Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Оксана Орачева о формировании человеческого капитала

Формирование человеческого капитала – задача, требующая для своей реализации благоприятных условий и эффективных инвестиций. Отвечая запросам времени и предвосхищая будущее, Благотворительный фонд Владимира Потанина формирует общественную среду, где ценностями являются творчество, профессионализм и добровольческая активность. О деятельности организации рассказывает генеральный директор О.И.Орачева.

Просмотров: 62

Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.

Формирование человеческого капитала – задача, требующая для своей реализации благоприятных условий и эффективных инвестиций. Отвечая запросам времени и предвосхищая будущее, Благотворительный фонд Владимира Потанина формирует общественную среду, где ценностями являются творчество, профессионализм и добровольческая активность. О деятельности организации рассказывает генеральный директор Оксана ОРАЧЕВА.

– Оксана Ивановна, Благотворительный фонд Владимира Потанина уже почти двадцать лет реализует масштабные проекты в сферах образования, культуры и развития филантропии. В 2016 году было заявлено о новой стратегии деятельности организации. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.

– Основным инструментом деятельности фонда были и остаются открытые грантовые конкурсы, благодаря которым одаренные люди любого возраста получают необходимую поддержку. В то же время с помощью конкурсов можно решить далеко не все социально значимые задачи. Их очевидные плюсы одновременно являются минусами: достаточно жесткие правила и процедуры отбора, небольшая длительность (от года до трех лет) и ряд других.

В этой связи мы решили, что параллельно будем давать возможность произрастать другим инициативам. Так к традиционным открытым конкурсам добавились совместные проекты с уже зарекомендовавшими себя организациями и людьми. Например, разнонаправленные междисциплинарные исследования, имеющие существенный социальный эффект. Среди таковых в сфере образования можно отметить проект Томского государственного университета по формированию критериев оценки эффективности магистерских программ. Еще один пример сотрудничества, но уже в сфере культуры – совместный с Третьяковской галереей проект «Культурное лидерство».

Важно, что эти и другие проекты являются в некотором роде попыткой философской рефлексии, помогают ответить на вопросы о назначении человека в современном обществе и смысле его деятельности.

– Такой проект фонда, как рейтинг вузов, зарекомендовал себя в качестве одной из наиболее авторитетных независимых оценок качества обучения в российских высших образовательных организациях. В чем его специфика?

– Рейтинг существует уже более десяти лет и составляется по результатам участия вузов в стипендиальной программе фонда. Исследование не является классическим, поскольку в его основе лежит оценка не качества образования как такового, а того, насколько сложившаяся среда стимулирует активность студентов, заставляет человека развиваться, создавать новые продукты, участвовать в конкурсах, вовлекаться в общественную жизнь, воспитывает лидеров. Такие критерии позволяют оценить, насколько у университета «человеческое лицо». С этой точки зрения этот проект очень важен, и мы намерены его продолжать.

​До сих пор жив стереотип, что образование только для молодых, однако на примере наших стипендиатов, чей возраст варьируется от двадцати до шестидесяти лет, мы видим, как в общественном сознании постепенно происходят изменения.

– Формирование нового поколения лидеров – одна из задач, упоминаемых в миссии фонда. На ваш взгляд, как сегодня в России обстоит дело с лидерским потенциалом?

– Уверена, что людей, обладающих лидерским потенциалом и реализующих его на практике, у нас достаточно много. Просто иногда им нужно помочь раскрыться, создав соответствующие условия.

Каким вообще должен быть лидер? Прежде всего, умеющим адаптироваться к стремительно меняющейся среде, тем более что это обусловлено самим характером современного образования, которое, как известно, должно соответствовать целям опережающего развития.

Если судить о лидерском потенциале на примере наших стипендиатов, то он довольно высок. Тысячи людей, участвующих в конкурсах фонда, готовы показать, почему считают себя лидерами, да и сам механизм конкурсного отбора таков, что на лидерские компетенции обращается большое внимание. Кроме того, участие в конкурсе помогает тем же студентам-магистрантам сделать первый шаг в осознании важности социальных навыков, которым университет обучает не в том объеме, который необходим специалисту завтрашнего дня.

– Бытует мнение, что все начинается со школы. Реализует ли фонд программы по формированию лидерских качеств на этой ступени образования?

– Одна из возможностей развития лидерских качеств, которую использует фонд, – более тесная связка образования и общества через реализацию совместных проектов. Например, с участием студентов или выпускников, которые идут в школу и мотивируют абитуриентов к учебе с целью «заполучить» в перспективе талантливых и целеустремленных сокурсников, сограждан. Как показывает практика, такие проекты успешны, нередко они выходят за рамки отдельных вузов и начинают функционировать в масштабе страны: например, проект «Ньютон Парк» в Красноярске.

Отмечу, что способствующие развитию лидерских качеств совместные проекты могут быть реализованы не только в формате взаимодействия со школьниками, но и с представителями старшего поколения. В частности, участники нашей стипендиальной программы из НИУ ВШЭ предложили очень интересный проект, в рамках которого люди пенсионного возраста помогают обучать иностранцев русскому языку через «Skype».

К сожалению, до сих пор жив стереотип, что образование только для молодых, однако на примере наших стипендиатов, чей возраст варьируется от двадцати до шестидесяти лет, мы видим, как в общественном сознании постепенно происходят изменения. Это не абстрактные цифры, которые уже мало кого убеждают. За ними стоят истории реальных людей, выступающих в качестве ролевых моделей для остальных. Главное, что требуется от участников наших программ, – это готовность к переменам.

– Можно ли сказать, что магистратура сегодня – это реальная возможность для людей, в том числе не студенческого возраста, найти себя и реализовать?

– Конечно, тем более магистратура имеет ряд важных преимуществ. В связи с тем, что на этот уровень высшего образования не обязательно поступать сразу после окончания бакалавриата, у вчерашнего студента появляется время осознать, в каком направлении двигаться дальше.

Также в магистратуру можно поступать в любом возрасте, а это значит, у человека появляется реальная возможность изменить или скорректировать свою жизненную траекторию, даже при наличии объективных ограничений. Понятно, например, что без базового образования врачом не станешь, но вполне реально выучиться на управленца в сфере здравоохранения.

Еще один существенный плюс – иной принцип обучения, предполагающий активное участие студентов. Взаимодействуя более тесно с преподавателем, магистрант выступает не как потребитель, а как соучастник образовательного процесса, что, безусловно, влияет на результат.

В целом же снижается процент фатализма в развитии образовательной и личностной траектории. Человек видит «маячки», на которые может ориентироваться, но при этом они не мешают ему свернуть с пути, если есть такая необходимость.

– С 2019 года количество бюджетных мест для магистрантов сократится более чем в полтора раза. Каким образом это законодательное решение может повлиять на развитие ресурсов, которые благодаря реализации магистерских программ начали раскрываться?

– У любого законодательного решения всегда есть плюсы и минусы. Кроме того, необходимо оценивать его эффекты в более широком историко-культурном контексте.

В случае с таким решением важно понимать, что бакалавриат – это нормальное высшее образование, и всем в магистратуру не надо. Конечно, сокращение, с точки зрения вузовской экономики, – факт неприятный. С другой стороны, выживут только те магистерские программы, которые действительно востребованы сегодня и работают на «завтра», а закроются – формальные, существующие для галочки. Лишь бы эти изменения не происходили волюнтаристским образом. Необходим баланс, чтобы вместе с водой не выплеснуть и ребенка.

Беседовала Людмила СУЛЬДИНА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: людмила сульдина, ао-103, рейтинг, томский государственный университет, распределение бюджетных мест, фонд потанина

Похожие материалы:
Программа «Целевые капиталы: стратегия роста» Фонда Владимира Потанина
Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
Открытие стратегической сессии Международного академического совета в ТГУ
Благотворительный фонд В.Потанина представил рейтинг российских университетов
В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
Бюджетных мест по педагогическим направлениям подготовки станет больше
Саратовский госуниверситет в числе лучших вузов России
Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»
Профессиональное сообщество высоко оценило работу физиков ТГУ
ТГУ и Маастрихтский университет: будущее в кооперации

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#102Опыт дуального обучения и перспективы его развития
#104Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
#104Елена Дзятковская: «На путь проб и ошибок у нас, вероятно, не осталось времени»
#105Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
#108Образовательные стандарты: проверка временем
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний