Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как оценить качество воспитательной деятельности?

Качество подготовки будущего специалиста обуславливается уровнем сформированности его профессиональных компетенций и качеств, постановкой самого процесса обучения и качеством воспитательной деятельности вуза. Эти составляющие определяют и дополняют друг друга, что позволяет говорить о тесном переплетении системы контроля обучения с управлением качеством воспитательной работы со студентами.

Просмотров: 4954
В.И. МАРЕЕВ, руководитель Педагогического института Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), доктор педагогических наук, профессор
М.В. ФИНЬКО, заместитель руководителя по социальной и воспитательной работе, доктор философских наук, профессор

Государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения требуют, чтобы у выпускника были сформированы такие свойственные профессионалу социально-личностные качества, как целеустремленность, организованность, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность, стремление к повышению общей культуры и некоторые другие. При разработке основных образовательных программ вузу необходимо определить, что нужно сделать для этого. В целом новые государственные стандарты ориентируют образовательные учреждения высшего звена на развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая студенческое самоуправление, участие обучающихся в работе научных студенческих обществ, общественных организаций, спортивных и творческих клубов. Таким образом, качество подготовки будущего специалиста обуславливается уровнем сформированности его профессиональных компетенций и качеств, постановкой самого процесса обучения и качеством воспитательной деятельности вуза. Эти составляющие определяют и дополняют друг друга, что позволяет говорить о тесном переплетении системы контроля обучения с управлением качеством воспитательной работы со студентами.

Понятие «качество» является сегодня ключевым для всех уровней и направлений системы профессионального образования. Внеучебная деятельность не исключение из этого правила. Ее оценка, определение критериев и индикаторов – актуальная проблема, решение которой нужно начинать с анализа реального положения дел. Методику для этого еще предстоит основать. Затем нужно определить наиболее значимые задачи, найти эффективные пути их решения, разработать научно-методические рекомендации, основанные на объективных научно-методических и экспериментальных данных.

Анализ исследований показывает, что при проведении мониторинга внеучебной деятельности в вузе, разработке индикаторов и показателей для него необходимо учитывать сложившиеся традиции, воспитательный и гуманистический потенциал основных образовательных программ ВПО, систему традиций и потенциал учебного заведения (кадровый, научно-методический, организационно-управленческий и др.). Потенциал воспитательной системы вуза можно с достаточной полнотой описать рядом объективных обобщенных универсальных характеристик.

Разработка индикаторов и показателей мониторинга в Педагогическом институте Южного федерального университета производилась в процессе экспериментальной деятельности. В частности, этому были посвящены проекты, реализованные совместно с Исследовательским центром проблем качества МИСиС и научно-методическим советом по воспитательной деятельности УМО по педагогическому образованию РГПУ им. А.И. Герцена. При разработке учитывались обновленная база нормативно-законодательных актов РФ и результаты современных научно-практических исследований.

В качестве основных характеристик современной воспитательной деятельности вуза были выделены:

  • управление воспитательной деятельностью;
  • содержание и технологии внеучебной воспитательной деятельности по ее основным направлениям;
  • воспитательный и гуманистический потенциал образовательных программ;
  • деятельность органов студенческого самоуправления;
  • кадровый потенциал воспитательной деятельности.

Всесторонний анализ объекта позволил установить основные принципы, которые были учтены при проектировании компонентов программы мониторинга (индикаторов, показателей, процедур).

Результаты анализа структуры и содержания объекта и его основных интегральных характеристик могут стать экспериментально обоснованной базой для проектирования теоретических и методологических аспектов организации внеучебной и воспитательной работы в вузе в современных условиях.

Актуализация проблемы оценки качества организации внеучебной и воспитательной деятельности послужила основанием для разработки в институте модели системы менеджмента качества воспитательной деятельности, критериев результативности воспитательного процесса, системы мониторинга воспитательной работы, а также программ адаптации и психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса. Результаты экспериментальной деятельности были представлены на страницах журнала «Студенчество: диалоги о воспитании», а также на конкурсе сетевого проекта «Инновации в воспитании», организованном научно-методическим советом по развитию воспитательной деятельности УМО по направлениям педагогического образования при РГПУ им. А.И. Герцена. По итогам конкурса в 2010 году институт получил статус экспериментальной площадки.

Формат эксперимента позволил определить основные направления, обеспечивающие вариативную реализацию программ и проектов воспитательной работы в вузе, а также их качественную оценку. Думается, подобная деятельность изначально предполагает четкое понимание задач, связанных с подготовкой кадров. Самое важное в этом направлении – создать такие условия, которые способствуют повышению квалификации как можно большего количества организаторов и участников воспитательной работы. Для достижения этой цели в институте были проведены межвузовская научно-практическая конференция (коллоквиум) «Воспитательная деятельность в системе обеспечения качества подготовки специалистов в вузе» (2008), проектировочный семинар «Теория и практика качества воспитательной работы в вузе» (2009), в котором участвовали кураторы групп, представители органов студенческого самоуправления, координаторы студенческих объединений и творческих сообществ. Также было организовано «командное» повышение квалификации всех заместителей деканов по социальной и воспитательной работе, в рамках которого они освоили образовательную программу «Воспитательная деятельность со студенческой молодежью в современных условиях».

Руководство института внимательно относится и к подготовке студенческого кадрового резерва. Самые активные и способные имеют возможность участвовать в работе школы студенческого актива «Лидер XXI века», организованной Российским союзом молодежи, в ежегодных всероссийских и региональных молодежных форумах «Селигер», «Ростов – территория развития», IV Всероссийский студенческий форум (г. Барнаул). В вузе проводятся ежегодные конкурсы проектов организации воспитательной деятельности, конкурс на лучший студенческий совет. Они служат своеобразной коммуникативной площадкой, где приобретается опыт позитивного взаимодействия студентов и преподавателей.

Проекты оцениваются по таким номинациям, как «формирование активной гражданской позиции», «воспитание профессионально-компетентного специалиста в соответствующей области знания», «патриотическое воспитание молодежи», «противодействие негативным явлениям в молодежной среде», «развитие студенческого творчества», «интеллектуально-развивающие игры», «развитие студенческой науки, поддержка и развитие научно-технического творчества студентов».

Будущие специалисты вовлекаются в социально значимую деятельность в контексте осваиваемой ими профессиональной образовательной программы. В этой связи особую актуальность приобретает развитие волонтерского движения, которое является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Педагогический институт ЮФУ по своей направленности изначально ориентирован на добровольческую и волонтерскую деятельность. В вузе имеется педагогический отряд «Поиск», организующий работу с детьми в образовательных и оздоровительных учреждениях округа, реализуются различные проекты, воспитывающие гражданственность и гуманность. Так, проект «Я могу знать свои права» посвящен информированию младших школьников, «Я люблю тебя, жизнь» – психологической поддержке онкобольных детей и их родителей, «Археологический клуб» – приобщению к историческим и культурным ценностям. Совместный с УВД г. Ростова-на-Дону педагогический отряд занимается профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Волонтеры студенческого отряда «Миус-фронт», участвуя в вахте памяти на территории Матвеево-Курганского района Ростовской области, где в период Великой Отечественной войны шли кровопролитные бои, вернули имена погибшим солдатам и приняли участие в церемонии захоронения их останков.

Вышеприведенные примеры организации внеучебной деятельности и названные студенческие проекты ориентированы прежде всего на качественную подготовку специалистов, формирование их профессиональных и личностных компетенций. Когда сегодняшние студенты станут выпускниками, это позволит им увереннее чувствовать себя на современном рынке труда.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Формирование механизма международного сотрудничества в системе СПО
Воспитание гражданственности как часть образовательного процесса
Работу с одаренной молодежью обсудили в ДВФУ
Воспитание – это всерьез и надолго
В Южном федеральном университете пройдет международный педагогический форум
Новые модели педагогической практики
Татьяна Романова: «Вуз должен воспитать в студентах нравственные ценности»
Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса
Зеленый свет кластерной политике
Образование как источник культуры человека

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ