Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет

На большом совместном заседании Комитета Госдумы РФ по образованию и науке 7 декабря 2017 года председатели и депутаты-кураторы экспертных советов рассказали об основных итогах своей деятельности в 2017 году, а также поделились планами о том, чем намерены заниматься в 2018-м.

Просмотров: 69

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Власть советов

Экспертные советы при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке были созданы в 2012 году. Цель – разносторонний профессиональный анализ всей законотворческой деятельности в сфере образования и науки, осуществляемой думой и профильным комитетом.

На сегодняшний день сформирован 21 совет [1], всостав которых включено в общей сложности 626 экспертов. Из них 263 представляют систему профессионального образования, 114 – учреждения науки. Учёную степень доктора наук имеют 217 экспертов, степень кандидата наук – 111.

В составе советов – 55 академиков и 44 члена-корреспондента.

– Концентрация столь огромного экспертного потенциала, связанного с анализом положения дел в образовании и науке, пожалуй, беспрецедентна для нашей страны, – так оценивает работу коллег-экспертов председатель комитета Вячеслав Никонов.– Деятельность советов значительно обогащает работу нашего комитета, позволяет лучше исследовать тематические вопросы, более качественно оценивать законопроекты.

На большом совместном заседании Комитета Госдумы РФ по образованию и науке 7 декабря 2017 года председатели и депутаты-кураторы экспертных советов рассказали об основных итогах своей деятельности в 2017 году, а также поделились планами о том, чем намерены заниматься в 2018-м.

Итак, что сделано (см. в тексте пункт 1) и что предстоит сделать (см. пункт 2) – представляем нашим читателям редакционный конспект этого заседания.

Экспертный совет по дошкольному образованию 

30 экспертов

Председатель

Татьяна ДОРОНОВА, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ

Депутат-куратор

Лариса ТУТОВА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. Стратегические направления деятельности экспертного совета определялись в соответствии с теми целями и задачами, которые были обозначены в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В конце ноября прошлого года состоялось итоговое заседание Координационного совета по реализации стратегии, где глава государства озвучил новые предложения. Было, в частности, заявлено о комплексе мер государст­венной поддержки многодетных семей, молодых семей, о возможностях использования семьями «материнского капитала» в сфере дошкольного образования. Эти инициативы, безусловно, во многом определят дальнейшее формирование актуальной повестки дня экспертного совета.

В 2017 году совет уделял особое внимание вопросам обеспечения условий в образовательных организациях для детей до трех лет. В числе мероприятий – проведение Всероссийского приёма родителей по вопросам дошкольного образования, итоги которого были подведены на селекторном совещании с регионами. Причем в ходе обсуждения поступили не только вопросы, но и некоторые законодательные инициативы, которые экспертный совет намерен проработать в дальнейшем. На основании анализа вопросов советом подготовлена и разослана в регионы «Памятка для родителей» о том, как оформить ребёнка в дошкольное образовательное учреждение.

У совета сложились тесные рабочие связи с профильными департаментами Минобрнауки РФ, общественной организацией «Воспитатели России», партией «Единая Россия» в рамках ее партийного проекта «Детские сады – детям», представителями профессионального педагогического сообщества.

2. В план деятельности совета в 2018 году внесены предложения: провести среди родителей мониторинг востребованности групп раннего возраста (особенно от двух месяцев до года) в ряде российских регионов; проанализировать пакет нормативно-правовых документов, затрагивающих категорию детей в возрасте до трех лет; особое внимание уделить медицинскому и кадровому обеспечению групп раннего возраста в ДОО; направить усилия на выявление и разработку вариативных форм организации групп раннего возраста в системе дошкольного образования и форм медико-психолого-педагогической помощи и поддержки семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возрастов.

– В числе актуальных вопросов, которые уже сейчас находятся в фокусе нашего внимания – вопрос о социальных нянях, социальной помощи российским родителям,– отметила в своем выступлении депутат-куратор совета Л.Тутова. – Кроме того, перед дошкольным образованием поставлена цель – обеспечить детей до трёх лет местами в яслях. Это масштабная задача, которая потребует, в том числе, развития альтернативных вариативных форм дошкольного образования. Поэтому сейчас совет внимательно изучает опыт российских регионов в этой сфере, для того чтобы выработать соответствующие предложения и представить их на федеральном уровне.

Указом Президента РФ 2018-2027 годы объявлены в России «Десятилетием детства». Среди запланированных мероприятий– реализация программы по созданию 326 тыс. дополнительных ясельных мест (2018-2019). Цель программы – обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет.

Экспертный совет по общему образованию и дополнительному образованию детей

34 эксперта

Председатель

Алла ИНГЛЕЗИ, директор ГБОУ «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке» (г. Москва)

Депутат-куратор

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. За 2017 год было предложено к обсуждению более 20 законодательных инициатив разной тематики: от содержания образования до электронных форм обучения. Помимо подготовки правовых заключений, была выполнена экспертиза на запрос министерства образования по функциональным требованиям к зданиям и помещениям образовательных организаций.

– Кроме того, экспертный совет принимал участие в рассмотрении ряда обращений граждан и должностных лиц, – проинформировала депутат-куратор совета Л.Духанина. – Активно задают системные вопросы, формулируют предложения: например, об изменении правил перевозки детей, организации питания в образовательных организациях, о модели оценки компетенции учителей, совершенствовании законодательства в сфере здоровья детей или о введении в программу школьного обучения различных новых предметов, в частности, по предпринимательской деятельности. На имя главы комитета даже поступают автор­ские разработки в области учебной литературы, которые мы тоже анализируем.

2. Намечается обсуждение большого блока вопросов, связанных с различными формами обучения. Например, в серьезном регулировании нуждается семейное образование. Также на повестке дня – совершенствование преподавания в школе физкультуры, технологии. Проблемы содержания образования, по которым совет провел круглый стол в 2017 году, также останутся в фокусе внимания экспертов совета.

Сегодня в России доля школьных кружков технического направления составляет 5,3% – это в 4-5 раз меньше доли кружков художественного (24,1%) и спортивного направлений (21,6%). Приблизительно такая же структура наблюдается и в организациях дополнительного образования. Строительство в стране сети современных площадок дополнительного образования детей по научно-техническому направлению – детских технопарков «Кванториум» – должно выправить эти диспропорции. Сейчас российские школьники бесплатно занимаются в 40 детских технопарках, действующих в 36 регионах страны. В 2018 году «Кванториумы» появятся еще в 70 субъектах РФ.

Экспертный совет по высшему образованию

57 экспертов

Председатель

Михаил СТРИХАНОВ, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Депутат-куратор

Гаджимет САФАРАЛИЕВ, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. Подводя итоги деятельности самого многочисленного экспертного совета, действующего при комитете, депутат Г. Сафаралиев обратил внимание на особенность его состава: фактически треть – представители образовательных и научных организаций, расположенных в субъектах РФ. Благодаря этому вопросы деятельности отечественной высшей школы в контексте региональной проблематики, региональных интересов находятся в зоне постоянного внимания совета.

В 2017 году состоялись три расширенных заседания совета, в том числе с приглашением представителей Минобрнауки РФ. Рассмотрено 85 законодательных инициатив, над 14 работа продолжена в первоочередном порядке. Речь шла, например, о предоставлении образовательным организациям права на обжалование заключения по результатам аккредитационной экспертизы, об освобождении организаций, осуществляющих дополнительное профессио­нальное образование, от обязанности по организации питания. Подробно рассмотрен механизм целевого обучения по программам среднего профессионального образования (сейчас он распространяется только на программы высшего образования).

Значительная доля поступивших в комитет и рассмотренных экспертным советом обращений граждан и организаций касалась вопросов финансирования высшего образования и, в частности, сложности выполнения майских указов президента по повышению заработной платы ППС. В данном случае эксперты пришли к выводу, что для реализации указа необходим целый комплекс мер, и соответствующие предложения уже внесены в Комитет Госдумы РФ по образованию и науке.

– Этот комплекс мер напрямую может повлиять на стратегию развития сетей образовательных учреждений высшего образования, – отметил Г.Сафаралиев.

2. Уже рассмотренный и подготовленный советом пакет законодательных инициатив в 2018 году может быть внесен в по­вестку дня профильного комитета и далее– на рассмотрение Государственной Думой. Например, речь идет о законопроекте, регламентирующем деятельность базовых подразделений образовательных организаций. Совет провел подробный анализ документа и внес свои предложения (подробнее см. интервью в номере с председателем экспертного совета М.Стрихановым. – Прим. ред.)

Между прочим, совет поддержал инициативу Международного Шуховского фонда – в ближайшем будущем объявить и провести в России Год инженера.

Осенью 2016 года Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». Среди целей проекта создание в России к 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Не менее 10 ведущих российских университетов должны занять места в топ-100 глобальных университетских рейтингов.

Экспертный совет по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению

22 эксперта

Председатель

Александр ЛЕЙБОВИЧ, генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций», член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

Депутат-куратор

Лидия АНТОНОВА, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. Основным направлением работы совета в 2017 году стал анализ нормативно-правовой базы, в рамках которой функционирует сфера профессионального образования и обучения. В течение года проведены три заседания совета с широким привлечением представителей работодателей. Создано несколько рабочих групп по выработке пакета предложений, направленных на формирование эффективной модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в Российской Федерации. Эта работа ведется в плотном контакте с профильным министерством.

Однако есть момент, который является серьезным сдерживающим фактором для эффективного развития системы. Дело в том, отметила депутат-куратор экспертного совета, что на сегодняшний день стратегия развития профессионального образования является, по сути, ведомственным документом. А ведь подготовка современных рабочих кадров не является исключительно «образовательной темой» – это широкий, комплексный вопрос, в решении которого должны быть задействованы многие государственные и профессиональные, общественные институты.

2. Стратегическая цель совета, исходя из вышесказанного, – способствовать превращению программы развития профессио­нальных кадров в масштабную национальную стратегию.

– Если эта идея найдет вашу поддержку, мы постараемся подготовить всесторонний документ, который можно было бы ещё раз обсудить в комитете и, с учетом мнения всех задействованных организаций, министерств, представить конкретные предложения, – резюмировала Л.Антонова.

В 2015 году на программы подготовки специалистов среднего звена было принято почти 640 тыс. человек. По экспертным оценкам, при сохранении сложившихся в системе СПО тенденций к 2024 году цифра приема может составить более 979 тыс.  

Экспертный совет по специальному образованию

26 экспертов

Председатель

Галина СЕМЬЯ, профессор кафедры психологической антропологии МПГУ, член Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, руководитель рабочей группы «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства»

Депутат-куратор

Лидия АНТОНОВА, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. В 2017 году состоялись четыре заседания совета, все в выездном формате, в том числе на базе университетской площадки в Санкт-Петербурге, где российские и финские эксперты изучили опыт двух стран в организации и деятельности данной сферы образования. Эта встреча показала, что опыт России не только заинтересовал, но и удивил зарубежных коллег: оказывается, по ряду направлений в этой сфере наша страна идёт впереди многих, прокомментировала куратор экспертного совета. Только мы не всегда умеем презентовать собственные достижения.

В целом в 2017 году в центре внимания совета находились вопросы реализации федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ и инвалидностью, а также обсуждение поправок в федеральный закон, которые сейчас готовятся Мин­обрнауки РФ. Проведён анализ практики перехода образовательных учреждений с 1 сентября 2016 года на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью по новым федеральным стандартам с первого класса.

2. На основе полученных данных формулируются целевые направления дальнейшей работы совета.

– Анализ показал, что в основном законодательная база создана. Конечно, она еще будет совершенствоваться, но еще большего внимания сейчас требует правоприменительная практика. Эта тема очень волнует все муниципальные образования,– пояснила далее Л.Антонова. – Поэтому стоит задача изучения лучшего опыта именно правоприменительной практики и, с опорой на этот опыт, выработки соответствующих методик в помощь регионам, чтобы они могли справиться.

Программы бакалавриата по дефектологии сегодня реализуются в 115 вузах, магистратуры – в 63. Тем не менее пока во многих российских регионах ощущается острый дефицит в высококвалифицированных педагогах-дефектологах, тифлопедагогах и сурдопедагогах. Всего в России проживает более 1 млн. детей с ОВЗ, нуждающихся в специализированной помощи.

Экспертный совет по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых

28 экспертов

Председатель

Сергей ЩЕННИКОВ, ректор Международного института менеджмента ЛИНК, президент Союза содействия развитию системы образования «Лидерство. Инновации. Компетентность»

Депутат-куратор

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. Сегодня система ДПО действует в режиме решения системных задач. В связи с этим и экспертный совет, по словам его председателя С. Щенникова, работает очень активно:

– Мы подробно обсудили несколько законопроектов и сформулировали буквально постатейные предложения, – подвел итоги работы совета С.Щенников. – Подготовили для последующего рассмотрения в комитете несколько законодательных инициатив. Например, одна из них, уже поддержанная Госдумой РФ, – о расширении прав на дополнительные образовательные программы духовных образовательных организаций.

При деятельной поддержке экспертного совета проведена конференция «Корпоративное обучение, опыт и перспективное внедрение профессиональных стандартов», круглый стол по вопросам профессиональных стандартов в системе профессионального образования. Также совет поддерживает ключевые конкурсные проекты в системе дополнительного профессио­нального образования.

2. Согласно плану в первом полугодии 2018 года совет намерен рассмотреть следующие темы: статус программ МВА в системе образования РФ; участие необразовательных организаций в сетевой образовательной деятельности; статус ППС системы ДПО; совершенствование норм налогового законодательства для негосударственных образовательных учреждений; совершенствование норм налогового законодательства для коммерческих организаций, участвующих в сетевой образовательной деятельности; совершенствование норм трудового законодательства в части подготовки работников через систему ДПО.

– Повестка очень насыщенная. Помимо перечисленных, имеется много других вопросов. Так что работать будем напряженно,– прокомментировал ответственный секретарь экспертного совета, проректор по внешним связям и совместным проектам МИМ ЛИНК Михаил Копытный.

На сегодняшний день в России носителями лучших практик обучения взрослых являются корпоративные образовательные центры, созданные рядом крупнейших отечественных компаний: Сбербанком, Северсталью, МТС и другими. Однако в среднем по стране затраты работодателей на обучение сотрудников пока в десять раз меньше, чем в Европе. 

 Экспертный совет по развитию гражданского образования и социализации обучающихся

38 экспертов

Председатель

Михаил НИКОЛАЕВ, помощник председателя регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» в г. Москве

Депутат-куратор

Борис ЧЕРНЫШОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. В 2017 году состоялись два заседания экспертного совета и три выездных совещания рабочей группы совета на различных площадках, в том числе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.

В рамках аналитической поддержки деятельности федеральных органов власти советом подготовлены и представлены материалы по исследованию ценностных ориентаций российской молодёжи для подготовки правительственного доклада о положении молодёжи и реализации молодёжной политики в России, материалы о ходе работы по внедрению профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (по группам профессий «социальные педагоги», «старшие вожатые» и «педагоги-организаторы», «педагоги-библиотекари», «тьюторы» и «воспитатели»).

В рамках совершенствования федерального законодательства рассмотрены и внесены проекты нормативных документов, втом числе в федеральный закон «О рекламе» (в части противодействия плагиату в научно-образовательном процессе).

Относительно экспертной поддержки по различным направлениям деятельности высшей школы советом рассмотрены примерная программа модулей ОПОП ВО по направлениям подготовки кадров непедагогического профиля к педагогическому виду профессиональной деятельности в рамках бакалавриата, критерии оценки качества деятельности организаторов воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования с дополнительным критерием вовлечения обучающихся в предпринимательскую деятельность в части реализации «дорожной карты» по развитию студенческого технологического предпринимательства.

По экспертной поддержке деятельности системы дополнительного образования совместно с Минобрнауки РФ внесены методические рекомендации по алгоритму построения системы сетевого взаимодейст­вия при реализации программ дополнительного образования детей.

2. Один из важнейших приоритетов будущей работы совета – обсуждение мер по формированию современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, организаторов воспитательной деятельности, а также системы стимулирования их деятельности.

Итоги экспресс-опроса выявили самую насущную проблему московского студенчества. В 2016 году более всего молодых людей волновала неопределенность с трудоустройством после окончания альма-матер. Оценивая взаимоотношения «власть – молодежь», значительная часть ответивших (около 70%) полагает, что «проблема непонимания встает по вине власти», которая, якобы, «закрыта для нового поколения», «не готова признать его право на собственное мнение и поступок», «действует запретами».

Экспертный совет по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся

25 экспертов

Председатель

Фарис ХАРИСОВ, председатель Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования, советник директора Федерального института развития образования

Депутат-куратор

Борис ЧЕРНЫШОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. В центре внимания совета в 2017 году было несколько тематических направлений. Во-первых, это вопросы, связанные с профилактикой и запрещением курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных и других одурманивающих веществ среди молодежи. Во-вторых, вопросы профилактики аддиктивного (разрушительного) поведения у обучающихся. Еще одно направление – анализ и обсуждение большого круга вопросов, связанных с формированием и внедрением в образовательных организациях модели современного урока физкультуры, его безопасности, а также организацией здорового питания и физической активности учащихся.

Эксперты принимали активное участие в работе различных тематических семинаров, симпозиумов, конференций. Особо стоит выделить VIII Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России – 2017». Во многом программа этого форума была определена той повесткой, которая обсуждалась на протяжении года в рамках заседаний экспертного совета.

Также совет тесно взаимодействовал непосредственно с федеральными министерствами образования и науки, спорта. По информации депутата Б.Чернышова, вданном случае прежде всего обсуждались вопросы обеспечения спортивной деятельности в школах.

2. На сегодняшний день экспертный совет стал одной из активных площадок по анализу и публичному представлению современных методик в сфере физического воспитания и здоровьесбережения, реализуемых в российских регионах и образовательных организациях. Эта практика продолжится и в дальнейшем. Кроме того, будущая повестка заседаний будет формироваться с учетом тех актуальных задач, которые, по мнению экспертов, сегодня необходимо решать в рамках государственной образовательной политики. Речь идет, например, о разработке и реализации межведомственной программы по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, самоубийств, употребления алкоголя, предупреждению несчастных случаев; системы мер по стимулированию деятельности образовательных организаций относительно сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов; примерных норм тренировочных и соревновательных нагрузок для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом медицинских групп.​

По данным Всероссийской диспансеризации детей (0-17 лет), в 1992 году численность «практически здоровых» (1-я группа здоровья) составила 45,5%, в 2002 – 33,9%, в 2015 – 29,8%.

Среди школьников ситуация еще более острая: у половины детей 7-9 лет и 60% подростков выявляются хронические заболевания, а полностью здоровых – не более 12%. Такая статистика была озвучена в ходе работы площадки «Медицина будущего: здравоСохранение» участниками «Форума действий» ОНФ «Россия, устремленная в будущее», состоявшегося 18-19 декабря 2017 года. «В последние 25–30 лет прогрессируют социально зависимые и обусловленные учебным процессом и дополнительными нагрузками дефекты здоровья детей и подростков, а это дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания. В связи с этим нужно создать массовую рациональную систему оздоровления, предусматривающую непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека», – отметила Татьяна Кусайко.

В результате обсуждения активисты ОНФ предложили разработать межведомственную программу эффективной охраны здоровья детей школьного возраста, которая будет предусматривать повышение качества питания в общеобразовательных учреждениях, качество диспансеризации и развитие образовательных программ по сохранению здоровья.

Экспертный совет по воспитанию

31 эксперт

Председатель

Александр ЗОТЬЕВ, президент региональной общественной организации по защите и реализации гражданских, экономических и социальных прав «Русская община»

 

Депутат-куратор

Николай ЗЕМЦОВ, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. Советом разработан и направлен на рассмотрение комитета ряд законо­творческих инициатив по внесению поправок в действующие федеральные законы: «Обобразовании в Российской Федерации», «О государственной геномной регист­рации», «О благотворительной дея­тельности», «О некоммерческих организациях». Проведена комплексная экспертиза законопроекта «О патриотическом воспитании в России», по результатам которой также направлены соответствующие замечания и предложения.

Члены совета приняли активное участие в ряде общественных мероприятий: всоздании и работе экспертного сообщества «Гагаринский клуб», инициированного Национальным советом молодёжных и детских объединений России; в проведении конкурса лучших педагогических практик по формированию национальной гражданской идентичности обучающихся; в подготовке и проведении круглого стола (г.Ростов-на-Дону) по тематике НКО и показателей эффективности их деятельности в современной России. В рамках Московского международного салона образования члены экспертного совета презентовали результаты широкомасштабного общероссийского междисциплинарного научного исследования «Участие в управлении университетами».

Отреагировали члены экспертного совета и на «выступление в Бундестаге» российского старшеклассника в ноябре прошлого года, вызвавшее столь бурную реакцию в российском медиапространстве. Эксперты направили в адрес министра образования О.Васильевой письмо-обращение:

– В частности, нас заинтересовало вовлечение иностранных фондов, которые выдают не нужные нам результаты воспитания, – озвучил мнение коллег-экспертов депутат Н.Земцов.

2. По словам куратора, в ближайшее время запланировано создание специальной интернет-страницы с актуальной информацией о деятельности экспертного совета.

В соответствии с целевыми показателями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», к 2020 году в 85 субъектах РФ будутсозданы региональные центры патриотического воспитания. Также в несколько раз, с 25% до 70%, должна вырасти доля федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на базе которых будут действовать волонтерские организации.

Экспертный совет по соблюдению прав обучающихся

26 экспертов

Председатель

Эдуард ТЕМНОВ, проректор по учебно-воспитательной работе Тульского государственного университета

Депутат-куратор

Алёна АРШИНОВА, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. К сфере деятельности совета относится большой блок вопросов, связанных с соблюдением прав разных категорий учащихся: школьников, детей-сирот, студенчества. В определенный период именно студенчеству члены совета уделили особое внимание. Это обусловлено, во-первых, принятием федерального закона, в создании которого в свое время эксперты приняли самое активное участие. Речь о документе, регулирующем взимание платы за проживание в студенческих общежитиях.

– Сейчас мы поставили перед собой задачу – провести мониторинг соблюдения и применения данного закона на практике,– сообщила в своем выступлении А.Аршинова. – И, конечно, очень важно провести мониторинг самих студенческих городков, доступности их инфраструктуры.

Второй момент связан с необходимостью самого внимательного отношения к соблюдению прав студенчества в случаях, когда по решению Рособрнадзора вуз теряет право ведения образовательной деятельности по той ли иной образовательной программе, либо полностью прекращает свою работу.

– Очень важно, чтобы в подобных ситуациях законные права обучающихся были полностью соблюдены. Поэтому есть решение – совместно с Рособрнадзором провести мониторинг и в этой сфере, – отметила куратор совета.

2. Итоги проведенных мониторингов предполагается тщательно проанализировать. Если понадобится, будут сформулированы соответствующие законодательные инициативы и предложения. В портфеле экспертов на 2018 год имеется и ряд других нормативно-правовых актов, относящихся к тематике деятельности совета.

– Работа ведется полностью, по всем направлениям, – резюмировала А.Аршинова.

В 2017 году Рособрнадзор приостановил действие лицензии 35 образовательных организаций высшего образования. В 68 вузах и их филиалах был запрещен прием абитуриентов. Лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 58 вузов. В 125 было приостановлено действие государственной аккредитации. По решению арбитражных судов в 32 организациях было аннулировано действие лицензии (18 из них— вМоскве). Всего в период с 2014 по 2017 годы, сообщает газета «КоммерсантЪ», число вузов и их филиалов в России сократилось на 1097 организаций – с 2268 до 1171.

Экспертный совет по негосударственному образованию и государственно-частному партнерству в сферах образования и науки

30 экспертов

Председатель

Владимир ЗЕРНОВ, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета

Депутат-куратор

Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1-2. За год совет и его рабочие группы провели более десятка заседаний. Налоговый вопрос остается одной из центральных проблем для негосударственного сектора отечественной высшей школы:

– С изменением десять лет назад принципов налогообложения частные вузы попали в ситуацию, когда налог на имущество, землю не компенсируется. Более того, идет фактически двойное налогообложение, – прокомментировал председатель совета В.Зернов. По его словам, за эти годы ситуация много раз обсуждалась, и представители исполнительной власти обещали профессиональному сообществу разрешить сложившуюся коллизию, но пока этого так и не случилось: вопрос оказался «с бородой».

Еще одна проблема носит институциональный характер:

– К сожалению, в России до сих пор нет примеров активного привлечения состоятельных людей к развитию образования,– продолжал глава совета. – Причина – практически все деньги, что будут вкладываться, уйдут в налоги. Поэтому в нашей стране вуза типа Стэнфорда, к сожалению, пока не может появиться по определению. А ведь развивать образование только за счет бюджета еще ни у кого в мире не получалось.

Ректор РосНОУ затронул проблематику развития модели предпринимательского университета:

– Эта тема в последнее время много обсуждается на различных общероссийских форумах, многие опорные вузы в регионах стараются начать движение к такой университетской модели. Но на этом пути сегодня имеется колоссальный барьер: в соответствии с налоговым законодательством мы не можем иметь доход от интеллектуальной и прочей деятельности выше 10%. А как у наших иностранных коллег? Например, в Бразилии этот уровень достигает 50%, и при этом нет никаких ограничений. В Китае, Индии – я специально интересовался у представителей этих стран, – если у вуза доход от интеллектуальной собственности получается менее 10%, он считается неавторитетным. А у нас это потолок! Я не понимаю, кто и когда это придумал, но эта норма по нам бьет очень сильно.

Свою позицию по этому поводу высказал и председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов. В частности, он отметил, что многие из названных проблем не относятся к сфере законодательства об образовании.

– Однако эти вопросы действительно надо ставить, и мы готовы стать в данном случае лоббистами. Ясно, что налоговый режим для образовательных организаций, вне зависимости от форм собственности, должен быть гораздо лучше, – резюмировал глава комитета.

Сегодня в России около 820 частных школ. Это всего 1,9% от общего числа школ в стране. Однако потенциальный спрос на такое образование растет: 13% респондентов исследования ФОМ «О школьном образовании» предпочли бы отдать своего ребенка в частную школу, 21% считает, что в частных школах условия и образование лучше, чем в государственных.

Экспертный совет по вопросам координации развития федерального и регионального законодательства в сферах образования и науки

17 экспертов

Председатель

Николай ГРИЦЕНКО, президент Академии труда и социальных отношений

Депутат-куратор

Григорий БАЛЫХИН, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1-2. Особенность совета: почти весь его состав – президенты университетов, имеющие за плечами огромный опыт ректорской работы. Поэтому неслучайно, что часть инициатив, предложенных советом в 2017 году, касается деятельности высшей школы.

– В частности, речь идет о мониторинге эффективности вузов и, прежде всего, мониторинге эффективности участников проекта 5-100. Вы знаете, с какими проблемами мы столкнулись при проведении мониторинга в прошлые годы. Важно, чтобы они были проанализированы и исправлены, и сейчас совет над этим работает,– проинформировал участников заседания Г.Балыхин.

Ряд других предложений касается усовершенствования законодательства в части создания центров превосходства в структуре вузов, трудоустройства выпускников, целевого приема. Также члены экспертного совета предлагают дополнить закон «Об образовании в Российской Федерации» отдельной главой «Воспитательная работа в системе образования» – текст ее сформулирован и представлен депутатам профильного комитета.

Налажено сотрудничество совета с региональными законодательными органами. Так, в 2017 году введена практика экспертных визитов в регионы для подробного изучения опыта законодательной работы в различных субъектах Российской Федерации. Кроме того, очень полезным оказалось взаимодействие в формате рабочих встреч членов совета с руководителями профильных комитетов по образованию и науке регионов:

– Xотелось бы, чтобы подобные совещания проходили чаще и на регулярной основе.

К 2022 году в опорных университетах России прогнозируется объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного научно-педагогического работника выше в 2 раза, чем в среднем по системе высшей школы, объем публикационной активности выше в 3,5 раза, чем в среднем по системе высшей школы.

Экспертный совет по информационным технологиям в сфере образования и науки

29 экспертов

Председатель

Владимир ТИХОМИРОВ, президент Консорциума «Электронный университет»

Депутат-куратор

Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. За прошедший год прошло восемь заседаний, из них два выездных, в том числе в Омске. Помимо других актуальных вопросов, на заседаниях подробно анализировались проекты в области электронного обучения или информационных технологий Рыбаков фонда, издательства «Академкнига», консорциума «Омский электронный университет» и целого ряда других университетов и организаций, сообщил О.Смолин. Третье выездное заседание запланировано в Башкирии, совместно с президентским советом республики по развитию электронного образования.

Также экспертный совет организовал и провел круглый стол по теме «Проблемы правового и нормативного обеспечения эффективного развития электронного обучения в России в контексте утверждённой Президентом России Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы». Также эксперты участвовали в работе международного конгресса EdCrunch, по итогам которого при совете была создана рабочая группа по вопросам законодательства в сфере электронного обучения.

2. Вопросам развития отечественной системы электронного образования будет посвящена и ближайшая повестка дня совета:

– Коллеги, понятно, что без электронного обучения цифровой экономики быть не может. Понятно также, что ключевая проблема здесь – снятие бюрократических ограничений. Большинство из них находится не в законе «Об образовании», а в подзаконных актах. Более подробно эти вопросы мы планируем обсудить в феврале, – проинформировал депутат-куратор совета.​

Согласно правительственной программе «Цифровая Россия», к 2021 году доля преподавательского состава образовательных организаций, переподготовленного для обучения компетенциям цифровой экономики, достигнет 100%. К 2024 году количество выпускников вузов по IT-специальностям вырастет до 120 тыс. человек в год, а количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне – до 800 тыс. в год. 

Экспертный совет по фундаментальным и прикладным научным исследованиям

28 экспертов

Председатель

Виталий КОНОВ, руководитель Центра естественнонаучных исследований ИОФ РАН

Депутат-куратор

Жорес АЛФЁРОВ, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. В состав этого, совсем недавно сформированного совета вошли представители академической и университетской науки из Москвы, Петербурга, Самары, Новосибирска, Екатеринбурга, Владивостока. Буквально накануне его создания, заметил В.Конов, вышел указ Президента РФ о стратегии научно-технологического развития страны, что во многом определяет основную тематику повестки дня совета. В частности, одно из заседаний было посвящено результатам реформирования РАН и их сопряжения с новой стратегией. По словам докладчика, бурные обсуждения состоялись в совете по поводу еще одного вопроса: о программе развития науки, которая находится в стадии подготовки.

В числе первых итогов деятельности экспертного совета – подготовка перечня предложений по разделению обязанностей Академии наук и ФАНО, в том числе в части учредительства научных институтов.

– Позже примерно в этом же виде предложения были изложены руководству страны новоизбранным президентом Академии наук, и, насколько известно, сейчас они находятся в стадии рассмотрения, – сообщил В.Конов.

Советом подготовлены также предложения по изменению и корректировке программы фундаментальных исследований. Дело в том, что первоначально между профильным министерством и РАН имелись довольно существенные разногласия в этой сфере. На данном этапе организована совместная экспертная группа:

– Мы надеемся, что она будет работать успешно, – прокомментировал председатель совета.

2. Еще одним важным результатом, для достижения которого активные усилия предприняли и члены экспертного совета, можно считать установившийся контакт между научным сообществом и федеральными ведомствами: прежде всего, между Минобрнауки, ФАНО и РАН. Углубление такого диалога – в числе важнейших задач совета на будущее.

Кроме того, исключительно важным вопросом является принятие федерального закона о научной деятельности.

– Совсем недавно, в начале декабря, обсуждение законопроекта «О науке, научно-технической деятельности, инновационной политике» уже состоялось в нулевом чтении на нашем заседании в стенах Московской областной думы, – добавил председатель комитета В.Никонов. – То есть работа над документом уже началась и, по всей видимости, уже после президентских выборов станет, наверное, самой главной нашей законодательной деятельностью на ближайшее время. Потому что закон действительно очень сложный, комплексный, призванный определить всю законодательную основу деятельности российской науки. И, конечно, мы рассчитываем на большую помощь экспертного совета.

Сегодня в общей структуре расходов на НИОКР 68% приходится на государственное бюджетное финансирование. Планируется, что к 2025 году эта доля должна снизиться до 48% с одновременным резким увеличением вклада предпринимательского сектора. В целом расходы на научные исследования и разработки к 2025 году должны достигнуть 2% ВВП.

Экспертный совет по научно-технологическому развитию и интеллектуальной собственности

40 экспертов

Председатель

Михаил ПАЛЬЦЕВ, главный ученый секретарь Президиума РАН

Депутат-куратор

Владимир КОНОНОВ, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1. В состав созданного осенью 2016 года совета вошли представители фундаментальной и прикладной науки, промышленности, высокотехнологических компаний. Кроме того, для обеспечения экспертных и аналитических функций используется Реестр экспертов РАН, включающий более тысячи специалистов из 69 субъектов федерации.

На сегодняшний день в активе совета – участие в подготовке плана реализации стратегии научно-технологического развития РФ, а также детальная проработка проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности», в ходе которой разработано и внесено более 200 поправок.

Совет стал организатором ряда тематических экспертных панелей в рамках ежегодных общероссийских форумов «Открытые инновации», «Российская неделя высоких технологий», «Вузпромэкспо».

Для широкого информирования общественности о работе совета создан и действует специальный сайт.

2. Как подчеркнул депутат В.Кононов, в 2018 году работа по всем основным направлениям будет продолжена. А в июне планируется, совместно с профильным комитетом, проведение всероссийской, уже пятой по счету, конференции «Юные техники и изобретатели».

– Наша работа строится по двум направлениям, – подвел депутат итоги. – С одной стороны, это всё, что связано с законодательством: в частности, в центре нашего внимания, конечно, будет проект нового закона о науке. С другой – это организация и проведение мероприятий, которые пропагандируют всё, что связано с научно-технологическим развитием, особенно среди молодежи.​

По итогам реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) к 2035 году Россия должна находиться: в топ-10 экспортеров интеллектуальной собственности, в топ-10 мест мирового hi-tech рейтинга (Global Innovation Index). Российские компании – создатели 10 глобальных технологических брендов.

Экспертный совет по международному сотрудничеству в сферах образования и науки

28 экспертов

Председатель

Ефим ПИВОВАР, президент Российского государственного гуманитарного университета

Депутат-куратор

Алексей СИЛАНОВ, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1-2. На планирование работы экспертного совета существенно повлияло принятие приоритетного проекта «Развитие экспорта российского образования». Его задачи, ход реализации и связанная с этим проблематика нормативного обеспечения неоднократно обсуждались экспертами. В этой связи, отметил депутат А.Силанов, налажено конструктивное взаимодействие совета со всеми заинтересованными сторонами: Минобрнауки РФ, Россотрудничеством, Рособрнадзором, Общественной палатой, Ассоциацией иностранных студентов в России, Росмолодёжью, Роспатриотцентром, другими государственными и общественными организациями. В частности, в течение года на различных площадках эксперты совместно с представителями ФСБ, МВД, миграционных служб обсуждали подходы к внесению изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части урегулирования вопросов обучения иностранных граждан в российских образовательных организациях.

– В итоге на сегодняшний день законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении и, в принципе, дает возможность урегулировать многие накопившиеся проблемы, – заключил выступающий, проинформировав, что работа над совершенствованием законопроекта будет продолжена.

Помимо взаимодействия с исполнительными органами власти, совет ввел в практику своей работы проведение встреч, семинаров и видеоконференций с крупнейшими российскими вузами-экспортерами образования с целью изучения их опыта международного сотрудничества, а также текущей практики реализации проекта.

В 2017 году члены экспертного совета приняли участие в работе форума молодежных организаций государств-участников СНГ, провели встречи с участниками собравшего представителей 30 стран мира V Слета молодых соотечественников, проживающих за рубежом.

По данным на 1 сентября 2017 г. российские вузы получили более 96 тыс. заявок на обучение от иностранных граждан. Также растет численность студентов, обучающихся по совместным программам: 4564 чел. (2015), 6006 чел. (2016), 6802 чел. (2017).

Из общей численности зарубежных преподавателей, работающих в вузах России, более четверти трудится в национальных исследовательских университетах.

Экспертный совет по гуманитарным знаниям

20 экспертов

Председатель

Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, руководитель Европейского института демократии и развития

Депутат-куратор

Вячеслав НИКОНОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке

1-2. Работа совета в 2017 году сконцентрировалась на большом блоке вопросов, связанных с обновлением содержания школьного образования. В частности, детально рассматривался и обсуждался проект федеральных государственных стандартов, разработанный в рамках проекта единой концепции преподавания обществознания в школах России. Практически параллельно проводилась экспертная работа относительно подготовки нового поколения школьных учебников по общество­знанию и истории.

– Сейчас вся эта работа выходит на финальную стадию, – прокомментировал В.Никонов. – И если все пройдет успешно, то, возможно, уже с 2019 года российские школы получат новое поколение учебников по обществознанию, истории, написанных на основе новых образовательных стандартов.​

Чему должна научить школа новое поколение? Ожидания родителей распределились следующим образом: «научить критически мыслить» – 69%, «научить практическим навыкам» – 69,2%, «дать теоретические знания, актуальные для современного мира» – 56,7%, «дать базовый набор фундаментальных теоретических знаний, которые не меняются десятилетиями» – 42,7%.

В заключение заседания глава комитета предложил внести несколько изменений в формат деятельности экспертных советов. В частности, ввести широкую практику совместных заседаний экспертных советов, поскольку часть вопросов, рассматриваемых комитетом, все больше требует междисциплинарного подхода. Также решено сделать работу советов более публичной, с регулярным размещением информации об их деятельности, экспертных решениях и заключениях на официальном сайте комитета.

– Эта работа интересует сегодня большие сегменты нашего образовательного и научного сообщества, вызывает серьёзный общественный и родительский интерес, – подвел итог В.Никонов.

Обзор подготовила Марина БРЫЛЯКОВА.

[1] Данные по состоянию на 24.01.2018 г.

Подробная информация о перечне и составе экспертных советов

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: с места события, ао-100, экспертные советы, вячеслав никонов, комитет по образованию ГД РФ, марина брылякова

Похожие материалы:
Качество образования: гаранты и гарантии
Развитие инженерного образования и его роль в модернизации
Развитие форм оценки качества образования
Историческое образование: выстраивая линейку...
Необходима господдержка частного сектора образования
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Закон об образовании: время отклика
Функция воспитания возвращается в школу
Негосударственных детей в России нет
Обсуждение проекта закона об образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Из журнала
#105Международная аккредитация и высшее образование Индии
#107Кубанский государственный университет: на благо Кубани и России
#96Цифровая трансформация в образовании
#107Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
#107Подготовка кадров в области культуры и искусства
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний