Форум ассоциации ENQA прошел в ИспанииВ апреле испанский город Сарагоса принял 104 участников 8-го Форума Европейской ассоциации агентств гарантии качества (ENQA). Возглавил встречу президент ассоциации, доктор Кристоф Гролимунд (Christoph Grolimund) – директор Швейцарского центра аккредитации и гарантии качества высшего образования. Россия была представлена Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентром) и Национальным аккредитационным агентством в сфере образования (Росаккредагентством). Просмотров: 1338
Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018.
Форум ENQA: вузы в ответе за качествоВ апреле испанский город Сарагоса принял 104 участников 8-го Форума Европейской ассоциации агентств гарантии качества (ENQA). Возглавил встречу президент ассоциации, доктор Кристоф Гролимунд (ChristophGrolimund) – директор Швейцарского центра аккредитации и гарантии качества высшего образования. Россия была представлена Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентром) и Национальным аккредитационным агентством в сфере образования (Росаккредагентством). Социальное измерение На пленарных выступлениях форума рассматривались такие вопросы, как социальное измерение в образовании и процедурах гарантии качества, результаты проекта EQUIP (Enhancing quality through innovative policy & practice – «Повышение качества через инновационную политику и практику»), а также Глобальная конвенция ЮНЕСКО по признанию квалификаций высшего образования. Исследователь и политический аналитик Научно-исследовательского института по вопросам экономики образования и социальным вопросам (FiBS) Доминик Орр (Dominic Orr) подчеркнул, что социальный аспект в процедурах гарантии качества образования является одним из центральных и требующих решения. Особое значение решение этой проблемы приобретает в свете Ереванского коммюнике (2015), в котором говорится о необходимости повышения доступности системы высшего образования как необходимого условия формирования единого европейского образовательного пространства, поскольку население становится все более диверсифицированным, включая иммиграционные и демографические изменения. Кроме того, одним из глобальных показателей достижения целей в области устойчивого развития ООН (Global indicator framework for the Sustainable Development Goals and targets of the 2030 Agenda for Sustainabl Development) является показатель 4.3: «К 2030 году обеспечить для всех женщин и мужчин равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию, в том числе университетскому». Но это доступ не только к поступлению, а еще и успешному приобретению знаний, умений и завершению обучения. Также спикер подчеркнул, что «равный доступ» в некоторых случаях означает «неравное отношение», то есть особую поддержку уязвимых групп общества. В этой связи Доминик Орр обратил внимание аудитории на то, что роль системы гарантии качества заключается в разработке минимума стандартов, которым вузы должны соответствовать, и обеспечении прозрачности процедуры оценки качества этого соответствия на ключевых этапах жизненного цикла деятельности вузов, на которых социальные проблемы требуют особого внимания (см. табл. 1). Признание квалификаций Заместитель секретаря Конгрегации католического образования Святого Престола П. Фридрих Бечина (P. Friedrich Bechina) рассказал об истории разработки Глобальной конвенции ЮНЕСКО по признанию квалификаций высшего образования и деятельности комитета по разработке, который включает 23 эксперта ЮНЕСКО из 23 стран мира, в том числе из России. Эту конвенцию планируется принять в ноябре 2019 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО. Для чего нужен этот документ? Глобальная конвенция ЮНЕСКО по признанию квалификаций высшего образования будет направлена на решение следующих задач: – обеспечение глобальной основы для справедливого, лишенного дискриминации, последовательного, надежного признания квалификаций высшего образования; – содействие, обеспечение надежности и взаимодополняемости в гарантии качества, рамок квалификаций и признании квалификаций для поддержки межрегиональной мобильности; – содействие развитию глобальной взаимовыгодной мобильности на уровне обществ, обладателей квалификаций, вузов, работодателей и других заинтересованных сторон (сторон конвенции); – содействие расширению международного сотрудничества в области высшего образования; – содействие демократизации высшего образования и возможности непрерывного обучения для всех; – содействие посредством признания квалификаций всеобъемлющему и равному доступу к качественному высшему образованию и возможности обучения для всех; – обеспечение качества для быстрорастущего разнообразия поставщиков высшего образования; – разработка согласованных принципов признания квалификаций высшего образования, общих для всех регионов; – содействие более эффективному использованию человеческих и образовательных ресурсов на глобальном уровне для экономического, технологического и социального развития. На вопрос аудитории, как будут соотноситься глобальная и региональные конвенции по признанию квалификаций, П. Фридрих Бечина ответил, что Глобальная конвенция ЮНЕСКО по признанию квалификаций высшего образования будет гармонизирована с принципами действующих региональных конвенций и рекомендаций 1993 года о признании исследований и квалификаций в высшем образовании. Региональные конвенции останутся юридически обязательными на своем уровне. Главное заключается в том, что будет создан международный нормативный инструмент признания квалификаций высшего образования с глобальным охватом. Что касается нашей страны, в 2000 году Россия подписала Лиссабонскую конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе. Лиссабонская конвенция устанавливает Европейскую сеть национальных информационных центров по вопросам академического признания и мобильности. Но, как известно, пока существуют проблемы по признанию российских ученых степеней кандидатов и докторов наук за рубежом. В большинстве стран они не признаются.
Гарантия качества Результатам проекта EQUIP было посвящено выступление директора отдела институционального развития Ассоциации европейских университетов Тиа Лоуккола (Tia Loukkola). Проведенное в рамках проекта исследование охватывало такие проблемы, как разнообразие внешних условий и правовой базы, институциональная ответственность за качество, распространение информации о гарантии качества образования, противостояние культуры качества и бюрократии, студентоцентрированное обучение. ТиаЛоуккола и другие участники проекта проанализировали подходы к гарантии качества различных европейских стран и пришли к выводу о существующем разнообразии их как в процедурах внутренней, так и внешней гарантии качества. Эту ситуацию участники проекта объясняют обобщенным рамочным характером европейских стандартов ESG (2015) и национальным контекстом систем образования. Особое внимание уделяется качеству обучения и трудоустройству, при этом среди этих двух аспектов пальму первенства в большинстве стран отдают трудоустройству. Причиной этому, по мнению ТиаЛоуккола, может служить тот факт, что и качество обучения, и трудоустройство легче измерить, чем, например, личностное развитие студентов. Изучив проблему ответственности европейских вузов за качество образования, авторы проекта пришли к выводу, что именно процедуры внешней гарантии качества должны регулировать разработку внутривузовских систем гарантии качества. В итоге были выработаны рекомендации по созданию внутривузовских систем гарантии качества в соответствии с институциональным контекстом, служащих целям и задачам вузов, вместо того чтобы сосредоточиться исключительно на требованиях системы внешней гарантии качества образования. Итоги проекта, основные его идеи и рекомендации по повышению качества высшего образования в европейском пространстве для государственных органов также представлены в отдельном политическом бюллетене, который предполагается включить в обсуждение на встрече министров образования стран-участниц Болонского процесса в 2018 году. Проекты ENQA На секционных заседаниях форума обсуждались результаты четырех проектов ENQA. Проект первый. Адаптивная система электронного оценивания в процессе обучения – обзор и обсуждение результатов пилотного проекта «An Adaptive Trust-based e-assessment System for Learning (TeSLA)». Ведущие секции: ЭстерУэртас Идальго – руководитель проекта, Агентство гарантии качества Университета Каталонии (AQU Catalunya) и Ана Елена Герреро – координатор проекта, Открытый университет Каталонии. Проект очень актуален и для нашей страны в связи с бурным развитием электронного обучения, разработкой и реализацией образовательных программ с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Как оценить обучающегося по такой программе? Как обеспечить надежную аутентификацию личности студентов во время электронной оценки качества их подготовки? На эти и другие вопросы команда проекта ищет решения, используя технологии в области распознавания лица и голоса, шаблоны нажатия клавиш, анализ текста и другие. Проект второй. База данных (отчетов) о результатах внешних экспертиз – анализ результатов проекта «Database of External Quality Assurance Reports (DEQAR)», реализуемого Европейским регистром агентств гарантии качества (EQAR) и направленного на создание открытой базы данных о результатах экспертиз агентств, включенных в регистр, и решениях по этим экспертизам. Ведущий секции: Колин Тюк – директор EQAR. База данных предоставит пользователям возможность определить, проходил ли конкретный вуз процедуру внешней экспертизы в соответствии с ESG, организованную зарегистрированным EQAR агентством, и получить доступ к соответствующим отчетам и результатам по итогам экспертиз. База будет способствовать признанию и перезачету кредитов и, таким образом, поддерживать мобильность студентов, развивать трансграничное сотрудничество. Будучи включенным в регистр EQAR, Нацаккредцентр активно участвует в этом проекте, занося в базу данных всю необходимую информацию о своей деятельности. Какие преимущества предоставит включение в базу данных информации об аккредитованных программах? Конечно, эти преимущества касаются студентов, обучающихся по той или иной аккредитованной программе. Это признание дипломов выпускников аккредитованных программ в Европе, реальная возможность для них продолжить обучение в странах-членах Болонского процесса. Вузы также получат ряд плюсов, среди которых, например, активизация и расширение международного сотрудничества, международной мобильности, участие в международных проектах. Теперь перед EQAR стоит задача продвижения этого проекта, этой базы данных среди всех заинтересованных сторон, к которым относятся европейские центры по признанию (ENIC / NARIC), вузовские службы по признанию, агентства гарантии качества, абитуриенты и студенты. Проект третий. Инициатива по гармонизации гарантии качества высшего образования и аккредитации в Африке – проект «Harmonisation of African Higher Education Quality Assurance and Accreditation (HAQAA) Initiative». Ведущие секции: Кати Дуйкаертс – вице-президент ENQA, Паула Ранне – заместитель директора ENQA. В рамках этого проекта ассоциация координировала работу технической рабочей группы, которая разработала Африканские стандарты и руководящие принципы обеспечения качества. Проект четвертый. Связь академического признания и обеспечения качества «Linking Academic Recognition and Quality Assurance (LIREQA)» – очень интересный проект, основной задачей которого являлась разработка методологии гармонизации академического признания с внутренними и внешними процедурами гарантии качества. Ведущая секции: Аурелия Вайлекине – заместитель директора Центра оценки качества высшего образования Литвы. Ценным результатом проекта являются выработанные рекомендации для вузов и агентств гарантии качества. Для вузов:
Для агентств гарантии качества:
Образование с едиными подходами к гарантии его качества в рамках принципов Болонского процесса объединяет страны и народы, дает возможность людям разного уровня развития и любого вероисповедания стать востребованными, состояться в профессии и жизни в целом. Не секрет, что российское образование пока еще испытывает ряд очень серьезных проблем, включая обсуждаемые на форуме ENQA. Вместе с тем имеется много значительных достижений: модернизация ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов, равный доступ к образованию, обязательность создания условий для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, международная мобильность студентов и преподавателей, электронное обучение и многое другое. Содержание и итоги форума говорят об активности и единстве европейского сообщества, включая Россию, в развитии процедур гарантии качества образования, о сплоченности в выработке общих подходов в решении острых проблем, готовности к изучению лучших практик и постоянному совершенствованию. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|