериев выбора банковской системы с учетом социально-технической инфраструктуры региона.

Подводя итог, следует отметить, что применение технологии учебного банка доказало свою эффективность в формировании у обучающихся по специальности «Банковское дело» способности выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также в формировании профессиональных компетенций.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опыт преодоления кризиса
Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
Модель «Детство» Казанского педагогического колледжа
Центр космического мониторинга Арктики в САФУ
Байконурское медицинское училище. Курс – на повышение качества
Олег Арефьев – гость рубрики «Выбор за вами»
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
Музыкальное образование в Ставрополье
СМК как основа перемен
Взаимодействие с работодателем как показатель качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ