Заочный круглый стол для представителей научно-педагогического сообщества РоссииУчастники дискуссии поделились мнением о ключевых для университетской науки проблемах, рассказали о том, какие правовые новации и фундаментальные принципы должны быть отражены в новом законе о научной и научно-технической деятельности. Просмотров: 160
Национальным проектом «Наука» поставлена цель вхождения России к 2025 году в число пяти ведущих научных держав мира. В прошлом номере редакция «АО» обратилась к представителям научно-педагогического сообщества России с просьбой назвать критически важные для достижения поставленной цели условия и обозначить особенно значимые для благоприятного развития создаваемой в российских вузах науки аспекты. БАРАНИЧЕНКО Наталья Васильевна, проректор по научной работе Белгородского государственного института искусств и культуры: –Вовлечение в исследовательскую работу студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов – важный компонент деятельности современного вуза. По сравнению с образовательной, НИР в российских вузах на данный момент носит второстепенный характер. Это отражается как на кадровом потенциале, так и структуре расходов учреждения. Источник финансирования во многих случаях – государственный бюджет.
ЕЛУГАЧЕВ Павел Александрович, проректор по научной работе Томского государственного архитектурно-строительного университета: –Главным вызовом и проблемой университетской науки можно считать низкий уровень «коммерциализации инноваций». Преодолеть разрыв между лабораторным образцом и промышленной установкой, сформировать из образовательного проекта стартап, разработать в процессе проектного обучения решения для действующего производства, внедрить их – вот задачи, которые университетская наука должна и может успешно решать. Механизмами решения этих задач могут быть вовлечение в научные группы специалистов с производства, создание междисциплинарных исследовательских групп, проектирование научных разработок с учетом необходимости разработки решений для их полного внедрения. –В первую очередь, хотелось бы отметить, что в систему нормативных актов, описывающих научную деятельность в России, входят такие документы, как паспорта национальных проектов РФ, Стратегия научно-технического развития РФ, Стратегия национальной технологической инициативы и ряд других. Все они декларируют и описывают целеполагание и взаимодействие участников научной деятельности. При этом важно, чтобы реальная работа не заменялась формальными показателями. Необходимо исполнение нацпроектов не только по букве, но и по духу. Ключевой вопрос здесь – финансирование. Следует повышать доли расходов государственного бюджета на научную деятельность, возможно, через конкретные налоговые механизмы. Также крайне важно развивать систему подготовки кадров высшей квалификации, создавать и модернизировать инфраструктуру, приборную и экспериментальную базы. КАРПИК Александр Петрович, ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий (г. Новосибирск): –Главный вызов и проблема отечественной университетской науки – это отнесение основной части профессорско-преподавательского состава к категории педагогических работников. Несмотря на то, что занятие научной деятельностью отражено в квалификационных требованиях, при оплате ППС учитывается только объём преподавательской работы в часах. По причине того, что научная деятельность конкретно не определена и отдельно не оплачивается, плотно загруженным учебным процессом преподавателям катастрофически не хватает времени для систематического и глубокого занятия научными исследованиями.
– На мой взгляд, основная проблема не только университетской науки, но и всего российского образования заключается в том, что учителя, преподавателя и учёного заставляют заниматься не своими прямыми обязанностями. Например, заполнять огромное количество бумаг, выполнять заоблачные показатели, даже мыть окна. Нередко для участия в грантах и конкурсах бывает необходимо собрать информацию, которой исследователь не располагает: бухгалтерскую отчетность организации, сведения о ранее поданных заявках и тому подобное. В случае победы приходится не только самостоятельно оформлять все документы, но и заниматься приобретением оборудования, материалов, заключением договоров и прочим, на что может уйти не один месяц из-за процедур госзакупок, тендеров и внутренних регламентов организации. В результате времени на выполнение самого исследования почти не остается. А ещё нужно отчитаться за проделанную работу…
МЕРЗЛЯКОВА Галина Витальевна, ректор Удмуртского государственного университета: –Сегодня главным вызовом для университетской науки и университетов в целом является цифровизация. В рамках национального проекта «Цифровая экономика» государство ставит задачу использования цифровых технологий во всех отраслях экономики, при этом в ИКТ-сфере наблюдается серьёзная нехватка квалифицированных кадров. – Главная задача этого закона – создание механизмов, способных обеспечить готовность нашей страны к вызовам времени, гармонизирующих имеющие отношение к инновациям направления государственной политики, а также формирующих условия для развития инновационной деятельности. РЕПИНЕЦКИЙ Александр Иванович, проректор по научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического университета: – Могу говорить только относительно гуманитарной университетской науки. Требование привлекать постоянные инновации не совсем приемлемо к научной деятельности гуманитарных вузов в целом, и к вузам педагогическим в частности. Основной потребитель нашего научного продукта – это образовательные организации: от дошкольных до высших. Система общего образования активно использует новую методику, результаты исследований и разработок учёных университета, но лишена возможности их инвестировать. Решить эту проблему можно путём расширения государственного заказа (в частности, педагогическим вузам) на разработку проблем общего образования. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|