Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

НГАВТ: нновационный путь развития

Инновационный путь развития академии неразрывно связан со стремлением готовить специалиста, который как можно точнее соответствует требованию работодателя, то есть знает будущую деятельность с практической стороны, умеет использовать новейшие достижения науки и техники, обладает стремлением к самореализации.

Просмотров: 1895

Все пути ведут к потребителю

И.А. РАГУЛИН, ректор Новосибирской государственной академии водного транспорта, д.т.н., профессор, заслуженный работник транспорта РФ

В мае 2011 года Новосибирская государственная академия водного транспорта отметила шестидесятилетие. С юбилеем коллектив поздравили крупнейшие предприятия из многих городов России: Санкт-Петербурга, Выборга, Шлиссельбурга, Мурманска, Ростова-на-Дону, Сочи, Норильска, Ханты-Мансийска, Владивостока, Якутска, Петропавловска-Камчатского, Иркутска, Холмска и других.

Всего на торжественное событие откликнулись более 150 организаций, которые сотрудничают с академией не только в рамках подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, но и активно используют разработки ее научных школ в своей производственной деятельности.

Столь обширная география взаимодействия сложилась за последние шесть лет благодаря активной работе вуза с потребителями образовательных услуг, в число которых вошли не только студенты всех форм обучения (приоритет отдается очной форме), абитуриенты и их родители, но и предприятия и организации различных форм собственности. В отрасли водного транспорта это морские и речные пароходства, государственные бассейновые управления, порты, судостроительные и судоремонтные верфи, гидротехнические сооружения и подобные им в смежных отраслях строительные компании, муниципальные компании водоснабжения и коммунальных коммуникаций, предприятия МЧС, банки и др. Государственными потребителями являются Минтранс, Росморречфлот, государственные службы водного транспорта.

* * *

Ориентация на потребителей – ключевое требование международного стандарта ISO 9001-2008, который академия начала разрабатывать в 2006 году одной из первых среди отраслевых вузов. Одновременно с этим была организована непрерывная работа по изучению и удовлетворению требований всех групп потребителей образовательных услуг, проводившаяся по следующим направлениям:

  • определение положения академии на рынке труда различных регионов (в отраслевых организациях водного транспорта) в сравнении с другими вузами аналогичной направленности;
  • выявление мест для производственной практики в должностях рабочих и для трудоустройства подготовленных инженеров;
  • формирование рейтинга специальностей и направлений подготовки с точки зрения их востребованности на отраслевом рынке труда;
  • определение требований к уровню подготовки, совместный с работодателями анализ учебных планов, корректировка рабочих учебных программ, разработка новых дисциплин, факультативов и курсов по выбору;
  • обратная связь (валидация процессов проектирования и обучения, отзывы о выпускниках академии);
  • выявление потребности в дополнительном профессиональном образовании специалистов водного транспорта в регионах РФ.

* * *

Новосибирская государственная академия водного транспорта – это крупнейший образовательный комплекс, состоящий из базового вуза и 7 филиалов, где обучаются более 10 тыс. студентов и 4 тыс. курсантов, а подготовку по 15 специальностям и 7 направлениям бакалавриата, по 19 специальностям СПО ведут около 2 тыс. высококвалифицированных преподавателей и сотрудников.

За шестьдесят лет плодотворной работы академия выпустила около 40 тыс. специалистов, среди которых много выдающихся руководителей организаций водного транспорта, деятелей культуры и искусства, а также политических деятелей и представителей властных структур. Например, В.А. Юрченко является губернатором, председателем правительства Новосибирской области, В.И. Ишаев – полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

Сотрудники деканатов и преподаватели ведут каждодневную работу с абитуриентами, студентами и родителями. Кроме того, осуществляется мониторинг каждой из этих групп. У выпускников он охватывает не менее 85 процентов от общего числа и помогает выявить сильные и слабые стороны организации учебного процесса, культурно-массовой работы и быта. На основе анализа результатов незамедлительно принимаются необходимые решения. Анкетирование абитуриентов расширяет возможности вуза по повышению качества контингента. Благодаря этому студентам академии удается добиться значительных успехов в научной и культурно-массовой работе, в спорте.

Первую оценку уровня подготовки будущих специалистов дают отраслевые организации в рамках производственной практики. Ежегодно более 600 студентов академии получают профессиональные навыки на более чем 200 предприятиях, расположенных по всей России. По данным отчета маркетинговых исследований за 2010 год, около 80 процентов выпускников устраиваются на работу туда, где они проходили практику, и начинают трудовую деятельность сразу после получения диплома о высшем профессиональном образовании.

Таким образом, академии удается достигнуть результатов трудоустройства на уровне 60-70-х годов прошлого века, когда был период расцвета водного транспорта.

* * *

Наиболее востребованными в крупных судоходных компаниях являются штурманы, механики и судовые электромеханики. Потребность в них во много раз превышает фактический выпуск, а зарплата начинающего специалиста составляет более 40 тыс. рублей в месяц. Например, за последние три года более 40 выпускников академии трудоустроены на суда Сахалинского морского пароходства, являющегося крупным каботажным перевозчиком восточной части РФ. Охотно принимают молодых специалистов и лучшие судостроительные заводы северо-западного региона – Выборгский, Невский (г. Шлиссельбург), Центр судоремонта «Звездочка» и другие, а также крупнейший морской торговый порт России – Мурманский.

Заключены договоры на проведение производственной практики и трудоустройство с Мурманским и Дальневосточным морскими пароходствами. Ведется ежегодная целевая подготовка по специальности «Защита от чрезвычайных ситуаций» для ГУ МЧС по Новосибирской области.

* * *

Академия организует ряд мероприятий по ориентации студентов на работу на предприятиях водного транспорта.

Важнейшее из них – ежегодная всероссийская конференция с участием представителей отрасли, набирающая с каждым годом все большее количество участников. Очень большая ценность конференции – живое общение, в ходе которого представители организаций объясняют студентам и преподавателям условия и особенности трудоустройства и работы на своих предприятиях, оговаривают требования и высказывают пожелания.

Сертифицированный центр тренажерной подготовки академии является одним из крупнейших за Уралом и обладает всеми необходимыми полномочиями для выдачи соответствующих флотских свидетельств и сертификатов. Теперь специалисты водного транспорта получают рабочие документы, не выезжая из Новосибирска. Кроме того, в центре проводятся для плавсостава речного транспорта более 30 различных курсов с выдачей свидетельств государственного образца.

* * *

За последние десять лет коллектив академии провёл большую работу по исследованию процессов, происходящих в реформированных пароходствах Сибири и Дальнего Востока. Выполнен системный анализ структурных преобразований, методов планирования, организации деятельности и структуры грузопассажирских перевозок и затрат на их осуществление. На его основе разработаны и затем предложены собственникам и руководителям рекомендации по оптимизации состава флота, номенклатуры транспортных услуг, структуры предприятий, планирования их деятельности и управления в новых условиях. При подготовке рекомендаций использовались не только результаты собственных исследований, но и данные, предоставленные отраслевыми организациями, а также опубликованные работы других ученых и специалистов. На основе этой информации вузом изданы многочисленные учебные пособия, рекомендованные различными государственными ведомствами для использования в учебном процессе, и по трем специальностям составлены учебные планы, удостоенные наград соответствующих УМО как лучшие в России.

* * *

В 2010 году академия подготовила предложение о создании на своей базе научно-образовательного инновационного центра «Обеспечение безопасности деятельности водного транспорта», которое направлено на рассмотрение в Росморречфлот.

Работу центра предлагается проводить по трем основным направлениям. Первое предусматривает диагностику состояния объектов инфраструктуры водного транспорта и совершенствование ее методов, второе – применение новых методов управления судами речного и смешанного плавания, обеспечение безопасности плавания, третье посвящено аттестации рабочих мест на водном транспорте, разработке и внедрению мероприятий по безопасности труда.

Инновационный путь развития академии неразрывно связан со стремлением готовить специалиста, который как можно точнее соответствует требованиям работодателя, то есть знает будущую деятельность с практической стороны, умеет использовать новейшие достижения науки и техники, обладает стремлением к самореализации, желанием совершенствоваться всю жизнь и необходимым набором морально-волевых качеств. Такие работники и такое понимание инновационного развития являются залогом успешного выполнения любых государственных программ, способствующих прогрессу водного транспорта и повышению престижа отрасли.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проектирование образовательных программ в авиакосмической области
В движении к работодателю
20 лет – возраст молодости и полета мысли
Университет как научный, образовательный и инновационный комплекс
Образовательные стандарты третьего поколения
Объединить научное пространство Арктики
Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли
Инновационная площадка Дагестанского технического университета
Оценка процессов в системе управления учебным заведением

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ