Интеллектуальная собственность – на выход!Закон № 217 предоставил право бюджетным учреждениям науки и образования, научным и образовательным учреждениям государственных академий наук самостоятельно создавать хозяйственные общества, вносить в уставный капитал права на результаты интеллектуальной деятельности. Просмотров: 2644
Прошло полтора года с момента принятия в августе 2009 года федерального закона № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Ожидания, возлагаемые на этот документ, были столь велики, что первоначально создали иллюзию, что он может и должен разрешить все существующие проблемы в развитии малых инновационных предприятий при вузах и научных центрах. Однако опыт практического применения закономерно выявил, что для успешной реализации закона ещё требуется принятие множества нормативных актов. Мы попросили прокомментировать основные итоги реализации федерального закона о малых инновационных предприятиях Алексея СУДАРИКОВА, заместителя директора Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Министерства образования и науки РФ. Расчистить правовое полеЗакон № 217 предоставил право бюджетным учреждениям науки и образования, научным и образовательным учреждениям государственных академий наук самостоятельно создавать хозяйственные общества, вносить в уставный капитал права на результаты интеллектуальной деятельности. По информации Минобрнауки России, в настоящее время, по состоянию на 16 марта 2011 года, в соответствии с положениями федерального закона создано 842 хозяйственных общества, из них 819 – в 172 вузах, 23 – в 20 НИИ. Минобрнауки России предпринимает определенные шаги по стимулированию практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, в том числе связанных с реализацией ФЗ № 217. К ним относится ряд принятых в 2010 году федеральных законов, каждый из которых расчищает определенный сегмент правового поля для успешной реализации федерального закона о малых предприятиях. Кратко прокомментируем их основные положения. До принятия ФЗ № 83 от 8 мая 2010 года законодательство Российской Федерации предусматривало ограничение на возможность реализации введенного федеральным законом № 217 положения о внесении оборудования и иного имущества в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ. Это ограничение снято с 1 января 2011 года ФЗ № 83 от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Этот закон изменил редакции ст. 296 и 298 Гражданского кодекса РФ, которыми определено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным закрепленным за ним имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Кроме того, введено положение, согласно которому бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Таким образом, обеспечена законодательная основа для использования образовательными и научными учреждениями денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также приобретенного за счет этих средств имущества. До недавнего времени для хозяйственных обществ, созданных в соответствии с законом о малых инновационных предприятиях, также отсутствовала законодательно установленная возможность применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Эта норма предусмотрена федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 310 «О внесении изменения в ст. 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который предоставил права хозяйственным обществам, созданным в соответствии с ФЗ № 217, применять упрощенную систему налогообложения. Для поддержки формирования хозяйственных обществ в рамках реформирования системы социального страхования проработаны и согласованы положения об установлении переходного периода в отношении увеличения размера обязательных взносов на социальное страхование для таких организаций. Льготный режим уплаты страховых взносов на период 2011-2019 годов для малых инновационных предприятий, созданных в соответствии с ФЗ № 217, установлен ФЗ № 272 от 16 октября 2010 года «О внесении изменений в федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст. 33 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В отношении малых инновационных предприятий указанные нормы были сформулированы Минобрнауки России. Еще одной проблемой реализации ФЗ № 217 являлось то, что бюджетные учреждения были не вправе предоставлять в аренду создаваемым хозяйственным обществам на льготной основе помещения и оборудование без проведения конкурсов и аукционов. Президентом РФ подписан ФЗ № 22 от 1 марта 2011 года «О внесении изменений в ст. 5 федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и ст. 171 федерального закона «О защите конкуренции», который предусматривает право высших учебных заведений и научных учреждений сдавать в аренду государственное имущество на льготной основе без права выкупа, без проведения конкурсов и аукционов хозяйственным обществам, учредителями которых являются данные учреждения. В настоящее время Минобрнауки России подготовлен проект постановления «Об имущественной поддержке деятельности хозяйственных обществ по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности», разработанный в соответствии с федеральным законом РФ «О внесении изменений в ст. 5 федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и ст. 171 ФЗ № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции». Проектом этого постановления определены правила и условия сдачи хозяйственным обществам для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права использования которых внесены ими в качестве вклада в уставный капитал данных хозяйственных обществ, с согласия собственника в аренду без права выкупа федерального имущества, в том числе недвижимого. Федеральный закон № 217 предписывает условие сохранения исключительного права за вузом. Это означает, что нельзя заключать договоры об отчуждении соответствующего исключительного права в уставном капитале. Также после создания хозяйственного общества вуз не может передать это исключительное право другим лицам: он должен оставаться правообладателем в течение всего периода действия лицензионного договора. В то же время виды лицензионных договоров – на условиях простой (неисключительной) или исключительной лицензии, – по которым в уставный капитал хозяйственного общества вносится право использования, закон № 217 не ограничивает. Поэтому, при условии сохранения исключительного права за вузом, последний может передавать права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности (РИД) как на условиях простой, так и на условиях исключительной лицензии. Однако опыт реализации закона о малых инновационных предприятиях показал, что он содержит норму, препятствующую реальному внедрению РИД, и особенно в области разработки и распространения программного продукта, поскольку содержит запрет на предоставление хозяйственным обществом третьим лицам по договору, а также передачу третьим лицам по иным основаниям права на использование результатов интеллектуальной деятельности. Минобрнауки России подготовило проект ФЗ «О внесении изменений в ст. 27 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в ст. 5 федерального закона «О науке и государственной научнотехнической политике», исключающий данное положение. При этом основополагающее условие о сохранении исключительного права на РИД за вузом не изменяется. Этот законопроект представлен в Правительство Российской Федерации в декабре 2010 года и в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе. Мост между бюджетной сферой и сферой коммерциализацииРеализуемые в настоящее время Министерством образования и науки РФ меры законодательной поддержки малых инновационных предприятий являются необходимыми и, в основном, достаточными. Вместе с тем имеет смысл – в контексте нашего разговора – обозначить некоторые из имеющихся ВОПРОСОВ, связанных с реализацией ФЗ № 217, по которым в отдельных случаях возможно принятие дополнительных мер законодательной поддержки малых предприятий. 1. Низкий спрос на продукцию малых инновационных предприятий. Ст. 15 «Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа» ФЗ № 94 предусматривает, что «государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере, не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов». В законодательстве Российской Федерации имеется ограничение на участие малых инновационных предприятий в гособоронзаказе (ГОЗ). В соответствии с ФЗ № 213 от 27 декабря 1996 года «О государственном оборонном заказе» размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ № 94. Тем не менее, представляется возможным зафиксировать требование о привлечении малых предприятий в рамках ГОЗ в целом, за исключением специально оговоренных случаев. Соответствующие поправки могут быть полезны, но их внесение не принципиально. 2. Минимальная доля вуза – не менее 25 процентов в ОАО и одна третья в ООО (блокирующий пакет). Предусмотренная законодательством минимальная доля вуза или научного учреждения является гибкой, так как находится в интервале от 25 до 100 процентов – в ОАО и от 1/3 до 1 – в ООО. Отказываться от блокирующего пакета акций нецелесообразно, так как это приведет к потере возможности осуществлять необходимый контроль деятельности созданного вузом или научным учреждением хозяйственного общества. Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации необходимо предусмотреть возможность сохранения общей (совокупной) доли (минимальная доля вузов-соучредителей в ОАО – не менее 25 процентов, в ООО – не менее 1/3) для всех вузов, являющихся учредителями хозяйственного общества, что позволит активно реализовывать сотрудничество между ними и привлечь необходимый объем средств от иных соучредителей-инвесторов. Принятие мер по этому вопросу в части сохранения общей доли при соучредительстве вузами хозяйственных обществ целесообразно. 3. Невозможность передачи создаваемому предприятию исключительных прав на РИД. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности по общему правилу принадлежат юридическим и физическим лицам, не делая изъятия для государственных научных и образовательных учреждений. Таким образом, государственное учреждение на общих основаниях является правообладателем исключительного права – как в случае создания РИД по государственным контрактам, так и в случае их создания работниками учреждения в порядке выполнения служебного задания при финансировании государственного учреждения по бюджетной смете. Для повышения эффективности работы хозяйственных обществ в первую очередь необходимо предоставить им право выдавать сублицензию третьим лицам по договору, а также передачу третьим лицам по иным основаниям права на использование результатов интеллектуальной деятельности. Особенно это важно для хозяйственных обществ, функционирующих в области ИКТ и фармацевтики. Проблема решается поэтапно. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект «О внесении изменений в ст. 27 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в ст. 5 федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», разрешающих передачу прав третьим лицам по сублицензии. 4. Сложности для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), в работе с крупными компаниями. В соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) по налогу на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (пп. 26). Кроме того, п. 3 указанной статьи установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) по налогу на добавленную стоимость на территории Российской Федерации выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
Одновременно с этим в соответствии со ст. 252 к расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (пп. 4). Таким образом, вопросы налогообложения в части основной деятельности малых инновационных предприятий в основном отрегулированы. Сложности для малых инновационных предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, в работе с компаниями действительно могут возникнуть, но это является проблемой для компании, заказывающей инновационную продукцию, в связи с суммами налога, принимаемыми налогоплательщиком к вычету. Это общий вопрос для всех предприятий и компаний, закупающих товары, работы, услуги у малых предприятий, работающих по УСН, и он должен решаться на общих основаниях. 5. Боязнь вузов оценивать РИД на сумму менее 500 тыс. рублей и высокая стоимость оценки. Возможность вузов и научных учреждений оценивать РИД на сумму менее 500 тыс. рублей установлена ФЗ № 217 от 2 августа 2009 года. Согласно закону вуз или научное учреждение оценивают РИД самостоятельно, а величина оценки – в соответствии с законодательством Российской Федерации – устанавливается и утверждается по согласованию с учредителями. Такой механизм оценки является рыночным и не требует применения специальной методики. В результате обеспечивается необходимый режим экономии, поскольку в привлечении независимого оценщика нет необходимости. Оценка РИД суммой более 500 тыс. рублей проводится по согласованию с учредителем и, в исключительных случаях с привлечением сертифицированных оценщиков из ассоциации независимых оценщиков на основе утвержденных указанной ассоциацией порядка и методики оценки. Необходимость дополнительных мер отсутствует. Рынок оценки хорошо развит. Если не привлекать к оценке брендовые компании, расходы можно минимизировать, поэтому решение указанной задачи – по силам любому вузу. Реализация федерального закона № 217 убеждает, что он является тем краеугольным кирпичиком законодательной базы инновационной деятельности, который проложил мост между бюджетной сферой и сферой коммерциализации. Поэтому организация по нему оживленного движения, обеспечивающего выход интеллектуальной собственности, созданной в бюджетной сфере за бюджетные деньги, на коммерческий рынок, – дело не только будущего, но и сегодняшнего дня. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|