Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России

Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России с целью определения условий вхождения России к 2025 году в число пяти ведущих научных держав мира и особенно значимых аспектов для благоприятного развития университетской науки.

Просмотров: 765

Национальным проектом «Наука» поставлена цель  вхождения России к 2025 году в число пяти ведущих научных держав мира. Редакция журнала «Аккредитация в образовании» обратилась к представителям научно-педагогического сообщества России с просьбой: во-первых – назвать критически важные для достижения поставленной цели условия (топ-5, по мере убывания); во-вторых – обозначить особенно значимые аспекты для благоприятного развития именно университетской науки. 

КАРПИК Александр Петрович, ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий (г. Новосибирск):

– (1) Для вхождения России в число пяти ведущих научных держав мира крайне важно выполнение ряда условий.

  • Наращивание материально-технической базы научных исследований путем оснащения новейшим оборудованием и повышения эффективности использования имеющих мощностей, в том числе центров коллективного пользования, а также за счет аренды оборудования в других организациях. 
  • Развитие имеющихся организаций технопаркового типа и создание новых структур, специализирующихся в области опытно-конструкторских работ и экспериментального производства, законодательное закрепление системы взаимодействия в цепи «НИР – НИОКР – опытно-экспериментальное производство – серийное производство».
  • Осуществление организационных мер, направленных на повышение эффективности научно-технологического потенциала вузов как базовой площадки для подготовки исследователей, востребованных академической и прикладной наукой, и как самостоятельного субъекта научной деятельности.
  • Организация планового взаимодействия между профильными университетами и соответствующими отраслями экономики, учитывающего требования технологической безопасности и импортозамещения.
  • Повышение в России престижа научной деятельности с целью привлечения и удержания в научной сфере творческой молодежи.

Кроме того, следует отметить и такие условия, как всемерная поддержка существующих «прорывных» научных школ и коллективов, работающих на мировом уровне, развитие объективных и прозрачных критериев оценки деятельности и научных коллективов, и отдельных научных работников, их морального и материального стимулирования. 

– (2) Для благоприятного развития в России именно университетской науки сегодня особенно важны организационные меры по повышению эффективности научно-технологического потенциала вузов как базовой площадки для подготовки исследователей, востребованных академической и прикладной наукой, и как самостоятельного субъекта научной деятельности; организация планового взаимодействия между профильными университетами и соответствующими отраслями экономики; повышение престижа научной деятельности с целью привлечения и удержания в научной сфере творческой молодежи.

КУЗИН Андрей Алексеевич, проректор по научной работе Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина:

– (1) Что чрезвычайно значимо для выполнения большой задачи, поставленной руководством страны?

  • Увеличение финансирования, в том числе средств на модернизацию приборного парка.
  • Взаимодействие с ведущими мировыми учеными. 
  • Развитие международной и российской кооперации в науке. 
  • Привлечение молодежи в научную среду.
  • Слияние вузовской и академической науки.

– (2) Для реализации этих задач важны все эти условия. Однако, если иметь в виду именно вузовскую науку, в её благоприятном развитии заметную роль сыграли бы, прежде всего, снижение аудиторной нагрузки на преподавателя, а также слияние с академической наукой, то есть глобальная реформа высшего образования и науки.


РЕПИНЕЦКИЙ Александр Иванович, проректор по научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического университета:

– (1) Полагаю, как крайне важные следует обозначить следующие условия.

  • Достаточное финансирование научных исследований, в том числе и вузовской науки.
  • Государственная поддержка коммерциализации результатов научных исследований.
  • Создание условий для прихода в науку молодых кадров.
  • Расширение государственной (госзадания в сфере научной деятельности) и грантовой поддержки научных исследований на конкурсной основе, а также хронологических рамок таких проектов.
  • Снижение отчётности о научной деятельности  – наука тонет в бумагах.

– (2) Все перечисленные выше условия также важны и для благоприятного развития вузовской науки. 


МЕРЗЛЯКОВА Галина Витальевна, ректор Удмуртского государственного университета:

– (1) Исторический опыт нашей страны и лидирующих в научно-инновационном плане государств говорит о том, что для вхождения России в число пяти ведущих научных держав мира критически важными являются определённые условия.

  • Концентрация ресурсов и усилий государства и общества на приоритетных научно-технических направлениях, технологиях, областях знания. В настоящее время это, прежде всего, сфера IТ, биотехнологии, робототехника.
  • Создание системы поддержки поиска передовых, оригинальных решений научно-технических задач, основанных на разработке и применении нестандартных принципов и опережающих технологий, не повторяющих существующие.
  • Интеграция в систему глобального разделения научного труда, обеспечение интенсивного обмена научными и профессиональными знаниями с ведущими странами мира.
  • Увеличение доли финансирования научных исследований и разработок в ВВП страны, рост объемов затрат на НИОКР не только в ведущих научных организациях, но и региональных вузах.
  • Восстановление системы воспроизводства научных кадров, поддержка молодых ученых, развитие научных школ и поднятие престижа научно-педагогического работника.
  • Создание условий для тесного взаимодействия образовательных и научных организаций с предприятиями промышленного сектора, бизнес-структурами и институтами власти для успешного внедрения новых разработок.

– (2) Для развития университетской науки первоочередное значение имеет подготовка и закрепление молодых научных кадров. Необходимы наличие перспектив, возможностей для профессионального роста молодого ученого; наличие бюджетных мест для обучения в аспирантуре; выделение средств финансовой поддержки, возможность использования различных форм мобильности и коммуникации с мировым научным сообществом; сетевое взаимодействие и взаимодействие с предприятиями промышленного сектора и предпринимателями. Немаловажным является и создание благоприятных социальных условий.
 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: малые инновационные предприятия
Экспресс-форум: конкурсы инновационных программ
Экспресс-форум: международное сотрудничество вузов
СГСПУ как Самарская долина
Экспресс-форум: децентрализация СПО
Как повысить эффективность российской аспирантуры?
Экспресс-форум. Год учителя и СПО
Экпресс-форум: педагоги о Годе Учителя
Заочный круглый стол для представителей научно-педагогического сообщества России
"Аккредитация в образовании" приглашает на серию международных вебинаров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ