Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений

Заседание правления Международной общественной организации содействия строительному образованию (АСВ) и президиума Федерального УМО в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии строительства» состоялось в апреле 2018 года на базе Поволжского государственного технологического университета.

Просмотров: 258

Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.

В центре высокотехнологичных изменений

Заседание правления Международной общественной организации содействия строительному образованию (АСВ) и президиума Федерального УМО в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии строительства» состоялось в апреле на базе Поволжского государственного технологического университета.

Инвестиции в будущее

В заседании приняли участие 22 члена правления АСВ, представляющие образовательные организации России, Кыргызстана, Казахстана и Беларуси.

Приветствовали гостей первый заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл М.З. Васютин, ректор Поволжского государственного технологического университета В.Е. Шебашев, а также президент вуза Е.М. Романов и директор института строительства и архитектуры ПГТУ В.Г. Котлов.​

Андрей ВОЛКОВ, президент Международной общественной организации содействия строительному образованию, председатель президиума ФУМО в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии строительства», ректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета:

– Важно понимать, что онлайн-обучение не вместо классического образования, а вместе с ним. Причем любая технология не самоцель. Важно, какие эффекты она может предоставить.

С основным докладом о перспективных направлениях развития исследований и образования в архитектурно-строительных университетах выступил президент АСВ, ректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета А.А. Волков.

– Совершенно очевиден стал акцент государства на формирование нового тренда, ориентированного на поддержку исследовательской составляющей, внимание на регионы, – отметил Андрей Волков. – К счастью – и это тоже уже носит не единичный характер и звучит внутри министерства, пожалуй, в новейшей истории впервые, – это акцент на то, что всё-таки отраслевое образование есть и необходимо найти формы его развития. Также позитивный момент – вновь внимательно смотрят на специалитет. Тренд к уничтожению этой формы подготовки остановлен.

В целом, как бы ситуация ни развивалась, нужно наращивать и диверсифицировать собственные компетенции, для того чтобы оказаться устойчивыми фактически в любой модели, которая будет предложена.

– Стратегически важно системно представлять о чем идет речь, говоря о цифровой экономике… А дальше попытаться увидеть своё место в области профкомпетенций и правильно позиционировать результаты своего труда, с тем чтобы оказаться в том самом будущем, о котором сейчас так много говорится. При этом, без преувеличения, мы рискуем оказаться на пике технологий будущего, – уверен А.А. Волков.

Речь идет о том, что научно-технический прогресс в принципе меняет сегодня модель образования, а глобальные технологии меняют модель обучения. И, сталкиваясь с серьезными задачами сохранения и повышения качества образования на новом уровне НТП, необходимо решать их адекватно. Так, например, очень сложно оценить в перспективе «масштабы бедствия» от внедрения онлайн-обучения.

– Важно понимать, что это не вместо классического образования, а вместе с ним, – подчеркнул выступающий. – Причем любая технология не самоцель. Важно, какие эффекты она может предоставить.

Далее значительная часть доклада была посвящена BIM – технологии информационного моделирования и системотехнике цифровых моделей. Киберфизические системы, «умные города», «умное производство» и другие «умные» форматы уже меняют нашу жизнь, овладевая сначала умами, а затем находя практическое применение.

И как сказал профессор А.А. Волков:

– В части теоретической постановки вопроса – да, так и будет. А в части практической – когда так будет? – возможны варианты…

Вопросов, кстати, возникает много. Как вызвать интерес со стороны абитуриентов? Ведь, например, на ЖКХ молодежь реагирует плохо, а на «умный город» хорошо. Беспокоит вопрос о сокращении количества магистерских программ.

– Оптимизация на повестке дня – ничего с этим не сделать. Но если мы предложим интересную образовательную программу, то наберем поток. Это инвестиции, которые окупятся, – поделился своими мыслями с коллегами А.А. Волков.

О деятельности научно-методического совета АСВ и ФУМО по разработке примерной основной образовательной программы по направлению подготовки «Строительство» (уровень магистратуры) для актуализированных редакций ФГОС ВО доложил вице-президент АСВ, заместитель председателя ФУМО Е.В. Королев.

От имени руководства Федерального УМО Евгений Королев выразил благодарность ректорам Нижегородского, Казанского, Воронежского, Санкт-Петербургского государственных архитектурно-строительных университетов, Белгородского государст­венного технологического университета им. В.Г. Шухова, Донского государственного технического университета за активное участие сотрудников в деятельности рабочих групп по разработке профессиональных компетенций по магистерским программам.

Галина МОТОВА, заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации:

– Как на национальном, так и на международном уровнях процедуру профессионально-общественной аккредитации можно пройти в течение полугода. Однако на совместную аккредитацию надо закладывать год.

Учитывая, что по некоторым направлениям подготовки профстандартов ещё нет (как, например, в дорожном строительстве, экспертизе и управлении недвижимостью), разработка профкомпетенций – очень сложная задача.

Более того, на данный момент нет четких ответов даже на необходимые для обоснования новых магистерских программ вопросы:

  •  кем будет работать выпускник магистерской программы, какую должность занимать;
  •  в какой организации будет работать выпускник, какой тип задач решать;
  •  какие трудовые действия будет выполнять выпускник, в чем отличия этих трудовых действий от трудовых действий тех специалистов, которые уже представлены на рынке труда.

Тем не менее ведется разработка и профкомпетенций ПООП магистратуры, и индикаторов как общепрофессиональных, так и универсальных компетенций магистров. Следующая задача – разработка примерных программ дисциплин.

Об итогах конкурса выпускных квалификационных работ на медаль РААСН им. Н.В. Никитина [1] в 2017 году рассказал ответственный секретарь АСВ М.П. Саинов. Правление АСВ утвердило списки победителей и призёров конкурса. Участники заседания обсудили вопросы организации студенческих олимпиад и конкурсов в 2018 году.

Разработке и внедрению в вузах России магистерской программы «Зеленое строительство (умный дом, умный город)» в рамках гранта Эразмус+ было посвящено выступление генерального директора АСВВ.И. Андреева.

Владимир НАВОДНОВ, генеральный директор НИИ мониторинга качества образования:

– Наличие сертификатов качества по итогам ФИЭБ учитывается при проведении профессионально-общественной аккредитации и может быть использовано при процедуре государственной аккредитации.

Независимая оценка качества

О международной аккредитации как механизме продвижения бренда вуза, её преимуществах и технологии шла речь в докладе заместителя директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации Г.Н. Мотовой.

Среди преимуществ международной аккредитации были выделены следующие:

  •  формирование в сознании абитуриентов и работодателей из дальнего зарубежья позитивного, доверительного отношения к программам вуза (европейский реестр аккредитованных программ);
  •  рост числа иностранных граждан из стран Европы и Азии, обучающихся в вузе;
  •  расширение связей с зарубежными партнерами;
  •  создание возможностей для развития студенческих обменов, совместных программ профессиональной подготовки, совместного использования интеллектуальных ресурсов и образовательной среды;
  •  выполнение показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (обеспечение международного признания российских образовательных программ за счет их международной аккредитации);
  •  продвижение бренда вуза на национальном и международном уровнях, в том числе в мировых рейтингах (ARWU, QS, THE).

Конечно, традиционное для России государственное регулирование в сфере образования сохранится ещё долгое время. Вместе с тем профессио­нально-общественная независимая оценка качества образования – требование сегодняшнего и завтрашнего дня.

– Пока зарубежные эксперты не приедут к нам, никакие наши выступления на конференциях никого не убедят, – подчеркнула Галина Мотова, обращая внимание на незаменимость живого общения профессионалов.

Отвечая на вопросы участников заседания о плановой длительности процедур профессионально-общественной аккредитации, Г.Н. Мотова пояснила, что как на национальном, так и на международном уровнях их можно пройти в течение полугода. Однако на совместную аккредитацию надо закладывать год.

 

Подписание соглашения  о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области независимой оценки качества образования генеральным директором НИИ мониторинга качества образования Владимиром Наводновым и председателем президиума ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Техника и технологии строительства" Андреем Волковым

О независимой оценке качества подготовки студентов строительных вузов в рамках Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) рассказал генеральный директор НИИ мониторинга качества образования В.Г. Наводнов.

В прошлом году ФИЭБ проводился по 18 направлениям подготовки. В экзамене приняли участие 5238 студентов, из них 266 по направлению «Строительство». В этом году, соответственно, 20 направлений подготовки, 6674 участника всего и 332 будущих строителя. В штатном режиме этот экзамен проводится с 2015 года, и каждый этап привлекает всё больше участников, чем предыдущий.

Также увеличивается и количество вузов, участвующих в проведении ФИЭБ. В настоящее время это 118 образовательных организаций, из них 80 выступают в качестве базовых площадок. В разработке заданий для ФИЭБ-2018 приняли участие 22 ведущих вуза страны, среди них Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет и Поволжский государственный технологический университет.

– Основной принцип проведения экзамена – это добровольность, – отметил Владимир Наводнов. – Никто никого не заставляет: и вузы, и студенты участвуют добровольно. При поступлении в магистратуру многие вузы добровольно приняли решение об учете именных сертификатов ФИЭБ. Кроме того, при определенном количестве участников от вуза и показанных ими высоких результатах сертификаты качества по итогам ФИЭБ выдаются вузам по направлениям подготовки. Наличие этих сертификатов учитывается при проведении профессионально-общественной аккредитации и может быть использовано при процедуре государственной аккредитации.

Завершилось заседание подписанием соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области независимой оценки качества образования между ФУМО по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии строительства» и НИИ мониторинга качества образования.

Екатерина СИНДЕЕВА.

[1] Президиум Российской академии архитектуры и строительных наук учредил медаль РААСН им. Н.В. Никитина в память о выдающемся инженере-конструкторе, авторе Останкинской телевизионной башни и других уникальных объектов Николае Васильевиче Никитине (1907-1973). Медаль присуждается ежегодно одному из выпуск­ников российских строительных вузов или факультетов, гражданину РФ, за дипломный проект, отмеченный высокими инженерно-техническими достижениями.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Оценка качества образования: точки зрения
Опыт изменений системы ФУМО в СПО
Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов
Модель экспорта образования: онлайн-обучение
Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
УМО в области коммерции, маркетинга и рекламы
Разработка основных образовательных программ
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
О влиянии развития системы ФУМО на качество образования

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ