Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Время «Ч» для ФГОС нового поколения

С 1 сентября 2011 года все профессиональные образовательные учреждения России начали работу по государственным образовательным стандартам третьего поколения. В данной статье показано, как к этому событию готовились в системах СПО и НПО Томской области и при каких условиях возможна успешная реализация ФГОС.

Просмотров: 3578

Т.М. НИКУЛИНА, заместитель начальника Управления начального профессионального образования Томской области

Н.Ф. ЛАЗАРЕВА, директор учебно-методического центра дополнительного профессионального образования

Н.Н. ЛЕЩЕВА?  заместитель директора учебно-методического центра дополнительного профессионального образования

Обеспечивая актуальные и перспективные потребности рынка труда, системы начального и среднего профессионального образования Томской области оказывают непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития региона.

В соответствии с федеральным законом № 260 от 10 ноября 2009 года с 1 сентября 2011 года образовательные учреждения НПО и СПО обязаны перейти к реализации основных профессиональных образовательных программ, основанных на федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Инвариантная часть этих стандартов сохраняет единое образовательное пространство Российской Федерации, а вариативная – позволяет учесть потребности рынка труда, развивающейся экономики области.

Отличительная особенность новых ФГОС заключается в том, что они основаны на компетенциях и предполагают определение, а впоследствии и корректирование содержания и экспертизы образовательных программ, компетенций обучающихся с участием работодателей и органов государственно-общественного управления. Образовательные программы нового поколения – модульные. Достоинством их является гибкость: в случае, если изменятся требования к специалисту, их можно обновлять, одни модули заменять другими. Такой подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать и интегрировать теоретическую и практическую составляющие обучения и обеспечивает качество подготовки на конкурентоспособном уровне.

Практика показала, что процесс подготовки к переходу на новые стандарты требует решения ряда проблем. В частности, необходимо включить областные объединения работодателей в активную разработку примерных основных образовательных программ, сформировать экспертное сообщество, обеспечить научно-методическое сопровождение подготовки новых стандартов и усовершенствовать систему взаимодействия учебных заведений. Важно также сформировать и в дальнейшем развивать организационный механизм для введения ФГОС (имеются в виду ревизия и модернизация учебно-материальной базы, кадрового потенциала, информационно-методического обеспечения учреждений).

Управление НПО Томской области подготовило пакет документов, в котором определены меры по переходу на новые стандарты. В него входят план мероприятий, ведомственная целевая программа на 2011-2013 годы, приказы «О создании областных учебно-методических комиссий» и «О проведении областного конкурса профессиональных образовательных программ», положения об областных учебно-методических комиссиях и о координационном совете, график повышения квалификации педагогических работников. Кроме того, разработаны алгоритмы деятельности управления, учебно-методического центра и учебных заведений.

Определены опорные образовательные учреждения. Ведомственная целевая программа рассчитана на то, чтобы системы НПО и СПО с большей эффективностью обеспечивали сбалансированность спроса и предложения на рынке труда, оптимизировали объемы и профили подготовки кадров.

Информационно-методическое сопровождение введения государственных стандартов нового поколения – приоритетное направление в деятельности учебно-методического центра дополнительного профессионального образования. Чтобы подготовить кадры к работе на новых концептуальных и нормативных основах, сотрудники этого учреждения провели ряд подготовительных мероприятий (курсы повышения квалификации, семинары, веб-семинары), подготовили методические рекомендации, ведут форум и блог на сайте, создали творческие и рабочие группы, оказывают помощь в разработке необходимых программ и контрольно-измерительных материалов.

Различными формами повышения квалификации были охвачены 70 процентов педагогов НПО и СПО. Они овладели профессиональными компетенциями в области разработки основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей, учебных дисциплин и практики, создания методических разработок уроков с использованием практикоориентированных технологий обучения. Подготовку в Федеральном институте развития образования прошли 34 человека, получив сертификаты разработчиков и экспертов, 15 из них являются федеральными экспертами.

Помимо информационно-методического сопровождения, образовательные учреждения нуждаются в организационной поддержке. На базе центра созданы 13 областных учебно-методических комиссий сельскохозяйственного, строительного, металлообрабатывающего, электротехнического, швейного, лесозаготовительного и других профилей. В их состав входят руководители учебных заведений, преподаватели, мастера производственного обучения, руководители методических объединений. Они анализируют содержание стандартов, определяют их соответствие требованиям рынка труда области, занимаются формированием инвариантной и вариативной части основной профессиональной образовательной программы, разработкой и экспертизой других востребованных программ и контрольно-измерительных материалов. Результатом этого труда являются примерные основные профессиональные образовательные программы, на которых будут базироваться основные профессиональные образовательные программы образовательных учреждений.

В феврале 2011 года в Томской области был проведен конкурс профессиональных образовательных программ НПО и СПО, программ профессиональных модулей и учебных дисциплин. В нем приняли участие преподаватели и мастера из 25 образовательных учреждений. На конкурс поступили 157 работ, содержание которых свидетельствует, что образовательные учреждения активно взаимодействуют с работодателями и изучают требования к выпускникам, используя механизм анкетирования. В результате этого определены дополнительные профессиональные компетенции, умения и знания, например, умение производить современный дизайн блюд и кондитерских изделий (профессия «Повар-кондитер»). За счет вариативной части стандарта в структуру основных профессиональных образовательных программ введена новая дисциплина – «Современный дизайн блюд и кондитерских изделий».

Улучшаются отношения учебных заведений с предприятиями и учреждениями социальной сферы и в части организации производственной практики обучающихся. Доля работодателей, участвующих в формировании основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей, учебных дисциплин составляет 70 процентов. Это показал мониторинг состояния государственно-частного партнерства, проводившийся в рамках конкурса.

Наряду с достижениями конкурс выявил проблемы, с которыми столкнулись педагоги и мастера производственного обучения, разрабатывая программы профессиональных модулей и учебных дисциплин. Во-первых, выяснилось, что стандарты построены с нарушением логики. Во-вторых, работодатели выдвигают различные требования по отношению к результатам освоения одной и той же профессии.

В-третьих, нет методических рекомендаций по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и учебной литературы по междисциплинарным курсам. В центре создан депозитарий программ профессиональных модулей и учебных дисциплин, разработанных в опорных образовательных учреждениях и областных учебно-методических комиссиях.

По предложению секции профессионального образования ассоциации «Сибирское соглашение» в конце апреля управление НПО организовало для учреждений НПО и СПО Сибирского федерального округа межрегиональный семинар, посвященный введению ФГОС нового поколения в практику работы. В нем участвовали представители Бурятии, Хакасии, Тывы, Омской, Иркутской и Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского краев. Они пришли к выводу, что для успешного решения поставленной задачи органам управления образованием необходимо создать условия для модернизации материально-технической базы училищ, техникумов, колледжей, оценки результатов профессионального обучения (создать сертификационные центры), согласования основных профессиональных образовательных программ с Гостехнадзором. Без финансовой поддержки государственных органов и органов местного самоуправления такие проблемы решить невозможно. Кроме того, образовательные учреждения нужно обеспечить современной учебной литературой. Участники семинара обратились к Министерству образования и науки Российской Федерации с просьбой организовать работу по подготовке и выпуску необходимых изданий.

Как технолог владеет способами производства конкретного изделия, педагог должен владеть всем инструментарием практикоориентированных методов обучения, умением осваивать, перерабатывать и использовать информацию. Только при таких условиях возможна успешная реализация стандартов нового поколения. С учетом этого и должны работать учреждения дополнительного профессионального образования. Новый подход к реализации региональных программ повышения квалификации надо строить на основе индивидуальноориентированного обучения, модульно-накопительной системы и сетевого взаимодействия, позволяющего использовать ресурсы и потенциал площадок инновационных предприятий и ресурсных центров. Это предполагает формирование единой сети повышения квалификации и стажировок, повышение качества образовательных услуг и эффективности расходования средств через внедрение персонифицированного финансирования, создание депозитария профессиональных образовательных программ, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Управление введением ФГОС в ссузе
Якутский технологический техникум сервиса вошел в сотню лучших ссузов страны
Саратовский архитектурно-строительный колледж динамично развивается
Калужский педагогический колледж
Учебное моделирование рабочего процесса
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации
Модель профессионализма и успеха
Колледж большой химии: стратегия и результат
Как научить студентов милосердию и бескорыстию?
Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ