Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

7 декабря состоялось заседание Национального аккредитационного совета для принятия независимого коллегиального решения о качестве образовательных программ БФУ им. И. Канта и С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова.

Просмотров: 1356

7 декабря состоялось заседание Национального аккредитационного совета для принятия независимого коллегиального решения о качестве образовательных программ двух федеральных университетов и возможности сопоставления их уровня с уровнем ведущих европейских университетов: Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта и Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое».

П. Друкер

Сегодня российская высшая школа сталкивается с целым комплексом вызовов и задач. Это и изменение законодательства об образовании, и влияние демографической ситуации, и практическая реализация положений Болонского процесса, меняющая всю структуру и содержание образовательного процесса, а также технологию оценки его качества. Это и поиски оптимальных форм сотрудничества с работодателями.

В связи с этим, проблема качества вузовского образования в России является самой обсуждаемой. Во многих высших учебных заведениях каждого региона специальности дублируются, но в каждом из них качество абсолютно разное. Тот факт, что абсолютное большинство вузов успешно проходит по установленным формальным критериям процедуру государственной аккредитации, свидетельствует о том, что она стала массовым явлением, перестала быть механизмом  мотивации вузов к развитию и повышению качества образования – как для студента: сдать экзамен и забыть!

Закон «Об образовании» Российской Федерации предусматривает наряду с государственной аккредитацией учреждений наличие процедуры общественно-профессиональной аккредитации, результаты которой рассматриваются при государственной аккредитации вуза. Это диктует необходимость разработки процедур общественно-профессиональной аккредитации, создания организаций по проведению аккредитации и независимых коллегиальных органов для принятия решений.

Кроме того, необходимо предпринять ответные шаги на Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования» и Указ от  7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»,  в которых ставится задача развития новых форм общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов, ведущих подготовку студентов в области экономики, юриспруденции, управления, социологии. Сам факт появления таких указов отмечен впервые и свидетельствует о важности и приоритетности решения проблем качества образования в вузах страны. Общественно-профессиональная аккредитация, как минимум, может и должна реализовать возможности, которые не могут быть реализованы в процедуре государственной аккредитации: привлечение зарубежных экспертов в работу экспертных комиссий, а также работодателей и студентов.

 Учитывая чрезвычайную актуальность разработки механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, программы развития всех федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и ведущих вузов страны в той или иной степени содержат индикаторы числа программ, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию.

7 декабря состоялось заседание Национального аккредитационного совета для принятия независимого коллегиального решения о качестве образовательных программ двух федеральных университетов и возможности сопоставления их уровня с уровнем ведущих европейских университетов. Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта были представлены 14 образовательных программ, объединенных в пять кластеров (т.е. несколько программ одного профиля подготовки). Экспертиза качества программ была проведена пятью комиссиями, в состав которых входили по три европейских и три российских эксперта, в числе которых были представители производственной практики (работодателей) и студентов. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова представили на экспертизу 7 программ, оценку которых проводили две комиссии.

Процедуры общественно-профессиональной аккредитации проводились Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации. Специфика такой аккредитация связана с использованием европейских стандартов к оценке качества образования; привлечением высококвалифицированных экспертов, прошедших специальную подготовку и входящих в Гильдию экспертов в сфере профессионального образования, а также представителей работодателей и студентов; процедурой заключения прямых соглашений с европейскими  аккредитационными агентствами с целью номинации зарубежных экспертов в состав российских комиссий и проведения совместных (международных) аккредитаций; широким распространением информации о лучших практиках и аккредитованных программах в электронных и печатных СМИ на двух языках.

Первый пилотный проект по проведению общественно-профессиональной аккредитации был проведен в 2011 году совместно Нацаккредцентром и УМО по прикладной математике в экономике. Аккредитация программ Московского университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)  проводилась комиссией, имеющей в своем составе европейских экспертов, номинированных аккредитационными агентствами Германии. Еще один пилотный проект по совместной (международной) аккредитации был проведен Нацаккредцентром и Европейской ассоциацией консерваторий при активном участии Российской ассоциации музыкальных образовательных учреждений и Министерства культуры РФ. Такую совместную аккредитацию прошли программы Российской академии музыки имени Гнесиных и Академии хорового искусства  имени В.С. Попова.

Необходимо отметить, что право прохождения общественно-профессиональной и совместной аккредитации получают программы, вошедшие в число лучших по результатам всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», а значит, уже получившие общественную оценку качества программ. Этот проект  реализуется уже в течение трех лет, с каждым годом привлекая все большее число участников. В 2012 году было получено свыше 4000 ответов по результатам интернет-опроса. Статистика показывает, что если в настоящее время в высших учебных заведениях и их филиалах Российской Федерации реализуется 32 544 образовательные программы, то в число лучших может быть включено только 2 330 программ, т.е. 6,25%.  К проекту впервые были привлечены самые широкие слои академической и профессиональной общественности, что дает по-настоящему объективный взгляд на состояние высшего образования в России.

Следующий шаг – подтвердить общественное мнение оценкой профессионалов. Одними из первых на такой шаг отважились БФУ им. И. Канта и С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова. Работа экспертных комиссий  вызвала массу вопросов не только к условиям реализации программ в университетах, но и к организации и содержанию высшего образования в России. Европейские эксперты обратили внимание на чрезмерную, по их мнению, аудиторную нагрузку преподавателей, что лишает их возможности заниматься научной деятельностью и повышением квалификации, и нагрузку на студентов – это сокращает объем самостоятельной работы студентов. Даже ведущие вузы нашей станы не дотягивают в вопросах информатизации учебного процесса до европейских вузов, несмотря на достаточность современного технического оборудования. И даже для «приграничных» университетов мобильность студентов и преподавателей (не на неделю, а на семестр или год) остается большой проблемой. Тем не менее, эксперты дали достойную оценку качеству подготовки специалистов с БФУ и С(А)ФУ.

Но такая оценка не будет являться завершенной без принятия решения Аккредитационным советом, в состав которого должны входить специалисты из числа представителей академической общественности, государственных органов власти, работодателей и студентов, имеющие широкое признание в России и за рубежом. Принципиально важными для принятия совместных решений и реализации требований Болонского процесса является объективность, прозрачность и независимость коллегиального органа. В состав Национального аккредитационного совета вошли президенты и ректоры ведущих государственных и негосударственных вузов, научных организаций, представители Государственной Думы и Общественной палаты России, Администрации президента, специалисты имеющий большой управленческий опыт в системе образования на высших руководящих должностях и представитель студенчества. Возглавил деятельность Совета  вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. Заместителем председателя Совета избран Президент Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Юрий Карабасов. Организационное и техническое сопровождение работы Совета возложено на директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Владимира Наводнова.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: виктор болотов, аккредитация, качество образования

Похожие материалы:
Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
Качество образования: гаранты и гарантии
Экспресс-форум: 20 лет системе государственной аккредитации
Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Международная и профессионально-общественная аккредитация
Актуальные направления развития российского образования
Лучшие образовательные программы инновационной России
Сергей Мясоедов: Университет и бизнес-школа – есть разница? Да. Принципиальная!

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
#110Хабаровский технический колледж готовит кадры для строительной индустрии региона
#101Алтайскому краевому колледжу культуры и искусств исполняется семьдесят лет
#96Опыт изменений системы ФУМО в СПО
#110Перспективы набора азербайджанских студентов на обучение в российские вузы
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний