Десятилетиями в Самарском государственном социально-педагогическом университете действуют различные центры, лаборатории, кружки, где ученые выдвигают, исследуют и реализуют необходимые обществу концепции и идеи. Подробнее о научно-исследовательской работе вуза, ее высоком общественном признании и практической ценности рассказывает проректор, доктор исторических наук, профессор Александр РЕПИНЕЦКИЙ.
– Ваш университет является одним из старейших не только в Самарской области, но и во всем Поволжском регионе, ведя свою историю с 1911 года.
– Да, это так, и вы обозначили дату открытия в Самаре Учительского института. В неспокойном 1917 году он был преобразован в педагогический. Позднее стал педагогическим факультетом Самарского университета, а после его закрытия, в 1929 году, открылся как Самарский педагогический институт.
Первым ректором вуза был известный учёный, основатель экспериментальной педагогической психологии А.П. Нечаев. С этого времени в вузе сложились и развиваются педагогическая и психологическая научные школы.
Навершие скипетров (Екатерининский мыс).
– По различным источникам, в настоящее время в вузе плодотворно осваивается около девяти основных научных направлений?
– Научная жизнь университета чрезвычайно насыщена. Десятилетиями здесь действуют различные центры, лаборатории, кружки, где ученые выдвигают, исследуют и реализуют необходимые обществу концепции и идеи. К главным научным школам СГСПУ относятся «Гуманизация и гуманитаризация образования», «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма», «Социальная история Среднего Поволжья», «Семантика и прагматика языковых единиц» (с 1938 года) и другие.
Действующая с 1969 года археологическая школа СГСПУ, например, в настоящее время является одной из ведущих в Европе. Были сделаны открытия поистине мирового уровня, имеющие непреходящее значение для изучения истории первобытного общества Евразии. Результаты исследований опубликованы в ведущих научных журналах «Nature», «Science», «Radiocarbon».
Изучение археологических находок.
– Какие еще исследовательские работы, достижения научных центров и школ СГСПУ важны для региона, страны или мира и отмечены высоким общественным признанием?
– Учёные вуза действительно вносят значительный вклад в развитие научного и экономического потенциала своего региона. И не только его. Ни одна крупная стройка не обходится без привлечения археологов СГСПУ, обследующих территорию области и выносящих решения о возможности её будущего хозяйственного освоения. Поскольку перед научным сообществом поставлена задача продвижения бренда «Самара – запасная столица», историки университета исследовали материалы англо-американской печати о Куйбышеве как «запасной столице» в годы войны, по теме «Куйбышев дипломатический» создали базу данных всех Героев Советского Союза – уроженцев Куйбышевской области.
Специалисты естественно-географического факультета кропотливо изучают растительность водоёмов региона, приняли активное участие в составлении «Красной книги» Самарской области, прослеживали траектории полёта птиц над аэродромом «Курумоч» для корректировки движения самолётов с целью безопасности, определяли степень загрязнения почвы химическими элементами.
В Самарской области, являющейся многонациональным и многоконфессиональным краем, привлекательным для мигрантов, до сих пор не случалось межнациональных конфликтов. И этому способствовали исследования этно-национального, конфессионального и правового сознания. Рекомендации учёных внедряются в практику работы соответствующих государственных, муниципальных служб и национальных центров. Исследования женской ментальности востребованы специалистами по кадрам и агентствами. Муниципальные органы управления заинтересовались материалами о формировании благополучной дворовой среды, методологией анализа образа жизни горожан на основе их повседневной пространственной мобильности.
Университет сотрудничает с технопарком «Жигулевская долина» в сфере высоких технологий. В 2019 году на базе вуза пройдет полуфинал конкурса «Участник молодежного научно-инновационного конкурса», организованного Фондом содействия инновациям. Также студенты примут участие в интенсиве обучающей программы для будущих лидеров Открытого университета Сколково «Навигатор инноватора».
За высокий вклад в развитие региона ученые СГСПУ удостоены почётных званий заслуженного деятеля науки, премий губернатора и прочих наград и признаний.
Исследование в заливе Нячанг, Вьетнам проводит К.С. Ткаченко.
– Российской академией образования в 2018 году университету присвоен статус инновационной площадки. Какие задачи решает проект, успешно прошедший экспертизу?
– Инновационная площадка РАО «Концептуальные основы подготовки будущего педагога к социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста» отличается новизной подхода, является научно обоснованной, значительной по объему и имеет перспективы. Проведение инновационной работы, распространение методических рекомендаций по ее результатам и внедрение практико-ориентированных разработок положительно сказывается на качестве деятельности образовательной системы Самарской области, улучшает инновационный и социально-психологический компоненты профессионально-образовательной среды региона. Развитие проекта является необходимым и отвечает запросам педагогических коллективов образовательных организаций Самарской области.
Проект призван создать учебно-методический комплекс и дидактический инструментарий по формированию профессиональной готовности педагога к социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, разработать систему психолого-педагогического сопровождения обозначенного процесса.
– Научный имидж СГСПУ поддерживают международные и всероссийские конференции, ежегодно проводимые в университете. Также вуз – активный участник многих региональных мероприятий. Расскажите о наиболее известных и значимых.
– Ежегодно в СГСПУ проводится в среднем 30 конференций различных уровней, некоторые – постоянно действующие. Например, Международная научно-практическая конференция «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» собирает исследователей из России и Британии. В центре международного научного форума «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» – его постоянными участниками стали японцы – проблемы образования и воспитания дошкольников и младших школьников. На всероссийской конференции «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве» рассматриваются проблемы воспитания юношества. Ежегодно более тридцати лет СГСПУ проводит научно-методическую экспериментальную экспедицию по изучению технологии древней керамики: проект уникален не только для России, но и Европы и привлекает учёных от Калининграда до Владивостока, а также зарубежных специалистов.
Недавно в стенах вуза прошло очередное крупное научное мероприятие. В сентябре на факультете начального образования работала международная научно-практическая конференция «Современное искусство: развитие, образование, среда», посвященная проблемам художественного развития детей в XXI веке, объединения регионов и стран на основе общечеловеческих ценностей. Встреча проводилась при поддержке общественной организации «Альянс Франсез Самара», партнерском участии почетного консульства Италии в Самаре, художественной галереи «Виктория», детской школы искусств № 5 Самары. Собрались около сотни представителей вузов, культурных центров, художественных коллективов, отделов по связям с общественностью, учителя из России, Франции, Италии, Японии, Прибалтики. В рамках конференции прошел мастер-класс профессора Мицуру Такахаши (Университет Тохоку, г. Сендай, Япония), ознакомившего аудиторию с методами и приемами арт-терапевтической помощи людям, пережившим природные катаклизмы, потерявшим родных.
– В университете сложился высококвалифицированный коллектив ученых и педагогов. Какие условия созданы в сфере подготовки и переподготовки кадров в области инноваций? Как достигается преемственность научных кадров?
– Инновационная деятельность является одним из ведущих показателей успешности вузов. Для ее организации сотрудники научно-исследовательских подразделений проходят специальную подготовку, обучаясь на профильных курсах, поощряются морально и материально за участие в инновационных проектах.
Преемственность научных кадров обеспечивается целой системой мер. Ведущие учёные научных школ являются научными консультантами и научными руководителями специалистов, работающих над подготовкой докторских и кандидатских диссертаций. Как правило, исследователи проводят свои научные изыскания в рамках проблематики научных школ. Этим обеспечивается преемственность научных кадров. За 2018-й и первую половину 2019 года докторские диссертации защитили 5 преподавателей вуза, кандидатские – 6. Преемственности научных знаний служат и посвящённые выдающимся учёным университета мемориальные конференции, ежегодно проходящие на разных факультетах.
– Осуществляется ли в СГСПУ какая-то особая поддержка талантливых студентов, молодых ученых?
– Безусловно. Выявление будущих талантов начинается ещё при работе с абитуриентами. Преподаватели университета выступают в качестве научных консультантов школьников (областная программа «Взлёт»), при поступлении продолжают с ними работать как научные руководители (областная программа «Полёт»). Ежегодно каждый факультет проводит олимпиаду для школьников, где также отбираются талантливые учащиеся, и научная работа с ними начинается с первого курса по индивидуальной траектории.
Студенческое научное общество объединяет около трети студентов. Занимающиеся научной деятельностью выдвигаются на получение стипендий Президента и Правительства РФ, губернатора и именной – В.П. Алабина, а также повышенной вузовской. Конечно, университет приветствует и поддерживает участие студентов в научных конференциях разных уровней. Для стимулирования научной деятельности студентов в 2018 году проведены 12 конкурсов на лучшую студенческую работу и 16 научных конференций. Вуз организует несколько крупных студенческих форумов, среди которых международные – «Язык. Культура. Личность», «Пища в обрядах мира», дистанционный «Экологический марафон XXI века», а также всероссийские – Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция, конкурс по биологии и экологии ВИМ, олимпиада «Растущий виноград», конкурс по естествознанию «Мир, в котором я живу» и другие. Традиционно по итогам этих мероприятий издаются сборники научных трудов. Так, ежегодно выходит сборник исследовательских работ учащихся «Globularia», при подготовке которого в составе редколлегии трудятся именно сами студенты.
Успешные выпускники бакалавриата продолжают образование в магистратуре и аспирантуре. Молодые учёные и талантливые студенты обязательно являются соисполнителями больших научных проектов, в том числе государственных и грантовых. Это дает возможность приобщиться к новейшим достижениям науки. Например, в реализации проектной части госзадания «Традиционные и инновационные модели развития древнего населения Поволжья» молодые исследователи (до 35 лет) составляют 73% научного коллектива. Для исполнителей конкурсных проектов действует постоянный семинар «Как написать грант», проводятся вебинары и индивидуальные консультации. Для справки, в 2018 году грант Президента РФ получил тридцатитрехлетний доктор исторических наук С.О. Буранок, трёхгодичный грант РФФИ – кандидат исторических наук двадцатидевятилетний К.М. Андреев.
Молодые учёные публикуют свои работы в периодических изданиях университета: «Самарском научном вестнике» (ВАК) и «Поволжском педагогическом вестнике» (РИНЦ).
Археологические находки Екатерининского мыса.
– Сложились давние партнерские отношения университета с зарубежными вузами. Какие научные направления международного сотрудничества, перспективные для СГСПУ, реализуются в настоящее время?
– Наиболее активное сотрудничество с зарубежными партнёрами осуществляется в гуманитарной области.
Прежде всего это проекты самарских археологов. Ежегодно СГСПУ с Британским музеем и Государственным Эрмитажем выступают соучредителями международной археологической конференции. В рамках договора о научном сотрудничестве вуз ежегодно проводит конференции с Национальным университетом Словении и Университетом г. Йорка (Великобритания). Учёные Александр Выборнов (СГСПУ), Карл Херон (Британский музей) и Оливер Крег проводят липидные анализы по уточнению датировки археологических артефактов. Совместные исследования по уточнению дат проводятся и с Университетом Уппсалы (Швеция). В 2016 году в Гарвардском университете в сотрудничестве с американскими коллегами опубликована монография археологов СГСПУ «Ландшафт бронзового века в степных районах России. Проект Самарская долина». Это итог десятилетней работы по изучению бронзового века степной зоны Восточной Европы. Уникальность исследования в использовании достижений классической российской археологии, физической антропологии и новейших естественнонаучных методов анализа.
В университете сложилась общепризнанная научная школа антропологии, осуществляющая сравнительный анализ нео-энеолетических краниологических материалов Алтая, Южной Сибири, Северного Казахстана. Совместные с институтом Макса Планка (Германия) исследования показали неоднородность населения изучаемых групп, а также доминирование в составе тех и других широколицых европеоидных антропологических компонентов.
Также взаимодействие с преподавателями Педагогического института г. Людвигсбург (Германия) в области методики преподавания немецкого языка проводит кафедра немецкого языка. Проблемы изучения русской литературы в славянских странах рассматривают филологи СГСПУ и Университета г. Брно (Чехия).
В рамках российско-казахстанского научного консорциума проходят исследования по вопросам формирования личности профессионального спортсмена, что позволяет актуализировать изучение педагогики и психологии при подготовке учителей физической культуры и тренеров.
Проходят многолетние исследования морских донных экосистем в морях умеренных и тропических широт в рамках международного сотрудничества Российско-Вьетнамского тропического центра.
Таким образом, интеграция СГСПУ в мировое образовательное пространство проходит достаточно успешно, особенно по ряду направлений научной деятельности: археологии, исследовании образовательного и воспитательного процессов, психологии сознания, изучению иностранных языков.
Подписание меморандума о сотрудничестве с Университетом Маланга (Индонезия).
Самарский государственный социально-педагогический университет.
Дата основания – 1911 год (Учительский институт).
Обучающихся – 6 448. ППС – 310.
Стратегические проекты – разработка новых методик, курсов для общеобразовательной и цифровой школы, переподготовка учителей, исследования по социализации детей младшего возраста, по древней истории Волжско-Уральского региона, по противодействию различным источникам опасности для общества, по взаимодействию этнических групп, в том числе с мигрантами, по созданию благополучной среды обитания в условиях крупного города, по выявлению роли г. Куйбышева как центра советско-американских отношений (1941-1943) с оценкой роли «запасной столицы» и другим направлениям.
Конкурентные преимущества – разнообразие предлагаемых образовательных программ и качество подготовки специалистов, авторитетные научные школы, наличие всех уровней образования, включая аспирантуру и подготовку докторов наук, успешная карьерная траектория выпускников, возможность получения двойного диплома, доброжелательная атмосфера в коллективе вуза.