Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Олимпиады профмастерства: опыт и проблемы

На олимпиаде WorldSkills International – 2013 российская команда заняла лишь сорок первое место. Для того чтобы обсудить результаты, за круглым столом заочно встретились руководители учебных заведений СПО, на базе которых проводились всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Просмотров: 1927
ВАСИНА Елена Вячеславовна,
директор Петровского колледжа
КОННОВ Петр Алексеевич,
директор Арзамасского коммерческо-технического техникума
КИСЛОВА Людмила Прокофьевна, директор Таганрогского авиационного колледжа им. В.М. Петлякова

В этом году команда России впервые приняла участие во всемирной профессионально-технической олимпиаде WorldSkills International – 2013 в Лейпциге, на которую съехались 1009 участников из 52 стран. Российская команда, состоявшая из 15 молодых людей, прошедших строгий конкурсный отбор на региональном и всероссийском уровнях, к сожалению, заняла лишь сорок первое место.

Этот факт как никогда выявил результаты всеобщего стремления дать детям только исключительно высшее образование, последствия недостаточно развитой материальной базы учебных заведений профессионального образования, да и производства в целом, а также отсутствие опыта участия в состязаниях подобного уровня. Но первый опыт есть, и это главное.

Изменить до некоторой степени систему подготовки к следующей олимпиаде рабочих профессий можно на уровне отбора участников в стране. Для того чтобы отметить положительные стороны и проанализировать недочеты, за круглым столом заочно встретились руководители учебных заведений СПО, на базе которых проводились всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Директор Петровского колледжа Е.В. Васина рассказала об опыте проведения состязаний.

– На федеральном этапе олимпиады по специальности «Гостиничный сервис» состязались 28 студентов средних профессиональных учебных заведений России. Для более качественной оценки уровня знаний, умений и навыков участников было сформировано жюри из специалистов гостиничной индустрии и представителей администрации средних профессиональных учебных заведений Петербурга.

Основную часть программы соревнований составили три конкурсных задания. Качество теоретических знаний участников выявлялось в ходе часового компьютерного тестирования. На практическом этапе олимпиады моделировались ситуации, характерные для индустрии госте­приимства: конкурсант выступал в роли менеджера отдела бронирования гостиницы. Оценивание практического задания проводилось по критериям, определяющим уровень иноязычной коммуникативной компетенции. На заключительном этапе олимпиады участникам были предложены профессиональные задания в виде ситуаций, возникающих в работе администратора службы приема и размещения отеля. Грамотная речь, владение профессиональной терминологией, деловой стиль одежды и поведение конкурсанта, сдержанность и приветливость в общении с гостями отеля, скорость и правильность принятия решений – всё было оценено строгим жюри.

Для большей привлекательности олимпиады её организаторы подготовили насыщенную культурно-познавательную программу. Участники и гости побывали на обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу и познакомились с работой известных отелей северной столицы.

Свой взгляд высказал директор Арзамасского коммерческо-технического техникума П.А. Коннов.

– В Арзамасском коммерческо-техническом техникуме проходил заключительный этап всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся в образовательных учреждениях НПО по профессии «Автомеханик: слесарь по ремонту автомобилей». Померяться силами съехались победители региональных олимпиад из различных уголков России: Белгородской, Оренбургской, Сахалинской, Саратовской, Рязанской, Новгородской, Брянской, Смоленской, Липецкой, Владимирской, Ульяновской, Сверд­ловской, Ивановской, Тульской, Кемеровской, Курской, Кировской, Ярославской, Нижегородской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Красноярского и Ставропольского краев, Санкт?Петербурга, республик Башкортостан, Коми, Карелия, Тыва, Мордовия, Удмуртия.

При подготовке к олимпиаде возникает такая проблема, как обеспечение кворума участников. Это поручается образовательному учреждению, на базе которого проводится мероприятие. В каждое региональное министерство или департамент образования региона техникум направлял информационные письма с приглашением победителей областных или республиканских олимпиад. Но хотя перечень участников достаточно велик, не все субъекты федерации считают состязание на всероссийских олимпиадах обязательным, а некоторые команды несвоевременно подают заявки, порою ставя организаторов перед фактом в день своего приезда.

Определенные трудности для учащихся создает существенная разница в оснащенности учебно-материальной базы.

Место проведения всероссийской олимпиады Минобрнауки РФ выбирает из числа учебных заведений, предложенных региональными министерствами. Целесообразнее было бы проводить конкурс среди образовательных учреждений системы НПО и СПО, претендующих на проведение этих соревнований.

Хотелось бы внести ряд предложений:

  • включить в программу всероссийской олимпиады профессионального мастерства по профессии «Автомеханик: слесарь по ремонту автомобилей» задания по квалификации «Водитель транспортных средств категории «ВС»;
  • поручить подготовку конкурсных заданий сторонней организации во избежание утечки информации;
  • при финансировании мероприятия следует предусмотреть оплату работы членов жюри, обслуживающего персонала и других работников, привлекаемых к проведению олимпиады;
  • устанавливать организационный сбор и с сопровождающих лиц, поскольку был случай, когда с одним участником прибыли четверо сопровождающих.

Некоторыми наблюдениями делится с коллегами директор Таганрогского авиационного колледжа им. В.М. Петлякова Л.П. Кислова:

– Действительно, финансовая сторона проведения всероссийских олимпиад нуждается в корректировке. При переходе на региональный уровень учреждения СПО сами не могут решать вопрос о финансировании для участия в олимпиадах – это должно быть заложено заранее при годовом финансовом планировании. Чтобы получить дополнительное финансирование учреждения СПО специально на участие в олимпиаде, требуется большое время и желание регионального министерства образования (и того, и другого порой не хватает). Поэтому необходимо, чтобы федеральное министерство образования «задавало соответствующие ориентиры» для региональных министерств по участию во всероссийских олимпиадах.

Второй проблемой становится учет в рейтинге учреждения СПО факта его участия во всероссийской или международной олимпиаде. В рейтинге берется в расчет только наличие победителей и призеров, и получается, что нет стимула к участию для приобретения опыта и подготовки к будущей победе. Целесообразно в эту систему оценки деятельности заложить начисление баллов не только за победителей и призеров, но и за сам факт участия в олимпиаде всероссийского и международного рангов.

Несомненно, встает вопрос стимулирования организации, проводящей олимпиаду всероссийского уровня. В этой проблеме есть три аспекта.
Во-первых, «наказанными» оказываются талантливые студенты принимающего учебного заведения, поскольку, выступая вне конкурса как представители проводящего всероссийскую олимпиаду учреждения и занимая призовые места, они не получают премий этой олимпиады (порядка 50 тыс. рублей). В лучшем случае они могут быть награждены незначительной премией своим учебным заведением и только из внебюджетных средств, которых у учреждений СПО практически нет.

Во-вторых, среди «наказанных» оказываются и сотрудники ссуза, организующие соревнования такого уровня. По результатам их проведения федеральное министерство образования не выдает каких-либо поощрительных документов: грамот или благодарственных писем. В результате вопрос о стимулировании остается полностью на усмотрении региональных министерств: если и осуществляется премирование, то только в рамках имеющегося у учебного заведения фонда.

В-третьих, «финансовое бремя» оплаты труда высоко­квалифицированных специалистов вузов и предприятий, привлекаемых к проведению олимпиады в качестве экспертов и членов жюри, ложится на плечи руководителя учреждения, проводящего состязания.

В связи с этим думается, федеральному министерству образования целесообразно по результатам проведения олимпиады отправлять в региональные министерства соответствующие представления и выделять дополнительные средства учреждению СПО, проводившему олимпиаду, для поощрения студентов, участвовавших вне конкурса и занявших призовые места, а также сотрудников учреждения СПО и привлеченных экспертов.

К сожалению, чувствуется острая нехватка времени при подготовке к проведению всероссийских олимпиад, на которую отводится практически всего один месяц. Федеральному министерству образования нужно было бы утверждать сроки и регламент проведения олимпиад не позднее января.

И, наконец, встает вопрос о квотировании мест для регионов с целью участия во всероссийских олимпиадах и определения минимально возможного числа участников олимпиады, которое, независимо от специальности, принимается равным 25 студентам. Федеральному министерству образования необходимо учитывать, что по ряду специальностей, особенно технических и высокотехнологичных, во всей России есть не более 20 учреждений СПО, и это должно находить отражение в регламенте проведения всероссийской олимпиады, утверждаемом в Москве. Целесообразно утверждать не общий для всех специальностей регламент проведения всероссийской олимпиады, а для каждой специальности или хотя бы для группы специальностей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
Авторские мечты и коллекции – в производство
Нужны ли колледжу доктора и кандидаты наук?
В России тоже будет рабочая аристократия
Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования
WorldSkills Russia: возможности развития
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики готовит квалифицированных специалистов
Приемная кампания в Петровском колледже

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ