Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Нацаккредцентр включен в Европейский реестр

Включение национального агентства в Европейский реестр открывает новые горизонты для российского образования, привлечения иностранных студентов и преподавателей и, главное, признания высокого качества лучших образовательных программ.

09.09.2016
Просмотров: 68
Мотова ГалинаГ.Н. МОТОВА, заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании», доктор педагогических наук

ГАРАНТИЯ качества (Quality Assurance) рассматривается в Болонском процессе как ключевой принцип интеграции Европейского пространства высшего образования. Это одна из десяти задач, определенных в Болонском процессе в период 1999­-2009 годов и один из важнейших приоритетов ЕПВО в 2010­-2020 годах. Это основа и фундамент единого европейского образовательного пространства.

Легитимное оформление европейской системы гарантии качества заняло несколько лет. Вопрос гарантии качества образования был постоянно на повестке дня Болонского процесса. Уже в самой Болонской декларации (июнь, 1999) определена задача – «содействовать европейскому сотрудничеству в сфере гарантии качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологии оценки». В 2000 году по инициативе правительственных органов европейских стран, участвующих в апробации процедур оценки качества образования, была создана Европейская сеть агентств гарантии качества (ENQA).

В Пражском коммюнике (май, 2001) ENQA было дано поручение – «разработать сценарии для взаимного признания механизмов аккредитации/сертификации и оценки; разработать общие нормы и принципы для систем гарантии качества. В Берлинском коммюнике (сентябрь, 2003) прописаны требования к формированию системы гарантии качества на институциональном, национальном и европейском уровнях: «К 2005 году национальные системы гарантии качества должны включать в себя следующее:

  • определение ответственности всех вовлеченных в процесс органов и институтов;
  • оценку программ или институтов, включая внутреннюю оценку, внешнюю экспертизу, участие студентов и публикацию результатов;
  • систему аккредитации, сертификации или подобных процедур;
  • международное участие в оценке, международное сотрудничество и участие в работе сетей».

А на европейском уровне министры образования обязали Европейскую сеть гарантии качества высшего образования (ENQA) «разработать согласованные стандарты, процедуры и рекомендации для гарантии качества, методы адекватной оценки систем гарантии качества и аккредитационных агентств».

Выполняя обязательства, уже к встрече в Бергене (май, 2005) Европейская сеть агентств разработала и представила на утверждение министрам образования Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG). До настоящего времени этот документ фактически является своего рода манифестом гарантии качества образования в Европе. Документ содержит стандарты и рекомендации для внутривузовских систем качества образования, для внешних систем гарантии качества на национальном уровне (региональном, отраслевом) и требования к аккредитационным агентствам.

Наконец, в мае 2007 года на очередной конференции министров образования в Лондоне была поддержана идея создания Европейского реестра аккредитационных агентств (EQAR), получив официальное признание и прямое поручение по его созданию. По мнению министров, EQAR должен способствовать:

  • «приданию законодательной основы для предоставления права высшим учебным заведениям выбора любого агентства, включенного в реестр, и для приведения в соответствие национальных нормативных актов;
  • созданию инструмента гарантии качества деятельности аккредитационных агентств и обеспечению взаимного доверия между ними».

EQAR был создан и начал свою работу в 2008 году. В качестве учредителей реестра выступили четыре европейские структуры (Группа Е4): ENQA – Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании, EUA – Европейская ассоциация университетов, EURASHE – Европейская ассоциация высших учебных заведений, ESU – Европейский союз студентов. Для эффективной работы EQAR Еврокомиссией были подготовлены рекомендации по вопросу формирования европейской модели гарантии качества (2009). Они содержали прямые указания национальным правительствам:

  • «вузы должны иметь право на получение зарубежного «знака качества»;
  • агентства должны быть способны и им должно быть разрешено работать вне пределов своей страны;
  • национальные правительства и аккредитационные агентства обязаны признавать агентства других стран, включенные в реестр, и признавать их результаты».

Таким образом, основная задача EQAR – обеспечить высокую степень доверия к качеству высшего образования в европейском пространстве. Любой вуз, находящийся на территории страны, которая участвует в процессе европейской интеграции (в настоящее время 48 стран, включая Республику Беларусь), может пройти аккредитацию в аккредитационном агентстве, зарегистрированном в EQAR, независимо от того, национальное оно или зарубежное. И такая аккредитация образовательных программ вуза, а значит признание их качества, будет учитываться во всех странах европейского пространства.

СОЗДАНИЕ Европейского реестра и активизация процедур оценки и признания аккредитационных агентств для включения их в реестр в течение последних пятнадцати лет обеспечили формирование «европейской архитектуры качества образования» (см. схему), включающей четыре основных уровня: институциональный – национальный – инфраструктурный – европейский.

Архитектура гарантии качества образования

Первый уровень – институциональный: вузы несут основную ответственность за качество образования и гарантию качества. В вузе должна быть создана система качества по европейским стандартам, которые прописаны в первой части ESG.

Второй уровень – национальный: должны разрабатываться внешние системы гарантии качества (аккредитация, сертификация, аудит и прочие), с помощью которых вузы могли бы продемонстрировать качество своей работы. Внешние системы гарантии качества также должны следовать принципам ESG (часть 2).

На национальном уровне должна быть создана соответствующая инфраструктура: агентства гарантии качества (аккредитационные агентства) должны быть независимы как от органов управления образованием, так и от вузов. На их деятельность не должны влиять «третьи стороны». Национальные аккредитационные агентства раз в пять лет сами должны проходить международную экспертизу в Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) по стандартам ESG (часть 3) для включения в Европейский реестр агентств гарантии качества (EQAR).

Наконец, на европейском уровне вузы имеют право выбрать для своей аккредитации любое зарубежное или национальное агентство, зарегистрированное в EQAR. Результаты такой аккредитации должны признаваться на уровне страны, где находится вуз, и во всех странах­участницах Болонского процесса.

Такая архитектура обеспечивает объективную, прозрачную, независимую оценку качества высшего образования на территории Европы. Образование становится «единой валютой», не требующей конвертации (перезачета курсов, пересдачи экзаменов, демонстрации благонадежности и состоятельности, качества и ответственности). Независимость всей системы обеспечивается множественной зависимостью с привлечением всех европейских структур: правительственных – в лице Еврокомиссии и Конференции министров образования, и общественных – в лице Европейских ассоциаций университетов, признанных национальных аккредитационных агентств, образовательных организаций высшего образования, студенческих союзов и союзов профессиональных объединений.

На Генеральной ассамблее в январе 2012 года члены EQAR обозначили две стратегические цели деятельности реестра. Это доверие и международное признание (реестр должен способствовать продвижению доверия и международного признания признанных агентств гарантии качества, их результатов и решений во всем Европейском пространстве высшего образования), а также прозрачность и информирование (EQAR осуществляет свою деятельность прозрачно, отвечает ожиданиям всех заинтересованных сторон и предоставляет достоверную информацию).

До настоящего времени в Европейский реестр агентств гарантии качества было включено 40 агентств из 21 страны: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Косова, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сербии, Словении, Финляндии, Франции, Хорватии, Швейцарии, Эстонии. Наибольшее представительство агентств – из Германии (8) и Испании (7). С 1 декабря в EQAR зарегистрирован российский Национальный центр профессионально­-общественной аккредитации, тем самым представив Россию в числе стран, имеющих признанное аккредитационное агентство.

Процесс вхождения новых членов поддерживается на каждой очередной встрече министров образования. В 2012 году в Бухаресте (Румыния) министры отметили: «Мы приветствуем внешнюю оценку деятельности агентств, проводимую EQAR, и мы поддерживаем агентства гарантии качества в подаче заявок на регистрацию. Мы позволим зарегистрированным в EQAR организациям осуществлять свою деятельность во всем европейском пространстве высшего образования с учетом национальных требований. В частности, мы будем стремиться к признанию решений по гарантии качества зарегистрированных в EQAR агентств о совместных программах и двойных дипломах».

На состоявшейся в мае 2015 года в Ереване встрече министров образования было принято новое коммюнике, одно из положений которого содержит обязательство «предоставить возможность высшим учебным заведениям привлекать подходящее аккредитационное агентство, зарегистрированное в EQAR, к проведению процедур внешней гарантии качества». В Декларации VI Болонского политического форума, проведенного в рамках этой встречи министров, в качестве одного из приоритетов прописано: «Развитие сотрудничества в гарантии качества с целью укрепления взаимного доверия между нашими системами образования и их квалификациями. Мы будем поощрять вступление агентств гарантии качества стран­участниц в Европейский реестр агентств гарантии качества (EQAR)».

Регистрации агентства в реестре предшествует многолетняя работа по подтверждению своей состоятельности: наличия ресурсов, результатов, признания на национальном уровне. А также проведение самообследования, внешней международной экспертизы деятельности агентства, утверждение полноправного членства в Европейской ассоциации агентств гарантии качества (ENQA). И только после этого – рассмотрение результатов в коллегиальном межправительственном органе и регистрация в EQAR как признание международного статуса.

НАЦАККРЕДЦЕНТР, начиная с 2013 года, успешно прошел все этапы по признанию в европейских структурах: в ноябре 2014 года первым из независимых аккредитационных агентств России получил полноправное членство в ENQA, а в ноябре 2015 года – занесен в Европейский реестр.

Коллектив Национального центра профессионально­-общественной аккредитации имеет большой опыт международной деятельности. Четверо сотрудников центра прошли специальную подготовку в ENQA, получили статус европейских экспертов и принимали участие в экспертизах зарубежных аккредитационных агентств и вузов. Опыт проведения самообследования по требованиям ENQA и прохождения внешней международной экспертизы для сотрудников центра не нов: в составе Национального аккредитационного агентства в сфере образования такая подготовка ими была получена еще в 2008 году. В 2009 году Росаккредагентство обрело статус полноправного члена ENQA, но не было признано в Европейском реестре.

Включение Нацаккредцентра в Европейский реестр – это значимое достижение не столько для коллектива центра, сколько для всей системы высшего образования России, поскольку во время экспертизы оценивается не только качество и эффективность деятельности агентства, но и качество аккредитованных им образовательных программ, реализуемых в вузах страны. Оценивается система гарантии качества, сформированная на национальном уровне. В свою очередь, признание аккредитационного агентства обеспечивает признание результатов проводимых им аккредитационных процедур и качества аккредитованных образовательных программ. Именно поэтому регистрация российского Нацаккредцентра в EQAR будет способствовать восстановлению репутации и доверия к качеству образования в России.

По мнению директора Нацаккредцентра Владимира Наводнова, включение национального агентства в Европейский реестр открывает новые горизонты для российского образования, привлечения иностранных студентов и преподавателей и, главное, признания высокого качества лучших образовательных программ.

Европейский реестр агентств гарантии качества (European Quality Assurance Register for Higher Education, EQAR) – реестр агентств гарантии качества высшего образования, отвечающих требованиям Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования (ESG).

EQAR – международная ассоциация, созданная в 2008 году. Учредителем EQAR являются четыре европейские структуры (Е4): ENQA – Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании, EUA – Европейская ассоциация университетов, EURASHE – Европейская ассоциация высших учебных заведений, ESU – Европейский союз студентов. Консультативными членами, представляющими интересы профессионального сообщества, в EQAR выступают Ассоциация «Бизнес Европа» (BUSINESS­EUROPE) и Европейская структура международного образования (EI). Представители министерств образования всех стран­участниц Болонского процесса, а также межправительственные организации являются правительственными членами ассоциации. В настоящее время в EQAR представлено 38 (из 47) правительственных членов.

В структуре EQAR представлены Генеральная ассамблея, которая собирается один раз в год, Исполнительный комитет, осуществляющий общее руководство и управление реестром, Руководящий комитет (включает 11 экспертов, действующих независимо друг от друга и имеющих большой опыт в области гарантии качества и высшего образования). Руководящий комитет избирается Генеральной ассамблеей сроком на два года и принимает решения о включении агентств в реестр. Представители 5 стран­участниц Болонского процесса принимают участие в собраниях комитета в качестве наблюдателей. В настоящее время наблюдателями являются Бельгия, Греция, Испания, Франция, Хорватия.

Основная цель EQAR – предоставление полной и достоверной информации об агентствах гарантии качества, действующих на европейском уровне.

Концепция EQAR заключается в том, что зарегистрированные в реестре агентства (признанные и наделенные полномочиями как международные) могут осуществлять свою деятельность во всем европейском пространстве высшего образования, а высшие учебные заведения имеют право обратиться к любому зарегистрированному в EQAR агентству для прохождения внешней оценки, которая будет признана во всем мире.

Миссией EQAR является повышение прозрачности и доверия в области гарантии качества высшего образования в Европе. EQAR – реестр надежных и заслуживающих доверия агентств, которые доказали свое соответствие Европейским стандартам и рекомендациям (ESG). Реестр представляет собой надежный, авторитетный ориентир, который служит основой для признания зарегистрированных аккредитационных агентств, их решений и, в конечном счете, признания высших учебных заведений и программ, которые прошли оценку качества таким признанным международным агентством.

Цели EQAR:

  • поддержать мобильность студентов;
  • пресекать деятельность не вызывающих доверия агентств;
  • улучшать качество работы национальных агентств и выстраивать доверительные отношения между ними;
  • предоставить возможность вузам самим выбирать любое зарегистрированное в реестре агентство.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-83, ENQA, качество образования, галина мотова, аккредитация, акцент

Похожие материалы:
Россакредагентство – член ENQA
Качество образования: механизмы «обновления»
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Национальная модель аккредитации Казахстана
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Три этапа развития аккредитации в России
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Инструменты оценки эффективности и качества профобразования
Бордюрные камни госаккредитации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#83НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
#84Актуализация ФГОС при внедрении новых стандартов
#84Россия и Китай: дорога с двусторонним движением
#84Новации в Пермском педагогическом колледже
#87Европейский опыт в региональном разрезе
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники