Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Образовательная система: достижения и приоритеты

Интервью с директором Департамента образования Ярославской области Татьяной Степановой о главных достижениях региональной системы образования, апробации новых стандартов для общеобразовательной школы , мерах социальной поддержки педагогов и воспитательной работе.

28.09.2010
Просмотров: 2655

Учительские таланты земли Ярославской

СТЕПАНОВА Татьяна Александровна – директор Департамента образования Ярославской области, доктор педагогических наук, профессор

Ярославская область является одним из признанных в россии лидеров в сфере модернизации образования. не случайно, ярославским педагогам была доверена апробация стандартов общего образования второго поколения, а с 1 сентября 2010 года реализация новых стандартов началась в пяти общеобразовательных учреждениях области.

О главных достижениях региональной системы образования и стратегических ориентирах деятельности департамента образования Ярославской области рассказывает в беседе с нашим корреспондентом директор Татьяна СТЕПАНОВА.

– Татьяна Александровна, Ярославская область добилась успехов в модернизации образования, регион стал одним из признанных лидеров России в этой сфере. Каковы на сегодняшний день приоритетные задачи дальнейшего развития региональной системы образования? Какие достижения системы образования области вы назвали бы значимыми? Какие основные проблемы, по вашему мнению, требуют решения?

– Стратегическим ориентиром деятельности департамента образования Ярославской области является модернизация управленческой деятельности, нацеленная на оптимизацию бюджетных расходов при сохранении достигнутого уровня образования. В качестве основных сфер стратегических изменений департамент определяет систему целеполагания и планирования результатов деятельности и финансовый менеджмент в региональной системе образования (РСО).

С 2008 года в Ярославской области реализуется региональная концепция управления по результатам. В рамках ее воплощения в системе образования области ведется информирование работников отрасли о сущности и смысле управления результатами; разработка целевых показателей результативности деятельности образовательных учреждений всех типов и видов, представленных в РСО; апробирование инструментария управления результатами; обучение применения инструментария управления результатами руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений; стандартизация услуг, предоставляемых населению области сферой образования.

Нами разработаны и апробированы целевые показатели результативности для отдельных типов образовательных учреждений региональной системы образования. В нынешнем году эта работа будет завершена для всех других типов образовательных учреждений, а также их апробация в муниципальных районах.

Создана региональная система мониторинга и образовательной статистики. Разработан и внедрен в практику работы образовательных учреждений оригинальный программный продукт «Автоматизированная система информации образовательного учреждения» (АСИОУ). На базе Института развития образования создан региональный центр мониторинга и образовательной статистики.

Введен кластерный подход к анализу результатов работы системы образования. Каждое образовательное учреждение имеет возможность воспользоваться информацией, предоставляемой центром мониторинга и образовательной статистики, для сравнительного анализа результатов своей деятельности с результатами других учреждений.

Разработана, апробирована и внедрена в широкую практику методика самооценки образовательных учреждений. Ее главное достоинство в возможности установить объективный уровень результатов работы образовательных учреждений, сопоставить достигнутые результаты с показателями прошлых лет и определить на этой основе тенденции развития и проблемные зоны. В практику работы системы образования на региональном и муниципальном уровнях внедряются доклады о результатах и основных направлениях деятельности образовательных учреждений (ДРОНД ОУ).

Также в региональной системе образования инициировано создание управляющих советов в образовательных учреждениях и органов государственно-общественного управления на уровне муниципальных систем образования. В практике работы образовательных учреждений используются ежегодные публичные отчеты перед общественностью.

За последние годы региональная система образования добилась целого ряда достижений. Вот только некоторые из них.

  • Все школы области подключены к сети Интернет.
  • Обеспечен подвоз сельских школьников из отдалённых территорий к местам учёбы. Ежедневно 205 школьных автобусов, приобретённых в рамках областной целевой программы «Школьный автобус», подвозят к месту учёбы более 5,5 тыс. школьников.
  • В 2010 году, как и в прошлые годы, результаты ЕГЭ у выпускников школ Ярославской области по большинству предметов выше средних общероссийских.
  • На конкурсной основе осуществляется развитие материальной базы учреждений НПО и СПО.
  • На базе учреждений начального профессионального образования функционируют 8 ресурсных центров профессионального образования для подготовки выпускников c повышенным уровнем квалификации.
  • В области принята целевая программа «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов на 2011-2012 годы».

В своем Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев обратил внимание на развитие инфраструктуры системы образования. По определению президента, «российская школа не должна быть ветхой». Очень беспокоит наличие в системе образования школьных зданий, не отвечающих современным требованиям. Мы будем продолжать модернизацию учебно-материальной базы образовательных учреждений, особенно системы начального и среднего профессионального образования.

Тревожит продолжающийся отток из системы образования квалифицированных кадров. При этом молодые специалисты, выпускники педагогических вузов, практически «не доходят» до образовательных учреждений. Причина не только в заработной плате, которая не устраивает молодых людей, но и в том, что специалисты с педагогическим образованием пользуются спросом и в сфере бизнеса, и в сфере услуг.

Мы планируем и в дальнейшем поддерживать педагогов, и прежде всего, показывающих высокие результаты в своей деятельности. Именно на это направлена новая система оплаты труда в образовании.

– В течение двух последних лет педагоги Ярославской области вели апробацию стандартов общего образования второго поколения. Как вы оцениваете ее главные итоги? Известно, что с 1 сентября 2010 года реализация новых стандартов начнется в 5 общеобразовательных учреждениях области. Какие основные задачи будут решаться в процессе этой работы?

– В 2008-2009 и в 2009-2010 учебных годах учителя пяти базовых школ области совместно с Региональным центром апробации стандартов второго поколения Института развития образования осуществляли экспертную оценку проектных материалов федеральных государственных образовательных стандартов: планируемых результатов освоения учебных программ начального образования; требований к условиям и ресурсам обеспечения основной образовательной программы начального и общего образования; примерных учебных программ всех предметов; пакета заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий; инструментария для оценки достижений планируемых результатов обучения и др.

Наши педагоги осуществляли также методическое сопровождение апробации проектов: программных материалов, основанных на государственных стандартах общего образования; итоговых комплексных работ за первый класс; стартовых диагностических работ.

По результатам экспертизы проектных материалов учителями нашего региона внесены изменения и дополнения во все документы ФГОС.

С 1 сентября 2010 года учителя пяти базовых школ области приступили к реализации учебных планов, программ учебных предметов и воспитывающей деятельности во внеурочное время в образовательном процессе, чтобы выйти на новые результаты образования, которые устанавливает стандарт второго поколения, а именно: предметные, личностные и метапредметные результаты освоения основных образовательных программ.

В процессе реализации ФГОС педагоги-экспериментаторы будут осуществлять основную образовательную программу, структура которой предложена командой разработчиков в 2010 году.

– Выступая на межрегиональной конференции «Учитель нашей новой школы» в конце августа нынешнего года, вы подчеркнули, что особое внимание при переходе к образовательным стандартам второго поколения уделяется вопросам духовнонравственного воспитания школьников. Расскажите, пожалуйста, о реальном контенте этой деятельности.

– Можно констатировать, что в Ярославской области создана система духовно-нравственного воспитания детей.

Накоплен богатый опыт взаимодействия с различными общественными институтами в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Издано и активно используется в общеобразовательных учреждениях учебное пособие для старшеклассников «Православие и русская культура», основанное на богатом краеведческом материале и отмеченное в 2009 году премией конкурса по Центральному федеральному округу «За нравственный подвиг учителя». В 2009 году издано пособие для начальной школы «Православие и русская культура», программа «Духовно-нравственные традиции русской культуры», методические рекомендации для учителей.

В городе Тутаеве на базе негосударственного образовательного учреждения «Православная школа» им. Иоанна Кронштадтского создана региональная экспериментальная площадка департамента образования по духовно-нравственному воспитанию детей. На ее базе при поддержке кафедры теологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского функционирует постоянно действующий семинар педагогов области.

Стоит отметить позитивную роль базовой площадки Института развития образования области «Моделирование условий духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних в сельской школе и социуме».

Опыт работы образовательных учреждений области по духовно-нравственному воспитанию детей обобщается и тиражируется на региональном уровне. В 2009 году в серии информационно-методических сборников выпущен и направлен для работы в образовательные учреждения региона тематический сборник на компакт-дисках «Духовнонравственное воспитание детей».

– В России 2010 год объявлен Годом учителя. Какова роль департамента образования области в решении актуальных проблем выстраивания системы социальной поддержки учительства и постоянного совершенствования, повышения квалификации педагогов? О каких резонансных мероприятиях Года учителя в Ярославской области вам хотелось бы рассказать?

– Мы убеждены, что развитие региональной системы образования невозможно без повышения качества профессиональной деятельности учителя, повышения его социального статуса. Качество образования напрямую зависит от качества кадрового потенциала системы образования.

В системе образования Ярославской области работает более 43 тыс. человек, в том числе около 24 тыс. педагогических и руководящих работников. Из них 523 педагога награждены государственными наградами, 410 – удостоены звания «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Действующий в Ярославской области закон «О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений» предусматривает льготы молодым педагогам и педагогическим работникам сельских образовательных учреждений.

С целью поднятия престижа учительской профессии в области проводятся всероссийские этапы конкурсов «Учитель года России», конкурсы педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», «Лучшая школа России», конкурсы организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека», «За нравственный подвиг учителя». Среди региональных мероприятий стоит отметить «Детский сад года», «Лучший мастер учреждений начального и среднего профессионального образования», «Лучший педагог-психолог», «Лучший воспитатель дошкольного учреждения». Ежегодно присуждается премия губернатора «За заслуги в области образования».

Официальный старт Года учителя в Ярославской области был дан губернатором региона Сергеем Вахруковым, подписавшим постановление, утверждающее комплексный план основных мероприятий Года учителя. В плане четко обозначены три основных направления деятельности: развитие профессиональных качеств педагога, поддержание социального статуса педагогических работников и формирование позитивного образа учителя.

Более 10 тыс. педагогов области уже приняли участие в различных мероприятиях Года учителя, и эта цифра далеко не окончательная – планируется ещё немало интересных и важных для педагогического сообщества региона событий.

Наиболее значимым мероприятием всего Года учителя в Ярославской области стала межрегиональная выставка «Образовательные ресурсы нашей новой школы», в рамках которой состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Учитель нашей новой школы». Это мероприятие проводилось правительством Ярославской области и департаментом образования под патронажем аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Оно было посвящено тысячелетнему юбилею города Ярославля. Участие в мероприятии приняли делегации из 18 регионов нашей страны. Педагогическая общественность представила на выставке стенды о самых ярких достижениях учителей, инновационном опыте педагогов и образовательных учреждений.

В межрегиональной конференции «Учитель нашей новой школы» приняли участие ведущие российские учёные и педагоги: президент Российской академии образования Николай Никандров, президент Общественного института развития школы Олег Лебедев, проректор Высшей школы экономики, директор Института развития образования ВШЭ Исаак Фрумин, директор центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты РФ, народный учитель РФ Ефим Рачевский.

Безусловно, важным событием стало воплощение всероссийского Интернет-проекта «Учитель нашей новой школы» (http://teacher.edu.ru), организованного департаментом образования и центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании, одобренного Министерством образования и науки России и получившего статус всероссийского. Это фестиваль творческих конкурсов и акций, объединяющих педагогов, учеников, общественность. В нем приняли участие более 5 тыс. человек – педагогов, детей, родителей – из 82 регионов России, а также Украины, Белоруссии и Казахстана.

Впервые в нашей области состоялся региональный фестиваль творчества педагогических работников «Учительские таланты земли Ярославской», раскрывший созвездие учительских талантов всем жителям области.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: татьяна степанова, департамент образования, социальная поддержка педагогов, общеобразовательная школа, ФГОС, ярославская область, компетентно, ао-41

Похожие материалы:
Трудоустройство выпускников: требования работодателей
Кадровый потенциал Ярославской области
Ярославская область: региональный обзор
Профессиональное сообщество – гарант реализации инициатив
Трудоустройство молодежи: региональный опыт
Родительский комитет Ярославской области
Год учителя. Итоги
Физическая культура как инструмент развития ребенка
Проблема инженерного образования – в школе
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#88Поколение учащихся за рубежом
#87Аккредитационные коллизии ДПО
#89Продвижение вуза-лидера
#91Первые результаты новых проектов
#87Информационная открытость – показатель эффективности
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ