Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

УМО в области коммерции, маркетинга и рекламы

Главной задачей УМО по образованию в области коммерции, маркетинга и рекламы в течение последних лет была разработка образовательных стандартов нового поколения двухуровневой подготовки.

28.09.2010
Просмотров: 3395

Итоги и главные приоритеты деятельности

Г.Я. РЕЗГО, проректор по учебной работе РГТЭУ, заместитель председателя Совета УМО, кандидат технических наук, профессор

В.С. СКРИПКИНА, начальник отдела обеспечения деятельности УМО

Базовым вузом Учебно-методического объединения по образованию в области коммерции, маркетинга и рекламы является Российский государственный торгово-экономический университет – старейший профильный вуз для торговой отрасли. Основной задачей УМО в течение последних трех лет была разработка стандартов нового поколения двухуровневой подготовки: бакалавриата и магистратуры по направлению «Торговое дело».

В принятом год назад документе «Об утверждении перечней направлений подготовки ВПО» официально было утверждено направление подготовки «Торговое дело» (100700) в укрупненной группе направлений «Сфера обслуживания». Это соответствует сущности торгового дела как оказания торговых услуг, среди которых важное место занимает основная – реализация товаров, а также маркетинговые, рекламные, экспертные и логистические услуги. Они и определили пять основных профилей подготовки по направлению: «Торговое дело», «Коммерция», «Маркетинг в торговле», «Торговая реклама», «Товароведение и экспертиза товаров», «Логистика в торговле». Таким образом, направление объединило разрозненные бывшие специальности в единый комплекс подготовки компетентного бакалавра и магистра в рамках каждого профиля. Указанные профили практически охватывают всю подготовку кадров для оптовой и розничной торговли, а также для сбытовых структур и подразделений промышленных, сельскохозяйственных, сервисных и иных организаций.

Сфера распространения торгового дела очень обширна, специалисты в этой области востребованы в различных отраслях народного хозяйства. Товары потребительского и производственного назначения, услуги по торговому, логистическому и рекламному обслуживанию покупателей, коммерческие, товароведные, торгово-технологические, маркетинговые, логистические процессы, выявляемые и формируемые потребности, средства рекламы, методы и средства испытания и контроля качества товаров, материальные потоки, логистические цепи и системы – все это является объектами профессиональной деятельности выпускников профильных вузов.

Разработанные проектным коллективом УМО Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования уровня бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Торговое дело» в 2009 году прошли экспертную оценку представителями научного сообщества вузов и шести бизнес-структур – потенциальных работодателей. Экспертами была дана положительная оценка проектам стандартов. Перечень заложенных в них основных социально-культурных и профессиональных компетенций признан приемлемым, практико-ориентированным и достаточным для осуществления успешной профессиональной деятельности в сфере торговли. Затем, в ноябре и декабре 2009 года, представленные стандарты были утверждены официально соответствующими приказами Министерства образования и науки РФ.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и макета основной образовательной программы (ООП) проектным коллективом УМО был создан первый вариант ООП по направлению подготовки «Торговое дело» и представлен 15 мая 2009 года в Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. А в январе 2010 года, в соответствии со сроками Минобразования, сдан проект примерной основной образовательной программы (ПООП), адаптированной по перечню дисциплин базовой части для всех вузов, входящих в УМО. В настоящее время разработаны основные документы ПООП: примерный учебный план с пятью профилями подготовки бакалавров и примерные программы дисциплин базовой части.

Руководствуясь утвержденными ФГОС ВПО и примерной основной образовательной программой по направлению подготовки «Торговое дело», вузам-членам УМО предстоит большая работа, связанная с разработкой собственных основных образовательных программ в рамках выбранных профилей. В этой связи роль УМО на этапе перехода на новые ФГОС третьего поколения, коренным образом отличающиеся методологией подготовки студентов, трудно переоценить. Определенные сложности возникают в реализации компетентностного подхода при проектировании вузовских ООП и переходе на модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса. Поэтому координирующая роль УМО в формировании учебных планов вузов в части набора дисциплин профильной подготовки, в изыскании новых методов преподавания, разработке оценочных измерительных средств несоизмеримо возрастает и становится особенно актуальной.

Следует отметить следующий момент: сегодня остается открытым вопрос механизма реализации профилей, особенно тех, которые включены в различные направления подготовки. Не ясно, как будут прописываться профили в документах о высшем образовании. Министерство образования и науки РФ по этому поводу конкретных официальных разъяснений в вузы до сих пор не направило, а ведь до перехода на двухуровневую систему подготовки осталось не так уж много времени.

Наше учебно-методическое объединение беспокоит еще один вопрос: сумеет ли вуз сохранить профильную направленность в условиях, когда новые стандарты предоставляют учебным заведениям большую свободу в формировании дисциплин вариативной части? Сумеет ли вуз грамотно и правильно распорядиться этой свободой? Так, десятилетний опыт деятельности УМО в рамках ГОС второго поколения по специальностям «Коммерция», «Маркетинг и реклама» показал, что при разработке новых учебных планов вузами зачастую утрачивается «чувство меры» – набор дисциплин вузовского компонента становится настолько «свободен», что сам профиль (специализация) размывается: есть все и ничего. Кроме того, в подготовке происходит перекос или в сторону экономики, или в сторону менеджмента, – в зависимости от степени влияния в вузе той или иной выпускающей кафедры. Поэтому мы считаем, что согласующая функция в сложный период перехода на стандарты нового поколения за УМО должна сохраниться.

Направляющая роль УМО будет особенно важна и при создании современных оценочных средств. Проверка разработанных вузами тестовых заданий показывает, что у некоторых учебных заведений они ни по форме, ни по содержанию не соответствуют общепринятым требованиям, и «по своей простоте» не дают возможности оценить в полной мере полученные студентами знания. Поэтому вузами постоянно востребованы разработанные профильным УМО фонды оценочных средств, тематика и методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ, рекомендации по написанию учебных пособий и др.

В связи с вышесказанным, приоритетами деятельности УМО по образованию в области коммерции, маркетинга и рекламы на ближайшее время являются следующие:

Разработка примерных и рабочих основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС ВПО по направлению «Торговое дело» уровня магистратуры, так как на этом уровне образования предусмотрено много новых дисциплин и инновационных подходов.

Организация учебно-консультационной поддержки проектных работ вузов по созданию своей вузовской ООП по направлению подготовки «Торговое дело».

Создание нового фонда оценочных средств, необходимых для выявления результативности обучения – формирования общекультурных и профессиональных компетенций. При этом следует учесть, что эти оценочные средства должны быть предельно корректны и выявлять более высокие уровни усвоения знаний, чем привычные стандартизированные тесты с закрытыми вопросами.

Осуществление контроля за качеством учебно-методической документации и учебной литературы, отвечающей требованиям ФГОС ВПО. В современной учебной литературе должен быть обеспечен компетентностно-ориентированный подход с постановкой проблемных вопросов и заданий, разбором конкретных ситуаций.

Обеспечение тесной связи с практикой для выявления запросов работодателей к качеству подготовки специалистов, проведение мониторинга трудоустройства выпускников, а также опроса студентов, работающих по избранной профессии.

Активное внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, современных методов управления преподавателями самостоятельной работой студентов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ФГОС, РГТЭУ, УМО, УМОнастроение, ао-41

Похожие материалы:
Интегрированный закон: проблемы и риски
Разработка основных образовательных программ
Заседание Президиума Совета УМО по образованию в области металлургии
Что происходит в недрах УМО?
Альтернативный «Стандарт» или альтернатива «Стандарту»?
Образовательная система: достижения и приоритеты
Проблема инженерного образования – в школе
Гуманитарная катастрофа
Роль УМО в подготовке ФГОС
О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузах

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#87Пути модернизации профессионального образования
#86Конкурентные преимущества регионального вуза
#82Паспорт региона: Ульяновская область
#83Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
#83Повышение профессионального уровня педагогов
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике