Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов

Рейтинги сегодня безумно популярны. Это достаточно простой для понимания инструмент оценки качества, хотя и неоднозначный. Рейтингов не просто много, их очень много и становится всё больше. Зачем? Своим мнением делится создатель первого российского рейтинга сайтов вузов, директор Нацаккредцентра В.Г.Наводнов.

Просмотров: 1232

Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018.

Владимир Григорьевич НАВОДНОВ

Первый российский рейтинг сайтов вузов

Рейтинги сегодня безумно популярны. Это достаточно простой для понимания инст­румент оценки качества, хотя и неоднозначный. Рейтингов не просто много, их очень много и становится всё больше. Зачем?

Своим мнением делится создатель первого российского рейтинга сайтов вузов, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, доктор технических наук, профессор Владимир НАВОДНОВ.

– Владимир Григорьевич, почему при всех недостатках рейтинговых систем они столь популярны?

– Ответ лежит на поверхности. Рейтингование получило в последнее время огромное развитие, потому что для широкого потребительского спроса это удобно.

Однако, прежде чем рассуждать о плюсах и минусах, которые содержатся в любых рейтингах, давайте определимся в понятиях. Что такое, собственно, рейтинг, рэнкинг и таблица лиг? Для этого обратимся к Методическим рекомендациям по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, – документу, утвержденному заместителем минист­ра образования и науки РФ А.Б. Повалко 1 апреля 2015 года и дающему следующие определения.

Хорошие сайты становятся ещё лучше, а плохие – ещё хуже. Но рейтинг, конечно, не самоцель. Это удобный инструмент для анализа. На сайте db-nica.ru/ranking можно осуществить поиск по лигам, по регионам и по конкретным образовательным организациям.

Рейтинг – список в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям деятельности. Как правило, по принципу «от лучших – к худшим».

Рэнкинг – база данных, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма.

Таблица лиг – это форма представления результатов, при которой участ­ники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности.

– В каких случаях использовать таблицу лиг более продуктивно, чем рейтинг?

– Иногда различия минимальны, поэтому говорить, что один лучше другого, не имеет смысла. Так, например, общеизвестная звездная система оценки гостиниц – не что иное, как таблица лиг в действии.

– Есть рейтинги вузов, школ, больниц… Им несть числа. А насколько распространены в мире рейтинги сайтов?

– Знаете, если брать рейтинги вузов, официально признаваемые Международной экспертной группой по ранжированию (IREG), то их сегодня в мире насчитывается более сотни. А вот рейтингов сайтов буквально единицы. Фактически один широко известный и самый популярный из подобных – Webometrics или RankingWeb. Создается он с 2004 года. Разработчики – лаборатория CybermetricsLab, входящая в состав Национального исследовательского совета Испании (NationalResearchCouncil, CSIC).

Результаты Webometrics обновляются дважды в год – в январе и июле – и охватывают всё больше и больше вузов. Если изначально рассматривалось 19 тыс. университетов, то в январе 2018 года уже 27 тыс. Работа эта финансируется правительством Испании, и понять испанцев можно. Рейтинги используются как некий маркетинговый механизм привлечения иностранных студентов. Сегодня рынок иностранных студентов растет, как на дрожжах. Он уже составляет не менее 3 млн. студентов. И, конечно, многие страны, в том числе и Россия, заинтересованы, чтобы как можно больше студентов приезжало и привозило свои деньги. Рейтинги здесь играют не последнюю роль. Поскольку абитуриенты при поступлении смотрят, насколько высок рейтинг того или иного вуза.

Если говорить о цели рейтинга Webometrics, сформулированной разработчиками, то это – убедить общественность в важности качественных интернет-публикаций для распространения академических знаний, оценивания научных и других мероприятий вузов.

– Какие показатели используются Webometrics для оценки сайтов?

– Webometrics основывается на интегральном показателе, учитывающем ряд индикаторов: число уникальных внешних ссылок и доменов, общее количество страниц и файлов в форматах pdf, docx, doc, ppt, число публикаций в международных журналах с высоким импакт-фактором. Методология этого рейтинга довольно часто изменяется и направлена на расширение возможностей анализа качества контента сайтов университетов.

– Какие позиции занимают в этом рейтинге российские вузы?

– В первую сотню, увы, не входит ни один наш сайт. Тройка лидеров среди российских вузов: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (235-е место), Новосибирский государственный университет (491-е место) и Санкт-Петербургский государственный университет (494-е место). Из года в год ситуация по позициям меняется незначительно. В целом наши сайты смотрятся здесь не самым лучшим образом, и это вполне объяснимо. Мы играем по несколько иным правилам.

Плюсы и минусы официальных сайтов обобщаются и формируются в «Оранжевой книге». Это удобный аналитический инструмент для лиц, принимающих решения: ректора, проректора и других. А для вузов, у которых много сайтов, предусмотрена функция «Панель филиалов». 

– Вы имеете в виду российские нормативные документы, регламентирующие информационную открытость образовательных организаций?

– Да, и прежде всего, конечно, закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29 декабря 2012 года, где в статье 29 указано, что каждая образовательная организация должна иметь свой официальный сайт.

Затем вышел ряд соответствующих документов разного уровня. Это постановление Правительства № 582 от 10 июля 2013 года, утверждающее правила размещения и обновления информации на официальном сайте образовательной организации; приказ Рособрнадзора № 785 от 29 мая 2014 года с требованиями к структуре официального сайта образовательной организации; письмо Рособрнадзора № 07-675 от 25 марта 2015 года, содержащее методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках, которые были актуализированы в сентябре 2017 года.

И вот уже третий год Рособрнадзор активно отслеживает, насколько сайты вузов и их филиалов соответствуют нормативно-правовым требованиям.

– Учитывая масштабы отечественной системы образования, это очень большой объем работ.

– Просто огромный, без автоматизации не справиться. Поэтому был разработан специальный поисковый робот, который символично назвали «Паук». Первую версию разработало Росаккредагентство, а вторую и третью – компания «Простой» (г. Екатеринбург). Третья версия программного продукта получилась достаточно эффективной.

Кстати сказать, Рособрнадзор сегодня фактически занял позицию постепенного перевода контрольно-надзорных действий в виртуальное пространство. Первым оказалось отслеживание официальных сайтов. Сейчас на очереди процедуры лицензирования и госаккредитации. И надо понимать, что при таком объеме информации, конечно, допустимы ошибки. Тем более, когда это делается руками. Поэтому нужны специализированные средства, которые позволяют анализировать информацию, прежде чем выкладывать её в общественное пространство.

В связи с этим Национальный фонд поддержки инноваций разработал программу-робот «Spider VIKON», у которого две задачи. Первая – помогать вузам проверять, насколько их официальные сайты удовлетворяют нормативно-правовым требованиям. Вторая – конструировать сайты, удовлетворяющие этим требованиям, с помощью специального модуля.

Также плюсы и минусы официальных сайтов обобщаются и формируются в «Оранжевой книге». Это удобный аналитический инструмент для лиц, принимающих решения: ректора, проректора и других. А для вузов, у которых много сайтов, предусмотрена функция «Панель филиалов». Используя её, головной вуз может в достаточно оперативном порядке отслеживать правильность ведения сайтов своих филиалов.

В целом это очень удобный продукт. С его демонстрационной версией можно ознакомиться на сайтеukc-nica.ru в разделе «Консалтинг». Полная версия проверяет сайт по 243 параметрам, а демонстрационная – по 14, но и этого достаточно, чтобы получить общее представление.

Чтобы проще было выявить степень удовлетворения нормативно-правовым требованиям, вводится специальный индекс J (соответственно, JПаук и JVIKON для программ «Паук» и «Spider VIKON»), определяющийся соотношением количества представленных разделов (подразделов) с правильно расставленными атрибутами тегов и корректно заполненной информацией, в том числе для списочных данных, к количеству всех необходимых разделов (подразделов) с атрибутами тегов.

JПаук и JVIKON близки друг к другу, но есть тонкости, которыми они отличаются. Хотя на самом деле, какие бы ни были программные средства, окончательное заключение о том, насколько сайт отвечает установленным требованиям, можно получить только экспертным путем.

Математическая модель построения J позволила составить рейтинг сайтов.

С демонстрационной версией программы-робота «Spider VIKON» можно ознакомиться на сайте ukc-nica.ru в разделе «Консалтинг». Полная версия проверяет сайт вуза по 243 параметрам, а демонстрационная – по 14, но и этого достаточно, чтобы получить общее представление.

– Чем отличаются «Паук» и «Spider VIKON»?

– Основное их различие в миссиях. «Паук» сделан по заказу контрольно-надзорного органа и должен снабдить Рособрнадзор информацией о недостатках сайтов вузов, чтобы он мог принять соответствующие надзорные меры, то есть найти и наказать.

Миссия «Spider VIKON» другая – найти и помочь. Найти недостатки сайта и информировать о них вуз, чтобы эти недостатки исправить и, при необходимости, сконструировать сайт, удовлетворяющий существующим нормативным требованиям.

– Какова цель рейтинга сайтов вузов?

– Цель рейтинга состоит в том, чтобы предоставить вузам и общественности простой и наглядный инструмент анализа состояния официальных сайтов образовательных организаций, их соответствия современным нормативно-правовым требованиям. Чем выше находятся вузы и филиалы в этом рейтинге, тем меньше к ним претензий.

Поскольку сегодня работают две модели анализа, то вводится J как максимум от JПаук и JVIKON. По результатам того, какое значение принимает J, вузы и филиалы разбиты на 13 лиг (см. табл.).

– Неужели есть нулевые значения?

– Не просто есть, а огромное количество! Правда, повторюсь, окончательное решение о соответствии сайта нормативно-правовым требованиям принимает эксперт. Программы роботы лишь помогают ему в этом.

– От среза к срезу что-то меняется?

– К сожалению, происходит поляризация. Хорошие сайты становятся ещё лучше, а плохие – ещё хуже. Но рейтинг, конечно, не самоцель. Это удобный инструмент для анализа.

На сайте можно осуществить поиск по лигам, по регионам и по конкретным образовательным организациям.

Таким образом, сегодня в РФ сформулированы требования к официальным сайтам образовательных организаций. На основе этих нормативно-правовых требований построен первый российский рейтинг сайтов вузов. Журнал обладает эксклюзивным правом первым опубликовать эту информацию.

Беседовала

Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В России создан новый рейтинг вузов
Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
Губкинский филиал БГТУ им. В.Г.Шухова стал научным и культурным центром притяжения молодежи
В Удмуртском государственном университете откроется центр развития передовых технологий
Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
Омский ГАУ отметил столетний юбилей
Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
Ежегодная конференция ассоциации IREG состоялась в Бельгии
Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ