Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Состоялась презентация второго рейтинга университетов стран БРИКС

53 университета из России вошли в новый рейтинг университетов стран БРИКС «QS World University Rankings: BRICS 2014». В этом году рейтинг продемонстрировал положительную динамику российских университетов и стабильный прогресс в некоторых ключевых индикаторах.

Просмотров: 1180

18 июня 2014 года состоялась презентация уже второго рейтинга университетов стран БРИКС «QS World University Rankings: BRICS», в котором сравниваются вузы Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Всего в этом году было аудировано 395 университетов, 95 из которых из России. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) впервые вошёл в этот рейтинг, заняв 131-140 место и 30 место — в рейтинге среди российских вузов.

В этом году рейтинг продемонстрировал положительную динамику российских университетов и стабильный прогресс в некоторых ключевых индикаторах. Однако он также показал, что вузам России ещё многое предстоит сделать, прежде чем они смогут вести конкуренцию с лучшими университетами мира.

Главная идея БРИКС продемонстрировать, что будущее мира находится в руках не только традиционных игроков, таких как США, Европа и Япония. Александр Климов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, говорит: «Начиная с 2012 года Россия не просто взяла курс на интеграцию в международное образовательное пространство, но и начала реализовать ряд мер, направленных на помощь университетам в достижении этой цели. Так, в частности существенно повысилась прозрачность отчётности и данных о вузах (основные параметры деятельности практически всех российских вузов доступны на сайте МОН), ряд вузов получили государственную поддержку на международный рекрутинг профессорско-преподавательского состава, обеспечена национальная подписка на  библиометрические базы данных, профинансированы исследовательские проекты с привлечением международных партнёров.

Первые плоды видны уже сегодня — многие вузы оптимизируют свою структуру, поддерживают молодых учёных, учатся самоаудиту и самооценке, опираясь на реальные данные, а не отчёты „для галочки“. Разумеется, система высшего образования меняется довольно медленно, но тот факт, что с каждым годом всё больше российских вузов входит в международные рейтинги университетов косвенно подтверждает, что мы на верном пути».

Рейтинг БРИКС подчёркивают сильные стороны российских вузов. В отличие от многих крупных научно-исследовательских институтов других стран БРИКС, российские университеты отличаются исключительно низким соотношением числа студентов к числу преподавателей, что говорит об их селективном характере и относительно пристальном внимании к каждому студенту во время учёбы. Если бы составлялся рейтинг по именно этому показателю, Россия заняла бы в нём 17 из 20 мест, в  том числе все первые 12. Однако это, пожалуй, единственный выдающийся позитивный результат — если говорить об остальных индикаторах рейтинга БРИКС как, например, индексе цитирования и научно-публицистической продуктивности, интернационализации или восприятии российских университетов международными учеными и работодателями, то становится ясно, что российским вузам есть ещё над чем потрудиться.

Тем не менее, второй выпуск рейтинга университетов стран БРИКС «QS World University Rankings: BRICS» показывает, что показатели российских университетов постепенно повышаются. Такую тенденцию можно заметить и в глобальном контексте, как показывает QS World University Rankings. Эти исследования свидетельствуют о обязательствах российской системы высшего образования к  созданию институтов мирового класса.

Зоя Зайцева, региональный директор QS в Восточной Европе и Центральной Азии, говорит: «Очень интересно наблюдать за шагами, которые предпринимают университеты и Министерство образования и науки, чтобы поддержать рост и глобальные амбиции российских вузов. Эти усилия находят своё отражение в международных рейтингах, и сегодня всё большее число российских университетов не только попадают в списки, но и прогрессируют относительно быстрыми темпами по направлению к вершине».

Зоя продолжает: «Основным вызовом для России является продолжать инвестировать в исследования и интернационализацию и никогда не расслабляться, ведь для того, чтобы сохранить свои позиции в рейтинге, университеты должны постоянно совершенствоваться. В современном мире даже чтобы оставаться на месте, нужно бежать очень быстро».

Россия объявила о планах по вхождению пяти университетов в топ-100 к 2020 году, в то время как у  Индии анонсированы амбиции создать 14 университетов мирового класса в соответствии с политикой правительства «притока мозгов». Рейтинг университетов стран БРИКС «QS World University Rankings: BRICS» будет хорошим отражением успеха этих инициатив, он также подчеркнёт и другие миссии академических институтов в этих странах. Расширение списка вузов от 100 в 2013 до 200 в 2014 году показывает важность сектора высшего образования в развивающихся рынках и повышенный интерес участников со всего мира узнать больше о ключевых университетах стран БРИКС.

Методология

После подробных консультаций с экспертами из разных регионов, было отобрано восемь индикаторов, охватывающих четыре ключевые области, которые лежат в основании всех рейтингов QS: исследовательская и учебная деятельность, трудоустройство и уровень интернационализации. Эти индикаторы разбиваются на восемь показателей:

  1. Академическая репутация (30%) — основана на глобальном опросе представителей академического сообщества, которым предлагается определить лучшие университеты в своей области исследований.
  2. Репутация среди работодателей (20%) — основана на глобальном опросе компаний, которым предлагается определить университеты, производящие лучших выпускников.
  3. Соотношение числа студентов к числу сотрудников профессорско-преподавательского состава (ППС) (20%) — число студентов, приходящихся на одного преподавателя (это дает косвенную возможность судить о качестве преподавания).
  4. Доля сотрудников с учёной степенью (10%) — соотношении числа ППС, имеющих научную степень, к общему числу ППС.
  5. Количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава (10%).
  6. Количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (5%) — частота, с  которой исследования данного учреждения цитируется другими исследователями.
  7. Доля международных сотрудников (2,5%).
  8. Доля иностранных студентов (2,5%).

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: МАИ, качество образования, рейтинги

Похожие материалы:
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
Итоги приемной кампании в ведущих вузах Сибири
Рост УрФУ в рейтинге стран развивающейся Европы и Центральной Азии
Национальное академическое ранжирование вузов Казахстана
Как высшей школе шагнуть выше
Ассоциация ведущих вузов обсудила подходы к оценке эффективности вузов в 2014 году
АлтГУ – единственный из вузов Алтайского края в рейтинге QS EECA 2015
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Участие в мониторинге станет обязательным для всех вузов
К вопросу об образовательной компоненте качества вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (118) 2020

Кадры новой формации не появятся сами по себе – их нужно правильно готовить. Для прорывных исследовательских решений необходимы как надлежащие условия, так и слаженная работа в команде. Развитие социально-экономического потенциала страны - это, прежде всего, приумножение человеческого капитала. Об этом и не только - в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110Лидер профессионального образования Владимирской области
#112Технические кадры для гражданской авиации России
#111Прививая хороший вкус к культурным ценностям
#109Будущее рынка труда в России и мире
#110Профессиональная подготовка медицинских специалистов
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ