Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ассоциация как фактор взаимодействия образования и производства

В 2004 году на базе Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства была создана Ассоциация учебных заведений, предприятий и организаций строительной отрасли и городского хозяйства «Учебно-производственный округ».

Просмотров: 1526
П.В. МИШИН, директор Чебоксарского техникума
строительства и городского хозяйства, доктор технических наук, профессор

Э.В. ТИМОФЕЕВА, заместитель директора по научно-методической работе

Что такое учебно-производственный округ?

Современное общество, наука и производство предъявляют к выпускникам средних профессиональных учебных заведений ряд требований, связанных с формированием профессиональных и социальных компетенций. Как показывает практика, выполнить это можно только при организации взаимодействия образовательных, управленческих, общественных и бизнес-структур, объединенных решением совместно поставленных задач, то есть с помощью социального партнерства.

В 2004 году на базе Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства была создана Ассоциация учебных заведений, предприятий и организаций строительной отрасли и городского хозяйства «Учебно-производственный округ». В нее также вошли три региональных министерства – строительства, архитектуры и дорожного хозяйства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, образования и молодежной политики. В масштабе отрасли это был первый опыт для Чувашии и России.

Учебно-производственный округ объединяет 8 образовательных учреждений и 9 предприятий, имеет статус юридического лица и соответствующую нормативную базу. Главная цель ассоциации – представлять и защищать общие интересы ее членов посредством развития системы социального партнерства.

Навстречу пожеланиям работодателей

Обеспечивая деятельность учебно-производственного округа, техникум поддерживает постоянную связь с работодателями, анализирует их запросы. Так, с ориентацией на требования производства в 2007 году были введены в учебные планы три новые специализации строительного профиля: «техническая эксплуатация зданий и сооружений», «реконструкция и техническая реставрация зданий и сооружений», «стандартизация и сертификация продукции стройиндустрии и производства строительных материалов». Также по запросу работодателей были открыты такие специальности, как «Градостроительный кадастр» (2006), «Прикладная геодезия», «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» (2010), «Земельно-имущественные отношения» (2011). В 2013 году планируется начать набор на специальность «Монтаж внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции».

Ассоциация активно работает над выявлением потребностей в кадрах посредством контактов с городскими и районными администрациями, профильными отраслевыми министерствами, а в образовательных учреждениях ведутся целевой прием и целевая подготовка специалистов для предприятий, входящих в состав объединения.

В интересах работодателей и с помощью органов власти Московского района города Чебоксары техникум реализует различные целевые программы. Одна из них, разработанная в 2007 году, посвящена подготовке специалистов по технической эксплуатации зданий и сооружений и направлена на сокращение дефицита кадров в системе ЖКХ (сантехников, строительных рабочих и проч.). Кроме того, на базе техникума организованы курсы по дополнительной образовательной программе повышения квалификации «Строительство зданий и сооружений». С 2007 года здесь прошли обучение более 500 работников строительной отрасли.

Выгодно работодателям и дополнительное профессиональное образование, которое ведется в техникуме более чем по 40 рабочим учебным планам, составленным в соответствии с рабочими программами профессиональной подготовки.

В 2009 году в ассоциации провели мониторинг спроса и предложения рабочей силы в строительной отрасли, энергетике и ЖКХ, который показал, что существует спрос на повышение квалификации работников, что было связано с внедрением сложной техники в строительстве и ЖКХ и с ростом требований к образовательному уровню работающих специалистов. Работа в этом направлении была активизирована.

Помощь техникуму

Совместно с членами ассоциации работодатели участвуют в организации практики на производстве, где студентам выделяют наставников-руководителей, и в развитии материально-технической базы техникума. С их помощью созданы и действуют учебно-производственный геодезический и строительно-ландшафтный полигоны, учебная гостиница при двух студенческих общежитиях. Обучение в условиях полигонов помогает студентам быстрее адаптироваться на производстве.

При поддержке работодателей оснащены стендовым материалом и оборудованием кабинеты экономики и тарифного регулирования, энергосберегающих технологий и оборудования в строительстве, комплексных градостроительных решений, инженерных сетей и оборудования территорий, зданий и стройплощадок, особенностей конструктивных решений жилых и общественных зданий.

С участием работодателей составляются учебные планы, проводится аттестация выпускников, присваиваются квалификационные категории преподавателям и руководящим работникам. Основные и дополнительные образовательные программы интегрируются с реальным производством.

Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения регулярно повышают квалификацию на предприятиях. Совершенствование профессионального мастерства идет по следующим направлениям: благоустройство территорий, архитектурное проектирование, сметно-договорная деятельность в строительстве, ресурсно- и энергосберегающие технологии производства, выполнение геодезических работ на площадке. Всего с 2004 года по 2011 год обучение прошли 48 человек, что, безусловно, повысило их инновационную компетентность, одновременно расширив и спектр профессиональных возможностей.

Окончил школу – и можешь работать

Второй путь решения задач ассоциации – взаимодействие образовательных учреждений друг с другом. Инновационное направление этой работы – профильное и предпрофильное обучение учащихся, позволяющее молодым людям начать профессиональную деятельность сразу после школы, получив свидетельство о присвоении квалификационного разряда по рабочей профессии. В рамках этого направления заключены договоры со школами № 14 и 29, Заволжской средней школой, Центром образования № 2, Московским районным управлением ЖКХ г. Чебоксары и, начиная с 2007 года, подготовлены 76 штукатуров-маляров, 7 плотников-столяров, 28 каменщиков, 13 специалистов по технической эксплуатации зданий, 6 агентов коммерческих. По договору с Домом детского творчества и школой № 45 ведется работа по развивающему обучению учащихся группы риска, направленная на формирование у подростков социально-ценностных ориентаций и позитивного отношения к здоровому образу жизни. По программам «Хозяин дома», «Хозяйка дома», «Экономика и право», «Дизайн» ежегодно проходят обучение более 300 школьников.

С 2010 года на базе школы № 45 открыта «Академия юного строителя» для учащихся 5-8 классов, то есть в предпрофильную подготовку вовлекается вторая ступень общего образования.

С 2005 года введена в практику такая форма работы, как Республиканский фестиваль учащейся молодежи «Мастерство. Интеллект. Культура».

Проект за проектом... Студентам на пользу

Деятельность учебно-производственного округа приносит пользу и студентам, и обществу. У ассоциации подписаны договоры о разработке ряда строительных проектов с ТОС (территориальными общественными самоуправлениями) «Ахазовский» и «Университетский». Некоторые из них выполнили студенты.

Взаимодействие в связке «заказчик – разработчик – проектировщик (студенты) – исполнитель (организации-работодатели)» имеет большое значение для социальной и профессиональной адаптации будущих студентов. В 2011 году студенты специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» разработали и защитили 9 реальных проектов по благоустройству северо-западного района Чебоксар.

В ассоциации успешно решаются вопросы трудоустройства выпускников. Как показал анализ рынка труда, в 2010 году востребованность специалистов строительного и электротехнического профилей составила все 100 процентов.

Значение методической базы

Стратегическое значение для развития любого образовательного учреждения имеет методическая база инноваций, которая обеспечит новый, более высокий уровень деятельности педагогов. Для ее создания ассоциации нужна единая научно-методическая лаборатория, основающая свои разработки на компетентностном и деятельностном подходах к обучению, поскольку они являются важными условиями подготовки конкурентоспособных специалистов.

В Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства работа по формированию методической базы ведется локально. С помощью производственников происходит освоение и внедрение в обучение передовых производственных технологий. В настоящее время разрабатывается Положение о научно-практическом совете, предусматривающее участие представителей работодателей в образовательном процессе. Совместно проводятся круглые столы, рецензирование курсовых и дипломных проектов, рабочих программ.

Создание ассоциации «Учебно-производственный округ» является примером сетевого взаимодействия производства и образования и сегодня гарантирует эффективность профессионального образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства, социальное партнерство, ао-49

Похожие материалы:
«Уранцветмет»: практика на крупнейших месторождениях России и стран Африки
В Политехническом университете начал работу новый проект HP
Липецкий металлургический колледж - опираясь на партнеров
Перспективы трудоустройства для студентов ЮРГПУ (НПИ)
Учебно-методический центр целевой подготовки ГК «СУ-155» начинает новый учебный год
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
Союз лесопромышленников Коми обсудил текущие вопросы
Практические аспекты взаимодействия творческого вуза и работодателей
ТюмГУ расширяет границы бесплатной юридической помощи населению
ТПУ будет готовить кадры для лесопромышленного комплекса Томской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
#96Исследовательское образование
#104Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
#107Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
#104Ежегодная конференция ассоциации IREG состоялась в Бельгии
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний