Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Чеченский госуниверситет - драйвер регионального развития

Чеченский государственный университет (г. Грозный) призван стать ключевым звеном в процессе развития в республике экономики новой формации. О деятельности вуза рассказывает ректор, кандидат экономических наук Заурбек САИДОВ.

Просмотров: 118

На встрече со студентами Чеченского государственного университета в апреле 2014 года глава республики Рамзан Кадыров отметил: «До недавнего времени приходилось много трудиться, доказывать всем, что чеченский народ – это не террористы и бандиты. А сегодня… наши старания принесли желаемые плоды. Нас воспринимают в обществе как полноправных граждан России, как народ с высокой культурой, своими обычаями и традициями. Сейчас нам необходимо повышать уровень образования, для того чтобы жить и развиваться, а не существовать». И Чеченский государственный университет (г. Грозный) призван стать ключевым звеном в процессе развития в республике экономики новой формации.

О деятельности вуза рассказывает ректор, кандидат экономических наук Заурбек САИДОВ.

САИДОВ Заурбек Асланбекович – ректор Чеченского государственного университета, кандидат экономических наук.

Родился в 1975 году в городе Гудермесе Чечено-Ингушской АССР. Окончил Грозненский государственный нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова (ныне – ГГНТУ) по специальности «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)». Выпускник Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Начал карьеру госслужащего в 2001 году в должности ведущего специалиста Комитета правительства Чеченской Республики по делам молодежи по Гудермесскому району, в 2004 году возглавил комитет. В 2008 году назначен на должность президента Чеченского государственного университета. С 2009 года – ректор ЧГУ.

Удостоен высшей награды Чеченской Республики – ордена имени Ахмата Кадырова.

– Заурбек Асланбекович, сегодня все ректорское сообщество обсуждает доктрину «Новые университеты для новой России», которая была представлена на Х съезде Российского союза ректоров. Какой вы видите миссию Чеченского государственного университета в современных условиях?

– Результатом двух жесточайших военных кампаний в Чеченской Республике явилось тотальное разрушение жилого фонда, практически всех объектов экономики. Сегодня у региона есть уникальный шанс не просто восстановить разрушенное производство, а сосредоточить усилия на создании новых прорывных направлений экономического развития, которые способны обеспечить первенство в среднесрочной перспективе. Исходя из этого, глава республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров проводит курс, направленный на становление экономики инновационного характера. Миссия Чеченского государственного университета заключается в том, чтобы, сконцентрировав ресурсы на проведении приоритетных прикладных научных исследований и создав замкнутый цикл коммерциализации научных результатов, обеспечить выход на рынок республики инновационных предприятий, способных выпускать продукцию мирового уровня. И университет должен стать ключевым звеном в процессе формирования в республике экономики новой формации.

– Известно, что в апреле 2012 года в университете был открыт технопарк «Высокие технологии ЧГУ». Как на сегодняшний день вы оцениваете его эффективность? Расскажите, пожалуйста, о значимых результатах и перспективах работы технопарка.

«Миссия Чеченского государственного университета заключается в том, чтобы, сконцентрировав ресурсы на проведении приоритетных прикладных научных исследований и создав замкнутый цикл коммерциализации научных результатов, обеспечить выход на рынок республики инновационных предприятий, способных выпускать продукцию мирового уровня».

– В республике при активной поддержке Рамзана Ахматовича Кадырова идёт процесс формирования инновационной инфраструктуры. Открытие технопарка ЧГУ состоялось в рамках исполнения программы стратегического развития вуза, реализация которой началась в 2012 году. Благодаря поддержке Министерства образования и науки РФ в кратчайшие сроки мы смогли создать серьезную инновационную инфраструктуру и получить достаточно весомые результаты. Например, уже в первый год работы малого инновационного предприятия (МИП) «Дарбан», которое было открыто при поддержке центра инновационного консалтинга и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности – структурного подразделения технопарка, был выигран грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «СТАРТ». В итоге создано 14 рабочих мест, продукция МИП начала поставляться практически во все крупные магазины города Грозного, заключен договор с Республиканским противотуберкулезным центром. Сегодня таких компаний в ЧГУ уже 6, до конца года планируется открытие еще одной.

Помимо консалтинга внутренних проектов, технопарк активно работает в области выстраивания региональной системы коммерциализации РИД. Так, структуры технопарка разработали ряд актуальных документов: проект закона «О технопарках в Чеченской Республике», Программу системы воспроизводства инноваций в Чеченской Республике, рекомендации для внесения изменений в закон «Об инновационной деятельности в Чеченской Республике» от 6 марта 2007 года. Для формирования инновационной среды в республике на базе технопарка открыт первый в своем роде центр генерации идей (ЦГИ). Цель реализации этого проекта – развитие интеллектуального и инновационного потенциала молодежи республики, приобретение у молодых ученых компетенций в области изобретательства, повышение интереса к патентованию собственных разработок и результатов интеллектуальной деятельности, формирование эффективной обучающей системы с применением самых передовых мировых методик. В рамках ЦГИ создана площадка, представляющая собой лабораторию генерации идей, в которой объединены студенты разных специальностей под руководством ведущего координатора и представителя высокотехнологичного производства. Ведущий координатор самостоятельно выбирает методику креативности, объясняет ее основные принципы и технику и осуществляет контроль над реализацией. Задача представителя высокотехнологичного производства – выставить на обсуждение реальную технологическую или производственную проблему.

Через ЦГИ, с начала его функционирования, прошло порядка 300 человек. Некоторые из них стали резидентами бизнес-инкубатора и ныне реализуют собственные проекты.

Сегодня технопарк Чеченского государственного университета – это центр притяжения талантливой, инициативной молодежи. Мероприятия, проводимые на его базе, всегда представляют большой интерес и для бизнес-элиты, и для руководства республики. Об этом свидетельствуют результаты встречи главы республики с резидентами технопарка, по итогам которой принято решение об участии министерства сельского хозяйства республики в реализации проекта одного из малых инновационных предприятий. Другое предприятие получило подряд на внедрение своей разработки в многоквартирных домах Грозного. Еще один проект вошел в число полуфиналистов конкурса стартапов России, проводимого фондом «Сколково» в рамках форума «Startup Village» (2014).

Вклад сотрудников и резидентов технопарка ЧГУ в инновационное развитие Чеченской Республики не остался незамеченным и в реальном секторе экономики. Так, компания «Вымпелком» передала часть неиспользуемой техники в дар технопарку.

Многие из разработок малых инновационных предприятий вуза, резидентов технопарка, были представлены на второй ежегодной национальной выставке «ВУЗПРОМЭКСПО-2014», проводимой под эгидой Минобрнауки, Минэкономразвития и Минпромторга России.

Что касается перспектив, стратегическая задача ЧГУ – активно развивать международное сотрудничество и интегрировать нашу площадку в международную инновационную систему.

– Известно также, что в октябре этого года состоялась презентация центра прототипирования – структурного подразделения технопарка ЧГУ, – на которой побывал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед вновь открытым центром.

«Стратегическая задача университета – активно развивать международное сотрудничество и интегрировать технопарк «Высокие технологии ЧГУ» в международную инновационную систему».

– Оснащение центра прототипирования Чеченского государственного университета началось в середине 2014 года. Мы очень долго готовились к этому – изучали наработки более опытных коллег, анализировали современное состояние экономики Чеченской Республики, запросы производителей высокотехнологичной продукции.

Главная цель – обеспечить предприятиям СКФО возможность преодолевать этап от проектирования инновационного продукта до его опытного производства с минимальными финансовыми и временными затратами. Инноваторы региона получили возможность решить комплекс таких сложных задач, как проектирование конструкторской документации, изготовление полимерных прототипов, производство образцов изделий, изготовление пресс-форм – в одном месте, без необходимости привлечения дополнительного числа специалистов. Первыми пользователями оборудования центра прототипирования стало наше малое инновационное предприятие «Четеч» и резидентная группа проекта «СМАРТ-аптечка», которые изготовили здесь корпуса для прототипов своих изделий.

Дмитрий Ливанов высоко оценил усилия вуза по формированию и развитию инновационной инфраструктуры. Министр также отметил, что в Чеченском госуниверситете созданы условия для работы на уровне мировых стандартов, и, следовательно, в будущем можно ожидать от вуза серьезных научных и производственных результатов.

– На Х съезде Российского союза ректоров в выступлениях и Владимира Путина, и Виктора Садовничего подчеркивалось, что сегодня стратегически важно готовить специалистов, которые потребуются отраслям промышленности и регионам через пять-десять лет в рамках нового технологического уклада. Что вы можете рассказать о деятельности ЧГУ в этом направлении?

– С целью подготовки специалистов по стратегически важным отраслям промышленности в ЧГУ были выделены приоритетные направления подготовки. Логическим продолжением стало создание в начале 2014 года факультета информационных технологий. На его базе осуществлен набор на новые направления подготовки – такие как «Бизнес-информатика», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Программная инженерия».

– Какова в целом роль новых информационных и коммуникационных технологий в организации деятельности университета?

– В ЧГУ в течение нескольких лет реализуется проект информатизации, касающийся в первую очередь учебного процесса. Внедрена универсальная экспертная информационная система «Электронный университет», предназначенная для полной автоматизации процессов деятельности вуза, обеспечения прозрачности и доступности информации, организации интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса – студентами, преподавателями и сотрудниками, а также мониторинга деятельности университета.

– Какой вы видите сегодня роль профессионально-общественной аккредитации?

– В 2014 году в ЧГУ проводилась профессиональная общественная аккредитация направления подготовки «Юриспруденция». В ближайшее время университет намерен провести профессионально-общественную аккредитацию по всем реализуемым образовательным программам. Оценка независимых экспертов позволит поднять социальную значимость университета как центра подготовки высококвалифицированных кадров в регионе.

– По вашей оценке, применимо ли к ЧГУ определение «центр непрерывного профессионального образования»?

– Безусловно. Университет реализует образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, а также осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров на базе института дополнительного профессионального образования.

– В условиях бурного развития технологий перед университетами стоит задача повышения роли гуманитарного образования. Как было отмечено на последнем съезде ректоров, именно в этой области образование наиболее тесно связано с воспитанием. Какова роль ЧГУ как классического университета в решении столь актуальной задачи?

– Являясь классическим университетом, ЧГУ своей основной задачей определил создание в вузе высоконравственной образовательной среды, основанной на уважении к личности студента.

Существенную роль в воспитании обучающейся молодежи играет студенческое самоуправление, основой которого является развитие деятельности студенческих объединений. В 2014 году университет выиграл грант Минобрнауки РФ на реализацию программы развития деятельности студенческих объединений, цель которой – повышение роли студенчества в обеспечении модернизации высшего образования. В связи с тем, что состояние нравственного и эстетического воспитания молодежи во многом определяется характером использования свободного времени, программа ориентирована на формирование социально зрелой личности, развитие управленческих и лидерских навыков, коммуникативных способностей студентов. Такие направления программы, как международное молодежное сотрудничество, патриотизм и толерантность, спорт и здоровый образ жизни, досуг и творчество, развитие студенческого самоуправления, предпринимательство, оказывают существенное влияние на рост профессиональной компетентности обучающихся, их ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию.

Особое внимание уделяется вопросам развития духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи. Главную роль в их решении играет реализация единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, крупным планом, чеченская республика, чеченский государственный университет

Похожие материалы:
У истоков медицинской школы Оренбуржья
Об особенностях деятельности образовательного комплекса Росрыболовства
Русский – язык больших возможностей
Серноводский аграрно-технический колледж отмечает девяностолетие
Губкинский университет – базовый вуз российского нефтегазового образования
УМО аграрного профиля на этапе реформирования
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны
От возрождения к развитию
Наука и образование – конкурентное преимущество трех регионов
Педагогические кадры новой формации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ