Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»«Сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самосознания и познания фактических связей», – написал еще в начале ХХ века немецкий социолог и философ Макс Вебер. Столетие спустя вопрос о сущности научной деятельности и предназначении ученого продолжает оставаться актуальным. О том, почему современная наука не может состояться без коммерциализации и что должен делать в таком случае исследователь, читайте в интервью с молодым ученым Вячеславом Карповым. Просмотров: 171
Материал опубликован в журнале №107 от 26.11.2018. «Сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самосознания и познания фактических связей», – написал еще в начале ХХ века немецкий социолог и философ Макс Вебер [1]. Столетие спустя вопрос о сущности научной деятельности и предназначении ученого продолжает оставаться актуальным. О том, почему современная наука не может состояться без коммерциализации и что должен делать в таком случае исследователь, читайте в интервью с молодым ученым Вячеславом КАРПОВЫМ.
– Вячеслав Викторович, как вы относитесь к коммерциализации науки? Необходимо ли ученому совмещать ипостаси исследователя и предпринимателя? – Так сложилось, что, к сожалению, современному ученому необходимо иметь навыки предпринимателя. Он должен уметь находить денежные ресурсы на разработки и продавать их результаты. Сегодня существует множество грантовых систем, направленных на стимулирование научной деятельности, однако их недостаточно для покрытия всех достойных заявок и направлений исследования. При этом в большинстве своем эти системы рассчитаны на ученых в возрасте до тридцати пяти лет. Соответственно, перешагнувшим этот рубеж в разы сложнее заниматься наукой. В целом же система отбора и оценивания заявок непрозрачна и далека от совершенства, является по своей сути платформой продажи технологий и знаний (пускай и государству), а также поиска средств на исследования. Без коммерциализации науки в наше время не обойтись. Реальность такова, что зарплата аспирантов и молодых ученых несоизмерима с зарплатой специалистов, занятых в других сферах, поэтому без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов научных исследований – таких, например, как «Старт» и «У.М.Н.И.К.», – получить средства на научную деятельность практически невозможно. – В новой редакции закона о РАН среди целей популяризации науки указано «повышение уровня естественно-научного и гуманитарного образования выпускников школ и вузов как следствие научно-просветительской работы». Не происходит ли здесь смешение понятий «популяризация» и «просвещение»? И возможно ли вообще научное просвещение без так называемого «научпопа»? – Считаю, что «популяризация» и «просвещение» – вещи несовместимые. По крайней мере, на данный момент.
Популяризация зачастую является обманом людей и, в конечном счете, вносит отрицательный вклад в развитие общества. В большинстве своем блогеры и другие так называемые «популяризаторы» науки создают идеальную картинку, далекую от реальности. Например, снимают ролики про современное оборудование, технологии и материалы, при этом забывая упомянуть, что оборудование это дорогое и далеко не у каждого ученого есть к нему доступ. Или что во всей России оно представлено всего двумя единицами, а материалы и технологии присутствуют лишь на бумаге. В погоне за «лайками» и подписчиками на первый план выходит создание продающего контента, а отнюдь не образование населения. При этом у молодежи складывается искаженное представление о науке и ее отдельных направлениях: они делают выбор в пользу популяризаторских иллюзий, а осознание неверного выбора профессии, разочарование в ней приходят в институте и отрицательно сказываются на дальнейшей судьбе. Просвещение, наоборот, преследует цель обучения человека, без украшательства и выдумки, к тому же процесс этот, по сравнению с популяризацией, намного более трудоемкий. Но и у просвещения есть обратная сторона. Говорить правду о состоянии современной науки сложно, и не каждый слушатель или участник научных программ готов это принять. Скорее всего, нужен симбиоз этих процессов, но он обязательно должен быть контролируемым, а сделать это в век свободного интернета практически невозможно. – Одна из целей национального проекта «Наука» – к 2024 году сделать РФ привлекательным местом работы для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей. При этом, согласно результатам мониторинга инновационного поведения населения НИУ «ВШЭ», удельный вес выпускников вузов, связавших свою профессиональную карьеру с наукой, в 2017 году не превышал 1%. Как думаете, удастся ли реализовать амбициозные планы за столь короткий срок и при такой низкой степени заинтересованности наукой со стороны вчерашних студентов? – Думаю, эти цели недостижимы. До тех пор, пока уровень оплаты труда у начинающих ученых не будет конкурентоспособным по отношению к зарплатам тех же «продажников», улучшить состояние дел не получится. На данный момент большинство интересует вопрос престижности вузов, положение в различных российских и мировых рейтингах. Причем делается это не за счет улучшения образовательной и научной среды, а посредством косвенных приемов, что только усугубляет ситуацию. – Команда «EasyChem» организует образовательные проекты для учителей: вы рассказываете школьным преподавателям химии, как сделать уроки более увлекательными. А с вузовскими педагогами работаете? – С самого начала своей деятельности мы активно сотрудничаем с преподавателями вузов. Наверное, сегодня они наиболее заинтересованы в повышении уровня образования школьников, с которыми предстоит работать в перспективе. Да и большая часть членов команды – это практикующие преподаватели и научные сотрудники.
Среди наших совместных проектов выездные мастер-классы, лекции, игры и квесты в школах Свердловской области. Ежегодно в них участвуют более 1 тыс. человек. Такие форматы способствуют профессиональному росту талантливых студентов и развитию у них навыков наставничества за счет создания соответствующей образовательной среды. Например, в школах для старшеклассников проводятся открытые уроки с демонстрацией опытов по химии. Успешно зарекомендовал себя Свердловский химический турнир для обучающихся 9-11 классов – лично-командные соревнования по решению кейсов из области химии и химических технологий. В составе жюри видные российские и иностранные ученые, лауреаты Нобелевской премии, представители ведущих российских и зарубежных предприятий химической и фармацевтической промышленности. Для юных школьников (7-8 классы) проводим конкурс по химии. Команды из 4-5 человек соревнуются в решении теоретических и практических задач. Хорошо подготовиться к обучению в вузе и погрузиться в профессию старшеклассники могут в открытой школе по химии и физике. Раз в неделю на базе университета для них проводятся лекции и практические занятия, организуются экскурсии на реальные производства и встречи с ведущими специалистами. По окончании обучения школьники сдают выпускной экзамен и пишут эссе на тему «Один день моего будущего». Каждый ноябрь мы проводим курсы повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ. Например, «Интерактивные методики преподавания химии в среднем общем образовании», «Естественнонаучные турниры: современный образовательный формат». Занятия проходят как в очной форме, так и дистанционно. Ежегодно в программе участвуют более 40 преподавателей из Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Пермского края. В результате курсанты не только получают актуальные и востребованные знания и навыки, но и становятся частью сообщества людей, стремящихся к положительным изменениям в области методики преподавания своего предмета.
Беседовала Людмила СУЛЬДИНА.
[1] Цитата из доклада Макса Вебера «Наука как призвание и профессия», прочитанного студентам Мюнхенского университета зимой 1918 года. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|