Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О достижениях Уральского колледжа прикладного искусства

На базе Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна состоялось выездное заседание областного художественно-экспертного совета. Участники встречи отметили, что Нижний Тагил – это город народных мастеров, творческих, деятельных, неравнодушных к своей истории и региональной культуре.

Просмотров: 153

Возрождая славу уральских мастеров

На базе Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна в апреле состоялось выездное заседание областного художественно-экспертного совета. Участники встречи единодушно отметили, что Нижний Тагил – это город народных мастеров, творческих, деятельных, неравнодушных к своей истории и региональной культуре, благодаря которым народное искусство промышленного Урала будет жить во все времена.

О буднях и знаковых достижениях колледжа рассказывает директор Людмила ПАВЛЕНКО.

Людмила ПавленкоПАВЛЕНКО Людмила Александровна – директор Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (г. Нижний Тагил). Член Международной ассоциации искусствоведов. Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации.

Уральский колледж прикладного искусства и дизайна в 2012 году получил статус филиала Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Учебное заведение продолжает традиции Нижнетагильской школы живописи, учрежденной еще в 1806 году крупным российским промышленником и меценатом Н.Н. Демидовым.

Студенты, специализирующиеся на художественной обработке камня, изучают традиции уральского камнерезного дела, современные технологии и приемы обработки камня. Будущие ювелиры осваивают технику чеканки, художественное литье, а также современные подходы и методы проектирования изделий. Филигранные изделия с самоцветными камнями являются визитной карточкой отделения художественной обработки металла.

Студенты колледжа – постоянные участники выставок, фестивалей, творческих проектов самого высокого уровня. Работы учащихся заслужили немало наград. Важнейшим достижением юных мастеров росписи по металлу стало первое место в конкурсной программе XVII Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка – 2014» за уникальный металлический поднос-панно размером 220 на 160 сантиметров и весом 25 килограммов, выполненный по технологии XVIII века, на котором изображена панорама площади перед зданием главного заводоуправления Демидовых в Нижнем Тагиле конца XIX века. Этот грандиозный художественный объект, удивительный тагильский «гигант», признан организаторами выставки одним из самых необычных экспонатов. Уральских умельцев лично поблагодарил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

Для справки, Нижний Тагил является родиной российского расписного подноса. Восстановление прямоугольной подносной формы XVIII века с просечным бортом, с использованием современных технологий – знаменательный этап в возрождении былой славы тагильского подносного промысла. В Уральском колледже прикладного искусства и дизайна стремятся к тому, чтобы яркая и многокрасочная декоративная роспись по металлу, зародившаяся в Нижнем Тагиле в XVIII веке, стала визитной карточкой, новым брендом и города, и всей Свердловской области.

Важным событием в культурной и научной жизни не только Урала, но и России в целом стали Худояровские чтения. Они проводятся раз в два года в формате всероссийской научно- практической конференции с 2004 года по инициативе Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна при поддержке администрации города и Ассоциации «Народные художественные промыслы России». Рамки форума постоянно расширяются. Так, VI Худояровские чтения в 2013 году носили уже международный характер. В работе конференции приняли участие философы, искусствоведы, историки, педагоги, мастера, музейные сотрудники из Нижнего Тагила, Краснотуринска, Екатеринбурга, Кунгура Пермского края, Санкт-Петербурга, Иванова, Балашихи, Махачкалы, Астаны (Казахстан) и Рима (Италия).

«Главные черты нашего национального искусства – необычайная широта и душевность. Именно этим мы и можем нашу молодежь удержать на прекрасной земле, которая называется Россией».

Худояровы – основатели художественного промысла – лаковой живописи на металле в Нижнем Тагиле. Одним из великолепных образцов промысла является медный столик для хранения жалованной Демидовым грамоты на потомственное дворянство 1785 года. Сегодня в доме Худояровых расположен музей подносного промысла.

Город Нижний Тагил не просто центр железной руды, добыча малахита и железоплавильные заводы. Здесь были сделаны первый в России велосипед, первый паровоз, первые танки Т-34 и Т-72. Здесь жили известные российские изобретатели братья Черепановы – их памятник украшает центр города. Рядом с Нижним Тагилом проходит граница Европа – Азия, о которой свидетельствует памятный знак на горе Белой. В музеях собрано множество уникальных экспонатов, среди которых «Святое семейство» Рафаэля Санти (1509), называемое еще «Тагильская мадонна». Демидовы отправляли учиться в Италию талантливых крепостных художников, и художники нашего времени – живописцы, графики, скульпторы, прикладники – составляют знаменитую тагильскую школу.

В ходе Худояровских чтений неизменно поднимаются актуальные проблемы, связанные с изучением и возрождением традиционных художественных промыслов не только Урала, но и России в целом. Их сохранение и развитие в XXI веке все более осознается в современном мире как один из важнейших факторов национального самосознания. Об этом свидетельствует и тот факт, что в Национальной доктрине образования РФ особо подчеркивается необходимость использования нравственного потенциала традиционного искусства в формировании национального идеала.

Особенностью Худояровских чтений – проекта, который в 2005 году получил грант Российского гуманитарного научного фонда, – является проведение теоретической и практической частей. В рамках первой – представляются доклады участников по вопросам истории народных промыслов, методике и практике преподавания и обучения. Все доклады впоследствии публикуются в сборнике чтений. Вторая часть традиционно посвящается знакомству с музеями Нижнего Тагила и проведению многочисленных мастер-классов: опытные мастера показывают приемы росписи по металлу, дереву, а также методы обработки бересты, плетения поясов и другие.

«Жизнь сегодня такая динамичная, что, если мы народное искусство отпустим только на самообразование, современный рынок его сметет. Основы образования должны быть народными, но подготовка – профессиональной. Такое образование закладывает хорошую культурную базу. Профессиональное образование учит классическим канонам искусства. На коленках искусство не создашь, искусству нужна база».

Необходимо отметить, что мнения и предложения участников чтений находят отражение в решениях органов власти. В частности, в июле 2013 года был принят закон «О народных художественных промыслах в Свердловской области». В Нижнем Тагиле завершилась реализация мероприятий муниципальной целевой программы поддержки народных промыслов и ремёсел (2008-2012), и сейчас идёт разработка новой.

Сегодня Уральский колледж прикладного искусства и дизайна готовится к VII Худояровским чтениям, которые пройдут в октябре 2015 года (www.uupi.org). На конференции предполагается обсудить следующие темы:

  • «Региональные аспекты декоративно-прикладного искусства и народного творчества, проблемы их сохранения и развития, традиции и современность»;
  • «Современная система профессионального художественного образования и эстетического воспитания: организационные и методические аспекты, личностно-ориентированные программы подготовки мастеров и художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов»;
  • «Художественные промыслы как ресурс развития туризма»;
  • «Художественная жизнь и история художественного образования»;
  • «Личность мастера в декоративно-прикладном искусстве».

В работе конференции примут участие российские и иностранные специалисты в области художественных промыслов и ремесел, педагоги вузов России и образовательных организаций СПО, сотрудники музеев и галерей, искусствоведы.

Студенты выпускных курсов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в конце учебного года впервые в жизни прошли педагогическую практику. Согласно ФГОС третьего поколения в дипломе образца 2015 года, в графе «Квалификация» – у них появится запись «художник-мастер, преподаватель». Это расширяет возможности трудоустройства молодых специалистов – они смогут проявить себя не только в области художественной, но и педагогической деятельности. Возможно, это будет сфера дополнительного образования, начальное звено в образовательных учреждениях. А может быть, кто-то из них в скором времени вернется в родной колледж в качестве преподавателя специальных дисциплин и станет коллегой своих наставников.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-79, СПО, уральский колледж прикладного искусства и дизайна, творческое образование

Похожие материалы:
Позитивный вклад в развитие Бурятии
Двойное опережение подготовки педагогов
Летопись народного искусства Среднего Урала
Через тернии – к звёздам
Синхронизация стандартов
Творческая лаборатория – источник профессионализма
Социальное партнерство – инновационный ресурс развития
Курс на формирование компетенций
Ростовский колледж искусств: пополнять созвездие лауреатов
Плещущий родник творчества и успеха

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
#96Процессы оптимизации российской высшей школы
#110Профессиональная подготовка медицинских специалистов
#94Томский государственный архитектурно-строительный университет достойно встретил 65-летие
#100С чего начинается школа будущего
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний