Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Оксана Орачева о формировании человеческого капитала

Формирование человеческого капитала – задача, требующая для своей реализации благоприятных условий и эффективных инвестиций. Отвечая запросам времени и предвосхищая будущее, Благотворительный фонд Владимира Потанина формирует общественную среду, где ценностями являются творчество, профессионализм и добровольческая активность. О деятельности организации рассказывает генеральный директор О.И.Орачева.

Просмотров: 201

Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.

Формирование человеческого капитала – задача, требующая для своей реализации благоприятных условий и эффективных инвестиций. Отвечая запросам времени и предвосхищая будущее, Благотворительный фонд Владимира Потанина формирует общественную среду, где ценностями являются творчество, профессионализм и добровольческая активность. О деятельности организации рассказывает генеральный директор Оксана ОРАЧЕВА.

– Оксана Ивановна, Благотворительный фонд Владимира Потанина уже почти двадцать лет реализует масштабные проекты в сферах образования, культуры и развития филантропии. В 2016 году было заявлено о новой стратегии деятельности организации. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.

– Основным инструментом деятельности фонда были и остаются открытые грантовые конкурсы, благодаря которым одаренные люди любого возраста получают необходимую поддержку. В то же время с помощью конкурсов можно решить далеко не все социально значимые задачи. Их очевидные плюсы одновременно являются минусами: достаточно жесткие правила и процедуры отбора, небольшая длительность (от года до трех лет) и ряд других.

В этой связи мы решили, что параллельно будем давать возможность произрастать другим инициативам. Так к традиционным открытым конкурсам добавились совместные проекты с уже зарекомендовавшими себя организациями и людьми. Например, разнонаправленные междисциплинарные исследования, имеющие существенный социальный эффект. Среди таковых в сфере образования можно отметить проект Томского государственного университета по формированию критериев оценки эффективности магистерских программ. Еще один пример сотрудничества, но уже в сфере культуры – совместный с Третьяковской галереей проект «Культурное лидерство».

Важно, что эти и другие проекты являются в некотором роде попыткой философской рефлексии, помогают ответить на вопросы о назначении человека в современном обществе и смысле его деятельности.

– Такой проект фонда, как рейтинг вузов, зарекомендовал себя в качестве одной из наиболее авторитетных независимых оценок качества обучения в российских высших образовательных организациях. В чем его специфика?

– Рейтинг существует уже более десяти лет и составляется по результатам участия вузов в стипендиальной программе фонда. Исследование не является классическим, поскольку в его основе лежит оценка не качества образования как такового, а того, насколько сложившаяся среда стимулирует активность студентов, заставляет человека развиваться, создавать новые продукты, участвовать в конкурсах, вовлекаться в общественную жизнь, воспитывает лидеров. Такие критерии позволяют оценить, насколько у университета «человеческое лицо». С этой точки зрения этот проект очень важен, и мы намерены его продолжать.

​До сих пор жив стереотип, что образование только для молодых, однако на примере наших стипендиатов, чей возраст варьируется от двадцати до шестидесяти лет, мы видим, как в общественном сознании постепенно происходят изменения.

– Формирование нового поколения лидеров – одна из задач, упоминаемых в миссии фонда. На ваш взгляд, как сегодня в России обстоит дело с лидерским потенциалом?

– Уверена, что людей, обладающих лидерским потенциалом и реализующих его на практике, у нас достаточно много. Просто иногда им нужно помочь раскрыться, создав соответствующие условия.

Каким вообще должен быть лидер? Прежде всего, умеющим адаптироваться к стремительно меняющейся среде, тем более что это обусловлено самим характером современного образования, которое, как известно, должно соответствовать целям опережающего развития.

Если судить о лидерском потенциале на примере наших стипендиатов, то он довольно высок. Тысячи людей, участвующих в конкурсах фонда, готовы показать, почему считают себя лидерами, да и сам механизм конкурсного отбора таков, что на лидерские компетенции обращается большое внимание. Кроме того, участие в конкурсе помогает тем же студентам-магистрантам сделать первый шаг в осознании важности социальных навыков, которым университет обучает не в том объеме, который необходим специалисту завтрашнего дня.

– Бытует мнение, что все начинается со школы. Реализует ли фонд программы по формированию лидерских качеств на этой ступени образования?

– Одна из возможностей развития лидерских качеств, которую использует фонд, – более тесная связка образования и общества через реализацию совместных проектов. Например, с участием студентов или выпускников, которые идут в школу и мотивируют абитуриентов к учебе с целью «заполучить» в перспективе талантливых и целеустремленных сокурсников, сограждан. Как показывает практика, такие проекты успешны, нередко они выходят за рамки отдельных вузов и начинают функционировать в масштабе страны: например, проект «Ньютон Парк» в Красноярске.

Отмечу, что способствующие развитию лидерских качеств совместные проекты могут быть реализованы не только в формате взаимодействия со школьниками, но и с представителями старшего поколения. В частности, участники нашей стипендиальной программы из НИУ ВШЭ предложили очень интересный проект, в рамках которого люди пенсионного возраста помогают обучать иностранцев русскому языку через «Skype».

К сожалению, до сих пор жив стереотип, что образование только для молодых, однако на примере наших стипендиатов, чей возраст варьируется от двадцати до шестидесяти лет, мы видим, как в общественном сознании постепенно происходят изменения. Это не абстрактные цифры, которые уже мало кого убеждают. За ними стоят истории реальных людей, выступающих в качестве ролевых моделей для остальных. Главное, что требуется от участников наших программ, – это готовность к переменам.

– Можно ли сказать, что магистратура сегодня – это реальная возможность для людей, в том числе не студенческого возраста, найти себя и реализовать?

– Конечно, тем более магистратура имеет ряд важных преимуществ. В связи с тем, что на этот уровень высшего образования не обязательно поступать сразу после окончания бакалавриата, у вчерашнего студента появляется время осознать, в каком направлении двигаться дальше.

Также в магистратуру можно поступать в любом возрасте, а это значит, у человека появляется реальная возможность изменить или скорректировать свою жизненную траекторию, даже при наличии объективных ограничений. Понятно, например, что без базового образования врачом не станешь, но вполне реально выучиться на управленца в сфере здравоохранения.

Еще один существенный плюс – иной принцип обучения, предполагающий активное участие студентов. Взаимодействуя более тесно с преподавателем, магистрант выступает не как потребитель, а как соучастник образовательного процесса, что, безусловно, влияет на результат.

В целом же снижается процент фатализма в развитии образовательной и личностной траектории. Человек видит «маячки», на которые может ориентироваться, но при этом они не мешают ему свернуть с пути, если есть такая необходимость.

– С 2019 года количество бюджетных мест для магистрантов сократится более чем в полтора раза. Каким образом это законодательное решение может повлиять на развитие ресурсов, которые благодаря реализации магистерских программ начали раскрываться?

– У любого законодательного решения всегда есть плюсы и минусы. Кроме того, необходимо оценивать его эффекты в более широком историко-культурном контексте.

В случае с таким решением важно понимать, что бакалавриат – это нормальное высшее образование, и всем в магистратуру не надо. Конечно, сокращение, с точки зрения вузовской экономики, – факт неприятный. С другой стороны, выживут только те магистерские программы, которые действительно востребованы сегодня и работают на «завтра», а закроются – формальные, существующие для галочки. Лишь бы эти изменения не происходили волюнтаристским образом. Необходим баланс, чтобы вместе с водой не выплеснуть и ребенка.

Беседовала Людмила СУЛЬДИНА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Фонд В. Потанина: новые претенденты на получение грантов
Обновленная стипендиальная программа фонда В. Потанина
В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
Стипендиальная программа В. Потанина меняет свой формат
Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
Изменились условияучастия в программах Благотворительного фонда В.Потанина
Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»
Благотворительный фонд В.Потанина представил рейтинг российских университетов
Саратовский госуниверситет в числе лучших вузов России
Владимир Потанин сделает взнос в Фонд целевого капитала ЮФУ

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ