Филиалы работают на регионСегодня государственная политика направлена на оптимизацию структурных подразделений вузов, что в сути своей выражается в сокращении количества филиалов. Но при оценке целесообразности их деятельности недостаточно ориентироваться на основные критерии оценки качества обучения, следует учитывать и соответствие работы учебного заведения особенностям региона, остроте кадрового вопроса на местах. Просмотров: 98
Система образования является частью политической, экономической и социальной жизни страны, следовательно, любые кардинальные изменения в обществе отражаются на развитии высшей школы. Перестройка взаимоотношений между центром и регионами в середине 90-х годов XX века невольно содействовала территориальному развитию высшего образования и возрастанию числа вузовских филиалов. Субъекты Российской Федерации с пониманием отнеслись к новой стратегии головных вузов, поскольку подготовка специалистов на местах способствовала развитию кадрового потенциала республики, края или области. Сегодня государственная политика направлена на оптимизацию структурных подразделений вузов, что в сути своей выражается в сокращении количества филиалов. Но при оценке целесообразности их деятельности недостаточно ориентироваться на основные критерии оценки качества обучения, следует учитывать и соответствие работы учебного заведения особенностям региона, остроте кадрового вопроса на местах. В наши дни аксиомой стал факт, что молодой специалист, получивший знания в Москве, на работу в Сибирь не поедет. В результате путь развития уральских, сибирских и дальневосточных филиалов один – поднимать качество образования до мирового уровня. К концу 90-х годов пополнился филиалами и Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. В 1997 году в состав СибГУТИ были введены Уральский колледж связи и информатики и УланУдэнский электротехникум связи, готовившие в то время специалистов со среднетехническим образованием. Хабаровский институт начал свою историю раньше, в 1958 году, когда в дальневосточном городе открылся учебно-консультационный пункт Новосибирского электротехнического института связи для подготовки инженеровсвязистов по заочной форме обучения, но современная структура учебного заведения сформировалась в 2001 году, после вхождения в состав вуза Хабаровского колледжа связи и информатики. Таким образом, подготовка кадров с высшим образованием стала осуществляться в Уральском техническом институте связи и информатики и Хабаровском институте инфокоммуникаций, ставших филиалами вуза, а также в Бурятском филиале СибГУТИ. В составе каждого филиала сохранены колледжи, обеспечивающие изучение программы среднего профессионального образования. УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ Активное развитиеУральский технический институт связи и информатики ведет активную работу по модернизации учебно-материальной базы и технологий обучения студентов в условиях опережающего развития инфраструктуры информационных коммуникаций региона и реформирования системы образования с учетом мировых тенденций в экономически развитых странах. В институте создана и развивается единая научно-образовательная электронная среда на базе широкополосной мультисервисной сети связи, в структуру которой входят 1,1 тыс. компьютеров, подключенных к интернету. Способствуют получению качественных знаний 8 мультимедийных лекционных аудиторий на 150 мест и 52 мультимедийных компьютерных класса. У студентов есть беспроводный доступ Wi-Fi к интернету в институте, общежитии вуза, читальных залах библиотеки. Студенты получили возможность работать с такими лицензионными электронно-библиотечными системами, как ibooks.ru, Национальный электронно-информационный консорциум, научно-электронная библиотека eLibrary.ru. Создана подсистема автоматизированного библиотечного комплекса с электронной библиотекой, насчитывающей более 188 тыс. экземпляров. Доступ пользователей осуществляется через сайт УрТИСИ. Научный потенциал вуза достаточно высок и соответствует лицензионным и аккредитационным требованиям университетского уровня: 70 процентов преподавателей имеют ученую степень или звание. За 2013-2014 учебный год профессорско-преподавательским составом опубликованы 111 учебных и учебно-методических пособий, 7 монографий, 180 статей, в том числе 53 – в зарубежных изданиях. Успехи студентовБольшое значение в институте уделяется научно-исследовательской работе студентов. Более 60 процентов дипломных проектов имеют практическую ценность и научно-исследовательский характер, а также обеспечены актами внедрения по применению в учебном процессе в условиях инновации образовательного процесса и модернизации лабораторного фонда. По итогам 2012-2013 учебного года после жесткого конкурсного отбора 12 студентов вуза получали стипендию Правительства РФ и 8 человек – стипендию Президента страны. Студенты и преподаватели факультета телекоммуникаций вносят весомый вклад в развитие науки, повышение интеллектуального потенциала молодежи. Студент Евгений Волгарев и старший преподаватель кафедры Е.И. Гниломёдов приняли участие в областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов Свердловской области «Научный Олимп – 2012». Студенты факультета представили проекты на два международных молодежных форума. В январе 2013 года студентом Ильей Соловаровым (научный руководитель – Е.С. Тарасов) зарегистрировано заявление в Федеральном институте промышленной собственности о выдаче патента РФ на полезную модель «Система передачи текстовой информации сжатой кодовой последовательностью, применяемой для передачи текстовых сообщений в сфере инфокоммуникаций». Из наиболее значимых мероприятий необходимо отметить всероссийский конкурс дипломных проектов с использованием программных продуктов «1С». Всего было представлено 184 дипломных проекта из 50 регионов России, а также из Казахстана, Украины, Кыргызстана, Белоруссии. По Уральскому федеральному округу в конкурсе участвовала студентка института Лэйла Идаятова и заняла третье место. Работа студентки Елены Белоусовой «Крупнейшие международные контейнерные перевозчики» участвовала в межвузовском конкурсе и была опубликована в альманахе студенческих работ, посвященном 106-летию Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Студенты не только занимаются научно-исследовательской работой, но и активно участвуют в международных соревнованиях. Например, кандидат в мастера спорта, член сборной команды России по скоростной радиотелеграфии Николай Бахвалов и перворазрядник Николай Попов участвуют в чемпионатах мира по этому виду спорта. За успехи по подготовке квалифицированных специалистов вуз неоднократно награждался почетным дипломом губернатора Свердловской области. Уральский технический институт связи и информатики по итогам участия в работе всероссийского форума «Образовательная среда-2010» награжден дипломом за проект «Аппаратно-программный комплекс телекоммуникационного вуза Уральского региона». В следующем году на очередном форуме институт удостоен двух дипломов Минобрнауки РФ. По итогам участия в XIII Межрегиональной специализированной выставке «Образование от А до Я. Карьера» УрТИСИ награждён дипломом первой степени в номинации «Образование» за программы комплексной подготовки профессионалов высокого уровня. По итогам участия в 62-й Международной выставке «Идеи, изобретения, инновации» УрТИСИ за разработку «Инновационный комплекс автоматизации образовательного процесса технического вуза» награждён дипломом и золотой медалью выставки, серебряной медалью Варшавской ассоциации изобретателей и рационализаторов, а также золотой медалью Тайваньской лиги изобретений. Институт связи – одиннадцатикратный лауреат открытого конкурса «Евразия. Лидер в бизнесе» (2000-2010) в номинации «Лучшее образовательное учреждение». За значительный вклад в развитие просвещения, образования и духовно-нравственного воспитания молодежи УрТИСИ признан одним из ста лучших вузов России в номинации «Филиал года» в 2009-2011 годах. О востребованности выпускников вуза свидетельствует такой факт, что 68 процентов будущих специалистов трудоустраиваются уже в период обучения в институте, 98 процентов выпускников работают по избранной специальности, а в службу занятости никто не обращался. В 2012-2013 учебном году институт получил три благодарственных письма работодателей за профессионально подготовленные кадры. БУРЯТСКИЙ ФИЛИАЛ Страничка историиВ феврале 1961 года министр связи СССР, генерал-полковник войск связи Н.Д. Псурцев проездом из Москвы в Монгольскую Народную Республику встретился в г. Улан-Удэ со связистами города и руководством республики. На совещании был решен вопрос об организации в столице Бурятии среднего специального учебного заведения – электротехникума связи. Во время первого набора студентов конкурс составил пять-шесть человек на одно место. Организационных проблем на первых порах было предостаточно. Занятия сначала проводились во вторую смену в здании советско¬партийной школы. Не хватало преподавателей по специальным дисциплинам, поэтому приходилось привлекать специалистов управления связи. Преподаватели техникума собирали, монтировали приборы, узлы аппаратуры по спецдисциплинам для будущих лабораторий и мастерских. В числе первых учащихся нашлось немало умельцев, практиков по монтажным делам, они дневали и ночевали в лабораториях и мастерских, собирая стенды, выполняя описания, чертежи и схемы. Многие дипломные и курсовые проекты с самого начала готовились для практических целей. Старое здание и общежитие техникума отапливались дровами. Для 100 печей за зиму заготавливали около тысячи кубометров дров. Многие учащиеся подрабатывали истопниками. Осенью 1965 года началось строительство общежития и учебно-лабораторного корпуса. Зимой 1969 года занятия стали проводиться в новом корпусе. Приходилось на ходу монтировать станки, лаборатории, мастерские. День сегодняшнийКомпьютеры давно вошли в нашу повседневную жизнь и ныне определяют уровень развития науки, культуры и общества в целом. А для того чтобы с их помощью справляться со сложными заданиями, необходимы знания и умения огромной армии программистов и электронщиков. В 2006 году в Бурятском филиале СибГУТИ создан факультет телекоммуникаций, оснащенный современными лабораториями, мастерскими и учебными классами. Все специальности факультета широко востребованы и позволяют выпускнику получить интересную и хорошо оплачиваемую работу по эксплуатации и проектированию телекоммуникационных систем и современных мультисервисных сетей. В 2007 году в результате объединения двух факультетов открыт факультет информационных технологий и экономики. Каждый студент и преподаватель вуза имеет возможность работать в удаленном режиме с полнотекстовой базой электронных изданий – ЭБС IPRbooks, полностью удовлетворяющей требованиям ФГОС. В настоящее время здесь представлено более 200 ведущих федеральных и вузовских издательств. ХАБАРОВСКИЙ ФИЛИАЛ Кадры, пользующиеся успехомВ настоящее время в Хабаровске и по всему Дальневосточному региону наблюдается постоянно возрастающий спрос на специалистов в области телекоммуникаций. Это обусловлено модернизацией существующих телефонных сетей, бурным развитием систем сотовой и спутниковой связи, локальных и глобальных сетей, переходом на стандарты цифрового и кабельного телевидения. Специалистов, способных решить такие задачи, готовит Хабаровский институт инфокоммуникаций, являющийся обособленным структурным подразделением СибГУТИ. Непременным условием повышения качества подготовки специалистов является совершенствование методики обучения. Проводимая в вузе методическая работа направлена на интенсификацию учебно-воспитательного процесса, прочное усвоение студентами растущего объема научной информации, повышение уровня проведения лекций, семинаров и практических занятий, самостоятельной подготовки, тесную взаимосвязь обучения с практикой. Для этого проводятся научно-методические конференции, на кафедрах регулярно проходят научно-методические семинары, ведется подготовка профилизированных учебных программ, учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов. Постоянно совершенствуются учебный план, расписание занятий, график учебного процесса. Развивается учебная и материально-техническая база института, имеющего в своем составе 2 учебных корпуса, 6 лекционных аудиторий, 64 аудитории для групповых занятий, 9 лабораторий высшего образования, 13 лабораторий СПО, 7 интегрированных лабораторий, 11 компьютерных классов с подключением к сети интернет, 2 общежития, библиотеку, спортивный зал, буфет. Для профессиональной ориентации молодежи, проведения экскурсий и торжественных мероприятий в здании учебного корпуса расположен единственный на Дальнем Востоке музей связи. Соотношение часов, отводимых на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов в институте в сфере высшего профессионального образования – в пределах от 50 до 53 процентов, в сфере среднего профессионального образования – 66 процентов. Расширяется сфера деятельности института по подготовке специалистов на договорной основе с крупнейшими предприятиями связи региона для обучения их сотрудников по заочной форме, а при необходимости – организуется выездная приемная комиссия в сроки, согласованные с руководством предприятий. Связь с производствомВыпускающими кафедрами и деканатом проводится большая работа по организации проведения государственной аттестации студентов. Для председательства в ГАК приглашаются руководители и ведущие специалисты предприятий. При этом совместная работа лишена формальности: замечания, отмеченные председателями ГАК в отчетах о работе итоговой государственной комиссии, являются одной из форм, активизирующих улучшение качества учебного процесса. Рецензентами дипломных работ также становятся в основном сотрудники ведущих предприятий связи Хабаровского края. Тематика курсовых работ (проектов) для заочников определяется с учетом места работы студента. Сбор материала для дипломных проектов начинается на четвертомпятом курсах. Так осуществляется принцип сквозного дипломного проектирования. Выпускники института хорошо зарекомендовали себя, работая в таких компаниях сотовой и спутниковой связи, как Мегафон, Билайн, МТС, Глобал Телеком, в государственных и коммерческих службах связи, телевидения, радиовещания, в инфокоммуникационных отделах крупных предприятий и организаций, банков и других финансовых структур. Приказом по Федеральному агентству по надзору в сфере образования и науки Хабаровский филиал признан прошедшим лицензионную экспертизу по 16 специаль-ностям в сфере среднего профессионального образования, 7 специальностям и 3 направлениям в сфере высшего профессионального образования. За прошедшие годы филиалы Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики показали эффективность своей работы и значимость для восточных регионов страны. Дальнейшее освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока потребует ускоренного формирования инфраструктуры, создания новых производств и развития социальной сферы, а это невозможно без подготовки современных кадров в этих регионах. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|