Как оценить качество воспитательной деятельности?Качество подготовки будущего специалиста обуславливается уровнем сформированности его профессиональных компетенций и качеств, постановкой самого процесса обучения и качеством воспитательной деятельности вуза. Эти составляющие определяют и дополняют друг друга, что позволяет говорить о тесном переплетении системы контроля обучения с управлением качеством воспитательной работы со студентами. Просмотров: 4954
Государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения требуют, чтобы у выпускника были сформированы такие свойственные профессионалу социально-личностные качества, как целеустремленность, организованность, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность, стремление к повышению общей культуры и некоторые другие. При разработке основных образовательных программ вузу необходимо определить, что нужно сделать для этого. В целом новые государственные стандарты ориентируют образовательные учреждения высшего звена на развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая студенческое самоуправление, участие обучающихся в работе научных студенческих обществ, общественных организаций, спортивных и творческих клубов. Таким образом, качество подготовки будущего специалиста обуславливается уровнем сформированности его профессиональных компетенций и качеств, постановкой самого процесса обучения и качеством воспитательной деятельности вуза. Эти составляющие определяют и дополняют друг друга, что позволяет говорить о тесном переплетении системы контроля обучения с управлением качеством воспитательной работы со студентами. Понятие «качество» является сегодня ключевым для всех уровней и направлений системы профессионального образования. Внеучебная деятельность не исключение из этого правила. Ее оценка, определение критериев и индикаторов – актуальная проблема, решение которой нужно начинать с анализа реального положения дел. Методику для этого еще предстоит основать. Затем нужно определить наиболее значимые задачи, найти эффективные пути их решения, разработать научно-методические рекомендации, основанные на объективных научно-методических и экспериментальных данных. Анализ исследований показывает, что при проведении мониторинга внеучебной деятельности в вузе, разработке индикаторов и показателей для него необходимо учитывать сложившиеся традиции, воспитательный и гуманистический потенциал основных образовательных программ ВПО, систему традиций и потенциал учебного заведения (кадровый, научно-методический, организационно-управленческий и др.). Потенциал воспитательной системы вуза можно с достаточной полнотой описать рядом объективных обобщенных универсальных характеристик. Разработка индикаторов и показателей мониторинга в Педагогическом институте Южного федерального университета производилась в процессе экспериментальной деятельности. В частности, этому были посвящены проекты, реализованные совместно с Исследовательским центром проблем качества МИСиС и научно-методическим советом по воспитательной деятельности УМО по педагогическому образованию РГПУ им. А.И. Герцена. При разработке учитывались обновленная база нормативно-законодательных актов РФ и результаты современных научно-практических исследований. В качестве основных характеристик современной воспитательной деятельности вуза были выделены:
Всесторонний анализ объекта позволил установить основные принципы, которые были учтены при проектировании компонентов программы мониторинга (индикаторов, показателей, процедур). Результаты анализа структуры и содержания объекта и его основных интегральных характеристик могут стать экспериментально обоснованной базой для проектирования теоретических и методологических аспектов организации внеучебной и воспитательной работы в вузе в современных условиях. Актуализация проблемы оценки качества организации внеучебной и воспитательной деятельности послужила основанием для разработки в институте модели системы менеджмента качества воспитательной деятельности, критериев результативности воспитательного процесса, системы мониторинга воспитательной работы, а также программ адаптации и психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса. Результаты экспериментальной деятельности были представлены на страницах журнала «Студенчество: диалоги о воспитании», а также на конкурсе сетевого проекта «Инновации в воспитании», организованном научно-методическим советом по развитию воспитательной деятельности УМО по направлениям педагогического образования при РГПУ им. А.И. Герцена. По итогам конкурса в 2010 году институт получил статус экспериментальной площадки. Формат эксперимента позволил определить основные направления, обеспечивающие вариативную реализацию программ и проектов воспитательной работы в вузе, а также их качественную оценку. Думается, подобная деятельность изначально предполагает четкое понимание задач, связанных с подготовкой кадров. Самое важное в этом направлении – создать такие условия, которые способствуют повышению квалификации как можно большего количества организаторов и участников воспитательной работы. Для достижения этой цели в институте были проведены межвузовская научно-практическая конференция (коллоквиум) «Воспитательная деятельность в системе обеспечения качества подготовки специалистов в вузе» (2008), проектировочный семинар «Теория и практика качества воспитательной работы в вузе» (2009), в котором участвовали кураторы групп, представители органов студенческого самоуправления, координаторы студенческих объединений и творческих сообществ. Также было организовано «командное» повышение квалификации всех заместителей деканов по социальной и воспитательной работе, в рамках которого они освоили образовательную программу «Воспитательная деятельность со студенческой молодежью в современных условиях». Руководство института внимательно относится и к подготовке студенческого кадрового резерва. Самые активные и способные имеют возможность участвовать в работе школы студенческого актива «Лидер XXI века», организованной Российским союзом молодежи, в ежегодных всероссийских и региональных молодежных форумах «Селигер», «Ростов – территория развития», IV Всероссийский студенческий форум (г. Барнаул). В вузе проводятся ежегодные конкурсы проектов организации воспитательной деятельности, конкурс на лучший студенческий совет. Они служат своеобразной коммуникативной площадкой, где приобретается опыт позитивного взаимодействия студентов и преподавателей. Проекты оцениваются по таким номинациям, как «формирование активной гражданской позиции», «воспитание профессионально-компетентного специалиста в соответствующей области знания», «патриотическое воспитание молодежи», «противодействие негативным явлениям в молодежной среде», «развитие студенческого творчества», «интеллектуально-развивающие игры», «развитие студенческой науки, поддержка и развитие научно-технического творчества студентов». Будущие специалисты вовлекаются в социально значимую деятельность в контексте осваиваемой ими профессиональной образовательной программы. В этой связи особую актуальность приобретает развитие волонтерского движения, которое является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Педагогический институт ЮФУ по своей направленности изначально ориентирован на добровольческую и волонтерскую деятельность. В вузе имеется педагогический отряд «Поиск», организующий работу с детьми в образовательных и оздоровительных учреждениях округа, реализуются различные проекты, воспитывающие гражданственность и гуманность. Так, проект «Я могу знать свои права» посвящен информированию младших школьников, «Я люблю тебя, жизнь» – психологической поддержке онкобольных детей и их родителей, «Археологический клуб» – приобщению к историческим и культурным ценностям. Совместный с УВД г. Ростова-на-Дону педагогический отряд занимается профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Волонтеры студенческого отряда «Миус-фронт», участвуя в вахте памяти на территории Матвеево-Курганского района Ростовской области, где в период Великой Отечественной войны шли кровопролитные бои, вернули имена погибшим солдатам и приняли участие в церемонии захоронения их останков. Вышеприведенные примеры организации внеучебной деятельности и названные студенческие проекты ориентированы прежде всего на качественную подготовку специалистов, формирование их профессиональных и личностных компетенций. Когда сегодняшние студенты станут выпускниками, это позволит им увереннее чувствовать себя на современном рынке труда. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|