Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»

«Сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самосознания и познания фактических связей», – написал еще в начале ХХ века немецкий социолог и философ Макс Вебер. Столетие спустя вопрос о сущности научной деятельности и предназначении ученого продолжает оставаться актуальным. О том, почему современная наука не может состояться без коммерциализации и что должен делать в таком случае исследователь, читайте в интервью с молодым ученым Вячеславом Карповым.

Просмотров: 13

Материал опубликован в журнале №107 от 26.11.2018.

«Сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самосознания и познания фактических связей», – написал еще в начале ХХ века немецкий социолог и философ Макс Вебер [1]. Столетие спустя вопрос о сущности научной деятельности и предназначении ученого продолжает оставаться актуальным. О том, почему современная наука не может состояться без коммерциализации и что должен делать в таком случае исследователь, читайте в интервью с молодым ученым Вячеславом КАРПОВЫМ.

КАРПОВ Вячеслав Викторович – руководитель проектов команды «EasyChem», стипендиат Фонда В. Потанина, губернатора Свердловской области, Правительства и Президента РФ по приоритетным направлениям, двукратный стипендиат Президента РФ для молодых ученых, грантополучатель Фонда В. Потанина, УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Российского фонда фундаментальных исследований, председатель Свердловской региональной общественной организации «Центр образовательных и научных инициатив «Развитие».

– Вячеслав Викторович, как вы относитесь к коммерциализации науки? Необходимо ли ученому совмещать ипостаси исследователя и предпринимателя?

– Так сложилось, что, к сожалению, современному ученому необходимо иметь навыки предпринимателя. Он должен уметь находить денежные ресурсы на разработки и продавать их результаты.

Сегодня существует множество грантовых систем, направленных на стимулирование научной деятельности, однако их недостаточно для покрытия всех достойных заявок и направлений исследования. При этом в большинстве своем эти системы рассчитаны на ученых в возрасте до тридцати пяти лет. Соответственно, перешагнувшим этот рубеж в разы сложнее заниматься наукой. В целом же система отбора и оценивания заявок непрозрачна и далека от совершенства, является по своей сути платформой продажи технологий и знаний (пускай и государству), а также поиска средств на исследования.

Без коммерциализации науки в наше время не обойтись. Реальность такова, что зарплата аспирантов и молодых ученых несоизмерима с зарплатой специалистов, занятых в других сферах, поэтому без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов научных исследований – таких, например, как «Старт» и «У.М.Н.И.К.», – получить средства на научную деятельность практически невозможно.

– В новой редакции закона о РАН среди целей популяризации науки указано «повышение уровня естественно-научного и гуманитарного образования выпускников школ и вузов как следствие научно-просветительской работы». Не происходит ли здесь смешение понятий «популяризация» и «просвещение»? И возможно ли вообще научное просвещение без так называемого «научпопа»?

– Считаю, что «популяризация» и «просвещение» – вещи несовместимые. По крайней мере, на данный момент.​

У молодежи складывается искаженное представление о науке и ее отдельных направлениях: они делают выбор в пользу популяризаторских иллюзий, а осознание неверного выбора профессии и разочарование в ней приходят в институте и отрицательно сказываются на дальнейшей судьбе.

Популяризация зачастую является обманом людей и, в конечном счете, вносит отрицательный вклад в развитие общества. В большинстве своем блогеры и другие так называемые «популяризаторы» науки создают идеальную картинку, далекую от реальности. Например, снимают ролики про современное оборудование, технологии и материалы, при этом забывая упомянуть, что оборудование это дорогое и далеко не у каждого ученого есть к нему доступ. Или что во всей России оно представлено всего двумя единицами, а материалы и технологии присутствуют лишь на бумаге.

В погоне за «лайками» и подписчиками на первый план выходит создание продающего контента, а отнюдь не образование населения. При этом у молодежи складывается искаженное представление о науке и ее отдельных направлениях: они делают выбор в пользу популяризаторских иллюзий, а осознание неверного выбора профессии, разочарование в ней приходят в институте и отрицательно сказываются на дальнейшей судьбе.

Просвещение, наоборот, преследует цель обучения человека, без украшательства и выдумки, к тому же процесс этот, по сравнению с популяризацией, намного более трудоемкий. Но и у просвещения есть обратная сторона. Говорить правду о состоянии современной науки сложно, и не каждый слушатель или участник научных программ готов это принять.

Скорее всего, нужен симбиоз этих процессов, но он обязательно должен быть контролируемым, а сделать это в век свободного интернета практически невозможно.

– Одна из целей национального проекта «Наука» – к 2024 году сделать РФ привлекательным местом работы для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей. При этом, согласно результатам мониторинга инновационного поведения населения НИУ «ВШЭ», удельный вес выпускников вузов, связавших свою профессиональную карьеру с наукой, в 2017 году не превышал 1%. Как думаете, удастся ли реализовать амбициозные планы за столь короткий срок и при такой низкой степени заинтересованности наукой со стороны вчерашних студентов?

– Думаю, эти цели недостижимы. До тех пор, пока уровень оплаты труда у начинающих ученых не будет конкурентоспособным по отношению к зарплатам тех же «продажников», улучшить состояние дел не получится. На данный момент большинство интересует вопрос престижности вузов, положение в различных российских и мировых рейтингах. Причем делается это не за счет улучшения образовательной и научной среды, а посредством косвенных приемов, что только усугубляет ситуацию.

– Команда «EasyChem» организует образовательные проекты для учителей: вы рассказываете школьным преподавателям химии, как сделать уроки более увлекательными. А с вузовскими педагогами работаете?

– С самого начала своей деятельности мы активно сотрудничаем с преподавателями вузов. Наверное, сегодня они наиболее заинтересованы в повышении уровня образования школьников, с которыми предстоит работать в перспективе. Да и большая часть членов команды – это практикующие преподаватели и научные сотрудники.

К сожалению, на данный момент большинство интересует достижение показателей вузов в различных российских и мировых рейтингах и повышение их престижности. Причем делается это не за счет улучшения образовательной и научной среды, а посредством косвенных приемов, что только усугубляет ситуацию.

Среди наших совместных проектов выездные мастер-классы, лекции, игры и квесты в школах Свердловской области. Ежегодно в них участвуют более 1 тыс. человек. Такие форматы способствуют профессиональному росту талантливых студентов и развитию у них навыков наставничества за счет создания соответствующей образовательной среды. Например, в школах для старшеклассников проводятся открытые уроки с демонстрацией опытов по химии.

Успешно зарекомендовал себя Свердловский химический турнир для обучающихся 9-11 классов – лично-командные соревнования по решению кейсов из области химии и химических технологий. В составе жюри видные российские и иностранные ученые, лауреаты Нобелевской премии, представители ведущих российских и зарубежных предприятий химической и фармацевтической промышленности.

Для юных школьников (7-8 классы) проводим конкурс по химии. Команды из 4-5 человек соревнуются в решении теоретических и практических задач.

Хорошо подготовиться к обучению в вузе и погрузиться в профессию старшеклассники могут в открытой школе по химии и физике. Раз в неделю на базе университета для них проводятся лекции и практические занятия, организуются экскурсии на реальные производства и встречи с ведущими специалистами. По окончании обучения школьники сдают выпускной экзамен и пишут эссе на тему «Один день моего будущего».

Каждый ноябрь мы проводим курсы повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ. Например, «Интерактивные методики преподавания химии в среднем общем образовании», «Естественнонаучные турниры: современный образовательный формат». Занятия проходят как в очной форме, так и дистанционно. Ежегодно в программе участвуют более 40 преподавателей из Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Пермского края. В результате курсанты не только получают актуальные и востребованные знания и навыки, но и становятся частью сообщества людей, стремящихся к положительным изменениям в области методики преподавания своего предмета.

 

Беседовала Людмила СУЛЬДИНА.

 

[1] Цитата из доклада Макса Вебера «Наука как призвание и профессия», прочитанного студентам  Мюнхенского университета зимой 1918 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: людмила сульдина, точка зрения, ао-107, вячеслав карпов, фонд потанина, актуальное интервью

Похожие материалы:
Эпоха физики: актуальное интервью
KAMAZ: опыт социального партнерства
Оксана Орачева о формировании человеческого капитала
Престиж инженерного образования зависит от инвестиций
Елена Дианова: История приобретает новое назначение
PISA-2012: мы ждем перемен?
Реструктуризация образовательной системы Татарстана
Александр Климов о государственной образовательной политике
Ирина Святицкая о тенденциях рынка труда
Владимир Литвиненко: будущее – за инвестициями в технологии, а не в ресурсы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
#99Новосибирский юридический институт (филиал) ТГУ готовит востребованные кадры
#96Исследовательское образование
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#104Дайджест № 104 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство