Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Чеченский госуниверситет - драйвер регионального развития

Чеченский государственный университет (г. Грозный) призван стать ключевым звеном в процессе развития в республике экономики новой формации. О деятельности вуза рассказывает ректор, кандидат экономических наук Заурбек САИДОВ.

Просмотров: 188

На встрече со студентами Чеченского государственного университета в апреле 2014 года глава республики Рамзан Кадыров отметил: «До недавнего времени приходилось много трудиться, доказывать всем, что чеченский народ – это не террористы и бандиты. А сегодня… наши старания принесли желаемые плоды. Нас воспринимают в обществе как полноправных граждан России, как народ с высокой культурой, своими обычаями и традициями. Сейчас нам необходимо повышать уровень образования, для того чтобы жить и развиваться, а не существовать». И Чеченский государственный университет (г. Грозный) призван стать ключевым звеном в процессе развития в республике экономики новой формации.

О деятельности вуза рассказывает ректор, кандидат экономических наук Заурбек САИДОВ.

САИДОВ Заурбек Асланбекович – ректор Чеченского государственного университета, кандидат экономических наук.

Родился в 1975 году в городе Гудермесе Чечено-Ингушской АССР. Окончил Грозненский государственный нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова (ныне – ГГНТУ) по специальности «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)». Выпускник Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Начал карьеру госслужащего в 2001 году в должности ведущего специалиста Комитета правительства Чеченской Республики по делам молодежи по Гудермесскому району, в 2004 году возглавил комитет. В 2008 году назначен на должность президента Чеченского государственного университета. С 2009 года – ректор ЧГУ.

Удостоен высшей награды Чеченской Республики – ордена имени Ахмата Кадырова.

– Заурбек Асланбекович, сегодня все ректорское сообщество обсуждает доктрину «Новые университеты для новой России», которая была представлена на Х съезде Российского союза ректоров. Какой вы видите миссию Чеченского государственного университета в современных условиях?

– Результатом двух жесточайших военных кампаний в Чеченской Республике явилось тотальное разрушение жилого фонда, практически всех объектов экономики. Сегодня у региона есть уникальный шанс не просто восстановить разрушенное производство, а сосредоточить усилия на создании новых прорывных направлений экономического развития, которые способны обеспечить первенство в среднесрочной перспективе. Исходя из этого, глава республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров проводит курс, направленный на становление экономики инновационного характера. Миссия Чеченского государственного университета заключается в том, чтобы, сконцентрировав ресурсы на проведении приоритетных прикладных научных исследований и создав замкнутый цикл коммерциализации научных результатов, обеспечить выход на рынок республики инновационных предприятий, способных выпускать продукцию мирового уровня. И университет должен стать ключевым звеном в процессе формирования в республике экономики новой формации.

– Известно, что в апреле 2012 года в университете был открыт технопарк «Высокие технологии ЧГУ». Как на сегодняшний день вы оцениваете его эффективность? Расскажите, пожалуйста, о значимых результатах и перспективах работы технопарка.

«Миссия Чеченского государственного университета заключается в том, чтобы, сконцентрировав ресурсы на проведении приоритетных прикладных научных исследований и создав замкнутый цикл коммерциализации научных результатов, обеспечить выход на рынок республики инновационных предприятий, способных выпускать продукцию мирового уровня».

– В республике при активной поддержке Рамзана Ахматовича Кадырова идёт процесс формирования инновационной инфраструктуры. Открытие технопарка ЧГУ состоялось в рамках исполнения программы стратегического развития вуза, реализация которой началась в 2012 году. Благодаря поддержке Министерства образования и науки РФ в кратчайшие сроки мы смогли создать серьезную инновационную инфраструктуру и получить достаточно весомые результаты. Например, уже в первый год работы малого инновационного предприятия (МИП) «Дарбан», которое было открыто при поддержке центра инновационного консалтинга и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности – структурного подразделения технопарка, был выигран грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «СТАРТ». В итоге создано 14 рабочих мест, продукция МИП начала поставляться практически во все крупные магазины города Грозного, заключен договор с Республиканским противотуберкулезным центром. Сегодня таких компаний в ЧГУ уже 6, до конца года планируется открытие еще одной.

Помимо консалтинга внутренних проектов, технопарк активно работает в области выстраивания региональной системы коммерциализации РИД. Так, структуры технопарка разработали ряд актуальных документов: проект закона «О технопарках в Чеченской Республике», Программу системы воспроизводства инноваций в Чеченской Республике, рекомендации для внесения изменений в закон «Об инновационной деятельности в Чеченской Республике» от 6 марта 2007 года. Для формирования инновационной среды в республике на базе технопарка открыт первый в своем роде центр генерации идей (ЦГИ). Цель реализации этого проекта – развитие интеллектуального и инновационного потенциала молодежи республики, приобретение у молодых ученых компетенций в области изобретательства, повышение интереса к патентованию собственных разработок и результатов интеллектуальной деятельности, формирование эффективной обучающей системы с применением самых передовых мировых методик. В рамках ЦГИ создана площадка, представляющая собой лабораторию генерации идей, в которой объединены студенты разных специальностей под руководством ведущего координатора и представителя высокотехнологичного производства. Ведущий координатор самостоятельно выбирает методику креативности, объясняет ее основные принципы и технику и осуществляет контроль над реализацией. Задача представителя высокотехнологичного производства – выставить на обсуждение реальную технологическую или производственную проблему.

Через ЦГИ, с начала его функционирования, прошло порядка 300 человек. Некоторые из них стали резидентами бизнес-инкубатора и ныне реализуют собственные проекты.

Сегодня технопарк Чеченского государственного университета – это центр притяжения талантливой, инициативной молодежи. Мероприятия, проводимые на его базе, всегда представляют большой интерес и для бизнес-элиты, и для руководства республики. Об этом свидетельствуют результаты встречи главы республики с резидентами технопарка, по итогам которой принято решение об участии министерства сельского хозяйства республики в реализации проекта одного из малых инновационных предприятий. Другое предприятие получило подряд на внедрение своей разработки в многоквартирных домах Грозного. Еще один проект вошел в число полуфиналистов конкурса стартапов России, проводимого фондом «Сколково» в рамках форума «Startup Village» (2014).

Вклад сотрудников и резидентов технопарка ЧГУ в инновационное развитие Чеченской Республики не остался незамеченным и в реальном секторе экономики. Так, компания «Вымпелком» передала часть неиспользуемой техники в дар технопарку.

Многие из разработок малых инновационных предприятий вуза, резидентов технопарка, были представлены на второй ежегодной национальной выставке «ВУЗПРОМЭКСПО-2014», проводимой под эгидой Минобрнауки, Минэкономразвития и Минпромторга России.

Что касается перспектив, стратегическая задача ЧГУ – активно развивать международное сотрудничество и интегрировать нашу площадку в международную инновационную систему.

– Известно также, что в октябре этого года состоялась презентация центра прототипирования – структурного подразделения технопарка ЧГУ, – на которой побывал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед вновь открытым центром.

«Стратегическая задача университета – активно развивать международное сотрудничество и интегрировать технопарк «Высокие технологии ЧГУ» в международную инновационную систему».

– Оснащение центра прототипирования Чеченского государственного университета началось в середине 2014 года. Мы очень долго готовились к этому – изучали наработки более опытных коллег, анализировали современное состояние экономики Чеченской Республики, запросы производителей высокотехнологичной продукции.

Главная цель – обеспечить предприятиям СКФО возможность преодолевать этап от проектирования инновационного продукта до его опытного производства с минимальными финансовыми и временными затратами. Инноваторы региона получили возможность решить комплекс таких сложных задач, как проектирование конструкторской документации, изготовление полимерных прототипов, производство образцов изделий, изготовление пресс-форм – в одном месте, без необходимости привлечения дополнительного числа специалистов. Первыми пользователями оборудования центра прототипирования стало наше малое инновационное предприятие «Четеч» и резидентная группа проекта «СМАРТ-аптечка», которые изготовили здесь корпуса для прототипов своих изделий.

Дмитрий Ливанов высоко оценил усилия вуза по формированию и развитию инновационной инфраструктуры. Министр также отметил, что в Чеченском госуниверситете созданы условия для работы на уровне мировых стандартов, и, следовательно, в будущем можно ожидать от вуза серьезных научных и производственных результатов.

– На Х съезде Российского союза ректоров в выступлениях и Владимира Путина, и Виктора Садовничего подчеркивалось, что сегодня стратегически важно готовить специалистов, которые потребуются отраслям промышленности и регионам через пять-десять лет в рамках нового технологического уклада. Что вы можете рассказать о деятельности ЧГУ в этом направлении?

– С целью подготовки специалистов по стратегически важным отраслям промышленности в ЧГУ были выделены приоритетные направления подготовки. Логическим продолжением стало создание в начале 2014 года факультета информационных технологий. На его базе осуществлен набор на новые направления подготовки – такие как «Бизнес-информатика», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Программная инженерия».

– Какова в целом роль новых информационных и коммуникационных технологий в организации деятельности университета?

– В ЧГУ в течение нескольких лет реализуется проект информатизации, касающийся в первую очередь учебного процесса. Внедрена универсальная экспертная информационная система «Электронный университет», предназначенная для полной автоматизации процессов деятельности вуза, обеспечения прозрачности и доступности информации, организации интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса – студентами, преподавателями и сотрудниками, а также мониторинга деятельности университета.

– Какой вы видите сегодня роль профессионально-общественной аккредитации?

– В 2014 году в ЧГУ проводилась профессиональная общественная аккредитация направления подготовки «Юриспруденция». В ближайшее время университет намерен провести профессионально-общественную аккредитацию по всем реализуемым образовательным программам. Оценка независимых экспертов позволит поднять социальную значимость университета как центра подготовки высококвалифицированных кадров в регионе.

– По вашей оценке, применимо ли к ЧГУ определение «центр непрерывного профессионального образования»?

– Безусловно. Университет реализует образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, а также осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров на базе института дополнительного профессионального образования.

– В условиях бурного развития технологий перед университетами стоит задача повышения роли гуманитарного образования. Как было отмечено на последнем съезде ректоров, именно в этой области образование наиболее тесно связано с воспитанием. Какова роль ЧГУ как классического университета в решении столь актуальной задачи?

– Являясь классическим университетом, ЧГУ своей основной задачей определил создание в вузе высоконравственной образовательной среды, основанной на уважении к личности студента.

Существенную роль в воспитании обучающейся молодежи играет студенческое самоуправление, основой которого является развитие деятельности студенческих объединений. В 2014 году университет выиграл грант Минобрнауки РФ на реализацию программы развития деятельности студенческих объединений, цель которой – повышение роли студенчества в обеспечении модернизации высшего образования. В связи с тем, что состояние нравственного и эстетического воспитания молодежи во многом определяется характером использования свободного времени, программа ориентирована на формирование социально зрелой личности, развитие управленческих и лидерских навыков, коммуникативных способностей студентов. Такие направления программы, как международное молодежное сотрудничество, патриотизм и толерантность, спорт и здоровый образ жизни, досуг и творчество, развитие студенческого самоуправления, предпринимательство, оказывают существенное влияние на рост профессиональной компетентности обучающихся, их ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию.

Особое внимание уделяется вопросам развития духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи. Главную роль в их решении играет реализация единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Воспитать специалистов профессионально-культурными
Слово редактора к №76
Внедрение симуляционных методов в обучающий процесс
Образование – российское, измерители – европейские
Формула аграрного образования
От возрождения к развитию
Развивая экономику, открывать новые техникумы
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны
Юбилеи Гнесинского дома
Международное сотрудничество медицинского университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ