Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Итоги премной кампании 2009 для СПО

Итоги приемной кампании показали, что, в целом, среднее образование, несмотря на кризис, позиции не сдает и остается востребованным в той же мере, что и в прошлом году

Просмотров: 617

Формирование контингента: планы и реальность

Традиционный экспресс-опрос для средних учебных заведений посвящен итогам приемной кампании 2009 года. Сделано это, как минимум, по трем причинам. Во-первых, в нашей стране узаконен единый государственный экзамен, что, конечно же, наложило свой отпечаток на процесс набора студентов. Во-вторых, к неблагоприятной экономической ситуации присоединился кризис, который к вопросу, где брать достаточное количество студентов, добавил вопрос, как выстоять в период упадка в экономике. В-третьих, совершенно не изменилась тенденция, связанная с предпочтениями абитуриентов: большинство из них, как и в прошлом году, выбирает высшее образование.

Удалось ли ссузам в таких условиях сформировать необходимый контингент?

По данным пресс-службы Рособразования, в 2009 году в средние учебные заведения предполагалось принять 158,7 тыс. человек, которые будут обучаться очно за счет средств федерального бюджета. По состоянию на начало сентября, контрольная цифра была выполнена на 97,3 процента, что составляет 154,4 тыс. человек и соответствует уровню 2008 года. При этом конкурс по таким популярным группам специальностей, как «Информационные технологии», «Строительство», «Транспортные средства», «Сервис», составил 2-3 человека на место.

В 171 учреждении среднего профессионального образования приемная кампания была продлена до 15 сентября, а 7 учебных заведений, по состоянию на 8 сентября, оказались заполненными только наполовину. Наибольшие проблемы с формированием контингента наблюдались по таким группам специальностей, как «Сельское и рыбное хозяйство», «Металлургия», «Машиностроение» «Биотехнологии». Сложившееся положение обусловлено, с одной стороны, ситуацией в указанных отраслях экономики, а с другой, – неблагополучно складывающейся демографической ситуацией в моногородах и небольших районных поселках, на территории которых расположены, в основном, однопрофильные учебные заведения: прежде всего, техникумы и колледжи сельскохозяйственного профиля. Оттоку абитуриентов из образовательных учреждений среднего профессионального образования также способствовало введенное впервые в этом году многоэтапное зачисление в вузы.

В подведомственные Рособразованию учреждения начального профессионального образования планировалось принять 60,7 тыс. человек, в том числе по очной форме обучения – 57,6 тыс. человек. По предварительным данным, они укомплектованы на 94 процента, что также соответствует показателям 2008 года. Прием в учебные заведения начального звена будет продолжаться до 1 января 2010 года.

В регионах формирование контингента проходило по-разному. Например, доля поступающих в профессиональные училища и техникумы Свердловской области в этом году увеличилась почти в два раза. Хотя демографическая ситуация по-прежнему остается сложной, план приема в подавляющем большинстве учреждений начального и среднего профессионального образования региона выполнен полностью. Более того, у многих учебных заведений НПО и СПО даже появилась возможность набрать студентов-платников.

Отчасти происшедшее можно объяснить здоровым прагматизмом молодых людей и их родителей, которые, наконец-то, реально оценили состояние экономики. Многие рабочие специальности востребованы даже в период экономической нестабильности, и предприятия готовы платить 25-30 тыс. рублей квалифицированным слесарям, сварщикам, монтажникам. Но, с другой стороны, абитуриенты выбирали наиболее престижные профессии, своего рода аналоги вузовских: управление, банковское дело, дизайн и т.п. А вот прием на специальности горнодобывающей и металлургической промышленности год от года сокращается. По данным Министерства образования Свердловской области, на сугубо промышленные специальности, которые требуются реальному сектору, набирают лишь 23,4 процента обучающихся. Остальные предпочитают сферу обслуживания и торговлю, так что говорить о коренном переломе в сознании молодых людей рано. В значительной степени на снижение амбиций повлияло ухудшение благосостояния уральцев: многим родителям просто не по карману платное высшее образование детей. Вторая причина – возможность поступить в вуз, последовательно преодолевая ступени образования.

Благоприятной можно назвать ситуацию с набором в Санкт-Петербурге, где, в целом, количество поступающих не уменьшилось, а по некоторым специальностям (преимущественно техническим) даже выросло. Увеличение отмечается в сфере авиационной и ракетно-космической техники, металлообработки и металлургии, информатики и вычислительной техники. И, как считают знатоки, в дальнейшем структура подготовки специалистов будет все больше подстраиваться под требования рынка труда.

Особая ситуация в Мурманской области. Она сложная, и есть основания предполагать, что в дальнейшем будет еще сложнее. Уже в следующем году количество мест в учреждениях профессионального образования превысит число выпускников школ, из-за чего вузы, техникумы и колледжи могут лишиться значительной части абитуриентов. Существующие прогнозы развития демографической ситуации неутешительны: количество детей и молодежи, как и всего населения области в целом, будет стабильно уменьшаться. И если два-три года назад специалисты говорили о нехватке квалифицированных кадров в тех или иных сферах экономики, то сейчас речь идет о грядущем дефиците трудовых ресурсов в широком смысле этого слова. Как быть, пока не решено.

Итоги приемной кампании показали, что, в целом, среднее образование, несмотря на кризис, позиции не сдает и остается востребованным в той же мере, что и в прошлом году.

По данным российских сайтов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, профориентация, ао-34

Похожие материалы:
Приемная кампания в Петровском колледже
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи
Модель подготовки специалиста
Региональные инновационные площадки развивают СПО
Хотим сохранить СПО
Опыт создания и развития ресурсных центров профобразования
Формирование социальной и профессиональной активности студентов
Здоровьесберегающая деятельность в Пятигорском торгово-экономическом техникуме
Экспресс-форум: итоги приемной кампании в СПО
Кадры для ЖКХ Тульской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#103Серноводский аграрно-технический колледж отмечает девяностолетие
#104Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
#101Губкинский филиал БГТУ им. В.Г.Шухова стал научным и культурным центром притяжения молодежи
#108Ярославский градостроительный колледж готовит специалистов будущего
#112Технические кадры для гражданской авиации России
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ